МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 1 С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как формируется речь у детей? Признаки благополучного развития речи у ребенка 3-4 лет Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет.
Advertisements

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Семинар-консультация для родителей детского сада Семинар-консультация для родителей детского сада Причины возникновения речевых нарушений у детей.
МБУ ДЕТСКИЙ САД 49 «Веселые нотки» Профилактика нарушений звукопроизношения Учитель-логопед Сухова Н.В.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Причины задержки речевого развития Зерний Анна Геннадьевна, педагог-психолог.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Причины возникновения речевых нарушений у детей..
Семинар-практикум для родителей детей младшего возраста МОКАН Лариса Владимировна Учитель-логопед 2 квалификационной категории МДОУ ЦРР – детский сад 51.
Играя, развиваем речь Презентацию подготовил учитель-дефектолог Л.Г. Морозова Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад. Нам очень нужно с вами союзниками.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды.
Что такое ОНР?. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
1 Обследование детей 2 Речевые заключения Медицинский аспектПедагогический аспект Алалия Дизартрия ОНР ФФН речи 3.
1. О нормативах речевого развития дошкольников 4-5 лет. 2. О целях, содержании и результатах планового логопедического обследования. 3. О речевых нарушениях,
Проявления ОНР Проявления ОНР позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам речь аграмматична и недостаточно фонетически.
Транксрипт:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 1 С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Опасное молчание Подготовила: Учитель-логопед 1 квалификационной категории Шнайдер Жанна Николаевна г. Волчанск, 2014 г

Обсуждаемые вопросы: 1. Результаты обследования. 2. Нормы речевого развития детей 3-4 лет. 3. Почему заговорить бывает трудно (причины). 4. Формы речевых нарушений. 5. Речевые правила при общении с ребёнком. 6. Советы родителям неговорящих детей (памятки).

Нормы речевого развития детей 3-4 лет. 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2 года 6 мес. – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000.

Звукопроизношение: - все свистящие произносят (с, сь, з, зь, ц) - все губные (п, пь, б, бь) - все зубные (т, ть, д, дь) - губно-зубные (ф, фь,в, вь) - все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё) - шипящие (ш, ж,ч,щ) замены на свистящие каша – «касса» - сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека. Возрастные несовершенства постепенно исчезают из детской речи. Грамматический строй: Отвечают на вопросы взрослых развернутыми предложениями, состоящими и 3-4 и более слов. Составляют фразы из 2-3 предложений. Вводят в речь предлоги «В», «На», «Под», «Над».

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Почему заговорить бывает трудно (причины)

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого – растущее число детей, осчастливленных собственной теле- или видеоаппаратурой (время просмотра передач достигает 3-4 часов в день). Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые – от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Малыш слышит, НО НЕ УСВАИВАЕТ! ПОЧЕМУ? - Слышимая ребенком с экрана телевизора речь, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. - Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность. ВЫВОД: - эта речь не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. ДОКАЗАНО! - что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми!

Еще раз подчеркнем: Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способно обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия: 1. Включенность речи в активную деятельность ребенка. 2. И индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении. Взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.

Внешние и внутренние причины. Внешние факторы: Стрессовые ситуации: родился младший ребенок внезапный испуг смена места жительства пошли в детский сад (адаптация) резкие перемены в жизни ребенка Присутствие братьев-сестер: Старшие дети лучше понимают речь малышей, чем взрослые. Младшие дети особенно с маленькой разницей, прекрасно объясняются жестами и звуками. Близнецы понимают и чувствуют друг друга на интуитивном уровне. Недостаточное развитие внутри семьи мало говорят с ребенком мало занимаются речь родителей бедна и невыразительна

Внутренние факторы Наследственный фактор - родители тоже поздно заговорили - наследственные болезни (глухонемота) Неврологические проблемы Дефекты артикуляционного аппарата Личностные особенности ребенка Проблемы со здоровьем - Ребенок перенес отит - Инфекционные заболевания - Прием антибиотиков приводит к снижению слуха - Психологические травмы ребенка - Соматическая ослабленность ребенка

Осложненная беременность и роды: - Инфекционные заболевания - Токсикозы - Анемия - Родовые травмы - Резус-конфликт - Недоношенность - Переношенность - Гипоксия плода - Гестоз - Хронические заболевания матери - Курение и алкоголь - Стресс - Работа на вредном производстве

Виды речевых нарушений Задержка речевого развития. Что это значит? Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Это значит, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 лет на основании заключений нескольких специалистов: невролога, психолога и логопеда.

Здесь имеют место две крайности: Гиперопека – взрослые хорошо понимают ребенка и без слов предупреждают все его желания; Гипоокека – взрослые не уделяют ребенку должного внимания, мало с ним общаются и разговаривают.

« ГИПЕРОПЕКА » Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых. Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем. Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей. Растет безвольным, трудности в общении.

«ГИПООПЕКА» -Ребенок предоставлен сам себе. -Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. - Временами родители вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания. - Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям.

Симптомы недоразвития речи у детей Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями: - позднее появление первых слов (в 3-4 года, а иногда и к 5 годам); - нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи; - ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли; - речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Признаки благополучного развития речи у ребенка - Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. - У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. - Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми. - Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит. - Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. - Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка - Ребенок развивается с задержкой. - Ребенок перенес тяжелые заболевания. - У ребенка есть неврологические заболевания. - Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит. - Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал. - Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок). - Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми. - Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует. - Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Что такое ОНР I уровня. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте. КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОРАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Речь детей с ОНР I уровня. I уровень речевого развития I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Значительная ограниченность активного словарного запаса. Нестойкость в произношении звуков. В речи преобладают 1-2 сложные слова. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Звуковой анализ слов непонятен.

Понятия «Алалия» в классической и современной литературе Алалия это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006). Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998).

Моторная алалия Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностика- практического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф., 2003). Речевая симптоматика при алалии Речевой негативизм; Нарушения понимания речи; Замена вербальных средств коммуникации невербальными; Системное нарушение речи: стойкий аграмматизм, нарушения актуализации в лексике и нарушения слоговой структуры;

Состав активного словаря безречевых алаликов: Звукоподражания; Звуковые комплексы; Квазислова - слова, не существующие в языке и не являющиеся потенциальными (лжеслова); Слова лепетного происхождения; Звуковые жесты; Простые общеупотребительные слова

Дизартрия Это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата. - Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно- мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию. У детей с дизартрией Нарушается подвижность речевой и мимической моторики. Нарушается звукопроизношение Нарушается дыхание Нарушается темп речи

Причины дизартрии В период внутриутробного развития: - Различные заболевания мамы. - Гипоксия плода во время беременности. - Прием медикаментов. - Токсикозы II половины беременности. В период родов: - Недоношенность. - Затяжные или стремительные роды. - Родовые травмы. - Недлительная асфиксия (удушье). - В раннем возрасте: - Инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты).

Стертая (лёгкая) форма Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить: - токсикоз беременности; - хроническую гипоксию плода; - острые и хронические заболевания матери в период беременности; - минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода; - легкую асфиксию; - родовые травмы; - острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.

Характерным является В ранний период развития у детей отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу (такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды, саливация). В раннем психомоторном развитии становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями. Раннее речевое развитие у детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Нарушения речевой моторики обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.

Псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

Речевые правила при общении с ребёнком. Говорите внятно: Большинство родителей инстинктивно замедляют темп речи и подбирают простые слова, когда обращаются к малышу. Очень важно говорить отчетливо и раздельно, чтобы ребенку проще было различать знакомые и незнакомые слова. Не подражайте детской речи: Как бы мило ни звучали детские словечки - ваша задача научить его говорить правильно. Поэтому вы не должны повторять за ребенком его ошибки, чтобы не закреплять их. Избегайте говорить о себе в третьем лице: Маленькие дети не сразу постигают саму идею местоимения "я" - какое-то время они называют себя по имени. Но это не значит, что вы должны делать то же. Не говорите: "Мамочка хочет, чтобы Лелик доел кашу", пользуйтесь личными местоимениями - только так ребенок постигнет их смысл. Поощряйте диалог: Многие дети постигают искусство беседы еще до того, как скажут свое первое слово. Когда ваш малыш лопочет что-то выразительное - отвечайте ему, общайтесь с ним. Общение матери и младенца, как разговор влюбленных, полно содержания вне зависимости от слов.

Советы родителям неговорящих детей Уважаемые папы и мамы! Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,53 лет.

Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок: очень вял, нехотя реагирует на окружающее; часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону; имеет сильное течение слюны; не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.); не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.; говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» «за»; «иди» «ди»; «смотри» «апи»; употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» девочка. Все это серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалистам. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Спасибо за внимание!