Лекция 20. Тема: Акцентуации характера.. Основные вопросы, рассматриваемые на лекции: 1.Типология характера К.Леонгарда. 2.Типология характера Личко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Advertisements

Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
Индивидуальные особенности человека: их влияние на общение с людьми.
Т ИПЫ ПСИХОПАТИЙ ПО П.Б. Г АННУШКИНУ. П.Б. Г АННУШКИН ВЫДЕЛИЛ 9 ТИПОВ : Циклоиды (конституционально-депрессивные, конституционально-возбужденные, циклотимики,
Здесь и далее в оформлении использовались работы И. Карасёва.
Темперамент и характер.. Ключевые вопросы: Понятие о темпераменте и его типах Понятие о темпераменте и его типах Характер, его природа и структура. Характер,
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Темпераменты. Темпераменты - Темперамент: определение из словаря Ефремовой 1) Совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой.
Агрессия у детей. активные, деятельные целеустремленные решительные общительные склонные к риску и авантюризму малая рассудительность и сдержанность недостаточный.
К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. Н.С.ЛЕЙТЕС. Н.С.ЛЕЙТЕС.
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. Крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом обнаруживается избирательная уязвимость.
Темперамент Учение о темпераменте Типы темпераментов Типы темпераментов.
Ваш беспокойный подросток… Взрослым о подростке. Подросток - кто он? Ребенок лет Главное содержание возраста – переход от детства к взрослости.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Выполнил: Жмур Дмитрий, ученик 7класса «Как влияет чтение на формирование характера подростка?»
Консультация «Особенности подбора игр и приемов при взаимодействии с агрессивными и тревожными детьми» Подготовил: Педагог-психолог МБДОУ 22 А.И. Карпиевич.
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Транксрипт:

Лекция 20. Тема: Акцентуации характера.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Типология характера К.Леонгарда. 2. Типология характера Личко. 3. Типология характера Ганнушкина.

Гипертимный – характеризуется высокой контактностью, повышенным настроением. Дистимный – характеризуется низкой контактностью и пониженным настроением. Циклоидный – частая смена настроения и меры общения. Возбудимый – низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций. Застревающий – умеренная общительность, занудливость

Педантичный – больше проявляется пассивности, чем активности в общении, чрезмерная любовь к порядку. Тревожный – низкая контактность, робость. Эмотивный – у данного субъекта узкий круг общения, где он хорошо контактирует. Демонстративный – легкость в контактах, склонность к демонстрации и лидерству. Экстравертированный – высокая контактность, обращенность вовне. Интровертированный – низкая контактность, обращенность внутрь себя.

Классификация подростков А.Е. Личко. Данная классификация подобна предыдущей и выделяет 11 типов которые проявляются в поведении, не выходящем за пределы нормы, но граничащем с патологическими состояниями. При этом патологическими могут быть признаны только те состояния подростка, которые отвечают трем критериям: тотальности (когда состояние определяет весь психический облик подростка), стабильности (когда состояние постоянно проявляется в течение жизни), социальной дезадаптации (когда подросток испытывает большие трудности приспособления к социальной среде).

Гипертимный тип. Подросток этого типа подвижный и озорной, общительный до болтливости, шумный и неугомонный. Устремлен туда, где кипит жизнь. В компании сверстников стремиться всегда быть первым. Он восприимчив к новому, но неусидчив и не дисциплинирован. Настроение его почти всегда повышенное, жизненный тонус высокий. Вынослив и работоспособен. Деятельный, всегда чем-то занят. При попытках ограничить его энергию или установить над ним опеку впадает в кратковременный гнев. Готов нарушать всевозможные инструкции и правила, но не в силу их принципиального неприятия, а по легкомыслию. Склонен к ранним сексуальным связям, авантюрам. Себя искренне переоценивает.

Астеноневротический тип. Характеризуется склонностью к ипохондричности, мнительности, капризности. Подросток этого типа внимательно прислушивается к сигналам о состоянии своего здоровья. Тянется к сверстникам, но быстро устает от них. Находит отдых в общении с другом или в одиночестве. Не терпит обстановки состязательности. Умственные занятия в первую очередь приводят его к утомляемости.

Циклоидный тип. Выделяют несколько типов подростков данного типа с общими характеристиками. Это периодичность наступления фазы апатии, вялости, раздражительности, падения настроения и работоспособности. Такие состояния могут продолжаться от нескольких дней до 2-3 недель, после чего наступают фазы, характерные для гипертема. У таких подростков отсутствует стабильная самооценка.

Лабильный тип. Основная особенность этого подростка – слабо мотивированная смена настроения. Переживания при этом достаточно глубоки. Подросток чуток к знакам внимания, чувствителен к порицанию и одобрению, способен на привязанность, глубокие чувства дружбы и любви. В близких людях он видит прежде всего психотерапевтов, готовых оказать ему поддержку, утешить, отвлечь от мрачных мыслей.

Сенситивный тип. Подростки этого типа робкие, застенчивые, пугливые и боязливые с детства. Большим и шумным компаниям предпочитают игры с теми, среди которых они чувствуют себя уверенными. К опеке старших относятся терпимо. Обидчивы, без лидерских замашек и склонности к рисковому поведению. Тяжело переносят насмешки и все, что подрывает их добрую репутацию. В целях компенсации этих сторон эти подростки активны не там, где можно проявить свои способности, а в тех ситуациях, где чувствуют себя уверенно. Нередко скрывают свою застенчивость под искусственной развязностью и заносчивостью.

Психастенический тип. Главные черты этого типа – нерешительность, тревожная мнительность, «самокопание». Причем опасения касаются больше будущего, чем настоящей опасности. Подростки этого типа долго выбирают вариант действий, но если решение принято, они реализуют его немедленно, даже в ущерб успеху. Шизоидный тип. Это замкнутая личность с рядом противоречивых черт: холодность и тонкая чувствительность, упрямство и податливость, легковерие и подозрительность, застенчивость и бестактность, рассудительность и нелогичность. Им свойственны полное отсутствие эмпатии, отсюда склонность к жестокости. Они не податливы внешнему влиянию, сторонятся компаний. Даже в асоциальной среде действуют в одиночку, предпочитая такие воровские профессии, как квартирные кражи.

Эпилептоидный тип. Наиболее характерные черты – взрывчатость, инертность в моторной и эмоциональной сферах. Такие подростки часто находятся в злобно-тоскливом настроении. Психологический взрыв у них назревает медленно и незаметно. Взрыв сопровождается яростью, жестокими поступками. Подросток, как правило, долго не может вернуться в спокойное состояние. В любви и ревности они обычно уравновешены. Склонны напиваться «до отключки». В группе стремятся установить свою власть, держать окружающих в страхе. Для социальной адаптации это наиболее трудный тип акцентуации.

Истероидный тип. Для него характерна нацеленность на свою персону, неуемное желание находиться в центре внимания. Театральность поведения, позерство – все «работает» на создание ореола необычности, уникальности собственной персоны. Для этого использует все: привлекательность и уродство, сочувствие и жестокость, равнодушие и интерес, «бегство в болезнь», симуляция невезучести. Это самвнушаемые люди, готовые поверить во все, что представляют о себе, лишь бы это «работало» на их имидж удивительного человека.

Неустойчивый тип. Подросток этого типа безволен, труслив, готов «плыть по течению». У него повышена тяга к развлечениям, праздности, безделью. Плохо переносит одиночество. Склонен к алкоголю и наркотикам. Лидерских позиций он не достигает, чаще всего становится средством реализации целей более волевых членов асоциальной группы. Будущее его мало интересует, живет текущими мелкими удовольствиями. Конформный тип. Подросток этого типа Демонстрирует подчиняемость авторитетам. Во всем стремится быть как все, думать как все, делать как все. К новому и незнакомому относится настороженно. Его легко втянуть в сомнительные компании, склонить к пьянству и т.п. Инициативы не проявляет.

Типология психопатических характеров П.Ганнушкина различительным признаком в этой типологии выступает специфика поведенческих проявлений психопатических черт индивида. Эти черты определяют его психический облик. Психопатические личности – люди с далеко зашедшими отклонениями от среднего (нормального) уровня. Психопаты создают впечатление недоразвитости, детскости. Они слабо адаптируются в социальной среде и, следовательно, предрасположены к конфликтам.

Автор выделяет несколько типов психопатий: * Циклоиды. В этой группе выделяют разные виды с характерными чертами: * - конструктивно-депрессивные (постоянно пониженное, пессимистичное настроение, высокая чувствительность к неприятностям, склонность к самобичеванию, угрюмость, ощущение постоянной усталости и разбитости, способность легко впадать в отчаяние, скрытая от внешних глаз отзывчивость и способность «проникать в душу» собеседника); * - конституционально-возбужденные (веселость, часто художественная одаренность, поверхностность, неустойчивость интересов, болтливость, склонность к построению «воздушных замков», неусидчивость, склонность к рисковому поведению, хвастовству, нетерпимость к возражениям, тяга к ведению споров); * - циклотимии (смена состояний возбуждения и депрессии, одновременное сосуществование элементов противоположных настроений); * - эмотивно-лабильные психопаты (капризность, открытость и даже простодушие, колебания настроения по незначительным причинам, способность к глубоким чувствам и привязанностям).

* Астеники. Их объединяет высокая раздражительность, сопровождающаяся приступами гнева и быстрым психическим истощением: * - неврастеники-ипохондрики (чрезмерная нервно-психическая возбудимость, раздражительность, утомляемость, вялость, апатичность, безынициативность, неусидчивость); * - увлеченные неврастеники («само захват» личности какими-либо интересами, возбудимость и раздражительность, быстрая утомляемость и следующая за ней апатия); * - впечатлительные неврастеники (чрезмерная впечатлительность, чувство собственной неполноценности, ранимость, робость, малодушие, застенчивость, самолюбие); * - психастеники (крайняя нерешительность, боязливость, постоянные сомнения, недоверие к самому себе, потребность в постороннем совете и помощи, постоянные тревоги, педантизм, формализм, стеснительность, бездеятельность, фантазерство, склонность к тепличной жизни, опасение за будущее, боязнь неизвестного).

* Шизоиды с врожденными шизофреническими чертами. Эта группа характеризуется оторванностью от внешнего мира, непредсказуемостью поведения, отсутствием естественности и гармоничности. Речь шизоидов не согласуется с их мимикой и жестами. Она отличается либо витиеватостью, патетичностью, либо монотонностью, невыразительностью и стереотипностью. Шизоиды не понимают внутренний мир других людей. Реальность внешнего мира воспринимают исключительно через призму своих мыслей. В поведении отмечаются непоследовательность, бессвязность поступков, склонность к чудачеству и эксцентризму. Это люди крайностей.

* Параноики. Их выделяет склонность к «сверхценным» идеям, которые рьяно отстаивают, не проявляя при этом самокритичности. Злопамятны и мстительны, неуживчивы и агрессивны. Если параноик принял решение, то добивается его любой ценой. При этом нравственная сторона для него не имеет значение. К параноикам можно отнести фанатиков с их несокрушимой волей и жаждой борьбы. * Эпилептоиды. Эти люди неудержимой ярости, раздражительности, тоски, гнева и страха. Их притягивают сильные ощущения, напряженная деятельность. Им свойственны нетерпимость к мнению других, себялюбие, обидчивость, подозрительность. Склонность к эпизодическим расстройствам настроения делает их несносными в семейной и деловой жизни. Они не способны переживать за других

* Истерические характеры. Психика этих людей отмечается желанием быть в центре внимания окружающих и в воображаемом мире собственной неповторимости и оригинальности. Для достижения этих целей ими используются все средства: личная привлекательность и уродство, удачи и неприятности, обман и лесть. Истерики фальшивы и неестественны, театральны и само внушаемы. * Неустойчивые психопаты. К ним обычно относят людей крайне слабовольных и слабохарактерных, легко поддающихся влиянию окружающих. Собственных интересов у них, как правило, нет. Среди социально позитивных людей они как бы «растворяются», выделяясь лишь беспорядочностью, непунктуальностью и ленью. Психопаты нуждаются в постоянной опеке

* Антисоциальные психопаты. Это группа «нравственного помешательства» с резко выраженными моральными дефектами. Антисоциальные психопаты страдают частичной эмоциональной тупостью. У них поражена эмоциональная сфера. Они не имеют чувства стыда, долга, чести и достоинства, ленивы и лживы, часто питают ненависть к ближнему из-за того, что тот пытается удержать их в пределах нормы. Исправлению не подлежат. Такие типы встречаются, например, среди женщин, не имеющих материнских чувств к своему ребенку.

* Конституционально-глупые. Здесь наблюдается поражение интеллектуальной сферы личности. иногда недуг представителей этой группы называют «салонным слабоумием». Обладая зачастую хорошей памятью хорошей памятью и имея большой багаж знаний, они практически бесплодны. Обращает на себя внимание их склонность придерживаться шаблона, говорить банальные вещи без тени оригинальности и новизны. Они консерваторы, боятся всего нового. К данной группе можно отнести людей, называемых резонерами.