Сетевые образовательные программы. Тенденции развития современного образования Глобализация требует перехода к сетевым системам образования и организации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Схема организации тьюторского сопровождения профильного обучения в старшей школе ГИМНАЗИЯ МИИТ МОСКВА, 2012.
Advertisements

Проект «Модель тьюторского сопровождения в НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ города Чайковский» 2010 год.
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Сетевое взаимодействие «… Книга и письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует.
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ Опыт работы МАОУ СОШ 135.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Мониторинг компетентностных результатов образовательной деятельности Хатькова С. А., заместитель директора по ВР МОУ «Кисловская СОШ» Томского района.
«Портфолио как современная технология профессионального развития педагога» Бартева С.А., методист ИМЦ Управления образования Омутнинского района Кировской.
Роль тьютора в реализации модели успешной социализации ребенка с ОВЗ С.В. Шандыбо, руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ШКОЛЕ. Рябцева О.В.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор… Это - не классный руководитель. Этот педагог.
Транксрипт:

Сетевые образовательные программы

Тенденции развития современного образования Глобализация требует перехода к сетевым системам образования и организации школьной жизни. Школа выходит за пределы собственных стен, образовательной средой для каждого ученика может являться весь мир. Выдающиеся преподаватели и лучшие школы могут расширять свой потенциал, взаимодействуя с десятками тысяч людей. Образование становится непрерывным, превращается в постоянный фактор жизненного успеха. Возрастные границы образования фактически исчезают: люди учатся и совершенствуются с рождения и до старости. Каждый человек становится одновременно и учителем, и учеником. Эффективные образовательные системы опираются на индивидуальные траектории & интегрированные методы обучения.

Понятие «сетевое образование» и другие ассоциации учебные группы творческие группы проекты Общие цели, -Горизонтальный способ взаимодействия отдельных людей, групп, коллективов -Партнерское взаимодействие для достижения совместного качественного результата (создания продукта) Индивидуальные интересы участников сети задачи, принципы, способы деятельности

Модель сетевой программы Образовательные программы и модули междисциплинарные предметные кейс-технологии дополнительные курсы практикумы тренинги и тестовые системы

Сетевая образовательная программа Сложная, т.е. многоуровневая и поливариантная. Открытая, т.е. задающая ситуацию свободного выбора и настроенная на взаимодействие. Нелинейная, т.е. мобильная, быстро реагирующая на изменения образовательного пространства, развивающаяся во многих направлениях Система

Принципы сетевого образования Открытость Демократичность Потенциал развития Адаптация к любому участнику сети Совместимость любой учебной деятельности Многообразие форм Использование ресурсов дополнительного образования Различные коммуникативные стратегии Современные технологии Мобильность

Эффективность сетевого образования ученик учитель потребности возможности ресурс ИОП образовательная сеть -доступность -качество -совокупность образовательных проектов -креативное исследование -инновационное продвижение -открытый ресурс развития

Технологии сетевого образования Открытая блочно-модульная архитектура Рекурсивное проектирование (каждый проект инициирует новый) ИКТ Индивидуальные образовательные программы Интерактивные технологии Метод проектов

Педагогические инновации Четырехслойность инновационного потока (распространение идей, знаний, способов,целостного опыта) Наличие инновационных ядер (способы взаимодействия, масштабы и интенсивность функционирования, формы «упаковки» материала) Сочетание проектно-исследовательского подхода с возможностями широчайшего информационно-методического охвата и мобильного реагирования на социальные и научно-технические изменения

Преимущества сетевого образования Возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места проживания Расширение информационных и коммуникативных возможностей + развитие технологических навыков Полная свобода выбора образовательных программ в любом сочетании и последовательности (для карьеры, для практической жизни, для общего развития) Разрешение социальных проблем: программы для инвалидов, учеников и педагогов отдаленных сельских школ)

Проблемы и ограничения сетевого образования Неразработанность схемы индивидуальной образовательной навигации Противоречие с принципами традиционной школьной педагогики Интернет до сих пор в ОУ выполняет обслуживающую роль, а не является реальным ресурсом развития Нет универсальной модели сетевого образования (основного или дополнительного) Псевдосетевой характер программы (отсутствие реальной интерактивности, формальные требования) Невозможность «зачесть» прохождение программы в своем учебном заведении.

Требования к сетевой программе Обеспечение открытого доступа к сетевым ресурсам в оптимальном индивидуальном режиме (с учетом познавательных особенностей, мотивов, склонностей и других личных качеств обучающегося) Организация реального сетевого взаимодействия учителя/учителей и учащихся в рамках данной тематики/предметной области Конвертация образовательных результатов и фиксация достижений Оптимизация соотношения теоретической и практической подготовки Интенсификация процесса обучения Возможность для учащегося активно включиться в проективный процесс изменения самой программы.

Принципы создания сетевой программы для учащихся Увлекательность Открытость, способность к саморазвитию и сетевому взаимодействию Интерактивность Электронность Авторская оригинальность Теоретическая и информационная корректность Модульность Продуктивность Индивидуализация образовательного процесса Проектно-исследовательская деятельность

Эффективность реализации Стирание границ между основным и дополнительным образованием, базовым и профильным Совместное открытое проектирование процесса и результатов Гибкость и вариативность методик Демократизация общения Самоэкспертиза (встроенный в структуру диагностический компонент)

потребности ресурсы Предметн. плоскость Психолог. сопровожд. Внешние партнеры Система презентационных мест Профильные предметы Элективные курсы дистанционныеочные Рефлексивное пространство

Модель выстраивания элективных курсов в сетевой программе Модуль 1 Модуль 2 Модуль 1а Модуль 2аМодуль 3а

Вопросы: 1.Cмысл создания совокупности сетевых авторских программ состоит в создании некоего относительно целостного образовательного пространства.Cмысл создания совокупности сетевых авторских программ состоит в создании некоего относительно целостного образовательного пространства. 2 Задачей сетевого сообщества является разработка образовательных стандартов, ориентированных на некий объем заранее определенного учебного содержания.Задачей сетевого сообщества является разработка образовательных стандартов, ориентированных на некий объем заранее определенного учебного содержания. 3 Cоздается некоторая совокупность активно работающих программ («сетевых единиц»), которые позволяют любому желающему «получить образование» в той или иной области с помощью этих сетевых программ.Cоздается некоторая совокупность активно работающих программ («сетевых единиц»), которые позволяют любому желающему «получить образование» в той или иной области с помощью этих сетевых программ.

Вопросы: 1.Сетевой образовательный результат нельзя исследоватьСетевой образовательный результат нельзя исследовать 2 Сетевой образовательный результат можно запланироватьСетевой образовательный результат можно запланировать 3 Cеть развивается как своего рода "открытый интеллектуальный рынок", на который выносятся различные культурные продукты в поисках потенциального потребителя.Cеть развивается как своего рода "открытый интеллектуальный рынок", на который выносятся различные культурные продукты в поисках потенциального потребителя.

Вопросы: 1.Создание сетевых программ, попытка создания сетевого взаимодействия между группой школ - это то испытание, пройдя которое, школы уже не смогут быть прежними.Создание сетевых программ, попытка создания сетевого взаимодействия между группой школ - это то испытание, пройдя которое, школы уже не смогут быть прежними. 2. Главный принцип организации сети заключается в том, что она принципиально закрыта.Главный принцип организации сети заключается в том, что она принципиально закрыта. 3. Сетевые образовательные программы, должны обладать достаточным мотивационно- навигационным потенциалом для того, чтобы возникла принципиально новая возможность получения полноценного сетевого образованияСетевые образовательные программы, должны обладать достаточным мотивационно- навигационным потенциалом для того, чтобы возникла принципиально новая возможность получения полноценного сетевого образования

Специфика сетевого взаимодействия

Принципы сетевого взаимодействия независимость и равноправие взаимодействующих субъектов объединяющая цель инициатива и творческая позиция каждого из субъектов добровольность сетевого общения; множественность уровней взаимодействия.

Условия сетевого взаимодействия Организация интегрированной образовательной среды (межпредметной, объединяющей различные виды деятельности, способы коммуникации, формы контроля, принципы оценивания и т.д.) Производство каждым из участников собственного оригинального продукта (серии продуктов) Обязательное качественное приращение при использовании сетевого ресурса Формирование общесетевого ресурса (производство коллективных продуктов; разработка новых сред, способов коммуникации, форм мониторинга; продвижение проектов и др.)

Сетевое проектирование Экспертиза проекта Групповое проектирование Компоновка материалов Сбор материала Распределение функций Проектные задачи Общие цели Индивидуальное проектирование исследование Сбор материалов Проектные задачи проблематика интерес Сборка проекта Размещение в сетиПродвижение проекта в сети Сборка проекта

Результаты сетевого проектирования Индивидуальные исследовательские работы учащихся (рефераты, эссе, творческие игры и задания, научные статьи, художественные работы и т. д.) Творческие проекты (индивидуальные и/или групповые): конкурсы, выставки, викторины, олимпиады, акции, праздничные программы, сценарии и т.д. Veb-продукты (сайты, персональные страницы, презентации, новые программные модули, интерактивные сервисы и др.) Сетевые исследования (информационно- аналитические обзоры, дайджесты, опросы, замеры, экспертизы, интервью и т.д.) «Сетевые события»: конференции, дискуссии, дебаты, проблемные погружения и др. Новые сетевые программы Новые сети и проектные группы Продукт сети- свидетельство индивидуального образовательного эффекта

Система поддержки и мониторинга

Направления поддержки сетевых программ направленияСпособы поддержки индивидуализацияОбеспечение выбора видов и способов деятельности, самоэкспертизы результатов Социальная реализация Включение участников в социальные проекты и программы, поддержка социальных проб Пространство рефлексии Введение позиции тьютора Практико- ориентированное образование Освоение новых компетенций, основанных на реальных социальных и профессиональных контекстах Коммуникативные технологии Приобретение новых коммуникативных позиций и навыков командной работы ЭффективностьВнедрение новых критериев эффективности и форм мониторинга

Алгоритм мониторинга результатов Прогноз результатов Анализ имеющихся результатов Выводы об эффективности деятельности Выработка рекомендаций

Способы оценивания Автоматическая оценка Количество: -пройденных модулей -зачетных работ -поставленных проблем -пройденных модулей -инициированных тем -готовых продуктов

Технология субъективно-экспертного (качественного) оценивания. Правом производить такое оценивание наделяются педагоги (тьюторы), другие участники программы. Каждый эксперт имеет право оценить в баллах (с обязательным содержательным комментарием) результаты (финальные либо промежуточные) деятельности любого участника. Комплекс накопительных рейтинговых оценок и экспертиз, основанных на методах математической статистики. Все набранные баллы суммируются в таблицах качественного рейтинга по специально разрабатываемым формулам. Совокупность всех показателей является основой для выведения интегрального образовательного рейтинга участника сетевых образовательных программ Образовательный рейтингОбразовательный сертификат

Базовые технологии создания сетевого сообщества Максимальный диапазон индивидуальных образовательных траекторий Корпоративная общность Высокоорганизованная образовательная среда Системы мониторинга и экспертизы Формирование «подсетей» Адаптация авторских средств Системы оценивания и конвертации

Элементы сетевого сообщества Общие цели Совместные: Работа Принятие решений Планирование Взаимная ответственность за результаты Общая система вознаграждения Общая экспертиза

Основные характеристики узлов сети Авторское содержание относительно общей сетевой проблематики Собственные ресурсы и инфраструктура для реализации своего содержания Включенность в ресурсный обмен Включенность в сетевое взаимодействие Признание сетевых стандартов и требований

Преимущества сетевой работы - Для общей образовательной ситуации: позволяет комплексно решать сложные педагогические проблемы, которые одной образовательной структуре оказываются не под силу - Для инновационной площадки как узла сети: позволяет расширить «инновационный горизонт», т.е. увидеть другие способы решения типичных проблем; объективно оценить свои место и роль в сети; пользоваться ресурсами сети; участвовать в развитии сети. - Для инновационной площадки как участника сети, но не являющейся узлом сети: дает возможность оценки результатов собственной деятельности, самоидентификации и включения в «подсеть»; стимулирует развитие в равнении на высокие стандарты качества. - Для родителей и детей: возникают принципиально новые возможности образования, которые может предоставить сеть инновационных образовательных учреждений, в частности, включиться в сетевые образовательные программы и проекты.

Модель СОП основания деятельности Сетевое событие Сетевое событие Перенос деятельности Традиционные ОУ Инновационные ОУ Центры дистанционные Другие ОУ УДОД Сетевое событие

Тьюторское сопровождение старшей школы

Кто такие тьюторы? Кто такие тьюторы? Версия 1 Тьютор-наставник Тьюторы- ровесники подтьюторных (подопечных тьюторов). Тьюторы- образцы (уже добились некоторых успехов ). С тьюторами всегда интересней и увлекательней: они знают, чем можно заинтересовать сверстников. Тьюторы относятся к выполняемой работе с повышенной ответственностью, т.к. боятся потерять репутацию.

Технология тьюторства Взаимодействие «опытного», который умеет что-то делать (знает, как сделать), и «новенького». Свободное нерегламентированное общение, в ходе которого «опытный» в виде сказок, баек и легенд рассказывает «новенькому», что произошло с ним, чтобы уберечь от повторения ошибок. Отсутствует позиция педагога- организатора.

Назначение и функции: - трансляция опыта деятельности в «живой» коммуникации в рамках малой (референтной группы) Общение коммуникации Новенький Опытный (тьютор) 1 2

Версия 2 Тьюторство как сопровождение программ дополнительного образования Переход к управлению людьми через организацию их деятельности. Изменение модели деятельности («виртуальный сетевой университет»). Проектирование процесса получения нужных знаний, среды обучения, системы практик, консультаций и т.п. Формирование потребности непрерывного самообразования Координация многообразных социальных коммуникаций

Индивидуальныеобразовательныемаршруты Сетевыетехнологии Проектированиесобственнойдеятельности Интернет-ресурсы Самообразование.Доучивание.Переучивание. Тьютор-коммуникатор

Типы деятельности Исследование ( научно предсказуемое поле Де) Проектирование (социально- проблемное поле Де) Творчество ( переживание известной Де заново)

Техники работы Образовательная карта- приложение в виде маршрутов и инструкций по прохождению индивидуальной образовательной программы. Портфолио. Презентации. Рефлексия образовательного поиска.

Проект индивидуальной образовательной карты Сферы и типы Де. Проблемы и задачи социального масштаба. Существующие проекты и программы, решающие эти проблемы. Фигуры экспертов-профессионалов. Рейтинг образовательных учреждений, программ, мероприятий.

. Портфолио- объект проектирования. Что в нем должно оказаться через 5 лет, чтобы твои профессиональные амбиции могли быть реализованы, чтобы оно подкрепляло твое резюме? Оснащенность рефлексивного пространства: знания тьютором профессионального рынка, современных тенденций развития Де, техник организации профессионального и социального роста. Презентация - продукт на рынке индивидуальных образовательных программ, проектов

сравнимучительтьютор В каком процессе участвует, в каком качестве? Обучение, управляет процессом Самообразование, сопровождает, поддерживает процесс За что отвечает в идеале? Передача знанийУчаствует в формировании индивидуального знания На что опирается в своей деятельности? Методика обученияРефлексия опыта самообразования Позиция тьютора

Сопровож- дение ИОП Карта образовательн ого пространства Индивидуальные и групповые тьюторские консультации Инициатива и обратная связь Консультаци и «Образ будущего» Курсы «Основы социализации личности» и «Технологии управления» Совместное проектирование образовательного пространства

ИОП складывается в результате: Выбора учащимся профильного направления. Построения индивидуального учебного плана. Выбора видов учебной деятельности (исследование, проектирование, творчество) Выбора мест презентации своих достижений в том числе за пределами школьного пространства, в референтных сообществах. Выбора элективных курсов, в школе и за ее пределами. Участия в образовательных событиях: - для презентации своих достижений, - для пробы себя в режиме интенсивного профессионального тренинга/пробы

Организация тьюторского сопровождения в профильной старшей школе с ИУП состоит в организации выбора учащимися образовательных ресурсов из представленного образовательного пространства, оформления их в индивидуальный учебный план, реализации образовательных проб, рефлексивного осмысления полученного опыта и построения следующего шага.

Предметный тьютор/ Профильный тьютор Главная задача – «ухватить» предметный интерес учащегося, дать возможность реализовать профессиональную пробу в данной области и организовать качественную содержательную обратную связь (рецензия, экспертное заключение, мастер класс, экспертное обсуждение, стажировка и т.п).

Топика образовательного пространства профильной старшей школы Академические и профессиональные конкурсы и олимпиады; Образовательные и профессиональные стажировки; Образовательные события (как формы погружения в определенный вид деятельности и места осуществления деятельностных проб); Психологическое консультирование.

Этапы работы предметного/профильного тьютора 1. Представление ресурсов предметной области/профильного образовательного пространства. 2. Построение части ИУП, касающиеся данной предметной области или данного профильного направления. 3. Организация осуществления пробы и обратной связи по поводу результативности и эффективности пробного действия

Тьюторское сопровождения при сетевой организации профильного обучения Предполагает индивидуальную консультационную работу тьютора с подопечным по составлению его индивидуальной образовательной программы на основе ресурсов образовательной сети (сетей) и рефлексии ее реализации.

Задачи тьютора помогать ученику получить максимальную отдачу от сетевой программы отслеживать его продвижение, отмечать успехи; интерпретировать информацию, нацеливать поиск давать обратную связь по выполненным заданиям проводить групповые (сетевые) собрания проектных групп консультировать и поддерживать ученика в проблемных ситуациях поддерживать интерес ученика на протяжении всего образовательного маршрута быть доступным для связи с учеником (посредством телефона, электронной почты, сетевых конференций, форумов и т.п.)

ИОП складывается в результате выбора Сетевой образовательной программы/сети. Индивидуального учебного плана. Видов учебной деятельности (исследование, проектирование, творчество) Элективных курсов, в сети и за ее пределами. Образовательных событий в сети и за ее пределами. Мест презентации своих достижений в профессиональных сообществах Мест реальной профессиональной пробы / работы.

Версия 3 Тьютор- Мастер В основании Де – разрешение конфликта между культурным и индивидуальным существованием человека. Передача абсолютного знания жизни- идеала. Мастер- подмастерье, тренер-воспитанник, Учитель (Пророк)- Его ученик. Идея персонального носителя знаний. Он знает, как искать путь

«Индивидуальный» тьютор Организация участия в образовательных событиях, стажировках; организация встречи подопечного со специалистами, способными осуществлять предметное сопровождение; актуализация возможностей участия в различных олимпиадах, конкурсах; организация психологического консультирования; задание пространства проектной или исследовательской деятельности на разнообразном предметном материале; организация осознанного выбора элективных курсов; планирование учения и построение ИУП вместе с подопечным; рефлексия реализации подопечным ИУП с осмыслением результативности и построением следующего шага.

Этапы работы индивидуального тьютора Работа с образом будущего – очерчивание примерного контура образовательно-профессиональной идентичности. Предложение ресурсов образовательного пространства (с комментариями). Соотнесение образа будущего учащегося и ресурсов образовательного пространства. Построение ИУП. Организация осуществления пробы и обратной связи по поводу результативности и эффективности пробного действия. Сравнение реальных достижений с образом будущего, коррекция ИУП, построение следующего шага.

Версия 4 Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов Сопровождает процесс освоения Де (проектной, исследовательской, программно- организованной). Организатор сети профессионального развития: накопление, соорганизация, мониторинг, употребление. Организатор ситуации самоопределения, самоосуществления, самореализации, системы профессиональных проб.

Tutor( англ.)-домашний учитель, репетитор, наставник; руководитель группы студентов; юридический опекун. Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования. Культура, формировавшаяся девятьсот лет( XI век- средневековые университеты). Подход, основанный на Re. Наставник, передающий опыт учения. Научный руководитель, но только для персонального ученика. Опекун, разрешающий трудности школьной жизни ( от лат.tucri- защищать, оберегать, заботиться).