Познавательный интерес. Познавательный интерес (Г.И.Щукина) Познавательный интерес - избирательная направленность, включающую в себя мотивационный, содержательно-деятельностный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новая профессия в образовании - тъютор. «В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор…
Advertisements

Кафедра открытых образовательных технологий. «В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор…
Анализ педагогических условий в работе школы по теме «Одаренный ребенок» МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.
«Роль технологий открытого образования в инновационной деятельности школы » МОУ МНО школа 7 городского округа – город Галич Костромской области.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ШКОЛЕ. Рябцева О.В.
Открытость как качественная характеристика современного образования.
Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности как средство формирования культуры работы с собственным будущим.
Организационные формы и образовательные эффекты тьюторского сопровождения в системе образования Архангельск Т.М.Ковалева.
«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор… Это - не классный руководитель. Этот педагог.
ТЬЮТОРСТВО Преподаватели технологии: к.п.н. Дудчик С.В. Колосова Е.Б.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Реализация принципа индивидуализации как новое качество образования Т.М.Ковалева.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
Доклад на заседании методического объединения учителей по теме: «Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся как условие педагогической.
Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми через тьюторское сопровождение Педагог - тьютор Коновалова О. В.
Реализация принципа индивидуализации как новое качество образования Пермь Т.М.Ковалева.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Транксрипт:

Познавательный интерес

Познавательный интерес (Г.И.Щукина) Познавательный интерес - избирательная направленность, включающую в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент, возникающую при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность. ???

Компонентный состав познавательного интереса Мотивационно-стимулирующий компонент: мотивы учения предмета (почему школьник учится); показатель развития - наличие широких познавательных мотивов; личностная значимость изучения предмета (субъективная значимость); показатель развития - наличие самостоятельной точки зрения на приобретение знаний в данной предметной области, сочетаемой с внутренней мотивацией. ???

Содержательно- деятельностный компонент Обученность по предмету (наличие определенных знаний, умений и навыков); показатель - наличие потребности получить и применить знания по предмету в различных условиях; особенности предпочтения различных компонентов учебной деятельности (форма, содержание или процесс предстоящей деятельности); показатель – предпочтение учеником проблемного содержания и процесса поиска решения вопроса или проблемы; преобладающий характер поисковой деятельности (репродуктивный или продуктивный); показатель – преобладание творческо-продуктивной деятельности; познавательная активность (воспроизводящая, интерпретирующая и др.); показатель – наличие высокого уровня кратковременной и долговременной памяти, устойчивого внимания, логического мышления, сочетаемые со стремлением ученика удовлетворить свой познавательный запрос с помощью различных источников; познавательная самостоятельность; показатель – самостоятельное действие и преодоление трудностей без посторонней помощи. ???

Эмоционально- оценочный компонент Эмоции (как переживает учение младший школьник); показатель – наличие позитивных эмоций от поглощенности и «захвачен насти» познавательной деятельностью; рефлексия (взгляд на свою деятельность со стороны); показатель – наличие у учащегося способности объяснять как свои успехи, так и неудачи внутренними причинами. ???

Уровни развития познавательного интереса младших школьников Очень низкий Средний Высокий (личностно-творческий) ???

Отношения взаимодействия и взаимовлияния Определенная ситуация развития (конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослым в данный период); основной или ведущий тип деятельности (типы деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития – учебная деятельность для младшего школьника по Д.Б.Эльконину); основные психические новообразования (они присутствуют в каждом периоде – от отдельных психических процессов до свойств человека) ???

Исходные моменты развития познавательного интереса Положительная мотивация и положительное отношение младшего школьника к учению как социально значимой деятельности; возрастание интеллектуальной активности, стремление к решению интеллектуальных задач, обогащающих ученика новыми знаниями и способами работы. ???

Психологические новообразования, характерные для данного возраста Произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий (Д.Б.Эльконин); рефлексия, осознание своих собственных изменений в результате формирования учебной деятельности (И.Ю.Кулагина). ???

Средства развития познавательного интереса Разработка специфической системы средств развития интересов для каждого этапа обучения, учитывающих особенности данного возрастного этапа; взаимодействие учительских и ученических способов работы с познавательным интересом; взаимодействие учителя и ученика (тьюторское сопровождение познавательного интереса). ???

Педагогическая помощь Педагогическая поддержка Сотрудничество Тьюторское сопровождение

Отличительная характеристика тьюторского сопровождения познавательного интереса 1) сопровождение деятельности младшего школьника со стороны учителя-тьютора; 2) использование системы способов развития познавательного интереса на каждом этапе работы с познавательным интересом (способы, как для учителя, так и для ученика); 3) осуществление «спирали» практики в развитии познавательного интереса (выявление и фиксация – представление познавательного интереса – рефлексия и планирование нового опыта – выявление и фиксация – и т.д.). ???

Педагогическая ситуация как форма использования тьюторского сопровождения в учебном процессе Нахождение для школьника новых способов преодоления разрыва между знанием и незнанием средствами тьюторского сопровождения ???

Принципы тьюторского сопровождения Индивидуализации, что означает направленность на организацию деятельности с учетом личностных особенностей и запросов, интересов учащихся; непрерывности – предполагает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим школьникам в развитии познавательного интереса; гибкости – способствует включению в деятельность тьюторских способов работы с интересом, в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами; открытости – позволяет субъектам взаимодействия реагировать на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиций, осуществление подготовки не только к конкретному, но и запасным вариантам реализации. ???

Функции тьюторского сопровождения как средства развития познавательного интереса диагностическая, направленная на сбор данных о предпочтениях, интересах и намерениях учащихся, их склонностях, сильных и слабых сторонах; проектировочная, направленная на выявление ресурсов и возможностей для преодоления имеющихся у учащихся проблем, и предусматривает подбор необходимых способов и процедур тьюторского сопровождения познавательного интереса; реализационная, направленная на оказание помощи при решении возникающих затруднений и проблем; аналитическая, направленная на анализ и коррекцию процесса и результатов развития познавательного интереса младших школьников. ???

Задача учителя-тьютора Оказание помощи младшему школьнику в фиксации, реализации и осознании познавательного интереса: выявление индивидуальных проблем учеников, связанных с познавательным интересом; обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом; совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; организация рефлексии учащимся своей деятельности. ???

Мотивационный этап Цель - организация сбора и анализа информации по теме, работа с познавательным вопросом: выбор интересующей темы, сужение и расширение темы, выбор проекта решения Ориентировочный этап Цель - фиксация познавательного интереса, создание позитивной атмосферы: психологический комфорт, устранение боязни неправильного ответа, выражения собственного мнения Формирующий этап Цель - организация презентации интереса, выбор формы презентации, её анализ ? Выбор способов тьюторского сопровождения, обеспечивающих выявление, реализацию и осмысление личного познавательного интереса младшим школьником, создающих условия для самореализации и саморазвития

Тьюторское сопровождение как дидактическое средство развития познавательного интереса младших школьников обеспечит приобретение познавательным интересом следующих качественных характеристик: устойчивости познавательного интереса (длительность, осознанный выбор); глубины (выход в проектную или исследовательскую позицию на основании познавательного интереса), обеспечит адекватный уровень готовности ребенка начальной школы к обучению в средней школе. ???

Направления деятельности 1) экспериментальная проверка технологии тьюторского сопровождения познавательного интереса младших школьников на основе педагогических ситуаций; 2) определение эффективности данной технологии посредством выявления динамики развития познавательного интереса; 3) анализ, сравнение и обобщение результатов контрольных срезов (констатирующего и формирующего) в экспериментальных и контрольных группах, подведение итогов опытно- экспериментальной работы. ???

Понятие «тьютор». Функции и модель деятельности тьютора

Открытое образовательное пространство Закрытое образовательное пространство

Принципы открытого образования

Открытое образование Преодоление школьного контекста. Создание образовательного пространства, предоставляющего веер возможностей в выборе образовательного маршрута. Закрытое образование Существует определенный путь, которым надо провести ученика. Заранее известен и тот образ, к которому надо его привести.

Показатели открытого образовательного пространства Многообразие и вариативность образовательных предложений. Реализация образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы.

Критерии открытости образовательного пространства 1. Критерии, соответствующие первому показателю - критерии многообразия и вариативности образовательных предложений: само образовательное предложение должно иметь явно выраженный адресный характер (то есть быть направлено на определенную возрастную, социальную и т.п. аудиторию). вводится количественный индекс неоднородности образовательных предложений (различие по содержанию, способам работы, формам реализации образовательных предложений). Минимальным индексом многообразия являются три неоднородных образовательных предложения, так как это количество уже предполагает осознанность выбора того или иного образовательного предложения, в отличие от второго, где можно выбирать одно предложение просто на оппозиции к другому. 2. Критерии, соответствующие второму показателю - реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы. Вводится количественный показатель осознанных выборов тех или иных образовательных предложений. Осознанность выбора проявляется через два критерия: инициативность то есть самостоятельность в осуществлении выбора определенной образовательной услуги; целенаправленность - то есть обоснование необходимости выбора определенной образовательной услуги для построения индивидуальной образовательной программы.

Составляющие целей образования Заказ государства – то есть установление четких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего. Частный (внутренний) заказ - то есть осмысленный ответ самого человека (ученика, его родителей - как потенциальных заказчиков на образовательные услуги для своих детей) на вопрос: «Чему и зачем он намерен учиться?»

«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор… Это - не классный руководитель. Этот педагог собирает вокруг себя детей из разных классов, но с общими интересами» член-корреспондент РАН, ген. директор "Издательство Просвещение" Александр Кондаков 17 мая 2008

В систему Российского образования вводится новая должность -

Тьютор – от латинского tutor – «защитник, покровитель, страж; опекун, попечитель» – произошло от глагола tueor – «смотреть, надзирать». Его вариант с приставкой intueor – «всматриваться», в новейших языках слово интуиция.

Оксфорд

Королевский колледж. Кембридж

12 век – первые британские университеты : Профессор процесс обучения, тьютор процесс индивидуализации Индивидуализация в образовании : исторический аспект

Индивидуализация Индивидуальный подход

Индивидуальный подход в образовании содержание 1 2 3

Индивидуализация в образовании : методологический аспект Содержание 2 Содержание 1 Содержание

Индивидуальный подход Индивидуализация

Учитель Ученик

Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании. Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Д.п.н., профессор каф. педагогики МПГУ Т.М. Ковалева

Типы тьюторских практик

Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст) В системе дистанционного образования обосновывается главная цель открытого образования, которая заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности. Моделью открытого образования в данном случае является сама модель использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает работать тьюторское сопровождение, помогая своему подопечному выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде.

Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст) В этом случае главной целью открытого образования является умение жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и разные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность как умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, умение работать в группе и т.д.

Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст) Главная цель открытого образования в этом случае - научить человека максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы. Именно он, а никто другой, являясь заказчиком на свое образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несет за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности. Тьюторская практика в этом антропологическом контексте реализует, в первую очередь, сопровождение всего процесса проектирования и построения подопечным своей образовательной программы, начиная от работы с его первичным познавательным интересом, углублением этого интереса за счет образовательных исследований или проектов, специальной работы по формированию этого проекта, как образовательного, и до тьюторского консультирования в области профессиональных образовательных программ.

Этапы тьюторского сопровождения Диагностический Проектировочный Реализационный Аналитический

Параметры сравнения Учитель Классный руководитель Тьютор Реализуемый процесс Осуществляем ые функции Используемые методики Результат

Параметры сравнения Учитель Классный руководитель Тьютор Реализуемый процесс обучениевоспитаниесамообразование Осуществляем ые функции управление сопровождение, поддержка Используемые методики методики обучения методики воспитания рефлексия опыта самообразования Результат Предметная компетентность Коммуникативная управленческая, социокультурная компетентности Формирование индивидуальной ответственности за знание

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуального образования программ Психолог работает с развитием психических процессов Учитель Задает нормы: содержание, маршрут, темп

Назначение тьютора Помощь ребенку в создании образа самого себя, концепции личности, а также в осознании собственной уникальности Помощь учащемуся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации, выработке ИОП Обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания Работа с индивидуальными учебными стилевыми характеристиками помощь учащимся в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса; Развитие индивидуальной социальной активности самого ребенка.

Предполагаемый результат тьюторского сопровождения Достижение каждым учащимся своего собственного образа (личностного, профессионального и т.д.) Определение своего пути в образовании, понимание своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее

Обучение Образование

Обучение - целенаправленное, поступательное ведение обучающегося, процесс освоения знаний Образование – самобразование самого себя, проект своей будущей жизни, задание для подопечного открытого образовательного пространства

открытое образование тьюторское сопровождение индивидуа- лизация

Сфера образования: индивидуализация и тьюторское сопровождение - дошкольное образование; - школьное образование; - высшее образование; - повышение квалификации и профессионализация; - открытое образование; - управление. (,

Индивидуализация в среднем образовании: методический аспект Начальная школа: От стихийных познавательных интересов к устойчивым

Индивидуализация в среднем образовании: методический аспект Подростковая школа: «окультуривание» познавательных интересов (проектирование, исследование, творческая деятельность)

Индивидуализация в среднем образовании: методический аспект Старшая школа: Профильное обучение как дальнейшая реализация познавательных интересов

В какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована обр. программа Составление программы обр.деятельности Выбор предметов для изучения

В какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована обр. программа Составление программы обр.деятельности Выбор предметов для изучения Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа Индивидуальный образовательный маршрут конструирование проектирование прогнозирование