Дидактические условия совершенствования навыка смыслового чтения Москва 2015 год Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 Г. ТОМСКА ПРОЕКТ «Формирование информационной компетентности.
Advertisements

Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей 1557 города Москвы Проект школьной команды по теме: «Условия развития информационно- ориентировочных.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2036»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Формирование информационной компетентности в процессе изучения курса географии Ефремова Ольга Александровна учитель географии I квалификационной категории.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Публичная защита проектов школьных команд педагогов «Технология формирования метапредметных компетенций обучающихся»
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
«Особенности первого года работы по ФГОС» Форма проведения: семинар.
Формирование метапредметных результатов обучения.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Тема проекта «Технологические приемы развития умений преобразования информации на основе использования разных форм её представления на уроках разной предметной.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Транксрипт:

Дидактические условия совершенствования навыка смыслового чтения Москва 2015 год Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1554» улица Пестеля, д.5 Москва, телефон: (499) , факс: (499)

Проблема Какие приёмы, формы и методы работы с учащимися позволят повысить уровень сформированности навыка смыслового чтения. Цель Формирование и развитие навыка смыслового чтения как необходимого условия овладения читательской компетенцией.

Задачи 1. Систематизировать приёмы, методы и формы деятельности педагогов, обеспечивающие формирование устойчивого навыка смыслового чтения. 2. Разработать программу курса по основам смыслового чтения и работы с текстом для использования педагогами в учебной и внеурочной деятельности. 3. Создать условия для реализации программы по основам смыслового чтения и работы с текстом.

Планируемые результаты реализации проекта 1. Системная работа команды учителей, работающих в классе в соответствии с технологиями, приемами, методами, описанными в программе «Основы смыслового чтения и работы с текстом», в соответствии с разделами ООП 1)поиск информации и понимание прочитанного; 2)преобразование и интерпретация информации; 3)оценка информации. Метапредметные результаты изучения курса проявляются в: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы, сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков, представлять материал в виде таблицы или схемы.

Выявлены дидактические условия совершенствования навыка смыслового чтения обучающихся, определяющие деятельность педагогического коллектива: Синхронизация действий команды учителей, работающих в данной параллели. Согласование основных программных тем, методов, приёмов, форм обучения, сравнение содержания материала изучаемых предметов, выбор необходимого программно-методического обеспечения. Обсуждение промежуточных и итоговых результатов исследования «Метапредметных образовательных результатов учащихся» (заседания межпредметной группы 1 раз в месяц). Изучение влияния возрастных физиолого-психологических особенностей учащихся, совершенствование приёмов, форм и видов работ (заседание межпредметной группы – , с привлечением психолога Гимназии 1554).

В учебном году учителями было организовано взаимопосещение занятий, даны открытые уроки и мастер – классы для учителей комплекса и школ города Городской семинар «Формирование метапредметных компетентностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» – Городской семинар «Мыследеятельностная педагогика: методы, формы, приёмы»

Результат работы команды: Программа, направленная на развитие навыка смыслового чтения у учащихся с учётом возрастных особенностей. Разработаны и апробированы сценарии, фрагменты и наборы заданий к урокам по разным учебным дисциплинам: Учебный предмет Тема урока Приём 1. Русский язык Золотова Н.Ю. Частица как часть речи.синквейн, кластер 2. Русский язык Золотова Н.Ю. Второстепенные члены предложения. Определение. инсерт, работа с таблицей, инструкцией, визуальный метод 3. Литература Золотова Н.Ю. Песнь о Вещем Олеге. чтение про себя с пометками, толстые и тонкие вопросы, работа с таблицей, синквейн 4. Русский язык Золотова Н.Ю. Деепричастие. Морфологические признаки деепричастия. чтение с остановками, логические цепочки, словарная работа, работа с таблицей 5. Литература (фрагмент урока) Золотова Н.Ю. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». вопросы после текста, смысловая компрессия, перекодировка, составление схем, прием визуализации, словарная работа

Учебный предмет Тема урока Приём 6. Литературное чтение Евсеева С.Н. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». словарная работа, проблемный диалог, работа с таблицей, вопросы после текста, синквейн 7. Литература Кузнецова Ю.В. С. Черный «Кавказский пленник». ромашка Блума, толстые и тонкие вопросы, прогнозирование, чтение с остановками 8. География Садретдинова Н.М. Вулканы. Гейзеры. фишбоун, чтение с остановками, кластер, визуальный метод, синквейн 9. География Садретдинова Н.М. Земля и космос. толстые и тонкие вопросы, логические цепочки, вопросы после чтения 10. География Садретдинова Н.М. Географическое положение России. инсерт, ромашка Блума, логические цепочки, ментальные карты 11. История Кузнецова И.Н. Историческое моделирование и прогнозирование. мозговая атака, кластер, толстые и тонкие вопросы, прогнозирование, моделирование, проблемный диалог 12. История и обществознание Кузнецова И.Н. Задания к урокам. работа с таблицами, кластер, чтение с пометками, проблемный диалог, словарная работа 13. Математика Козлова Г.В. Решение уравнений. инсерт, логическая цепочка, мозговая атака, словарная работа 14. Русский язык Золотова Н.Ю. Приёмы работы над смысловым чтением на уроках русского языка. инсерт, схемы, таблицы, деформированный текст, словарная работа, интерпретация текста, вопросы после текста, толстые и тонкие вопросы 15. Биология Абдрахманова Р.А. Приёмы работы над смысловым чтением на уроках биологии. толстые и тонкие вопросы, работа с инструкциями, визуальный метод, проблемный диалог, таблица,

Рекомендации для учителя: 1. На каждом уроке систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, направленная на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др. 2. Активное использование на всех уроках тетрадей на печатной основе, выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку вы сказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст и т.д.). 3. Чтение разнообразных видов текстов. Сегодня в учебниках по-прежнему представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.).

Основы смыслового чтения и работы с текстом ( Программа) Цель: создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения учащихся основной школы. Задачи: развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно- познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов; способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом; обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Реализация программы Технология критического мышления. 1 этап. Антиципация 2 этап. Работа с текстом во время чтения. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Методические приемы (примеры) Формы работы ИНСЕРТ индивидуальная, групповая Мозговая атака индивидуальная, парная, групповая Кластер групповая, индивидуальная Синквейн индивидуальная, парная Ромашка Блума групповая, индивидуальная (и др.) Технология проблемного диалога. Направлена на формирование навыка решения проблем

2. ЧТЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВ «Понимание текстов (1 тип)» по уровням освоения в классах школы 1554

«Понимание текстов (2 тип)» по уровням освоения в классах школы 1554

«Понимание текстов (3 тип)» по уровням освоения в классах школы 1554

Качество сформированности метапредметного результата «Способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме» по уровням освоения в классах школы 1554

4. Освоение способов решения проблем поискового характера К ачество сформированности метапредметного результата «Освоение способов решения проблем поискового характера», среди учащихся каждого класса школы 1554.

6. ЛОГИКА И АНАЛИЗ Качество сформированности метапредметного результата «Логика и анализ», среди учащихся каждого класса школы 1554.

7. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА Качество сформированности метапредметного результата «Планирование», среди учащихся каждого класса школы 1554.

5. МОДЕЛИРОВАНИЕ К ачество сформированности метапредметного результата «Моделирование», среди учащихся каждого класса школы 1554

8. Базовые предметные и межпредметные понятия Качество сформированности метапредметного результата «Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями» среди учащихся каждого класса школы 1554.

1. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ «Умение учиться. Рефлексивная составляющая» у учащихся школы 1554

3. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Качество сформированности метапредметного результата «Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии», среди учащихся школы 1554.

Качество сформированности метапредметного результата «Умение учиться. Поисковая составляющая», среди учащихся школы 1554.

Задачи 1. Продолжить работу по внедрению в активную практику программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в 5-9 кл. 2. Транслировать опыт реализации программы по основам смыслового чтения и работы с текстом в рамках традиционного Фестиваля педагогических идей. 3. Организовать постоянно действующий семинар для учителей начальной и основной школы комплекса.

отсутствие синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса (формальный подход педагогов к использованию в урочной и внеурочной деятельности методов и приемов, предложенных программой «Основы смыслового чтения и работы с текстом»); финансовое обеспечение реализации проекта (отсутствие возможности введения в учебный план часов школьного компонента для реализации программы). проведение теоретических и практических семинаров с целью повышения квалификации учителей в области использования методов и приемов, направленных на развитие навыка смыслового чтения, осуществление управленческого контроля; анализ эффективности использования часов школьного компонента педагогами школы с целью использования скрытых резервов, включение продуктивных приемов в урок.