FokinaLida.75@mail.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для звука [р]

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для звука [Л]
Advertisements

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)
Секреты артикуляционной гимнастики Презентацию подготовила: Здор Елена Васильевна, учитель-логопед МАДОУ д/с 70 «Солнечный город»
Упражнения для детей и родителей Артикуляционная гимнастика.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для свистящих звуков (с, з, ц)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории «Улыбка» Учитель-логопед: В.Ю. Заблоцкая.
Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами! МБДОУ - д/с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка Автор: учитель-логопед Атрохова Евгения Сергеевна.
Практикум с элементами тренинга «Артикуляционная гимнастика» Составитель: учитель- логопед Букина Е.Ю.
Цель – вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. Описание – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние.
«Учусь говорить»
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки.
Подготовка к постановке звука [р]. Для произнесения звука [р] необходима сложная работа различных частей языка. Разберём основные моменты Правильной артикуляции.
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед: Хасанова Г.Ю. МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Путешествие веселого язычка Артикуляционная гимнастика.
Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 48 «Журавлик»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для развития речи Для родителей: Непременное условие правильного звукопроизношения – хорошее развитие мышц языка, губ, щек.
Люди правильно произносят различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов.
широко открыть рот - "жарко"; закрыть рот - "холодно"
Транксрипт:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для звука [р]

Рекомендации по проведению гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-7 минут. Упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка, ни в коем случае не высказывайте недовольство, если что-то не получается. Статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Перед тем, как приступить к занятиям, вы должны четко знать, какие звуки у ребенка нарушены, знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: добиться расслабления мышц языка, усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка 2. Покусывать середину языка 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад Во время выполнения произносить «та-та-та» Обратите внимание: Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.

ЛОПАТОЧКА Устала собачка и дышит устало, И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до Обратите внимание: Губы растянуты в улыбке. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая «пя-пя-пя»

КАЧЕЛИ Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Языком «качать качели»? РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: разрабатывать движение языка вниз и вверх, развивать его подвижность, укреплять мышцы, способствовать растяжке подъязычной связки (при ее укорочении) Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, перевести его на верхнюю губу, вернуть на нижнюю и снова поднять на верхнюю. Повторять 6-8 раз, отдохнуть и повторить еще 3-4 раза. Обратите внимание: Не всегда удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх. Губы неподвижны, нижнюю губу внутрь не подворачивать.

ЧАШЕЧКА Язычка загнем края, Делай также, как и я. Язычок лежит широкий И как чашечка глубокий. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов; укреплять мускулатуру языка. Описание: открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой», удерживать под счет от 1 до Повторить 3-4 раза. Обратите внимание: Если «чашечка» не получается, то надо пошлепать губами по языку «пя-пя-пя», распластать язык и слегка надавить на середину языка; при этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

МАЛЯР Мы работаем с утра, Красить потолок пора. Поводи вперед-назад – Наш маляр работе рад. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание: Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта

ЛОШАДКА Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздается щелчок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку); укреплять мышцы языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами») Обратите внимание: Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее») Нижняя челюсть не двигается, работает только язык

ГРИБОК Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука [р]; укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»); удерживать в таком положении 5-10 секунд. Обратите внимание: Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка»: ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идет медленно») и присасывать язык к нёбу.

ДЯТЕЛ Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздается громкий стук. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука [р], укреплять мышцы кончика языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Обратите внимание: Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Звук [д] носит характер четкого удара, не «хлюпает». Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).

ГАРМОШКА Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: укреплять мышцы кончика языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Обратите внимание: Если ребенок не может присосать язык к нёбу то нужно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.

КУЧЕР Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: «Тпру!» РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению [р]; развивать силу выдоха. Описание: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них; губы вибрируют и слышен характерный звук: «Тпру-у-у!». Затем положить между губами широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). Обратите внимание: Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее. Губы и язык должны быть расслаблены.