Экономика предприятия Раздел I. Фирма в рыночной экономике Тема 1. Предприятие как основное звено экономики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
Advertisements

LOGO Предпринимательство. Бизнес - благородное дело. 1.Процесс создания товаров и оказания услуг, продуктов питания, жилья, бытовых, информационных и.
Тема 1. Понятие об экономике предприятия. Предмет курса Экономика- это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Введение в дисциплину Экономика предприятия. Экономика предприятия это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных.
Производство и издержки 1.Предприятие (фирма) в рыночной экономике. 2.Классификация предприятий. 3. Издержки, их классификация. 4. Цели, задачи и формы.
1.Образование прибыли (Где возникает прибыль: в производстве или на рынке ) 2. Распределение прибыли (Кто присваивает прибыль) 3. Норма прибыли и ее экономическая.
Выполнила Преподаватель Шевченко Н. С... Себестоимость продукции служит базой формирования и совершенствования цен, дохода, прибыли и других финансовых.
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
«Финансы коммерческих организаций: тенденции и проблемы»
ТЕМА «ВИДЫ И ФОРМЫ БИЗНЕСА» Презентация подготовлена учителем ФГОУ СОШ 4 МО РФ Латыповой О.Ш.
Отличия коммерческих юридических лиц от некоммерческих.
Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Объединение коммерческих организаций Понятие и виды.
Формы организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.
Лекция 1 это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое определение прибыли от использования имущества,
Теория производства. Производство деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых.
Выполнила: ученица 11 класса «Б» Дворникова Евгения.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Транксрипт:

Экономика предприятия Раздел I. Фирма в рыночной экономике Тема 1. Предприятие как основное звено экономики

ТЕМА 1. Предприятие как основное звено экономики Предприятие как основа экономической системы : понятие, назначение, роль производственного предприятия, место в рыночной экономике. Общая характеристика предприятия : его цели, задачи, структура, функции. Основные черты предприятия : организационное единство, обособление имущества, оперативно - хозяйственная и экономическая самостоятельность. Общность и различие понятий « предприятие » и « фирма ». Малые и средние фирмы в экономике. Предпринимательская деятельность : сущность, значение, основные функции, объект субъект предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательской деятельности. Порядок образования и ликвидации предприятия как юридического лица.

Роль предприятия в рыночной экономике Роль предприятия в рыночной экономике определяется тем, что ВВП, определяющий благосостояние нации создается на именно на предприятиях. Увеличение ВВП предполагает развитие реального сектора экономики на базе использования новейших технологий. Особенно актуальной становится эта задача в условиях кризиса, связанного с падением цен на нефть, падением курса рубля, сложной международной обстановкой и ожидаемых в результате этого последствий.

Роль предприятия в рыночной экономике : актуальность курса В условиях рыночной конкуренции, отягченной современными экономическими условиями, выживают предприятия, организация и управление которых построены наиболее оптимальным способом. Это предполагает умение управленческого звена : -правильно выбрать, с учетом меняющегося рынка, направление развития ; -организовать производство востребованной продукции или услуги ; -обеспечить высокую прибыль своему предприятию, используя новейшие технологии производства и продвижения. Для решения этих задач необходимо полное понимание того, как функционирует фирма, чем определяется ее конкурентоспособность, какими ресурсами – материальными и трудовыми - она располагает. Это и является предметом курса Экономика предприятия.

Экономика предприятия Экономика как наука изучает теоретические основы и практические формы функционирования рыночных структур, и механизмы взаимодействия субъектов экономической деятельности общества. Согласно определению К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю, экономика – это наука, которая « исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека ». Экономика предприятия – это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов предприятия для производства и реализации товаров и услуг, с целью получения прибыли.

Фирма и предприятие Российские нормативные правовые документы не оперируют понятиями « фирма », « предприятие », « компания ». В Гражданском кодексе Российской Федерации ( гл. 4 « Юридические лица », ст. 50 « Коммерческие и некоммерческие организации ») говорится : « Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности ( коммерческие организации ), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками ( некоммерческие организации ).

Фирма и предприятие Пункт 2 той же статьи гласит : « Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий ». Завершающий п. 4 указанной статьи устанавливает : « Допускается создание объединений коммерческих и ( или ) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов ".

Фирма и предприятие Термины « фирма », « компания », « предприятие » могут с одинаковым основанием использоваться для обозначения организации. В частности, термин « фирма » широко используется в Западной Европе, США, Японии и других странах. Именно термин « фирма » используется для обозначения экономического агента, производящего продукцию и услуги как в макро -, так и в микроэкономической теории.

Фирма : понятие Наиболее кратко и четко определение фирмы сформулировали известные экономисты К. Р. Макконелли и С. Л. Брю : « Фирма - организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями ». Профессор Л. А. Жданова дает следующее определение фирмы : « Под фирмой понимается организационно - хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики и обладающая юридической, производственной, финансовой и организационной самостоятельностью ».

Фирма : понятие и признаки Фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. К числу признаков ( с правовой точки зрения ) относятся : - наличие своего имущества ; - самостоятельная имущественная ответственность ; - право приобретать, пользоваться, распоряжаться собственностью ; -право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке. Фирма может состоять из одного или нескольких предпринимательских предприятий, занимающихся производством продукции, ее реализацией или оказывающих различные услуги.

Производственное предприятие как основа экономики Реальной основой функционирования экономики является производственное предприятие. За счет производственных предприятий существуют все остальные сферы и отрасли экономики, в том числе непосредственно сам рынок ; его инфраструктура ; сферы услуг и др. Основным показателем состояния национальной экономики является валовый продукт – стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных за определенный период времени ( например, за год ). Уровень достигнутого ВВП позволяет оценивать уровень благосостояния населения, рост ВВП страны говорит о росте благосостояния ее населения.

ВВП В состав ВВП входят как материальные, так и нематериальные блага – а именно, услуги. Также в состав ВВП включаются и результаты функционирования социальной сферы ( отрасли нематериального производства, формирующие знания, квалификацию, здоровье, культуру и т. д.). Объем услуг оценивается по расходам на заработную плату, в т. ч. врачей, преподавателей, полицейских, пожарных, финансовых посредников и т. д. Для правильного расчета ВВП необходимо не допускать повторного счета, в нем учитывается стоимость только конечного продукта. Конечными называются товары и услуги, производственный цикл которых завершен и они приобретаются не для дальнейшей обработки или переработки, а для потребления.

ВВП При расчете по производственному методу величина ВВП определяется как сумма добавленной стоимости всех видов производств, действующих в экономике. Добавленная стоимость – это стоимость, добавленная в процессе обработки, представляет собой новый вклад предприятия в результат производства. Добавленная стоимость, которая создается перерабатывающими предприятиями значительно превышает добавленную стоимость, создаваемую в отраслях добывающей промышленности. Этим определяется огромное значение, которое придается развитию именно отраслей обрабатывающей промышленности. Их доля в ВВП является показателем и уровня развития экономики в целом, и индикатором экономической безопасности страны.

Цели, задачи, функции фирмы Целью деятельности фирмы является получение прибыли. В русле этой основной цели может существовать еще целый спектр целей производства, в частности : - увеличение выпуска продукции, работ, услуг ; - рациональное использование всех ресурсов, снижение себестоимости и обеспечение высокоэффективного производства ; - гибкая ценовая политика ; - кардинальное повышение качества продукции, работ, услуг ; - полное использование отходов производства ; - обеспечение оптимальных условий труда и социального развития участников производства.

Цели, задачи, функции фирмы Целая многоуровневая система целей фирмы, которые взаимоувязаны между собой, требует выработки специальной стратегии развития для каждой конкретной фирмы с учетом особенностей ее целей и их иерархии. Деятельность фирмы, нацеленная на получение прибыли, одновременно : -служит насыщению потребительского рынка товарами и услугами ; -способствует активизации структурной перестройке экономики ; -стимулирует внедрение научно - технических достижений ; -способствует повышению эффективности производства, То есть, служит удовлетворению общественных потребностей.

Цели, задачи, функции фирмы К функциям предприятия можно отнести : - изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и рыночным спросом ; - продажу и поставку продукции потребителю ; - послепродажное обслуживание продукции ; - материально - техническое обеспечение производственного процесса на предприятии ; - управление и организацию труда персонала ; - повышение качества продукции ; - снижение удельных издержек и рост объема производства ; - предпринимательство ; - уплату налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет и др.; - соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Цели, задачи, функции фирмы Функции предприятия зависят от : -размера, который определяется объемом производства ; -отраслевой принадлежностью ; -степенью специализации и кооперирования ; -наличием коммерческой и социальной инфраструктур ; -формой собственности ; -взаимоотношениями с местными органами власти.

Структура фирмы Фирма может включать в свой состав одно или несколько предприятий. Организационная структура предприятия определяется такими факторами, как : размер, отрасль, уровень технологии и специализации. Принципиальная схема структура предприятия включает следующие блоки : - цеха основного производства ; - вспомогательные и обслуживающие цеха, склады ; - прочие организации ( подсобные, бытовые ); - органы управления организацией.

Структура фирмы В структуру предприятия входят два крупных блока подразделений : производственные подразделения - с одной стороны, и управленческие и обслуживающие – с другой стороны. Ведущую роль в составе производственных подразделений играют основные цеха и производственные участки. В них непосредственно изготавливается продукция, предназначенная для реализации потребителям. Задачей вспомогательных цехов является обеспечение нормальной и бесперебойной работы основных цехов. К вспомогательным цехам относятся цеха по изготовлению, ремонту, заточке, настройке инструментов и инвентаря ; ремонту зданий, сооружений, машин и оборудования ; обеспечению электричеством и теплом.

Структура фирмы Подразделения, обеспечивающие нормальное функционирование всех основных и вспомогательных цехов и участков, называются обслуживающими. К ним относится : складское хозяйство ; транспорт, обеспечивающий перевозку сырья, готовой продукции и отходов ; связь ; подразделения по очистке и уборке. Состав основных и вспомогательных цехов, а также обслуживающих хозяйств производственного назначения, и существующие связи между ними определяют производственную структуру предприятия.

Структура фирмы Производственная структура предприятия зависит от : -вида и объема выпускаемой продукции ; -форм специализации и характера межфирменной кооперации ; -форм организации труда на фирме ; -и ряда других факторов.

Структура фирмы Выделяют следующие основные виды производственной структуры предприятия : -предметная структура – предполагает, что в каждом основном цехе или на участке производится определенное изделие или его части ( или группы частей ); -технологическая структура : при технологическом типе производственной структуры цеха или участки специализируются на выполнении однородных технологических операций ; -смешанная структура : характеризуется наличием на одном и том же предприятии цехов ( и участков ), сформированных как по предметной, так и по технологической структуре.

Структура фирмы Органы управления связывают между собой все структурные подразделения предприятия. Структура органов управления предприятием складывается в зависимости от размера фирмы, характера выпускаемой продукции, особенностей маркетинга и т. д. К прочим подразделениям относятся социально - бытовые подразделения, которые призваны удовлетворять соответствующие нужды работников и членов их семей, например, столовые, буфеты, базы отдыха, детские сады, медицинские пункты и т. д. Состав производственных, управленческих и обслуживающих подразделений, а также существующие взаимосвязи между ними образуют организационную структуру предприятия ( фирмы ).

Виды предприятий Предприятия различаются по ряду признаков, к которым относятся : - отраслевая специализация : предприятия делятся на промышленные, сельскохозяйственные, предприятия транспорта и связи ; - структура производства : предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Виды предприятий Узкоспециализированные предприятия выпускают однотипную продукцию, занимают свою рыночную нишу и могут сосредоточить все производственные ресурсы на усилении конкурентных преимуществ товара ( это, прежде всего, качество и цена ). Специализацию производства успешно применяют фирмы, спрос на продукцию которых стабилен в среднесрочном периоде ( добывающие и перерабатывающие природные ресурсы предприятия, машиностроительные заводы и др.). Основная прибыль получается за счет эффекта масштаба.

Виды предприятий Многопрофильные предприятия выпускают разноплановую продукцию, которая может принципиально различаться по своему назначению. Динамичный характер спроса и высокий уровень конкуренции между производителями заставляет фирмы диверсифицироваться. Это снижает риски предприятия в случае неблагоприятного изменения рыночной конъюнктуры.

Виды предприятий Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной металлургической промышленности и в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства заключается в том, что одно и то же сырье может использоваться для производства принципиально разной по назначению и своему составу продукции. Либо предприятие выпускает продукцию, которая одновременно является готовой продукцией и полуфабрикатом для дальнейшей обработки на этом же предприятии. Например, металлургическое предприятие выплавляет чугун, часть которого реализуется потребителям, остальное переплавляется в стальные слитки и реализуется потребителю уже в такой форме. Следующий этап – это стальной прокат и т. д. ;

Виды предприятий -основной вид деятельности : по этому признаку предприятия делятся на промышленно - производственные и посреднические. К первой группе относятся производство товаров и услуг ; инновационные фирмы ; выполнение строительных, ремонтно - строительных и сельскохозяйственных работ. Ко второй группе – торговые, финансово - инвестиционные, страховые, лизинговые, консалтинговые фирмы, а также фирмы, предоставляющие управленческие, медицинские, туристические, информационные и другие услуги ; - характер потребляемого сырья : предприятия делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности ;

Виды предприятий -назначение готовой продукции : предприятия могут производить либо средства производства, либо предметы потребления. Предприятия, производящие средства производства ориентируются на спрос со стороны промышленных потребителей, имеют стабильный уровень прибыли и рентабельности в среднесрочном и долгосрочном периодах. Производством средств производства в России занимаются преимущественно крупные предприятия. Производством предметов потребления в России в большей степени занимаются средние и малые фирмы. Они ориентируются на платежеспособный потребительский спрос, имеют более высокую норму прибыли – в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде уровень прибыли ниже, а риск банкротства – выше, из - за высокой конкуренции и непостоянства рыночной конъюнктуры ;

Виды предприятий -формы собственности : предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.; -масштаб предпринимательской деятельности : предприятия делятся на индивидуальные предприятия ( включают деятельность одного человека + деятельность членов его семьи ), коллективные предприятия ; -время работы в течение года : предприятия делятся на круглогодичного или сезонного действия. К предприятиям круглогодичного действия относятся те, чья деятельность не связана с сезонным фактором. Например, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и т. д. К предприятиям сезонного характера относятся, прежде всего, сельскохозяйственные предприятия, предприятия в сфере туризма и т. д.;

Виды предприятий -формы собственности : предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.; -масштаб предпринимательской деятельности : предприятия делятся на индивидуальные предприятия ( включают деятельность одного человека + деятельность членов его семьи ), коллективные предприятия ; -время работы в течение года : предприятия делятся на круглогодичного или сезонного действия. К предприятиям круглогодичного действия относятся те, чья деятельность не связана с сезонным фактором. Например, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и т. д. К предприятиям сезонного характера относятся, прежде всего, сельскохозяйственные предприятия, предприятия в сфере туризма и т. д.;

Виды предприятий -характер деятельности : предприятия делятся на коммерческие ( то есть, приносящие доход ) и некоммерческие ( в частности, благотворительные ).

Виды предприятий -характер деятельности : предприятия делятся на коммерческие ( то есть, приносящие доход ) и некоммерческие ( в частности, благотворительные ); -размер организации. Разделение предприятий на группы по их размеру наиболее распространенный вид классификации. Все предприятия делятся на три группы : малые, средние и крупные, иногда еще выделяют микрофирмы. Помимо численности работников для отнесения предприятия к одной из трех групп используются такие признаки ¸ как стоимость впускаемой продукции и стоимость основных производственных фондов. Общих международных стандартов для такого деления не существует, поэтому чаще всего применяется классификация с дифференциацией по отраслям экономики.

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике Современная экономика характеризуется комбинацией крупных и малых производств. Развитие науки и техники порождает тенденцию к концентрации производства. Крупные фирмы обладают значительными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Они могут позволить себе нанимать самых квалифицированных специалистов, обладают возможностью вести крупномасштабные научно - технические разработки, в результате которых потом происходят серьезные технологические сдвиги, реализовывать крупные долгосрочные инвестиционные проекты.

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике Одновременно с этим наблюдается значительный рост малого и среднего предпринимательства. Преимущественно это происходит в тех сферах, где не требуются значительные вложения капитала, больших объемов оборудования и большого количества работников. Малые, как и средние предприятия наиболее востребованы в наукоемких областях и в сфере производства потребительских товаров.

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике Эффективное функционирование малых предприятий связано с тем, что они имеют ряд преимуществ по сравнению с крупными предприятиями, среди них самые важные : - близость к местным рынкам, большая гибкость, возможность выпуска точно удовлетворяющей потребностям и желаниям целевой аудитории продукции, особенно если она носит на массовый, а нишевой характер ; - рентабельность производства малыми партиями, что оказывается неэффективным для крупных производств ; - возможность упрощения организационной структуры, удаление лишних звеньев.

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике Для экономики развитие малого и среднего бизнеса является исключительно благоприятным фактором, так как : -повышается уровень конкуренции, что ведет к выпуску более разнообразной и высококачественной продукции ; -более эффективно используются ресурсы ; -повышается экспортный потенциал ; -появляются дополнительные рабочие места.

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике Малое предпринимательство в России по сравнению со странами Западной Европы, CIIIA и Японии развито недостаточно. По некоторым данным, число малых предприятий во Франции около 2 млн, В Германии - 2,3 млн, в Великобритании - около 3 млн, В Италии - около 4 млн. В Японии их число составляет 6,5 млн, а в CIIIA - около 20 млн, что намного больше, чем в России. К этому надо добавить, что доля малых предприятий в названных странах в общей численности занятых составляет от 40 до 80% ( для сравнения : в России %), а в валовом внутреннем продукте - от 50 до 70% ( в России – около 12%).

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике Малые и средние фирмы CIIIA производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе : в обрабатывающей промышленности - 21, строительстве - 80, оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81 %. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике CIIIA, относящихся к сфере научно - технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия.

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где становятся субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве, выпускают необходимых для производства их конечной продукции отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготовляется на мелких предприятиях. Именно они, не располагая возможностями монопольных компаний, максимально эффективно приспосабливаются к имеющимся условиям производства и сбыта.

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике В частности, в арсенале транснациональных корпораций одна из основных стратегий – это не самостоятельное развитие какого - либо нового направления, а приобретение малой фирмы, которая смогла разработать и выпустить новую пользующуюся спросом продукцию. И уже дальше – массовый выпуск этой, уже зарекомендовавшей себя продукции. Место разорившихся мелких фирм занимают новые, т. е. происходит их воспроизводство.

Особенности малых и средних фирм, их роль в современной экономике В CIIIA все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью - Йоркской исследовательской фирмы Link re Sources, в 1993 г. в CIIIA полностью или частично работало на дому 39 млн чел., в том числе 6 млн - после основной службы. Сегодня надомный, семейный бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности, в том числе : бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги. Так, в CIIIA: - 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами ; - 11,8% - розничной торговлей ; - 30% - это предоставление финансовых, бухгалтерских, консультационных и компьютерных услуг ; - 53,8% приходится на строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги.

Малый бизнес в России Российское законодательство о малом предпринимательстве регулирует общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно - правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие. Российские фирмы в зависимости от размера подразделяются на следующие группы : - крупные ( годовая выручка свыше 1 млрд. руб., численность работников более 251 человека ); - средние ( годовая выручка до 1 млрд. руб., численность работников от 101 до 250 человек );

Малый бизнес в России - малые ( годовая выручка до 400 млн. руб., численность работников от 16 до 100 человек ); - микрофирмы ( годовая выручка до 60 млн. руб., численность работников не более 15 человек ).

Малый бизнес в России В соответствии с Федеральным законом от ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » к малым и средним фирмам относятся : - потребительские кооперативы ; - коммерческие организации ( за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий ); - индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ; - крестьянские ( фермерские ) хозяйства.

Малый бизнес в России Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законодательно оформлены следующие критерии отнесения предпринимателей к категории средних и малых фирм : 5.1. Состав учредителей юридических лиц - суммарная доля государственной, муниципальной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25% ( за исключением активов инвестиционных фондов ); доля иных юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.

Малый бизнес в России 5.2. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, включая работающих по гражданско - правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени Выручка от реализации товаров ( работ, услуг ) или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год - предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес в России В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий в качестве одного из важнейших включен в программу демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств путем : - выделения самостоятельных производственно - хозяйственных блоков ; - выделения малых и средних коллективов из состава крупных предприятий ; - создания небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

Малый бизнес в России Существует также традиционный способ образования малых предприятий – на акционерных началах. Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Малый бизнес в России Сейчас развитие малого предпринимательства в России происходит в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений : в торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем, традиционный для экономически развитых стран сектор приложения усилий малого бизнеса - сфера научно - технических новшеств и информации, в России осваивается очень в малой степени. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно - технического бизнеса, а с другой - монополией государственных научно - исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

Малый бизнес в России Сейчас развитие малого предпринимательства в России происходит в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, к которым относится : -торговля ; -общественное питание ; -строительство гражданских объектов ; -мелкий ремонте техники и машин ; -сельское хозяйство.

Малый бизнес в России Традиционный для экономически развитых стран сектор приложения усилий малого бизнеса - сфера научно - технических новшеств и информации, в России осваивается очень в малой степени. Это обусловлено : -недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно - технического бизнеса ; -монополией государственных научно - исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

Малый бизнес в России Сегодня на научно - исследовательскую сферу приходится всего около 1% от всего количества малых предприятий, действующих в России. Тогда как на предприятия оптовой и розничной торговли приходится около 40%, на предприятия по операциям с недвижимостью – порядка 18%, на третьем месте оказываются строительные предприятия, на их долю приходится около 12%.

Предпринимательская деятельность В условиях рыночной экономики предприятие, занимающееся производственной деятельностью, является, по существу, предпринимателем. Деятельность предпринимателя определяется термином предпринимательство. Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству товаров, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц и предприятий, организаций.

Предпринимательская деятельность Основными чертами предпринимательства являются следующие : 1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель вправе принимать решения по тому или иному вопросу, если это не противоречит существующему законодательству ; 2) экономическая заинтересованность. Главная цель предпринимателя – получение прибыли, но преследуя эту цель, он удовлетворяет общественные потребности ; 3) хозяйственный риск и ответственность. Даже самый скрупулезный анализ ситуации перед принятием решения не гарантирует предпринимателя от ошибок.

Предпринимательская деятельность Известный американский экономист австрийского происхождения Й. Шумпетер в книге « Теория экономического развития », изданной в 1991 г., определяет понятие « предприниматель » как « новатор ». По его мнению функция предпринимателя заключается в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста : « Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент ». То есть, предпринимательство обязательно связано с новаторством, в современном обществе представляют единое целое.

Предпринимательская деятельность Субъектами предпринимательства являются как частные лица, так и объединения партнеров. Объединения партнеров происходит в форме различных хозяйственных ассоциаций, в частности : арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ и т. д. Хозяйственная ассоциация – это объединение предприятий, которое осуществляется на основе договора в целях координации хозяйственной деятельности для решения определенных задач. Участники хозяйственной ассоциации могут объединять только часть своих ресурсов – материальных и финансовых, и одновременно входить и в другие хозяйственные ассоциации.

Предпринимательская деятельность

Производственная предпринимательская деятельность Производственная деятельность является основным видом предпринимательства. Содержание этой деятельности заключается в нахождении и формировании спроса на свои продукты ( товары и услуги ) – с помощью использования всего арсенала маркетинговых инструментов. Возможность ( и способность ) предварительно договориться с потенциальным потребителем этой продукции – с оптовыми, с рознично - оптовыми компаниями, например, - серьезно снижает предпринимательский риск, существующий всегда.

Производственная предпринимательская деятельность : факторы производства Следующий шаг – это производство товаров или услуг – для последующей их реализации с выгодой для себя. Для этого необходимо приобретение или наем факторов производства – производственных фондов, рабочей силы, информации Производственные фонда делятся на основные и оборотные. Основные производственные фонды ( орудия труда ) включают здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты и приспособления, производственный инвентарь и проч.

Производственная предпринимательская деятельность : факторы производства Здания и сооружения как основные производственные фонды включают : здания производственных цехов, заводоуправления, лабораторий. в число сооружений входят ограждения вокруг территории предприятия, мосты, нефтяные скважины, угольные разрезы и т. п. К передаточным устройствам относят силовые кабели, линии электропередач, различные трубопроводы, нефтегазопроводы. Силовые машины - это различные двигатели, турбины, паровые котлы и др. К рабочим машинам и оборудованию причисляют все технологическое оборудование, а также машины и оборудование вспомогательных цехов. Эту часть основных фондов условно называю активной частью, поскольку именно на оборудовании изготавливается продукция.

Производственная предпринимательская деятельность : факторы производства К транспортным средствам относится : автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской, речной, гужевой транспорт. Инструменты и приспособления могут быть отнесены к основным производственным фондам при выполнении двух условий : если их стоимость на дату приобретения составляет более 100- кратного минимального размера месячной оплаты труда и если срок службы - более года.

Производственная предпринимательская деятельность : факторы производства Оборотными производственными фондами ( предметами труда ) являются : сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь, запасные части для ремонта. Сюда же включаются покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов. Сырье - это предметы труда, полученные в добывающих отраслях промышленности ( руда, нефть, уголь, газ ) или в сельском хозяйстве ( хлопок, лен, шерсть, кожа ), не прошедшие промышленной переработки.

Производственная предпринимательская деятельность : факторы производства Материалы представляют собой предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие в производство для изготовления готовой, законченной продукции. Основные материалы являются основой изготовляемого готового продукта ( металл, дерево, ткань и проч.). Вспомогательные материалы ( красители, пуговицы, фурнитура ) - дополняют основные или способствуют процессу производства. Инструмент и инвентарь считаются оборотными фондами если на дату приобретения он стоил не более 100- кратного МРОТ или срок службы его составляет менее одного года. Полуфабрикаты представляют собой незаконченную продукцию, которая подлежит доработке до готового продукта - в другом цехе данного предприятия, фирмы или на другом предприятии. Полуфабрикаты бывают покупные и собственные.

Производственная предпринимательская деятельность : факторы производства К незавершенному производству относят также незаконченную продукцию, но в отличие от полуфабрикатов она подлежит доработке на том же рабочем месте, в том же цеху, на том же участке, то есть не предполагается ее передача в другое подразделение предприятия. К оборотным производственным фондам также относятся расходы будущих периодов - их назначение в том, чтобы обеспечить повышенные расходы на этапе первоначального освоения выпуска новой продукции, далее эти расходы будут отнесены на издержки производства.

Производственная предпринимательская деятельность : факторы производства Наем рабочей силы предпринимателем осуществляется в соответствии с требуемой квалификацией, опытом работы, другими требованиями – с помощью объявлений в газете, рекрутинговых агентств, биржи труда и т. д. Необходимая информация приобретается в открытых ( бесплатных ) и закрытых ( платных ) источниках, в том числе :: - о возможности привлечения ресурсов ( материальных, финансовых, трудовых ); - о рынке, его тенденциях развития ; - о потребительских нуждах и предпочтениях ; - о конкурентах ; - о потенциальных целевых аудиториях и т. д.

Потребность в финансовых средствах

При отсутствии необходимого собственного стартового капитала предприниматель может обратиться в коммерческий банк, другому собственнику свободных денежных средств. Возможно использовать и другие способы, например, получить факторы производства в кредит ( помещение, оборудование, материалы и т. д.). В любом случае предпринимателю предстоит возвращать как денежную сумму, взятую в кредит, либо равную стоимости взятых в кредит факторов производства, плюс проценты за пользование кредитом. Государство должно обеспечивать льготные условия кредитования предпринимателям, начинающим свой бизнес, особенно если речь идет о малом предприятии. Но реально малому бизнесу оказывается не очень значительная поддержка, на него не выделяют даже тех средств, которые заложены на эти цен \ ли в бюджете страны.

Потребность в финансовых средствах В производственной предпринимательской деятельности участвуют и федеральные и муниципальные финансовые органы страны, налоговая инспекция. Их роль – фискальная, заключающаяся во взыскании с предпринимателя налогов, обязательных платежей отчислений, штрафов, пошлин – в федеральный и местный бюджеты.

Потребность в финансовых средствах В производственной предпринимательской деятельности участвуют и федеральные и муниципальные финансовые органы страны, налоговая инспекция. Их роль – фискальная, заключающаяся во взыскании с предпринимателя налогов, обязательных платежей отчислений, штрафов, пошлин – в федеральный и местный бюджеты.

Результат предпринимательской деятельности

Иллюстративный пример

Коммерческая предпринимательская деятельность Коммерческое предпринимательство реализуется в форме коммерческий предприятий и товарных бирж. Товарная биржа – это некоторая разновидность оптового товарного рынка, на котором в противоположность традиционному товарному рынку, сделки осуществляются без предварительного осмотра покупателями товара и без фиксации минимальной партии. Возможность осуществлять сделки « не глядя на товар » объясняются тем, что таким способом продаются товары, имеющие массовые заменители, а именно : зерно, уголь, металл, нефть, лес. И для них применимы жесткие стандарты. Классическими примерами специализированных товарных бирж являются : Лондонская ( цветные металлы ), Ливерпульская ( хлопок ), Сингапурская ( каучук ).

Коммерческая предпринимательская деятельность На товарных биржах осуществляются помимо обычных сделок, еще и фьючерсные сделки. Фьючерсные сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Коммерческая предпринимательская деятельность На товарных биржах осуществляются помимо обычных сделок, еще и фьючерсные сделки. Фьючерсные сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Коммерческая предпринимательская деятельность Товарные биржи выполняют следующие основные функции : - оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок ; - упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров ; - сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром ( так называемые кассовые сделки ), а с будущим товаром или по договорам поставки ( срочные сделки ).

Коммерческая предпринимательская деятельность Товарные биржи делятся на закрытые и открытые. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры - биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют и посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фъючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки. В настоящее время в России функционирует около 150 товарных бирж. Помимо Москвы и Санкт - Петербурга, такие биржи действуют во многих крупных городах страны.

Коммерческая предпринимательская деятельность Другой тип предприятий в области коммерческого предпринимательства – это коммерческие ( или торговые ) предприятия, осуществляющие операции по купле - продаже товаров и услуг. Коммерческое предпринимательство имеет сходную производственному предпринимательству схему, за исключением того, что здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар для последующей реализации потребителю. Коммерческой сделке должен предшествовать маркетинговый анализ рынка.

Коммерческая предпринимательская деятельность Маркетинг – это система организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Прежде всего – это всестороннее изучения рынка, потребительской целевой аудитории и представленных на рынке конкурентов. Далее – осуществление продвижения товаров по каналам товародвижения до конечного потребителя, с применением всех возможных инструментов рекламы и промоушена. Важнейшей частью маркетинговой деятельности является планирование продаж, на основе адекватной оценки рынка, потребителей, конкурентов и самого товара. План маркетинга является основанием для установления объемов продаж в натуральном и стоимостном выражении.

Коммерческая предпринимательская деятельность Если анализ рынка и предварительный расчет объемов продаж показывают прибыльность сделки, то после этого должен быть разработан бизнес - план, включающий : - программу действий по сделке ; - расчет требуемых затрат ; - расчет ожидаемых результатов.

Коммерческая предпринимательская деятельность Программа действий включает : - наем работников для выполнения торгово - посреднических услуг ( закупки товаров, их транспортировки, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов ); - приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара ; - закупку товара для последующей продажи ; - привлечение кредитов для финансирования сделки и последующий их возврат с процентами ; - получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции ; - получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки ;

Коммерческая предпринимательская деятельность - реализацию товаров покупателю и получение выручки ; - регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам. Когда речь идет о крупных и продолжительных коммерческих сделках, для оптимизации времени их реализации, составляются план - график. Это позволяет « запараллелить » выполнение тех работ, которые возможно. В плане – графике также указываются сроки и исполнители каждого этапа проекта.

Коммерческая предпринимательская деятельность - реализацию товаров покупателю и получение выручки ; - регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам. Когда речь идет о крупных и продолжительных коммерческих сделках, для оптимизации времени их реализации, составляются план - график. Это позволяет « запараллелить » выполнение работ, где возможно. В плане – графике также указываются сроки и исполнители каждого этапа проекта.

Финансовая предпринимательская деятельность Основными формами финансового предпринимательства являются : коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческий банк - это финансово - кредитное учреждение акционерного типа, которое предоставляет денежные средства в кредит под проценты ( то есть, на платной основе ) преимущественно коммерческим организациям. Одновременно он осуществляет прием денежных вкладов ( депозитов ) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источник доходов коммерческого банка - разница между процентными ставками при влеченных и ссудных средств. Операции коммерческих банков делятся на три группы : пассивные ( привлечение средств ); активные ( размещение средств ); комиссионно - посреднические ( выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии ).

Финансовая предпринимательская деятельность Особенностью коммерческих банков в России является то, что они в очень незначительной мере предоставляют долгосрочные кредиты. Доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет всего 3%. Причина в том, что большинство коммерческих банков просто не обладает достаточными резервами для предоставления длинных кредитов. Для коммерческих банков экономически развитых стран главным источником доходов, как раз, и служат долгосрочные ( или длинные ) кредиты.

Финансовая предпринимательская деятельность Фондовая биржа - это организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. На фондовой бирже проводится котировка ценных бумаг, которая заключается в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и продавцов по ценным бумагам, проходящим через биржу. Текущие курсы постоянно высвечиваются на световом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности – по которым оценивается текущая экономическая конъюнктура.

Финансовая предпринимательская деятельность Обычно фирмы и предприятия представляет на бирже холдинговая или брокерская компания биржи, количество их ограничено – 1469, членство стоит от 450 тыс. до 6000 тыс. долл. На данный момент роль бирж снизилась, обращение ценных бумаг осуществляется с помощью кредитно - финансовых институтов, кроме того значительно увеличился объем государственных облигаций.

Консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность Консалтинг – это коммерческая деятельность по оказанию консультационных услуг по вопросам управления, включая выявление и оценку проблем и возможностей, рекомендации вариантов решений и помощь в их реализации. Первые консультационные компании по управлению появились более 100 лет тому назад. За последние 15 лет в мире произошло значительное увеличение количества консалтинговых фирм, что вызвано ростом спроса на их услуги в условиях возросшей неопределенности, в рамках которой работают современные фирмы. Эти годы характеризовались среднегодовыми темпами роста объема продаж в консалтинге в два раза превышающими средние темпы роста бизнеса в целом.

Консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Именно ростом неопределенности и возросшей сложностью принятия решения на каждом этапе предпринимательской деятельности в последние лет и объясняется повышенная востребованность консалтинговых услуг в управленческой и финансовой сферах.

Консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность Еще в 2010 году совокупные доходы компаний, оказывающих услуги в области управления персоналом, финансами и стратегией стремительно росли - темпы роста составили соответственно 30, 23 и 22%. Так, за 2010 г. общий объем реализации консалтинговых услуг в области управления персоналом составил 1,6 млрд руб. Наиболее востребованными были : -оценка кадрового потенциала организации ; -разработка программ повышения производительности труда и персональной эффективности менеджеров. В основе этого спроса лежит дефицит кадров и потребность повышения профессиональной уровня менеджмента.

Консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность Еще более высоких показателей в 2010 г. достиг объем услуг в области финансового консалтинга - 6,5 млрд руб. Наибольшим спросом здесь пользовались услуги по улучшению хозяйственной деятельности и управлению рисками. Стремление предприятий и организаций к сокращению издержек и повышению эффективности предпринимательской деятельности после кризиса 2008 года привели к повышению спроса на внедрение и постановку : -систем финансового планирования и бюджетирования ; -систем контроля издержек ; -внутреннего контроля ; -аутсорсинга функций учета.

Консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность Еще к 2010 г. вырос сектор стратегического консалтинга. Выручка за год здесь составила 2,6 млрд руб. У руководителей предприятий и организаций все чаще возникала потребность сформулировать стратегию развития своего бизнеса, в том числе и для привлечения инвестиций.

Консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность В условиях экономических кризисов на рынке консалтинговых услуг наблюдается рост : компании активно ищут пути укрепления своих позиций, пути развития. Поэтому больше обращаются к консультантам за услугами по стратегическому менеджменту, маркетингу, налоговому планированию год не стал исключением, например, показатели группы компаний « АФК » свидетельствуют этому : -более чем в два раза выросла выручка по направлению « Стратегический консалтинг » ( с 34,4 до 77,8 млн рублей ); -в два с половиной раза – по налоговому консалтингу ( с 2,5 до 6,2 млн рублей ); -многократно увеличился объем оказываемых услуг в области управления персоналом ».

Консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность Новой тенденцией стало быстрое развитие консалтинга в сфере оборонно - промышленного комплекса и крупных промышленных предприятий. Для последних наиболее востребованы такие направления консалтинговых услуг как : -оценка эффективности программ технического перевооружения предприятия ; -повышение эффективности предприятия через сокращение издержек.

Порядок образования предприятия как юридического лица Предприятие может быть учреждено по решению владельца капитала ( ресурсов ) или уполномоченного им органа. Государственная регистрация предприятия в качестве юридического лица, независимо от его организационно - правовой формы, осуществляется местным органом власти по месту учреждения организации. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения установленного порядка создания организации, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Для регистрации предприятия необходимо предоставить учредительные документы, в частности, устав и учредительный договор, а также определить размер уставного капитала.

Порядок образования предприятия как юридического лица Уставной капитал ( фонд ) – это зафиксированная в стоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей, которые передаются предприятию в постоянное пользование владельцами этих ценностей для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Величина и структура уставного капитала определяется : - отраслью производства ; - масштабами предприятия ; - уровнем специализации и кооперирования предприятия ; - организацией обслуживания производства и фирмы в целом.

Порядок образования предприятия как юридического лица Предприятия самостоятельно решают вопросы о структуре и размерах уставного капитала и его изменении. Увеличение капитала происходит за счет : - прибыли предприятия, которая используется для капитальных вложений в основные средства и для пополнения оборотных средств предприятия, выпуска акций ; - субсидий, которые поступают от государственных органов или головной компании ( банка, фирмы ), если данное предприятие является дочерним ; - присоединение дополнительных вкладов, паев со стороны новых юридических и физических лиц, пожелавших вложить свои средства в капитал предприятия.

Порядок образования предприятия как юридического лица Вкладчиками при формировании и расширении уставного капитала могут быть : - государственные органы, в том числе федеральные и местные органы власти, иностранные государства ; - сторонние предприятия и организации, в том числе банки, концерны ; - общественные организации, частные лица. Выбытие уставного капитала происходит капитала происходит в результате : - физического износа или расходования имущества, аварий, поломок, морального износа ; - изъятие капитала вследствие паления спроса на продукцию предприятия, неблагоприятной конъюнктуры рынка ; - « проедание » капитала, связанного с высокими, не компенсируемыми издержками производства.

Порядок образования предприятия как юридического лица Уставной капитал : -придает финансовую устойчивость предприятию ; -служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами, так как выступает как залоговое средств, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг, согласно договорным и другим финансовым и коммерческим обязательствам. Уставной капитал сосредоточен в : -основных фондах ; -оборотных средствах ; -резервах.

Порядок образования предприятия как юридического лица

Устав предприятия является основным законом его деятельности. В уставе определяются : цели, задачи, профиль организации, сфера его деятельности, органы управления и контроля, порядок образования капитала, распределения доходов, условия реорганизации. В уставе указывается организационно - правовая форма организации, ее местонахождение, предмет деятельности. Устав предприятия утверждается учредителем ( учредителями ) и вместе с заявкой учредителя регистрируется в государственных органах.

Порядок образования предприятия как юридического лица Вторым учредительным документом является договор учредителей. В нем перечисляются учредители, фиксируется размер вклада каждого учредителя в уставной капитал предприятия, определяется, кто уполномочен осуществлять какие сделки, как распределяется прибыль. Вместе с этими документами в орган государственной регистрации подается документ, подтверждающий формирование уставного капитала в размере, установленном законодательством. После регистрации предприятия предприниматель получает все хозяйственные права : может открыть счет в банке, осуществлять безналичные расчеты, заказать собственную печать, заключать договора с другими предприятиями и фирмами. Сведения о государственной регистрации представляются налоговым органам.

Порядок ликвидации предприятия как юридического лица Ликвидация предприятия осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Прекращение деятельности может быть осуществлено : - по решению учредителей ; - в связи с истечением срока, на который создано предприятие ; - в связи с достижением цели, ради которого было создано предприятие ; - в случае признания судом недействительной регистрации организации, в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер ;

Порядок образования предприятия как юридического лица - по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения ( лицензии ) либо деятельности, запрещенной законом, либо неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов ; - в случае признания организации несостоятельной ( банкротом ), если она не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.