К ОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Подготовила педагог – психолог Дорошенко Л.Н МБДОУ « Детский сад 8 «Улыбка» г Щучье
Причины возникновения конфликтов между детьми: Разрушение игры; Выбор общей темы игры; Состав участников игры; Роли в игре;Игрушки;Сюжет игры; Правильность игровых действий.
Ф АКТОРЫ, ОБОСТРЯЮЩИЕ КОНФЛИКТЫ : Проявление страстей (гнев, страх, тревога, разочарование); Безразличие взрослого на возникший конфликт; Отсутствие попыток установить и поддержать отношения (со стороны взрослых и со стороны детей); Тиражирование конфликта, увеличение числа детей – участников конфликта; Вовлечение родителей.
Ф АКТОРЫ, ОСЛАБЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТЫ : Уход на нейтральную сторону; Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их; Наличие и использование взрослыми и детьми коммуникативных навыков; Сохранение и укрепление межличностных отношений.
С ТРУКТУРА КОНФЛИКТА : Проблема (противоречие); Конфликтная ситуация; Участники конфликта, их позиции; Объект: Материальная ценность – игрушка, книга, вещь; Духовно- нравственная ценность – дружеские отношения, признание; Инцидент (пусковой механизм, повод для выяснения отношений); Конфликт (начало процесса, развитие, разрешение);
К ОНФЛИКТЫ : внутриличностные межличностные внутригрупповые
Позитивные Негативные Разрядка напряженности Большие эмоциональные затраты Получение новой информации (о другом ребенке, сверстнике) Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата в коллективе Стимулирование к изменениям через воспитание Конфликтное взаимодействие вносит ущерб в воспитательно- образовательный процесс Снятие агрессивности, осознание норм поведения Дезорганизация совместной деятельности Выработка решения проблемы Уменьшение степени сотрудничества в продуктивной деятельности Обогащение жизненного опыта в сфере межличностных отношений
2 способа разрешения конфликтной ситуации: Деструктивный способ: уход от ситуации («уйду и не буду с ним играть», «сам буду играть»), агрессивное разрешение («всех побью и заставлю играть»), привлечение внешних средств («позову воспитателя, она всех заставит играть»). Конструктивный способ – разрешение конфликта («предложу другую игру», «договоримся с ребятами во что лучше поиграть»).
агрессии висты – задирают других раздражаются сами, если их не слушают; жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблем; молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно; сверхпокладистые – со всеми соглашаются; всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство; нерешительные – медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;максималисты – хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Роль педагога описания произведенного им действия; описания возможного результата этого действия; предложение альтернативно -го варианта поведения.
П РОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ. сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации); имитационные игры (имитация человеческого процесса); интерактивные игры (игры на взаимодействие); социально-поведенческие тренинги (обучение конструктивному поведению в конфликтной ситуации); обыгрывание конфликтных ситуаций и моделировании выхода из них; психогимнастика; чтение художественных произведений и их обсуждение; просмотр и обсуждение мультфильмов; дискуссии; беседы в соответствующе оборудованном месте с примерным названием: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Остров желаний»; «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!