МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ А.В. ЗАКРЕПИНА доктор педагогических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(Информация подготовлена на основании материала курсов г. Федерального государственного бюджетного учреждения «Институт коррекционной.
Advertisements

Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
Выполнила: учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 51 Павлова Ирина Юрьевна.
Дидактическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения с учётом требований ФГОС.
МБУ детский сад компенсирующего вида 120 «Сказочный» Зимние игры и забавы с «солнечными» детьми. Обмен опытом работы с детьми с синдромом Дауна. Педагог-дефектолог.
Выполнила: учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 51 Павлова Ирина Юрьевна.
L/O/G/O Роль предметно- пространственной развивающей среды в речевом развитии детей В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева.
Развитие познавательной деятельности у детей с ОНР в условиях ДОУ Логинова И.В., педагог-психолог МБДОУ 5 «Дельфин»
ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРЕЗКА» Выполнила студентка группы Д 2351 У Сафиуллина Зухра.
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
АНТИПОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА Педагог дополнительного образования КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения,
«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игры» СИСТЕМА РАБОТЫ воспитателя 2 категории Лазаревой Л.И., ГККП «Ясли-сад.
ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.
Транксрипт:

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ А.В. ЗАКРЕПИНА доктор педагогических наук, доцент ФГБНУ ИКП РАО 2015

ПЛАН 1. Теоретические основания разработки индивидуальных коррекционных программ обучения и воспитания 2. Практикум по разработке индивидуальных программ на примере клинического случая: ребенок раннего возраста (с органическим поражением ЦНС) 3. Эффекты использования индивидуальной программы в коррекционно- педагогической работе с детьми с ОВЗ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Среди детей с аномалиями в развитии: умственно отсталые дети – 74%, глухие и слабослышащие – 11%, слепые и слабовидящие – 5%, дети с тяжелыми нарушениями речи – 4%, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 3% 1. Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии

МКБ – 10 умственная отсталость легкая (F70.0- F70.99) умеренная (F F71.99) тяжелая (F F72.99) глубокая (F F-73.99) Особенности в развитии детей: - стойкое недоразвитие познавательной деятельности разной степени выраженности; - недоразвитие сложных дифференцированных эмоций; - несформированность произвольной регуляции всех психических процессов.

ВАЖНО! Создать специальные условия для воспитания Продумать путь и методы обучения Систематизировать содержание коррекционно-педагогической работы

Педагогические условия обучения и воспитания: адекватный характер общения и взаимодействия взрослого с ребенком создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки) и материально-техническое оснащение разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника проведение регулярных индивидуальных коррекционно- педагогических занятий включение родителей в педагогический процесс

Индивидуальная программа обучения и воспитания: это образовательная программа, в которой раскрыто содержание педагогической работы с ребенком с учетом особенностей его психофизического развития, а также индивидуальных возможностей

Базисные ориентиры развития - возрастные особенности детей, которые различны у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Базисная часть индивидуальной программы

Ориентиры развития детей младенческого возраста В социальном развитии: эмоционально-личностное и эмоционально-деловое общение, понимание ребенком обращенной речи В физическом развитии: перцептивно – моторные возможности и удовлетворение потребности ребенка в движении. В познавательном развитии: манипулятивно-предметные действия, ориентировочные реакции на сенсорные стимулы, зрительно-двигательная координация, интерес к близким людям и окружающим предметам.

Ориентиры развития детей младшего дошкольного возраста В социальном развитии: - овладение коммуникативными навыками; диалогической речью, проявление навыков социального поведения и потребности к взаимодействию со сверстником; - самостоятельность в быту. В физическом развитии: увеличение и совершенствование общих и мелких движений. В познавательном развитии: ребенок начинает исследовать свойства и качества предметов; формируется система сенсорных эталонов; происходит становление наглядно-образного мышления; формируются представления об окружающем; ребенок начинает понимать смысл обращенной к нему речи.

Ориентиры развития детей старшего дошкольного возраста В социальном развитии: трудовое воспитание; формируются социальные нормы поведения, самостоятельность. В физическом развитии: совершенствуется общая моторика; развивается тонкая ручная моторика, зрительно-двигательная координация. В познавательном развитии: расширяются виды познавательной активности; формируется произвольное внимание; развивается сфера образов-представлений и ориентиры ребенка в пространстве; совершенствуется наглядно-образное мышление и происходит переход к элементам логического мышления. Ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой.

Специфическая часть индивидуальной программы: особенности каждого ребенка в основных линиях развития Социальное развитие - элементарные представления о себе и о близких людях. Физическое развитие - основные движения (ползание, ходьба, бег, прыжки и т.д.) Познавательное развитие - уровень сенсорного развития, мышления, представлений об окружающем мире, ориентировка на количественный признак и количественные представления, развитие речи Ведущий тип деятельности - уровень сформированности игровых действий: предметных, процессуальных, предметно-игровых; элементов сюжетной игры, интерес к продуктивным видам деятельности - рисованию, конструированию.

Результат педагогического изучения ребенка Выявление актуального уровня – то, что ребенок может делать самостоятельно. Выявление потенциальных возможностей – то, что ребенок делает с помощью взрослого (или после обучения)

Принципы разработки индивидуальной программы учет онтогенеза детства в основных линиях развития учет возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка деятельностный подход к развитию личности ребенка доступность обучения коррекционная направленность воспитательного процесса системный подход к обучению и воспитанию

Индивидуальная программа I часть: общие рекомендации к созданию условий воспитания ребенка III часть: рекомендации для родителей II часть: содержание коррекционно - педагогической работы

ВЫЯВЛЯЕМактуальный уровень развития, т.е. ТО, ЧТО уже «созрело и завершило свой цикл II ШАГ I ШАГ III ШАГ ВЫЯВЛЯЕМ «зону ближайшего развития» (созревающие функции) ОПРЕДЕЛЯЕМ конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии IV ШАГ ОПРЕДЕЛЯЕМ способы обучения ПОДБИРАЕМ предметно- дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

ПРАКТИКУМ (2)(2) Клинический случай: ребенок раннего возраста (с органическим поражением ЦНС)

ВЫЯВЛЯЕМактуальный уровень развития, т.е. ТО, ЧТО уже «созрело и завершило свой цикл II ШАГ I ШАГ III ШАГ ВЫЯВЛЯЕМ «зону ближайшего развития» (созревающие функции) ОПРЕДЕЛЯЕМ конкретные задачи обучения: в социальном, познавательном и физическом развитии IV ШАГ ОПРЕДЕЛЯЕМ способы обучения ПОДБИРАЕМ предметно- дидактическую среду для воспитания и обучения ребенка АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

ВЫЯВЛЯЕМ АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ мальчик, 1 год 9 мес. ВИДЕОФРАГМЕНТ 2 СЛУЧАЙ: ребенок раннего возраста (с органическим поражением ЦНС)

Что наблюдаем? В физическом развитии: хорошо удерживает голову, способен совершать движения телом и руками захватывает пальцами правой руки игрушку В познавательном развитии: следит за предметно-игровыми действиями взрослого, проявляет интерес к игрушке, пытается удерживать в руке В социальном развитии: эмоционально реагирует на тактильные и сенсорные воздействия, выделяет близкого взрослого, криком требует помощи и устранения необычной, проявляет избирательность по отношению к чужому взрослому. Вывод: актуальный уровень развития –непроизвольное поведение с элементарными ориентировочными реакциями на разные стимулы

ВЫЯВЛЯЕМ «зону ближайшего» развития (то, что ребенок может делать с помощью взрослого) Вывод: зона ближайшего развития – совместные движения и действия со взрослым в эмоционально-личностной и частично ситуативно-деловой форме общения В физическом развитии: с помощью взрослого может совершать движения телом и конечностями, реагирует на игровые действия взрослого В познавательном развитии: следит за предметно-игровыми действиями взрослого, захватывает и удерживает в руке игрушку, двигательно реагирует на игровое взаимодействие В социальном развитии: доступны совместные действия, частично раздельные.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: - формировать координированные движения тела в процессе поворотов и переворотов, со спины на живот, со спины на бок, с живота на спину и др. - учить самостоятельно перемещать руки и ноги, мотивируя собственное движение целенаправленным поворотом к игрушке - учить удерживать определенную позу, активизируя восприятие предмета и его узнавание среди других игрушек. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - привлекать внимание к предметам и явлениям окружающей действительности. - учить выделять предметы (игрушки) - формировать интерес к ориентировочной деятельности: «Кто там?»; «Что там? - учить совершать манипулятивно-предметное действие - активизировать внимание ребенка к животным, птицам, изменениям в природе СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - учим отзываться на свое имя - использовать доступные во взаимодействии средства общения - привлекать внимание к окружающим людям, - учим пить из чашки, кушать с ложки, умываться и т.д. - учим проситься на горшок

Подбор предметно- дидактической среды для воспитания и обучения ребенка МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: совместные движения и действия, стимуляция подражания

Подведем итоги: 1 шаг: выявили «актуальный уровень развития», т.е. то, что он может делать самостоятельно 2 шаг: определили «зону ближайшего развития», т.е. то, что доступно ребенку в совместных со взрослым действиях 3 шаг: раскрываем содержание программы (ориентир - линии развития) 4 шаг: определяем дидактическую среду и способы обучения ребенка

Эффекты использования индивидуальной программы в коррекционно-педагогической работе с ребенком: налаживается взаимодействие между ребенком и взрослыми появляется интерес к окружающей среде и разным видам деятельности ребенок использует: жесты, совместные действия, подражание, умеет работать по образцу, появляются навыки социального поведения а также элементарные навыки самообслуживания (пытается сам кушать, самостоятельно пить из чашки, держать печенье в руке) (3)(3)

Методическая литература 1. Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым: практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / под ред. М. В. Братковой. - М.: Парадигма, с. 2. Браткова М.В., Закрепина А.В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью (умственная отсталость) // Дефектология N 5. - С Закрепина. А.В. Тихонова Е.С. Организация и содержание коррекционно- педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта, посещающими центры психолого-педагогического - социального сопровождения. Глава в книге: Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие; под ред. Е. А. Стребелевой, А. В. Закрепиной. - М.: ЛОГОМАГ, С

Методическая литература 4. Закрепина, А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству / А.В. Закрепина. - М.: Дрофа, Закрепина. А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание N 4. - С Закрепина. А.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание N С Закрепина. А.В. Коррекционно-педагогическая работа по социальному развитию детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание N 3. - С Закрепина. А.В. Создание условий для продуктивного общения между ребенком и педагогом / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание N 7. - С Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие; под ред. Е. А. Стребелевой, А. В. Закрепиной. - М.: ЛОГОМАГ, 2013.