Основная задача учителя на уроке – не предоставить готовые знания, умения и навыки, а научить школьника учиться самостоятельно, морально подготовить его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Advertisements

Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
LOGO Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС МБОУ Спасская гимназия.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – «центр тяжести стандарта» ©
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Транксрипт:

Основная задача учителя на уроке – не предоставить готовые знания, умения и навыки, а научить школьника учиться самостоятельно, морально подготовить его к дальнейшим жизненным изменениям, сделать его достойным гражданином общества. Концепция развития универсальных действий разработана группой авторов под руководством А. Г. Асмолова. Эта концепция опирается на системно- деятельностный подход, разработки которого начаты Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др. С психологической точки зрения, УУД – это совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса (1). В составе основных видов УУД А.Г. Асмолов выделяет 4 блока: личностный, регулятивный, коммуникативный и познавательный. В составе познавательных УД выделяются: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы. Основные факторы, предопределяющие развитие УУД: Общегосударственные: ФГОС, совершенствование образовательного пространства, формирование идентичности личности, преемственность всех ступеней образования, требования к коммуникативному взаимодействию. Личностные: познавательные мотивы, социальные мотивы взаимодействия с другими людьми. Развитие УУД – психологическая составляющая фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением материала.

- ПУД является целью образовательного процесса (они определяют его содержание и организацию); - формирование ПУД происходит в процессе усвоения учебных дисциплин; - ПУД определяет эффективность образовательного процесса, усвоение ЗУНов, формирует образ мира. Условия: 1. Учебно-методическое обеспечение (учебники, метод. литература, компьютерное программное обеспечение, методическая работа с учителями). 2. Совершенствование учебных программ и методов обучения. 3. Использование разнообразных форм обучения (лекции, консультации, семинары, практические занятия, зачетные уроки, научно-практическая работа). 4. Совершенствование оценочного аппарата: тестов, контрольных работ, экзаменационных работ, мониторинг оценки успешности личностного и познавательного развития детей. 5. Развитие самостоятельной работы учащихся. Научно-исследовательская и проектная деятельность способствует реализации следующих задач: реализация творческого потенциала мотивированных учащихся, формирование аналитического и критического мышления, выработка исследовательских навыков, расширение кругозора, формирование навыков поисковой деятельности, умение работать с различными источниками, информации.

1 направление: оно начинается с глубокой древности (Архит, Сократ, Платон, Аристотель). Развитие мышления человека, по их мнению, может успешно развиваться только в процессе самостоятельной деятельности. 2 направление: берёт своё начало в трудах Я.А. Коменского. Условно его можно назвать дидакто-методическим (изучается процесс преподавания без анализа природы деятельности ученика). 3 направление. Самостоятельная деятельность не только декларируется, но и становится предметом исследования (прежде всего благодаря трудам Ушинского). Это – психолого- дидактическое направление. Подходы (по Пидкасистому): 1. Объективный подход (логико-социологический), характеризующий деятельность ученика без учета его психической сферы (с\р определяется логикой содержания учебного материала, спецификой учебного предмета. 2. Субъективный подход (психологический подход) – главное внимание уделяется воспроизведению психических процессов в ущерб познавательным. Ход решения познавательных проблем сводится к описанию мыслительных процессов, что отождествляет мыслительную и познавательную самостоятельности.

Любая специальная отрасль научного знания (математика, физика, химия и др.) представляет собой определённую сложившуюся систему знаний. Как система она обладает внутренним строением, структурой, включающей совокупность элементов (прежде всего, совокупность теорий). Любую теорию можно также разделить на отдельные элементы: понятия, законы, идеи, принципы, правила. С помощью понятий наука описывает круг рассматриваемых ею явлений; На основе выявленных законов, идей и принципов объясняет, как эти явления взаимодействую между собой; При помощи разработанных правил-инструкций предписывает, как управлять этим взаимодействием. Наука, таким образом, выступает как система знаний и как деятельность, выполняя ряд функций: - описание, - объяснение, - предписание. Учебный материал делится на эти три исходных элемента, причем ступени овладения материалом будут соответствовать им как уровням обучения.

К описанию можно отнести все, что информирует нас о названии (обозначении) объекта или явления, о его строении, названии его частей, о ходе развития явлений, событий, процессов, о признаках, позволяющие сравнивать, узнавать и т. д. Описание может иметь различные формы: словесные, знаковые, символические. Оно может быть развернутым (характерно для истории, географии, литературы и др.- через повествование или рассказ) и свернутым (для языка, математики, физики, химии - через определения). описание основано на очевидности и не требует доказательств. На этом уровне выявляются различные признаки объекта.

К объяснению относится всё то, что информирует нас о связях и отношениях объектов и явлений (или их сторон), имеющий устойчивый характер. Объяснение может также быть словесным, знаковым. Оно также может быть развернутым и свернутым. Отличия от описания: объяснения включают в себя две части: утверждающую и доказывающую. В утверждающей части указывается, какая связь присуща объектам и в чем она выражается. В доказывающей - что эта связь устойчивая, повторяющаяся, т.е. закономерная. В утверждающей части формулируются законы, свойства, принципы в виде словесных формулировок, формул, теорем. Во второй части строится доказательство (словесно-логические, логико- математические, экспериментальные). На этом уровне выявляется сущность объекта, его связи и отношения.

На основе формулируются правила и практические рекомендации в виде алгоритмов. Предписание позволяет управлять или преобразовывать эти явления или предметы. Функция предписания присуща и эмпирическому и теоретическому познанию, в предписании отражается их взаимосвязь. Специфика описания, объяснения и предписания (взаимопроникают друг в друга ) обусловлена спецификой учебных предметов. Совокупность элементов системы (описание, объяснение, предписание) образует теорию, а совокупность теорий образует учебный предмет. На этом уровне формируются умения преобразовывать объект; ученик овладевает методами познавательной деятельности, достигает понимания.

- выделение школьниками познавательной задачи (общей и частных); - подбор, определение и применение адекватных способов решения задачи; - выполнение операций контроля. Эти звенья позволяют выделить две стороны в содержании с/р: - внутреннюю (мыслительную), направленную на определение цели деятельности, соотнесение предмета и средств выполнения, определить зону поиска, предвосхитить результат (антиципация); - внешняя(техническая), предполагающую действия по алгоритму. Обе стороны взаимосвязаны между собой (но сердцевину составляет первая), так как реализуя цель, ученик выполняет мыслительные и практические действия в их единстве.

Для того, чтобы деятельность стала самостоятельной, необходимо, чтобы знания ученика имели для него личностное значение, личностный смысл (психологическое содержание деятельности), а не только получение отметки. Главный признак с/р – не в том, что ученик работает без посторонней помощи, а в том, что цель деятельности ученика несёт в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью (каждое действие осознаётся и регулируется общей целью). Учебная задача является, с одной стороны, пусковым началом, с другой – детерминирует в соответствии с целями урока определённую структуру деятельности школьника. С/р – это не только учебное задание, но и форма проявления деятельности памяти, внимания, творческого воображения и т.д.