ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Концепция курса Савченко Ксения Владимировна доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Advertisements

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Курс ОРКСЭ Автор: методист МБОУ ДПО ПКС ИМЦ Белово Шмакова Е.А.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
ИЮНЬ 2010 г. Рябченко Алексей Михайлович кандидат педагогических наук, доцент, Заведующий кафедрой методики воспитания РО ИПК и ПРО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Воспитательный компонент Федерального государственного стандарта.
«Основы православной культуры» в учебно- воспитательном процессе Из опыта работы учителя МОАУ «СОШ 13» Зайцевой Т.К.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Транксрипт:

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Концепция курса Савченко Ксения Владимировна доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, Москва

К ОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА Р ОССИИ (ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) 2 Направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Осваиваемые ценности Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

3 Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека. Аристотель Духовность – это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности. В.И. Даль Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. С.И. Ожегов

Воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». 4 Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Интериоризация – процесс преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние интеллектуальные действия и нравственные качества.

5 Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о традиционных религиях; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; освоение основополагающих понятий курса; знакомство с историей возникновения и распространения религиозных культур; знание и понимание основ духовной традиции народов России; формирование умения устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности; знакомство с описанием содержания священных книг; с историей, описанием и архитектурно- художественными особенностями священных сооружений; с историей и традициями основных религиозных праздников; осознание места и роли религиозных культур в истории нашей страны и в современной России; формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей; развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

6 Требования к метапредметным результатам: овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

7 Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни; формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регулятора морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности; формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

транс персональность – способность личности «транслировать» продукты своей деятельности; трансцендентность – способность выходить «за пределы себя», переноситься в пространство духовного бытия, культуры; эмпатийность – безусловное принятие другого, способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека; толерантность – терпимое отношение к чужому мнению, чужой правде; конгруэнтность – искренность, естественность поведения; конструктивность – способность находить оптимальные пути разрешения проблемных ситуаций; сотрудничество – способность к коллективной, командной работе, равноправному и продуктивному взаимодействию с партнерами; рефлексия – способность к анализу собственных поступков и их движущих мотивов, самооценка роста и развития; дистанцированность – способность рассматривать предметы и явления объективно, «со стороны», примерять множество точек зрения. Качества личности, на развитие которых нацелено духовно- нравственное воспитание:

Уровни развития и выбор личности Уровень 1 физический Уровень 2 личностный Уровень 3 межличностный Уровень 4 социальный Уровень 5 принципиальный Уровень 6 универсальный ГАРМОНИЯ Выбор жить полнота жизни, энергия, здоровье Выбор раскрываться творчество, самораскрытие, уверенность Выбор обязываться близость, дружба, взаимоуважение, взаимопонимание Выбор действовать доверие, со- трудничество, партнерство, конструктивность Выбор становиться цельность, интегрированность, принципиальность, справедливость доброта, открытость Выбор расширяться единение, знание, любовь, позитивность, оптимизм РАСПАД Выбор умереть потерянность опустошенность, бессилие, угасание Выбор закрыться самоотрицание, страх, гнев, самоуничижение Выбор не обязываться изолированность, манипулирование, угодничество, жертва Выбор не действовать конформизм, требователь- ность, навя- зывание ро- лей и правил, осуждение Выбор не становиться прагматизм, притворство, лицемерие, безнравствен- ность, бесприн- ципность Выбор не расширяться отстранен- ность, отчуж- денность, одержимость, пессимизм, тиранство В. Вульф

10 Нет в саду цветов негодных, Некрасивых, неприродных, Хуже трав или плодов – Нет в саду таких цветов! Нет в саду цветов-лентяев. У заботливых хозяев Нет неряшек, лежебок, Грубый не найти цветок. Нет болтливых и беспечных, Хитрых, жадных, бессердечных, Сорванцов и драчунов – Нет в саду таких цветов! С незапамятных времен В мире царствует закон: «Что посеешь – то пожнёшь». Ты каким цветком растёшь? (Т.И. Чечина)

Психологические механизмы усвоения ценностей Усвоение типического опыта «так надо» Имитация Идентификация Чувство стыда Чувство вины Накопление личного опыта «без чего я – не я» Личная деятельность Самовоспитание Катарсические переживания Привычка

12 «Невыразимое подвластно ль выраженью?» (В.А. Жуковский) Принципы отбора содержания Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания

13 ОРКСЭ русский язык литературное чтение, литература Начальная школа Основная школа окружающий мир история МХК география живопись, музыка технологии (труд, ИКТ)

14 Документы, регулирующие введение курса ОРКСЭ 1. Приказ МОН РФ 69 от г. « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» 2. Приказ МОН РФ 74 от г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312» 3. Приказ МОН РФ 1060 от «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»