МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ по окружающему миру Тема: «Природа» 2 класс Выполнила: Учитель начальных классов Сироткина Елена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Advertisements

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ Черноштан Николай Васильевич, учитель технологии МБОУ «Атамановская СОШ»
Мелишникова Светлана Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад 48 «Пчелка»
Окружающий мир -развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение.
Творческий отчёт по теме: «Умственное развитие дошкольниками средствами природы» Целовальникова Марина Дмитриевна Место работы: Муниципальное дошкольное.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методическом комплекте «Школа России»
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА» средняя группа Воспитатели: Кравченко Л.Н. Семененко И.Д.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
Программа внеурочной деятельности младших школьников « Мы и окружающий мир » Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается.
МОУ «Свердловская средняя общеобразовательная школа» Эколого- биологический кружок «Юные друзья природы» Исполнитель: Липина Светлана Фёдоровна, учитель.
Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
- содержание экологического воспитания; - способы его реализации (методы, приёмы, технологии); - организацию и управление.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Цель проекта формирование и углубление знаний по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы расширение и конкретизация экологических знаний.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Надпредметная программа Формирование экологической культуры учащихся.
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 84 «Сказка» Проект по экологическому воспитанию «Кладовая Земли» ( старший дошкольный возраст)
Проект «Осенние мотивы» (фитодизайн) Составила: Самонкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Оленёнок»
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель высшей категории Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад.
Транксрипт:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ по окружающему миру Тема: «Природа» 2 класс Выполнила: Учитель начальных классов Сироткина Елена Николаевна Квалификационная категория: 1 Педагогический стаж: 21 год. Стаж работы учителем начальных классов: 21 год год

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский Ф. М.)

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие.. Окружающий мир источник чувств. Актуальность темы Материал раздела «Природа» во 2 классе очень важен для учащихся в познании окружающего их мира, т.к.: систематизированы и последовательно рассматриваются самые различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и другие); изучаются особенности каждого компонента природы, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента; раскрываются экологические связи, что особо актуально в 21 веке; происходит формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как своего собственного дома и общего для всех людей, для всего живого; формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

Пояснительная записка Природа имеет большое значение в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о природе и места человека в ней. Это и определяет цель : формирование целостной картины мира и осознание места человека в нем; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через общение с родной природой. Основными задачами реализации содержания раздела являются: способствовать формированию знаний о живой и неживой природе, раскрыть связи неживой и живой природы, природы и человека; способствовать формированию представлений о характерных признаках осени в живой и неживой природе; способствовать формированию общих представлений о погоде, способствовать развитию умений измерять температуру воды, воздуха, тела человека; дать первоначальное представление о горных породах и минералах, познакомить с полезными ископаемыми Ковернинского района; дать представление о многообразии растительного и животного мира, в том числе и родного края, показать значение воздуха и воды для всего живого; способствовать развитию воображения и творческих способностей; развитию умения общаться друг с другом, работая в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, интерес к предмету окружающего мира.

Анализ существующих программ УМКАвтор Название учебника Название раздела Количество часов «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир 2 класс «Природа»20 ч. «Планета Знаний» Г.Г.Ивченкова И.В.Потапов Окружающий мир 2 класс «Природа вокруг нас» 24 ч. «Школа 2100»А.А.Вахрушев«Я и мир вокруг» 1 класс «Что нас окружает» «Живые обитатели планеты» «Времена года» 10 ч. 9 ч. 12 ч

Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учащимися учебного материала. Начальная школа – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. Это возраст «почемучек». Им присуща особая чувствительность и эмоциональность интерес к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды. Исследования психологов (В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина, В.С.Мухиной, С.Д. Дерябо и др.) доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении Работу с младшими школьниками нельзя сводить к механическому повторению. Необходимо, чтобы школьники могли решать посильные для себя задачи самостоятельно. Эти задачи должны носить в том числе и проблемный характер.

Планируемые результаты Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявлять положительное отношение и интерес к изучению природы. Метапредметные результаты: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: общеучебные – умение наблюдать и вести соответствующие записи, умение составлять план рассказа и рассказывать по плану.; логические - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: применять правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Ожидаемые результаты освоения раздела образовательной программы В познавательной сфере: повысится познавательная мотивация к изучению окружающего мира на основе предложенного материала учителем и в учебнике; обучающиеся овладеют знаниями о живой и неживой природе, о жизни животных, разнообразии растений; повысится творческая активность и результативность участия школьников в конкурсах по предмету; обучающиеся овладеют навыками исследовательской деятельности при осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. В социальной сфере: сформируются навыки сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Применяемые технологии Проблемная Игровая Здоровьесберегающая Информационно- коммуникативная Проектная

Используемые методы и формы работы на уроках: Рассказ Объяснение Беседа Работа с книгой, справочником Наблюдение Практическая работа Дискуссии Уроки-экскурсии Самостоятельная работа Проектно-исследовательская деятельность

Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность служит прекрасным дополнением к материалам уроков раздела «Природа». Используемые формы: Праздник Устный журнал Экологический КВН Экологические акции и десанты Походы по родному краю Конкурсы рисунков, поделок. плакатов

Формы учета знаний: Линеечки Г.А.Цукермана Индивидуальные листы достижений Различные символы Тестирование

Календарно-тематическое планирование п/п Тема урока п/п Тема урока 1 Неживая и живая природа 11 Какие бывают животные 2 Явления природы. 12 Невидимые нити 3 Что такое погода 13 Дикорастущие и культурные растения 4 В гости к осени (экскурсия) 14 Дикие и домашние животные 5 В гости к осени (урок) 15Комнатные растения 6 Звездное небо 16Животные живого уголка 7 Заглянем в кладовые Земли 17Про кошек и собак 8 Про воздух… 18Красная книга 9 Про воду… 19Будь природе другом 10 Какие бывают растения 20Проверим себя и свои достижения по разделу «Природа» Итого: 20 часов

Новизна работы Обновление методов изучения природоведческого материала, в частности, использование метод проекта Позволил объединить Внеурочная деятельность Уроки русского языка и литературно чтения, музыки, ИЗО, технологии Уроки окружающего мира

Этап 1. Погружение в проект Этап 2. Планирование деятельности Этапы работы над проектом «Мои истоки» (Приложение 1)

Этап 3. Осуществление деятельности по решению проблемы. Первая остановка «Облака» Учащиеся работают в группах. Знакомятся с парком «Чудов- град и историей его создания Учащиеся работают в группах: измеряют температуру воды, скорость течения реки, ищут источники загрязнения воды. Остановка «Вода»

Остановка «Дачная» Остановка «Листопад»

Оформление результатов Осенний КВН Подведение итогов. Вручение грамот.

Уроки окружающего мира с эколого-краеведческим содержанием ( разработки уроков в приложении) п/п Тема урока Краеведческий материал 1.1. Заглянем в кладовые Земли. Тайные кладовые родной земли Про воздух. Предприятия Ковернинского района, загрязняющие воздух Вода На древних берегах Узолы Какие бывают растения. Редкие растения Ковернинского края Какие бывают животные. Редкие и исчезающие животные Ковернинского края. Ковернинский заказник Дикорастущие и культурные растения. Что выращивают в Ковернинском районе? История Ковернинского льнозавода.

Уткинское озеро Проект урока (разработка урока в приложении 2) Класс: 2 «а» Учебный предмет: окружающий мир Система начального образования: «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова Автор учебника: А.А. Плешаков «Окружающий мир», Москва, «Просвещение» Год издания учебника: Дата проведения урока: 12 октября 2010 г. Тема урока: «Вода» Цели и задачи урока Развивающие цели: Развитие логического мышления учащихся (операций анализа, синтеза, умения обобщать, делать выводы) при выполнении разнообразных заданий на уроке. Развитие устойчивого внимания, наблюдательности. Развитие экологических знаний. Воспитательные цели: воспитание экологической культуры, любви к родной природе, родному краю. Обучающие задачи: - познакомить учеников с богатством природы – водой, ее свойствами; - познакомить с главной рекой Ковернинского района Узолой; - показать необходимость бережного отношения к водным ресурсам своей страны и родного края.

Результаты изучения раздела. Предметные результаты. (приложение 4 ) Базовый уровень Повышенный уровень Различать объекты природы Знать приметы осени Знать, как животные готовятся к зиме Проводить простейшие измерения температуры Знать значение воды, воздуха Различать группы растений Различать группы животных Узнавать по описанию узнавать изученные природные объекты Фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме Различать характерные свойства изученных объектов или явлений До изучения 55%60%75%0%35%24%65%0% 30% После изучен ия 100%95%100% 95 %90%75%80%95%

Уровень развития экологических знаний (анкеты в приложении 5) Высокий уровень, %Средний уровень, %Низкий уровень, % До изучения раздела После изучения раздела До изучения раздела После изучения раздела До изучения раздела После изучения раздела 13 %76 %62 % 18 % 25 %6 %

У ровень развития экологической культуры Высокий уровень, %Средний уровень, %Низкий уровень, % До изучения раздела После изучения раздела До изучения раздела После изучения раздела До изучения раздела После изучения раздела 0 %41 %75 %47 %25 %12 %

Заключение В данной методической разработке обобщена и систематизирована работа по экологическому образованию и воспитанию младших школьников, решены поставленные задачи, достигнута цель: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через общение с родной природой. Обучение, проводимое в ходе работы, позволило выявить положительную динамику в готовности учащихся к активному творческому сотрудничеству по охране и защите окружающей среды. Все материалы, представленные в презентации, опубликованы на сайте proshkolu.ru/ Дополнительный материал по экологическому воспитанию и образованию младших школьников обобщен мною в дипломной работе «Опыт экологического образования и воспитания младших школьников на примере школ Ковернинского района». Н.Новгород 2011 г.

Список литературы Аргунова М.В. Рекомендации по созданию учебной экологической тропы // Справочник заместителя директора школы 1, 2010 г. Брыкина.Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.; ВАКО, – 320 с. – (Мастерская учителя). Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала // Начальная школа 2003 г., 2 Возрастные возможности усвоения знаний./ Под ред. Эльконина Д. Б. Давыдова В. В. – М., Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. – М., Газета «Ковернинские новости» Александр Фигарев «Светлые колокола» Сборник стихов Родина хохломы: Очерки истории Ковернинского края. – Н.Новгород: изд-во «Литера», – 304 с., илл.

Спасибо за внимание!