Социально-психологические технологии работы с обучающимися, имеющими девиантное поведение М.Ф. Луканина, директор МОУ ГЦ ПМСС, педагог-психолог высшей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Advertisements

«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Педагога - психолога Костенко Елены Владимировны..
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Функционирование Социально-психологической службы в МОУ «Староалейская СОШ 2»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Социально-психологические технологии работы с обучающимися, имеющими девиантное поведение М.Ф. Луканина, директор МОУ ГЦ ПМСС, педагог-психолог высшей квалификации

Девиантное поведение (социальные науки) социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально- нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Кибермоббинг Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Благодаря интернету жертва не защищена от моббинг-атак и дома. Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации. Анонимность Кибермоббера. Незнание жертвы, кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя.

Девиантное поведение (социально-психологические науки) Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

Индивидуальный образовательный маршрут целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации

Индивидуальный воспитательный маршрут структурированная программа действий специалистов и семьи, направленная на создание социально-психологических условий для организации успешного обучения, личностного развития и социальной реабилитации обучающегося

Модель индивидуального воспитательного маршрута в школе целевой компонент, предполагающий получение информации о проблемах учеников, их понимание и определение пути решения в ходе продуктивной коммуникации; деятельностный компонент, предусматривающий предоставление дифференцированной помощи обучающимся по обеспечению адаптации и реадаптации, предупреждению, коррекции и преодолению их дезадаптации; рефлексивно-прогностический компонент, связанный с анализом полученных результатов, корректировкой взаимодействия, планированием дальнейших шагов по решению проблем;

Алгоритм модели составления индивидуального образовательного маршрута Алгоритм сопровождения Задачи Ресурсы Технологии сопровождения Ожидаемый результат Выводы Предва- рительный этап. Своевременное выявление учеников, нуждающихся в медико-социально- психологическом сопровождении путём запроса администрации, классных руководителей и педагогов, а также родителей. Администрация, соц. педагог, классные руководители, психолог, педагоги. Запрос администрации на работу с учениками, требующими особого внимания. Формулировка целей и задач с точки зрения администрации. Встреча с педагогами, работа в выбранном классе, получение информации об учащихся, требующих особого внимания. Заполнение индивидуальной карты учеников, находящихся в проблемной ситуации. Встреча с родителями. Ознакомление учеников с целями программы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу. Мини-консилиум. Анализ полученной информации и планирования деятельности, подбор технологий и методик для выполнения поставленных задач. Выявление детей, нуждающихся в постоянном сопровождении (группы риска) Выявление детей, нуждающихся в ситуационно - профилактическом сопровождении (трудности в учёбе, личностные особенности, неблагополучие в семье). Выявление детей, остро нуждающихся в сопровождении (кризисные ситуации, суициды). Выявление детей с девиантным и делинквентным поведением, бродяжничество (правонарушения, преступления). Индивидуальная карта ребёнка группы риска, составленная на основе рекомендаций специалистов с целью организации сопровождения развития, детей и подростков группы риска.

Алгоритм модели составления индивидуального образовательного маршрута Алгоритм сопровождения Задачи Ресурсы Технологии сопровождения Ожидаемый результат Выводы Этап диагностических процедур Осуществление диагностики существа возникшей проблемы. Постановка социально- психологического диагноза и на его основе: разработка индивидуального маршрута сопровождения развития детей группы риска Специалисты психолого-социальной службы (педагог- психолог, социальный педагог, классные руководители, педагогический коллектив, подростки Выделение обучающихся, адаптация которых затруднена. Психодиагностика обучающихся, находящихся в проблемной ситуации с целью выявления уровня дезадаптации, показателя соц. неблагополучия обучающихся Наблюдение классного руководителя, Консультации на этапе решения и выработка плана решения проблемы. Обобщение результатов. Мини-консилиум по обобщению полученной диагностической информации Выбор программы работы Получение информации о существе возникшей проблемы. Нахождение путей решения проблемы Описание состояния здоровья обучающихся, рекомендации. Обобщение полученной диагностической информации всеми участниками данного этапа. Составление индивидуального маршрута социально- психологической поддержки и сопровождения развития подростков группы риска с учетом действующих в школе программ Разработка индивидуального маршрута сопровождения развития детей и подростков группы риска на основе рекомендаций Консилиума

Алгоритм модели составления индивидуального образовательного маршрута Алгоритм сопровождения Задачи Ресурсы Технологии сопровождения Ожидаемый результат Выводы Деятельностный этап. Реализовать механизмы социально- психологического воздействия на социализацию личности, стимулирование мотивации изменения поведения, выстроить систему качественной социальной, психолого- педагогической помощи и поддержки Специалисты психолого-социальной службы (педагог- психолог, социальный педагог, классные руководители, педагогический коллектив, подростки Коррекционно-развивающие занятия; тренинги и групповые занятия, индивидуальная коррекция, обучение жизненно важным навыкам в рамках реализации школьных программ «Здоровье», «Миссия спасения», «Реабилитация», «Семья» обсуждение результатов. Ресоциализация:восстановление социального статуса, психо- -эмоциональная реабилитация; восстановление утраченных или несформированных социальных навыков; переориентация социальных установок и референтных ориентаций, включение в позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. Внесение коррективов в реализацию индивидуального маршрута сопровождения подростков группы риска.

Алгоритм модели составления индивидуального образовательного маршрута Алгоритм сопровождения Задачи Ресурсы Технологии сопровождения Ожидаемый результат Выводы Повторная диагностика Определить результативность индивидуального маршрута сопровождения развития подростков группы риска Администрация, соц. педагог, классные руководители, психолог, педагоги. Используются диагностические методы, выбранные на втором этапе: динамическое наблюдение; анкетирование родителей; социально- психологическая диагностика; мини- консилиум: анализ полученных результатов сопровождения Рефлексивный анализ соц. ситуационного развития и собственного поведения проблемного подростка, Конкретные данные о состоянии проблемы, степень решения, изменения проблемы Соотнесение с критериями, используемых диагностических инструментариев. Модель желаемого изменённого состояния объекта.

Алгоритм модели составления индивидуального образовательного маршрута Алгоритм сопровожден ия Задачи Ресурсы Технологии сопровождения Ожидаемый результат Выводы Итого- вый этап Подведение итогов, выделение функций социально- психолого- педагогического- сопровождения обучающихся, имеющих проблемы в поведении, учебной и внеучебной деятельности Администрация, соц. педагог, классные руководители, психолог, педагоги. Выступление специаслисто службы (соц. педагога, психолога и тд) на малом педсовете по итогам социально- психолого-педагогической поддержки и сопровождения подростков, находящихся в проблемной ситуации. Создание успеха в учёбе или иной деятельности. Активизация познавательного интереса. Установление адекватного взаимодействия в системе «ученик – родитель - учитель». Снятие с внутришкольного учёта. Модель организации деятельности по обеспечению социально- психолого- педагогического сопровождения развития детей группы риска

Техники фокус - анализа возможных направлений социально- психологической работы с подростками Форма фокус-анализа Цель Фокус на подростках Акцент на работу с коллективом в целом, командообразование, сплочение и тд. Фокус на личности Акцент на работу с самим несовершеннолетним (развитие идентичности, уверенного поведения, духовно-нравственной и эмоциональной сферы и т.д.) Культурно- контекстный фокус Акцент на досуговые формы. Деятельностный подход

Классификация технологий в зависимости от направленности технологии; используемые в случаях семейной жестокости технологии управления конфликтами технологии работы с созависимостью Технологии повышения самооценки и формирования уверенного поведения Технологии организации времяпровождения детей и подростков Технологии социального сопровождения и направленного воздействия Кризисное консультирование Профилактика деструктивного поведения Антисуицидальная интервенция

Психолого-педагогические аспекты консультирования подростков с осложненным поведением 1. Формирование конструктивного взаимодействия и обучение навыкам поведения в конфликтных ситуациях. ( уважительное и экологичное общение со сверстниками и взрослыми, навыки конструктивного поведения в конфликтах). 2. Развитие толерантности. 3. Формирование эмоционально – волевого контроля. 4. Уверенность и идентичность. Как правило, несмотря на браваду и подчеркнутое пренебрежение общественным мнением, «трудные» подростки имеют низкую самооценку, неуверенны в себе (или самоуверенны), отличаются низким интегративным уровнем развития «Я».

Индивидуальный консультационный маршрут по профилактике агрессивности у подростков Этапы реализации программы: - сформировать умение понимать особенности своего внутреннего мира; - научить способам конструктивного выражения агрессии; - помочь подростку осознать причины проявлений агрессии; - способствовать повышению контроля над своими эмоциями; -обучить способам снятия напряжения, в том числе и в стрессовых ситуациях; - развить навыки взаимоуважительного отношения к людям и самому себе, а также навыки конструктивного общения; - способствовать повышению у подростков уверенности в себе.

Некоторые современные формы работы Телефон доверия для подростков Единый социальный телефон Проектная работа Милиотерапия Интерактивные формы работы Сетевое и сайт-сопровождение

Принципы работы с подростками в рамках индивидуального маршрута сопровождения учет возрастных особенностей детей; индивидуальный подход; экологичность: отказ от жесткого, форсированного воздействия и ориентация на максимально неманипулятивные, ненасильственые методы работы; конструктивность: акцент на поиск ресурсов для личностного развития, а не на выявление ошибок; взаимодействие с родителями, активное включение их в работу по коррекции поведения ребенка; взаимосвязь интересов личности и общества.

Взаимодействие со школамии «Программы элективных курсов» Сплочение и профилактика моббинга Тренинги саморегуляции Формирование навыков ЗОЖ и законопослушного поведения Гендерные тренинги В год более 3500 детей – из 40 ОО г. Ярославля

Взаимодействие со школамии Консультирование и участие в деятельности служб медиации(обращение в сложных случаях, разбор сложных случаев) Не менее 100 обращений в год

Взаимодействие со школамии Профилактическая деятельность и психологчисекое просвещение «Путь в здоровье» обучающихся