FokinaLida.75@mail.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для звука [Л]
Advertisements

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для звука [р]
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для свистящих звуков (с, з, ц)
Секреты артикуляционной гимнастики Презентацию подготовила: Здор Елена Васильевна, учитель-логопед МАДОУ д/с 70 «Солнечный город»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для развития речи Для родителей: Непременное условие правильного звукопроизношения – хорошее развитие мышц языка, губ, щек.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории «Улыбка» Учитель-логопед: В.Ю. Заблоцкая.
Учитель-логопед: Плужникова Е.А.. Логопедический пункт (сокращенно логопункт) - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода.
Гимнастика для язычка (шипящие ). «Лопаточка» Язык лопаткой положи И под счет его держи. А теперь она копает широкий кончик к небу поднимает
Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 48 «Журавлик»
Комплекс упражнений для постановки шипящих звуков Ш, Ж,Ч,Щ.
Презентация Артикуляционная гимнастика, Артикуляционная гимнастика, как средство развития как средство развития речи дошкольников. речи дошкольников. Выполнила:
Цель – вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. Описание – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Артикуляционная гимнастика. Второй комплекс Для шипящих звуков: ш, ж, щ.
широко открыть рот - "жарко"; закрыть рот - "холодно"
Семинар-практикум для родителей по теме: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА» Подготовила : учитель-логопед МБДОУ 28 Карцева Елена Владимировна.
«Учусь говорить»
Автор презентации Назарова Ольга Сергеевна к.п.н, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ 69 г. Владимира т
Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами! МБДОУ - д/с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка Автор: учитель-логопед Атрохова Евгения Сергеевна.
Транксрипт:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

Рекомендации по проведению гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-7 минут. Упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка, ни в коем случае не высказывайте недовольство, если что-то не получается. Статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Перед тем, как приступить к занятиям, вы должны четко знать, какие звуки у ребенка нарушены, знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

УЛЫБКА (ЗАБОРЧИК) Улыбается щенок, Зубки на показ, Я бы точно также смог, Вот, смотри, сейчас! РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до Обратите внимание: При улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Если возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и-и-и» – и губы растянутся в улыбке.

ХОБОТ Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой», удерживать в таком положении под счет от 1 до Обратите внимание: При выполнении упражнения не открывался рот, зубы почти сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами Если возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «у-у-у» – и губы примут положение трубочки

ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: добиться расслабления мышц языка, усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка 2. Покусывать середину языка 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед- назад Во время выполнения произносить «та-та-та» Обратите внимание: Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.

ЛОПАТОЧКА Устала собачка и дышит устало, И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до Обратите внимание: Губы растянуты в улыбке. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая «пя-пя-пя»

ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ Дую, дую на лопатку, Чтоб была широкой, гладкой. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Усложнение: по широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушки, шарики. Обратите внимание: Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь. Боковые края языка касаются уголков рта Не сжимать язык зубами Выдох спокойный

КАЧЕЛИ Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Языком «качать качели»? РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: разрабатывать движение языка вниз и вверх, развивать его подвижность, укреплять мышцы, способствовать растяжке подъязычной связки (при ее укорочении) Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, перевести его на верхнюю губу, вернуть на нижнюю и снова поднять на верхнюю. Повторять 6-8 раз, отдохнуть и повторить еще 3-4 раза. Обратите внимание: Не всегда удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх. Губы неподвижны, нижнюю губу внутрь не подворачивать.

МАЛЯР Мы работаем с утра, Красить потолок пора. Поводи вперед-назад – Наш маляр работе рад. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание: Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта

БАРАБАНЩИК За зубами в бугорок Бьет широкий язычок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать подвижность языка, укреплять мышцы кончика языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Обратите внимание: Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Звук [д] носит характер четкого удара, не «хлюпает». Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).

ЧАШЕЧКА Язычка загнем края, Делай также, как и я. Язычок лежит широкий И как чашечка глубокий. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов; укреплять мускулатуру языка. Описание: открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой», удерживать под счет от 1 до Повторить 3-4 раза. Обратите внимание: Если «чашечка» не получается, то надо пошлепать губами по языку «пя-пя-пя», распластать язык и слегка надавить на середину языка; при этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Ох, и вкусное варенье, Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме «чашечки» вверх; укреплять мышцы языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Обратите внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык широкий, в форме «чашечки». Если упражнение не получается, то можно пошлепать губами по языку, расслабить, распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами.

СТУПЕНЬКИ На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок – Во рту язычок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: удерживать язык в форме «чашечки», развивать его подвижность, укреплять мускулатуру языка, вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме «чашечки» на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Обратите внимание: Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.

ФОКУС (дуем с чашечки) Я «чашку выведу вперед», С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая в форме «чашечки» на верхней губе. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Обратите внимание: Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох плавный, длительный