Программа курса «Литературное наследие Сибири» Пояснительная записка. Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом в базисном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зюзькова Татьяна Викторовна Литературное наследие Сибири 2, 3 кл..
Advertisements

Зюзькова Т.В. Литературное наследие Сибири. Учебное пособие для учащихся начальных классов. 2,3,4 класс.
Григорьева Наталия Павловна, воспитатель МБДОУ 105 г. Мурманск Приобщение детей к социальному миру.
«Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы »
Авторская программа по краеведению «С чего начинается Родина?!.»
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Выполнила: Слепцова Ирина Семеновна, учитель якутского языка и литературы МБОУ «Сулгачинская СОШ» Амгинского улуса Республики Саха (Якутия)
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
"Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо вести его в мир книги" В.А.Сухомлинский.
Целью краеведческого направления является: создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание.
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация книжного уголка в старшей-подготовительной группе "Книжкин дом"
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Творческий проект На тему Путешествие в волшебный мир воды Выполнили воспитатели: Романова Л.Д. Худякова Н.В.
Требования к содержанию дополнительных образовательных программ.
МБДОУ Детский сад 39 Экологический проект на тему: «ОЙ, БЕРЁЗА КУДРЯВАЯ…» (средняя группа) Воспитатель МБДОУ 39 Группа 9 Даньшина Жанна Васильевна г. Одинцово.
КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
ПРОЕКТ «Память в памятниках» Воспитатель ГБДОУ 35 Фрунзенского района Васильева Л.А.
Пояснительная записка В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное.
Транксрипт:

Программа курса «Литературное наследие Сибири» Пояснительная записка. Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом в базисном учебном плане. Для учащихся г. Томска актуальность введения нового учебного предмета «Литературное наследие Сибири» достаточно очевидна. Мы живём в Сибири и должны знать её литературное наследие. Курс «Литературное наследие Сибири» предполагает интенсивное обучение учащихся начальных классов различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, что имеет большое образовательное значение. Программа курса учитывает психологические и физиологические особенности учащихся начальных классов.

Особенности курса Содействует развитию познавательной деятельности учащихся; усиливает интерес к историческому прошлому и настоящему родного края; развивает устную и письменную речь учащихся, творческие способности детей; расширяет кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; знакомит с творчеством писателей Сибири и предполагает встречи с писателями-современниками; осуществляются межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история, экология, ИЗО, технология.

Основные задачи курса Знакомство учащихся с литературным наследием Сибири; развитие интереса к литературному наследию Сибири; обучение умению формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста; воздействие произведениями на мысли, чувства учащихся; развитие творческих способностей, желания творить (писать свои стихи, сказки, рассказы); создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Содержание программы Центральные тематические разделы: 2 класс – народы Сибири и их сказки, герои фольклорных произведений; 3 класс – томские писатели и поэты – детям; 4 класс – человек и природа в фольклорных и литературных произведениях о Сибири.

II класс – 34 ч Раздел 1. История Сибири – 2 ч. Раздел 2. Родная Томская земля (сказания, легенды о сибирском крае) – 6 ч. Раздел 3. Любимый город (стихи томских поэтов) – 5 ч. Раздел 4. Народы Сибири и их сказки – 10 ч. Раздел 5. Сибирский фольклор – 6 ч. Раздел 6. Природа вокруг нас – 5 ч. (томские писатели о бережном отношении к природе).

III класс – 17 ч Раздел 1. Мифы и легенды о сибирском крае – 3 ч. Раздел 2. Любимый город (стихи томских поэтов) – 3 ч. Раздел 3. Томские писатели и поэты – детям – 8 ч. Раздел 4. Героические личности Сибири – 3 ч.

IV класс – 17 ч Раздел 1. Любимый город – 4 ч. Раздел 2. Небо над твоей головой – 5 ч. Раздел 3. Лес, полный сказок и чудес – 5 ч. Раздел 4. Природа вокруг нас (сибирские писатели о бережном отношении к природе) – 3 ч.

Методическое обеспечение программы В преподавании данного курса используются разнообразные формы организации занятий: уроки-беседы; встречи с писателями; уроки творчества; уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-викторины, интегрированные уроки. Деятельность учащихся на уроке организуется через фронтальную, групповую, индивидуальную работу с учащимися, а также работу в парах постоянного и сменного состава.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные методы: объяснение, беседа, комментированное чтение, рассказ; практические методы: работа с книгой, текстом, составление планов для пересказа, выполнение творческих заданий: сочинение сказок, загадок, стихов, рассказов и выпуск газет, сборников или альбомов со своими творческими работами; игровые методы: перевоплощение, фантазирование, театральная импровизация, живая наглядность; наглядные методы: показ видеоматериалов, посещение выставок, проведение экскурсий.

Список литературы для детей и родителей: Кожемякина А.С. «Сибирские сказки» - Новосибирск: Западно- Сибирское книжное издательство, 1973 г. Заплавный С. «Рассказы о Томске» - Новосибирск: Западно- Сибирское книжное издательство, 1980 г. Кошурникова Р.В. «Стоит над Томью град старинный …» омск: Томское книжное издательство, 1987 г. Кошурникова Р.В. «Почему муха упала в обморок» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1985 г. Максимова И.Е. «Сибирь – твой дом». Учебник сибиреведения для начальной школы. ТОИПКРО, «Курсив», 1998 г. Сказки народов Сибири. / Составители: Э. Падерина, А. Плитченко – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г. Три маралухи: Сказки народов Сибири о животных / Составители: Э.Падерина, А.Плитченко – Москва: «Современник», 1986 г. Татьяна Мейко. «Сад судеб. Сказки» - Томск: издательство Томского университета, 1994 г. Григорьев А.И. «Как ты природу бережёшь?» Урманов К.Н. «Солнечный круг» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г. Кудрявцева В.И. «Секрет» - Томск: Томское книжное издательство, 1988 г. Кудрявцева В.И. «Волшебный сундучок» - Томск: Томское книжное издательство, 1992 г.

Учебно-методический комплекс курса «Литературное наследие Сибири» Программа курса. Учебное пособие для 2 класса. Учебное пособие для 3 класса. Газета-журнал «Добрята». Справочники, словари. Произведения из списка литературы, рекомендованной по программе «Литературное наследие Сибири».

Учебное пособие для 2-го класса

Содержание История Сибири Открытие Сибири. Знакомство с картой Сибири. Ермак Тимофеевич.

Родная Томская земля Томские сказания. Легенды об Эуште и красавице Томе.

Любимый город Стихи о Томске С. Заплавного, М. Карбышева, Т. Кияшиной, Е. Карпенко, Е. Беспалько, А. Татаурова, А. Казанцева.

Народы Сибири и их сказки Русские сказки. Татарские сказки. Эвенкийские сказки. Бурятские сказки. Якутские сказки. Тувинские сказки. Селькупские сказки. Кетские сказки. Хантыйские сказки.

Сибирский фольклор Загадки разные – отгадка одна. Заклички.

Природа вокруг нас А. Григорьев «Как ты природу бережёшь?»

И в заключение… Викторина «Мы живём в Сибири».

Учебное пособие для 3-го класса

Мифы, легенды о сибирском крае Кетские мифы «Как родилась земля», «Почему Чулым сбежал от Енисея». Эвенкийский миф «Как земля появилась». Нганасанский миф «Как Утка землю добывала». Хантыйская легенда «Небо – Конь». С. Заплавный «Жители Эушты», «Легенда о Тояне».

Любимый город (стихи томских поэтов) Стихи о Томске С. Заплавного, В. Колесникова, Н. Дементьевой, В. Пухначёва, А. Воскресенского.

Томские писатели и поэты - детям Т. Мейко. Сказки. Р. Кошурникова. Рассказы. В. Кудрявцева. Стихи.

Героические личности Сибири Д. Лившиц «Полёт в бессмертие». Р. Кошурникова «Удар орла». Р. Кошурникова «Космонавт Рукавишников».

Автор презентации: Койкова Ирина Ильинична, зав. кафедрой начального обучения; учитель начальных классов МОУ СОШ 40 г. Томска