Пропаганда: экономический подход Белянин Алексей Владимирович МИЭФ НИУ ВШЭ ( BELab НИУ ВШЭ ( Icef-research@hse.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Advertisements

Подготовил студент 3 курса, СО-3 Минаев Иван. Определение Политическая реклама - реклама политических партий (объединений), органов государственной власти,
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Средства массовой информации. Как СМИ влияют на общество? МБОУ Сергачская СОШ 1.
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация: Правильный ответ.
Роль СМИ в политической жизни Подготовила: Похабова Мария ученица 11 «А» класса БСОШ 1.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
Тема проекта: Mass Media (СМИ) 2009/10 уч.год Творческое название проекта: TV OR NOT TV? Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «СОШ села Новая Елюзань.
«…Если вы заботитесь о своём пищеварении, …Боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет. - Гм…Да ведь других нет.» (М.Булгаков «Собачье сердце»)
Политический процесс Лекция. Вопросы: 1. Понятие и типы политических процессов. 1. Понятие и типы политических процессов. 2. Основные стадии политического.
Контент-анализ. (от англ. contens содержание) метод качественно-количественного анализа содержания текстов с целью выявления или измерения различных фактов.
Курсовая работа на тему «Возможности ИКТ в управлении внеучебной деятельностью» Выполнила магистрант Н.В.Рязанова Научный руководитель проф. Н.А.Заиченко.
Коррупция Рубен Ениколопов Российская экономическая школа.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
Специфика формирования протестных настроений и протестных действий в субъектах Российской Федерации Соколов Александр Владимирович, кандидат политических.
Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства. Какую.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Реклама как форма коммуникаций СТУДЕНТКА 1 КУРСА АБР/БАК-18 МАЛИНОВСКАЯ ЯНА.
Коммуникационного воздействия. 1. Определение понятия «пропаганда» 2. Виды пропаганды 3. Источники пропагандистского воздействия 4. Функции пропаганды.
Транксрипт:

Пропаганда: экономический подход Белянин Алексей Владимирович МИЭФ НИУ ВШЭ ( BELab НИУ ВШЭ (

Экономика – наука о Народном хозяйстве Распоряжении редкими ресурсами Моделях рационального поведения в экономических контекстах И не только в них: везде где есть выбор одной из нескольких альтернатив, есть место для экономического анализа Для науки экономики характерен позитивный, не нормативный и не прескриптивный подход к анализу любых решений – в экономике, социальной жизни, образовании, медицине, искусстве, политике, личной жизни...

Пропаганда «намеренная, систематическая попытка скорректировать восприятие, манипулировать сознанием и направлять поведение людей с тем, чтобы добиться ответа, который соответствовал бы намерениям пропагандиста» ( Garth Jowett and Victoria O'Donnell, Propaganda and Persuasion, California: Sage Publications, 2014) «распространение информации – фактов, доводов, слухов, полуправды или лжи – чтобы повлиять на общественное мнение... посредством символов (слов, жестов, плакатов, монументов, музыки, одежды, отличительных знаков, стилей причёсок, рисунков на монетах и почтовых марках и т. д.). Преднамеренность и относительно сильный упор на манипуляцию отличают пропаганду от обычного общения или свободного обмена идеями. У пропагандиста есть конкретная цель или набор целей. Чтобы достичь их, пропагандист преднамеренно отбирает факты, аргументы и символы и представляет их так, чтобы достичь наибольшего эффекта, для чего он может упускать существенные факты или искажать их, и может пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации» (Encyclopaedia Britannica) Эдвард Бернейс описывает пропаганду как «механизм широкомасштабного внушения взглядов», отмечая, что негативный или позитивный оттенок внушения напрямую зависит от целей пропаганды и правдивости информации, которую она содержит. Таким образом, пропагандой можно назвать практически все, что можно увидеть в СМИ: будь то реклама или информационно-аналитическая статья. Эффективность и необходимость пропаганды Э. Бернейс оправдывает «борьбой с инерцией общества» Термин «пропаганда» возник в XVII в. применительно к распространению христианской веры среди языческих народов, когда при римской католической церкви была создана Конгрегация Пропаганды Веры (Sacra Congregatio de Propagande Fide) – организация, координирующая идеологическую борьбу католиков против протестантов (Diggs-Brown Barbara, 2011).

Пропаганда: Представления людей в отсутствие пропаганды b(0) входят в их функцию полезности и влияют на поведение max x u(x|b) => x'= argmax x u(x|b(0)) Пропаганда влияет на представления b(a), и может смещать оптимальное решение x*= argmax x u(x|b(a)) x'= argmax x u(x|b(0)) Информационная война: Нормальное взаимодействие двух сторон x,y также зависит от представлений обоих сторон b 1, b 2 и от их поведения max x u(x,y|b 1 ) и argmax y u(y,x|b 2 ) и равновесие в игре x'= argmax x u(x,y'|b 1 (0)), y'= argmax y u(y,x'|b 2 (0)), Но если две стороны ведут каждая свою пропаганду, влияя на представления друг о друге, это искажает не только поведение своей стороны x,y (прямой эффект), но и поведение другой стороны, подчас подтверждая пропагандистские заявления x*=argmax x u(x,y*|b 1 (a 1 )), y*=argmax y u(y,x*|b 2 (a 2 )) Определение

Примеры гг. радиотрансляции мифа «Ангелы Монса», который в 1915 г. был выпущен в аудио-формате для фонографа. Это была аудио версия легендарной истории о том, как небольшое подразделение британской армии, воевавшее в Бельгии, под городом Монс, спаслось от атаки превосходящих сил противника, потому что на их сторону чудесным образом встало войско ангелов. Crook T. Vocalizing the Angels of Mons: Audio Dramas as Propaganda in the Great War of 1914 to Societies 2014, 4, Строительство немецких автомагистралей в гг., во многом благодаря которому Адольфу Гитлеру и НСДАП удалось добиться поддержки населения (Voigtländer, N, Voth, H. Highway to Hitler, 2014, Working Papers 769, Barcelona Graduate School of Economics), преподносилось как проявление компетентности и эффективности политического режима НСДАП, контрастируя с неисполненными обещаниями правительства Веймарской республики.

Механизмы « Наклеивание ярлыков» (name labeling) на психо-эмоциональном уровне дает оценку объекту и указывает реципиенту, как к объекту следует относиться (чаще негативно) – например, ярлыки «майдауны», «каратели», «хунта»; «Блистательная неопределенность» (glittering generality) взывает к положительным чувствам реципиента и заставляет его согласиться с оценкой автора без рассмотрения доказательств – например, Петр Порошенко сказал в своей речи, обращаясь к населению Юго-Востока Украины: «С чем я, как президент, приеду к вам в самое ближайшее время? С миром»; «Перенос» (transfer) создает ассоциативную связь между тем, что ценится, имеет авторитет, и пропагандируемой идеей – например, называть лояльность к власти патриотизмом, чтобы спроецировать положительную коннотацию понятия «патриотизм» на действующий политический режим; «По рекомендации» (testimonial) подразумевает цитирование оценочных суждений авторитетов, знаменитых людей, экспертов – например, цитирование Джен Псаки, имя которой стало синонимом для невежественного человека, речь которого наполнена противоречивыми, зачастую лживыми, фактами, используется для того, чтобы подчеркнуть некомпетентность США в вопросах Украины; «Простонародность» (plain folks) представляет автора пропагандируемой идеи как человека из народа, близкого по духу целевой аудитории – например, «глава государства по традиции проводит пасхальную ночь в главном храме страны»; «Подтасовка карт» (card stacking) представляет собой однобокий подбор фактов (не всегда правдивых) в поддержку пропагандируемой идеи, нелицеприятные факты замалчиваются – например, часто используемая фраза «при Сталине такого не было»; «Общая платформа» (bandwagon effect) нацелена на феномен стадного поведения, призывая реципиента присоединиться к идее, поддержанной большинством – например, фраза «бизнес-сообщество здесь видит в России динамично развивающийся рынок» убеждает зрителя, что все предприниматели Италии стремятся к поддержанию торговых отношений с Россией.

Механизмы Информационные вбросы: Позитивные (герои-панфиловцы) или негативные (то ли он украл, то ли у него украли) работают через привлечение внимания своими коннотациями, независимо от правдивости информации Правило 60:40 (приписывается Геббельсу) Шокирующая информация: чем более наглая ложь, тем скорее в нее поверят.

Возможности пропаганды 1. Традиционный взгляд: формирует общественные предпочтения, воздействуя на общественное мнение, что привлекательно для политиков (Edward S. Herman, Noam Chomsky, Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media, Pantheon books, 1988; Nicholas O'Shaughnessy. Politics and Propaganda: Weapons of Mass Seduction, Manchester University Press, 2000)Edward S. HermanNoam ChomskyNicholas O'Shaughnessy 2. Современный взгляд: скорее способна поправить, но не сформировать их. Когда СМИ (газеты, телеканалы и пр.) заинтересованы в сохранении своей аудитории, они даже при наличии конкуренции могут быть заинтересованы в трансляции не объективной, а смещенной (slanted) информации, закрепляющей и подтверждающей представления своих целевых аудиторий. (Hayakawa, 1940; (Patterson and McClure, 1976; Iyengar e.a., 1982; Mullainathan and Shleifer, 2005, Gerber e.a., 2009 и мн.др.).

Возможности пропаганды 3. Формирование повестки дня - газеты и телевидение держат граждан в курсе общественно-политической жизни страны, а осведомленность общества, в свою очередь, может стимулировать государство к решению важных социальных проблем (Besley and Burgess, 2002). 4. Воздействование на представления людей о благе и не-благе тех или иных политических позиций, повышая тем самым их осведомленность, и способствуя формированию позиций, если они еще не сформированы – напр., если тема для людей новая (DiTella e.a., 2012).

Примеры DellaVigna and Kaplan (2007) исследовали, как расширение сети вещания телеканала FOX NEWS (республиканский) в гг. сказалось на результатах президентских выборов и выборов в Сенат. За 4 года вещание FOX NEWS появилось в 20% городов США. Президентские выборы 2000 г. показали увеличение голосов за кандидата-республиканца на % в тех городах, где с 1996 г. появился телеканал FOX NEWS. По результатам выборов в Сенат, FOX NEWS убедил по крайней мере 3-8% зрителей голосовать за Республиканскую партию. Geber e.a. (2009) провели масштабный полевой эксперимент, предложив жителям столичного региона США (штата Вирджиния) бесплатные подписки на самые популярные издания (Washington Post и Washinton Times), поддерживавшие кандидатов от различных партий в преддверии местных выборов. Их результаты, основанные на опросах респондентов, попавших в ту или иную экспериментальную группу, позволили констатировать некоторый (на уровне 8 процентных пунктов) положительный эффект такого воздействия с точки зрения поддержки оппозиционного (демократического) кандидата, хотя и этот эффект оказался не очень сильным.

Пропаганда в действии Эффект воздействия радио на политические взгляды общества был также исследован в работе Adena, M., Enikolopov, R., Petrova, M., Santarosa, V., Zhuravskaya, E. Radio and the Rise of the Nazis in Prewar Germany. Используя временные и географические различия в доступности радио, исследователи установили, что до прихода к власти национал-социалистической немецкой рабочей партии, в гг., доступность такого информационного канала как радио негативно сказывалась на общественной поддержке партии. Спустя всего 5 недель после назначения Гитлера канцлером и смены политической ориентации радио – теперь оно было подвластно Гитлеру и его соратникам – этот эффект был преодолен. С другой стороны, антисемитская пропаганда принесла двусмысленные результаты: на территориях с исторически более высоким уровнем враждебности к евреям пропаганда усилила антисемитские настроения, в то время как в местностях с населением более лояльным к евреям антисемитская пропаганда вызвала падение популярности нацистской партии. К похожим результатам пришли те же авторы (DellaVigna e.a., 2014), исследуя роль радио в недавней Балканской войне. Их опросы выявили, что доступность сербских радиостанций в Хорватии значительно усиливалат антисербские настроения у местного населения, о чем можно было судить по увеличению пропорции голосов, отданных за ультра-националистские партии, а также по большому количеству не толерантных граффити в отдельных регионах. Исследователям пришлось провести огромную работу, исследуя мелкие приграничные поселения Хорватии, выявляя доступность радиосигнала, а также частоту и длительность прослушивания сербских радиостанций.

Yanagizawa-Drott, D. Propaganda and Conflict: Evidence from the Rwandan Genocide, В Руанде в 1994 г. имел место геноцид народности тутси (меньшинства, 10% населения) со стороны большинства (хуту) – погибло по разным оценкам от 500 тыс. до 1.5 млн. человек. Остановить его смог только новый президент Paul Kagame – лидер Rwandian Patriotic Front (RPF), победивший Хуту; миротворцы ООН оказались бессильны. Большой вклад в разжигание ненависти, как считалось, внесло Radio T ́el ́evision Libre des Mille Collines (RTLM) – международный трибунал по Руанде осудил его руководителей. Однако где доказательства? В исследовании использовались данные о доступности радиосигнала в отдельных поселениях, а также официальные документы, регистрирующие совершения убийств и прочих преступлений на территории Руанды как силами военных, так и волонтерами хуту. Пропаганда в действии: Руанда 1994

Очевиден ли эффект радио?

Руанда 1994 Тем не менее он присутствует в среднем: проанализировав данные более чем 1000 населенных пунктов, автор показал что радио увеличило число жертв среди тутси примерно на 10% Эффект был и в соседних деревнях Сильнее среди необразованных людей и там где тутси было меньше Устойчив к разным спецификациям модели. В дальнейшем автор показал, что в деревнях, где геноцид был сильнее, после его окончании темпы экономического и социального развития были выше (!)

СМИ и повседневное поведение La Ferrara, E., Chong, A., Duryea, S. Soap Operas and Fertility: Evidence from Brazil показывает, как популярность «мыльных опер» сказалась на рождаемости в Бразилии. Авторы статьи доказали, чт со входом на рынок телекомпании Rede Globo, монополиста в области производства теленовелл, уровень рождаемости в стране за 40 лет упал на 4 процентных пункта. Годом позже Chong, A., La Ferrara (2009) выявили зависимость между просмотром теленовелл и количеством разводов в Бразилии. Как показал регрессионный анализ, в период с 1970 г. по 1991 г. количество разводов в Бразилии возросло, и авторы ассоциируют эту тенденцию с распространением сети вещания Rede Globo.Soap Operas and Fertility: Evidence from Brazil Многие мифы, такие как «сцены насилия провоцируют насилие в реальной жизни» и «дети тупеют от телевизора», могут быть опровергнуты исследованиями, по крайней мере, частично. Так, Dahl, G., DellaVigna, S. Does Movie Violence Increase Violent Crime? доказывают, что просмотр фильмов со сценами жестокости приводит к трем последствиям: во-первых, уровень тяжких преступлений снижается в вечернее время дня просмотра, во-вторых, в ночное время того же дня уровень преступлений падает еще больше, и, в-третьих, в дни, следующие за просмотром сцен насилия, не наблюдается значимых изменений. Сцены жестокости на экране в некоторой мере являются субститутом насилию в реальной жизни, а также вытесняют потенциально чреватые виды деятельности, такие как употребление алкоголя или наркотиков.Does Movie Violence Increase Violent Crime?

Эффекты телевидения Bhattacharya and Munasib (2008) пришли к выводу, что: телевидение не оказывает негативного эффекта на умственные способности детей, однако его косвенное воздействие может заключаться в том, что просмотр мультиков отнимает время, которое могло быть посвящено учебе. Авторы объясняют, что стереотип негативного воздействия телевидения на успеваемость школьников (детей от 5 до 18 лет) правдив только до тех пор, пока в расчет не берутся характеристики семьи (образование членов семьи, количество членов семьи, контроль родителей и прочее). Если принимать во внимание все факторы, так или иначе влияющие на детей, эффект воздействия телевидения на их успеваемость становится ничтожным.

Методы анализа Эконометрика где y_i измеряемый показатель (отношение к явлению респондента i), s_i показатель воздействия, X_i вектор независимых характеристик индивида, \rho – интересующий нас эффект воздействия на целевой показатель.

Корреляция причинность!

Источники информации Отчет Левада-центра «Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет»

Телеканалы Отчет Левада-центра «Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет»

Отношение россиян к Украине

Содержание картинки контент-анализ первого канала 592 сюжета про Украину. Исследование проводилось методом количественного контент-анализа транскриптов телепередач. Данные обрабатывались как вручную, так и с помощью специализированного программного обеспечения для качественного анализа – ATLAS.ti. За единицу анализа были взяты части текста, соответствующие каждой из выделенных категорий. Поскольку размер этих частей варьировался в зависимости от текста (от одного слова до абзацев текста), за единицу счета была взята частота единиц анализа. В анализе использовалось как латентное кодирование (применительно к скрытой, неявной оценке событий), так и манифестное (применительно к очевидной информации). Латентное кодирование преобладало, поскольку основной акцент исследования смещен в сторону выявления признаков пропаганды и создания эмоционально-психологических образов участников Украинского конфликта. Манифестное кодирование играло вспомогательную роль: оно фиксировало количество сюжетов, относящихся к Украине, и помогало отследить, как менялась структура и «повестка дня» выпусков за весь рассматриваемый период.

Проблемы в эмпирике Нет репрезентативных/рандомизированных данных – в нашем случае, совмещение репрезентативного опроса Левада-центра и репрезентативной телекартинки TNS Gallup Media Смещения в данных (sample selection) – в нашем случае, телеканалы могут обслуживать интересы аудитории Ненаблюдаемые переменные (omitted variable bias) – в нашем случае, отношение россиян к Украине может формироваться независимо от телевидения

Решение: инструментальные переменные Базовая модель: где y_i отношение к Украине, s_i показатель TVR, X_i вектор независимых характеристик индивида. ε_i случайная ошибка. Проблема в том, что на зависимую переменную, кроме s_i, могут повлиять еще и другие факторы A_i (напр., информация из других источников), которые не наблюдаемы: Если нас не интересует эффект этих факторов, несмещенную оценку можно получить, использовав инструментальную переменную z_i, такую что cov(z,s)0 (проверяется), а cov(z,A)=0 (exclusion restriction). Тогда оценкой эффекта телевидения будет ρ = cov(y,z)/cov(s,z), которая очищена от эффектов A, и не смещена. В нашем случае, таким инструментом является телесмотрение предыдущего года, когда не было факторов A (как следует из содержания передач), но аудитория была практически той же.

ukrattCoef.Std. Err.zP>z tvrall lukratt sex age inc educ educ educ educ educ educ educ size size size size fed fed fed fed fed fed event2control ukrbad _cons