Путешествие в Страну Лексики и Фразеологии Урок- игра по русскому языку в 8 классе Автор: Боева А.Б., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок - игра по русскому языку в 5- 8 классах Путешествие в Страну Лексики и Фразеологии Автор: Жупеева Е.П., учитель русского языка и литературы МКОУ Северо-Енисейская.
Advertisements

«Почему мы так говорим?» праздник фразеологизмов.
«Лексика и фразеология» Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Харганатская СОШ Урок русского языка в 8 классе.
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка МОУ ООШ 18 Белоногова Т.Ю.
ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. Выполнила учитель русского языка и литературы АпалёноваО.В.
Легко ли быть грамотным Лексика и фразеология шарады.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Фразеологизмы в загадках и ответах.
«ТВОРЧЕСКИЙ АУКЦИОН» «ТВОРЧЕСКИЙ АУКЦИОН». Первый раунд 1 жетон 2 жетона 5 жетонов 3 жетона.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Урок подготовила: Мелешко Анна Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Урок русского языка 3-б класс. Прозвенел сейчас звонок – начинается урок Мы с доски не сводим глаз и учитель учит нас.
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Антонимы Учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Сайфетдинова.
На Неизвестные горы к словам-друзьям МКОУ Свободненская сош учитель русского языка и литературы Сагатдинова Т.Б.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
1. Найди правильный ответ. Ящик Пандоры - А: сокровищница. Б: источник бедствий. В: страшная тайна. Г: шкатулка с секретом. Танталовы муки муки А: неразделенной.
- Прочитайте записи Ворон считать мечтать Витать в облаках молчать Мозолить глаза бездельничать Зарубить на носу надоедать Язык проглотить запомнить -
Транксрипт:

Путешествие в Страну Лексики и Фразеологии Урок- игра по русскому языку в 8 классе Автор: Боева А.Б., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 г. Котельниково

ЭПИТЕТЫ Словосочетания Фразеологизмы Предложения СРАВНЕНИЯ МЕТАФОРЫ Кто жители? Кто гости? Слова Крылатые выражения

Наш маршрут на карте

Путешествие начинается! Пещера АРХАИЗМОВ Пещера АРХАИЗМОВ Пик НЕОЛОГИЗМОВ Пик НЕОЛОГИЗМОВ В городе КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. В городе КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.

Мы у входа: тот войдёт, кто все древнее найдёт Выборочный диктант. Выборочный диктант. Прослушайте текст и запишите устаревшие слова Проверьте запись Проверьте запись Как вы понимаете эти слова? Как вы понимаете эти слова? Сударь Постоялый двор Кибитка Горница Лучина Вожатый Благородие Полати Армяк Целовальник

Горница

Мы в пещере - здесь темно, на стенах – письмена. Их вам надо прочитать и в клеточки слова вписать – дать названия лексическому толкованию. Лексическое значение Впиши слово 1. Древнее название русских войск 2. Походная воинская палатка в Древней Руси 3. Головной убор русского воина 4. Длинная верёвка с подвижной петлёй на конце для ловли лошадей Проверка

Мы в пещере - здесь темно, на стенах – письмена. Вы их прочитали – в кроссворд слова вписали: вот названия лексическому толкованию Лексическое значение Впиши слово 1. Древнее название русских войск РАТЬ 2. Походная воинская палатка в Древней Руси ШАТЁР 3. Головной убор русского воина ШЛЕМ 4. Длинная верёвка с подвижной петлёй на конце для ловли лошадей АРКАН

А вот ещё рисунок крупный, чей-то образ очень смутный. Присмотрись – увидишь ты эти смутные черты? Запишите в столбик: Ланиты - Ланиты - Чело - Чело - Уста - Уста - Очи - Очи - Персты - Персты - Что это за слова? Подберите современные слова-синонимы к этим устаревшим словам. В каких текстах они встречаются? А когда мы пользуемся такими редкими словами? Задание 1.

А вот ещё рисунок крупный, чей-то образ очень смутный. Присмотрись – увидишь ты эти смутные черты? Запишите примеры, вставляя подходящие по смыслу устаревшие слова: Горят румянцем свежие Горят румянцем свежие Старец нахмурил Старец нахмурил Твоими да мёд пить. Твоими да мёд пить. Он поднял указующий Он поднял указующий очарованье! очарованье! Задание2.

Вперёд и вверх! Впереди Пик НЕОЛОГИЗМОВ. И его не просто взять – кроссворд придётся разгадать. А ну-ка дружно вместе взялись и наверх поднялись! Эти новые слова растолкуйте вы сперва…

Конкурс эрудитов сайтфайл хакер диджей монитор интернет мобильник видеокарта номинация компьютер

Впишите новые слова Кто больше вспомнит неологизмов и быстрее доберётся до вершины? Кто больше вспомнит неологизмов и быстрее доберётся до вершины?

Город Крылатых Выражений Стража у ворот – тут не всякий-то пройдёт: --П--Пароль? --В--В чём дело? --Д--Дело в шляпе. Объясните смысл выражения Добро пожаловать в столицу Страны Лексики и Фразеологии

Выбираем, куда пойти… В В этом городе чего только нет: музей, зоопарк, школа, справочное бюро, знаменитая площадь Фразеологизмов! Всем повсюду не успеть. Разделимся на группы, кто куда направится. А нужна помощь – добро пожаловать в Справочное бюро! МУЗЕЙ ЗООПАРК ШКОЛА

Я поведу тебя в музей… Ариаднина нить Ариаднина нить Крокодиловы слёзы Крокодиловы слёзы Коломенская верста Коломенская верста Иерихонская труба Иерихонская труба Долгий ящик… Долгий ящик… ЗАДАНИЕ. Приготовьте речь экскурсовода, отвечая на вопросы: Что обозначают эти фразеологизмы? Каково их происхождение? МУЗЕЙ ХРАНИТ МНОГО НЕОБЫЧНОГО… ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО…

В ЗООПАРКЕ вас ждут Змея подколодная Змея подколодная Волк в овечьей шкуре Волк в овечьей шкуре Козёл отпущения Козёл отпущения Мокрая курица Мокрая курица Глухая тетеря Глухая тетеря Слон в посудной лавке Слон в посудной лавке Кот в мешке Кот в мешке Белая ворона Белая ворона ЗАДАНИЕ Узнайте, подумайте, почему мы так говорим. Узнайте, подумайте, почему мы так говорим. Запишите предложения с этими фразеологизмами Запишите предложения с этими фразеологизмами

Встреча - на площади Фразеологизмов НАЙДИ ПАРУ: ФРАЗЕОЛОГИЗМ-АНТОНИМ ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА ЗАВАРИВАТЬ КАШУ НИ ЗГИ НЕ ВИДНО ВОСПРЯНУТЬ ДУХОМ КОЛОМЕНСКАЯ ВЕРСТА ХОТЬ ИГОЛКИ СОБИРАЙ ПОВЕСИТЬ НОС РАСХЛЁБЫВАТЬ КАШУ ЧУТЬ СВЕТ НА НОЧЬ ГЛЯДЯ ЖИТЬ ДУША В ДУШУ КАК КОШКА С СОБАКОЙ ОДНИМ ДУХОМ В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ

ШКОЛА: уроки-игры Расписание на сегодня: 1. Редактор 2. Переводчик 3. Следствие ведут знатоки 4. Физкультура для слов 5. После уроков:

Урок 1. РЕДАКТОР Доктор прописал пациенту инъекции. Разъярённая вьюга замела тропинки. Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания Цель: лясы точить лясы точить Задание: кто быстрей заменит синонимами все слова в предложении

Урок 2. ПЕРЕВОДЧИК Цель: говорить по-русски Задание: заменить иноязычные слова русскими синонимами ПредложенияСинонимы Он пишет мемуары При проверке было выявлено немало дефектов Ваши аргументы весьма убедительны. Все работали с энтузиазмом Мы гордимся нашим голкипером

Большая перемена НАЙДИ СВОЮ ПАРУ – СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ… СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙГОРЮ НЕ ПОМОЖЕШЬ ТОВАРИЩЕЙ НЕТ ВЕК УЧИСЬ ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ И ВОДА НЕ ТЕЧЁТ ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ СЛЕЗАМИ ВЕК ЖИВИ НА ВКУС И ЦВЕТ ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ

ПРОВЕРЬТЕ ПОСЛОВИЦЫ РАССКАЖИТЕ СВОЮ ИСТОРИЮ ПО ПОСЛОВИЦЕ… СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ И ВОДА НЕ ТЕЧЁТ НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩЕЙ НЕТ СЛЕЗАМИ ГОРЮ НЕ ПОМОЖЕШЬ

Урок 3. Следствие ведут знатоки. ЗАДАЧА: узнай профессию, выпиши профессиональные слова из текста

Маленькая переменка ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ – НАПИШИ В ТЕТРАДКЕ ИЛИ ТЯНЕШЬ БИЛЕТ И ТУТ ЖЕ ДАЁШЬ ОТВЕТ Только номер набери – за три моря говори Если жарко в кабинете, он подарит свежий ветер По листочку каждый день рвут его, кому не лень Царство всякого лекарства – это … Он для множества квартир чудо-око в целый мир Он усатый, а не кот, возит в городе народ

Загадки -отгадки Тр лейбус Тр лейбус Т л визор Т л визор Т л фон Т л фон В нт лятор В нт лятор К л ндарь К л ндарь птека птека ол е е е и а е А

Урок 4. Физкультура для слов Свирепый, жёсткий, лютый, злой (враг), безжалостный, бессердечный. Свирепый, жёсткий, лютый, злой (враг), безжалостный, бессердечный. Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок) Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок) Задача: «по росту становись!» Поставить синонимы в порядке возрастания признака ШЕРЕНГА В-1 В-2

Афиша Внимание, друзья! Приглашаем на АУКЦИОН слов УМ и ГОЛОВА. Кто больше фразеологизмов с их участием приведёт, того награда завтра ждёт! Уроки окончены. Выходим из школы. Что это? плакат с домашним заданием! Да это же плакат с домашним заданием!

Об авторе Боева Антонина Борисовна, Боева Антонина Борисовна, Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 МОУ СОШ 4