Крутякова Евгения Никитична, доцент кафедры дефектологии ГБОУ ВО МО « Академия социального управления », к. п. н. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Advertisements

Инновационные подходы к развитию совместной игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития Выполнила Алексанова Екатерина Научный.
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольных образовательных организациях.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад комбинированного вида 6 «Березка» Автор: Бабий Наталья Анатольевна – воспитатель - логопед.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны.
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Транксрипт:

Крутякова Евгения Никитична, доцент кафедры дефектологии ГБОУ ВО МО « Академия социального управления », к. п. н. 1

Государственная концепция раннего вмешательства, в рамках которой апробируется система специального образования нового типа, основными своими приоритетами определила : максимально раннее выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья оказание таким детям дифференцированной коррекционно - развивающей помощи включение родителей в процесс обучения для достижения максимально возможной социализации и интеграции детей в общество. 2

Наибольшее количество исследований, посвященных проблеме ДЦП, в специальной медицинской и психолого - педагогической литературе освещает вопросы диагностики и проявлений двигательных расстройств ( Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, В. Т. Кожевникова, Е. Т. Лильин, Е. М. Мастюкова, Е. Н. Правдина - Винарская, К. А. Семенова, Е. Г. Сологубов, М. Б. Эйдинова ) психолого - педагогической коррекции нарушений психического развития ( Д. И. Бойков, А. А. Гусейнова, Л. Д. Данилова, И. И. Кириченко, А. В. Кроткова, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Н. В. Симонова, Т. Н. Симонова, И. А. Смирнова ) 3

нарушений речевого развития ( Е. Ф. Архипова, Л. Д. Данилова, М. И. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Е. Н. Правдина - Винарская, О. Г. Приходько, И. А. Смирнова, Л. Б. Халилова ) психологических особенностей родителей, имеющих детей с ДЦП ( В. В. Ткачева ) совершенствования системы комплексной ререабилитации детей - инвалидов и системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно - развивающей помощи детям с ДЦП ( Е. Т. Лильин, О. Г. Приходько, К. А. Семенова ) намечены основные ориентиры изучения проблемы коммуникативного развития детей с ДЦП 4

В исследованиях ведущих отечественных и зарубежных ученых доказано, что коммуникативная деятельность имеет решающее значение для развития психики и личности ребенка уже на ранних этапах онтогенеза ( З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская, Е. О. Смирнова, Р. Спитц, Дж. Боулби ). Анализ исследований в области общения детей с нарушениями развития доказал, что такие дети могут максимально реализовать свой образовательный потенциал и достигнуть значительной степени социализации при организации специальных педагогических условий их обучения ( Е. Р. Баенская, Ж. Н. Головина, Н. П. Задумова, Д. С. Казарова, В. В. Коржевина, Н. Ю. Кузьменкова, Е. В. Локтева, И. П. Лямина, Н. Н. Матвеева, О. С. Павлова, В. В. Скрипниченко, Е. С. Слепович ). 5

Противоречие между усилиями общества, направленными на интеграцию детей с церебральным параличом в социальную жизнь, имеющимися знаниями о возможностях развития детей раннего возраста с ДЦП, с одной стороны и, с другой, - отсутствием научно обоснованной диагностики состояния и особенностей коммуникативного развития, а также необходимостью определения специальных педагогических условий формирования коммуникативной деятельности у детей этой категории обусловило актуальность проблемы исследования : каковы специальные педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной деятельности детей раннего возраста с церебральным параличом ? 6

Тема исследования : « Развитие коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом ». Объект исследования : коммуникативная деятельность детей с церебральным параличом раннего возраста. Предмет исследования : педагогические условия формирования коммуникативной деятельности детей раннего возраста при ДЦП. 7

Гипотеза исследования : специфика познавательного, речевого и двигательного развития детей раннего возраста с церебральным параличом приводит к стойким нарушениям их коммуникации, трудностям использования вербальных и невербальных средств общения. Ранняя диагностика нарушений вербальной и невербальной коммуникации и создание специальных педагогических условий их коррекции обеспечит развитие у детей данного контингента коммуникативной деятельности, способствующей как социализации, так и активизации процессов их познавательного и речевого развития. 8

Задачи исследования : 1. Провести анализ теоретических основ формирования коммуникативной деятельности у детей с нормальным и нарушенным развитием с целью выявления закономерностей и специфики ее развития. 2. Изучить состояние, особенности становления и динамику формирования вербальной и невербальной коммуникации у детей раннего возраста с церебральным параличом. 3. Определить эффективные специальные педагогические условия обучения и коррекции, направления, методические приёмы работы, способствующие коммуникативному развитию детей раннего возраста при ДЦП. 9

Методы исследования : анализ научной и методической литературы по проблеме исследования изучение и анализ психолого - педагогической и медицинской документации детей раннего возраста с ДЦП анкетирование родителей коллегиальное обсуждение особенностей развития со всеми участниками процесса комплексной реабилитации на психолого - медико - педагогическом консилиуме 10

Методы исследования : педагогическое наблюдение при первичном медицинском, психолого - педагогическом и логопедическом обследовании, в условиях свободной деятельности детей, на специальных занятиях, во время режимных моментов констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты ; количественный и качественный анализ экспериментальных данных интроспективный метод ( осмысление личного опыта работы автора в системе специального образования ) 11

Основные положения : 1. Коммуникативное развитие детей с ДЦП в раннем возрасте существенно затруднено, их коммуникативная деятельность в значительной степени отличается от общения их нормально развивающихся сверстников по темпам становления основных форм общения, полноте использования вербальных и невербальных средств коммуникации, степени включенности в общение предметно - манипулятивной деятельности, слабости эмоциональных и волевых реакций, недостаточной сформированности речемыслительной деятельности. 12

Основные положения : 2. Коммуникативной деятельности детей с церебральными нарушениями в раннем возрасте присуще качественное своеобразие становления базовых компонентов ( параметров ) общения, позволяющее выделить уровни ее сформированности : низкий, средний, недостаточный ( умеренный ) высокий. Существует взаимосвязь между уровнем развития коммуникативной и познавательной деятельности у детей данной категории 13

Основные положения : 3. Специальными педагогическими условиями развития коммуникации у детей раннего возраста с ДЦП являются : учёт особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования коммуникативной деятельности ; включение детей в позитивно мотивированную, социально значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность ; развитие активности и самостоятельности детей в общении, и адекватности использования средств общения ; оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам. Коррекционная логопедическая работа по развитию неречевой и речевой коммуникации у детей раннего возраста с ДЦП требует междисциплинарного комплексного подхода и активного сотрудничества с семьей ребенка. 14

Основные положения : 4. Использование технологии альтернативной коммуникации с целью формирования коммуникативных навыков, вербального и невербального общения способствует эффективному формированию и развитию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с ДЦП, имеющих речевые нарушения. 15

16 Программа исследования : констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент : анализ медицинской документации и психолого - педагогическое изучение состояния двигательного, познавательного и речевого развития детей исследование состояния коммуникативной деятельности и определение характеристик каждой из ступеней коммуникативного развития детей раннего возраста с ДЦП

17 Распределение детей по формам ДЦП

Обследование состояния детско - родительских отношений в семье тест - опросник родительского отношения ( ОРО ), анкета « Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии » В. В. Ткачевой : недостаточный уровень психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах знания особенностей и оценки возможностей своих детей использование в семьях детей с ДЦП дисгармоничных типов семейного воспитания ( гипопротекция наблюдалась в 3% семей, гиперпротекция – в 88% семей, повышенная моральная ответственность – в 75%, отвержение – в 12% 18

Исследование состояния, динамики развития и особенностей формирования коммуникативной деятельности у детей : методы : тестирование ; наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и взаимодействием ребенка и взрослого на специально организованных занятиях, во время режимных моментов, в различных бытовых ситуациях, связанных с взаимодействием с другими людьми задачи : исследовать состояние коммуникативного развития и определить характеристики каждой ступени развития коммуникативной деятельности для детей раннего возраста с ДЦП. 19

Первая серия заданий была направлена на изучение специфики общения ребенка с близкими взрослыми. Вторая серия заданий была направлена на выявление у ребенка умения проявлять эмоции, владеть навыками социального поведения и проводилась нами в трех вариантах : обращенный показ, необращенный показ без показа. Третья серия заданий была направлена на исследование активности ребенка в диалоге с взрослым ( на основе речевых операций и невербальных средств общения ). 20

Выявление структуры и исходного уровня формирования коммуникативной деятельности : изучение степени сформированности умения выразить требование, просьбу, желание выявление умения проявлять эмоции, владеть навыками социального поведения исследование активности ребенка в диалоге с взрослым в специально организованных ситуациях, связанных с построением взаимодействия с взрослым в знакомой и незнакомой обстановке 21

22 Исследование особенностей коммуникативной деятельности детей 2- х лет с церебральным параличом ( параметров общения ) инициативность в общении чувствительность к воздействиям взрослого эмоциональное отношение к общению уровень вовлеченности в общение умение развивать ситуацию общения использование средств общения стремление действовать по образцу чувствительность к оценке действий взрослым

23 Качественные показатели соответствовали ступеням развития коммуникативной деятельности, они позволяли зафиксировать специфику и степень выраженности нарушений ( тяжелую, умеренно выраженную, легкую ). Количественные показатели были введены для объективизации оценки и прослеживания степени выраженности нарушений. 1 балл – низкий уровень сформированности основных показателей коммуникативной деятельности ; 2 балла – средний уровень сформированности основных показателей коммуникативной деятельности ; 3 балла – недостаточный уровень сформированности основных показателей коммуникативной деятельности ; 4 баллам – нормальное развитие функции. Для статистической обработки результатов констатирующего эксперимента использовались 2 - критерий Пирсона и методика Манна - Уитни.

Характеристика уровней сформированности коммуникативных действий у детей 2- х лет с церебральным параличом. 24 уровень особенности коммуникации Низкий (1) Ребенок использует невербальные средства общения (преимущественно крик, плач) для удовлетворения бытовых и социальных нужд; не умеет дать утвердительный или отрицательный ответ

Характеристика уровней сформированности коммуникативных действий у детей 2- х лет с церебральным параличом. 25 уровень особенности коммуникации Средний (2)Ребенок использует невербальные средства общения при взаимодействии со взрослым, умеет с их помощью выразить желание, просьбу, дать утвердительный и (или) отрицательный ответ; не реагирует на оценку взрослым своих действий.

Характеристика уровней сформированности коммуникативных действий у детей 2- х лет с церебральным параличом. 26 уровень особенности коммуникации Недостаточн ый (3) (умеренный) Ребенок вступает в коммуникацию по инициативе взрослого, дает убедительные утвердительные и отрицательные ответы (вербально и невербально), использует указательный жест, жесты-глаголы; не всегда реагирует на оценку взрослым своих действий.

Характеристика уровней сформированности коммуникативных действий у детей 2- х лет с церебральным параличом. 27 уровень особенности коммуникации Высокий (4) возрастная норма Ребенок умеет комментировать происходящие события (собственные действия и действия взрослого), отвечает на вопросы и задает их; поддерживает простой диалог с взрослыми людьми; самостоятельно инициирует взаимодействие с взрослым; эмоционально положительно реагирует на поощрение (поощрение стимулирует его деятельность).

По данным экспериментального исследования были выделены три группы испытуемых : группа 1 – дети с недостаточным ( умеренным ) (3) уровнем развития коммуникативных навыков, использующие для общения преимущественно вербальную коммуникацию ( высказывания, вопросы, ответы, реплики ). группа 2 – дети со средним (2) уровнем развития коммуникативных навыков, использующие невербальную коммуникацию и предметно - действенные средства общения ( локомоторные и предметные движения, позы ). группа 3 – дети, с низким (1) уровнем развития коммуникативных навыков, не имеющие устойчивой, выраженной коммуникации, использующие экспрессивно - мимические средства общения ( улыбку, взгляд, мимику, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации ). 28

Распределение детей с церебральным параличом по уровням коммуникативного развития ( КР ) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками 29

Обучающий эксперимент. Результаты констатирующей части исследования позволили определить теоретическую базу опытно - экспериментальной работы, направленной на формирование коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с детским церебральным параличом Обучающий эксперимент проводился в течение двух лет. В нем участвовали 60 детей третьего года жизни с различными формами ДЦП Остальные 60 детей составили контрольную группу 30

Содержание работы в экспериментальных группах : развитие активности и самостоятельности ребенка в общении со взрослым ; становление и развитие средств общения, соответствующих состоянию двигательной и речевой сфер ребенка ; обучение родителей приемам адекватного продуктивного коммуникативного взаимодействия с детьми. Командный подход в процессе комплексной коррекционно - развивающей работы реализовали : учитель - логопед, олигофренопедагог, педагог - психолог, лечащий врач, воспитатели развивающих направлений ( сенсорной комнаты, игротеки и т. д.) и родители. 31

Показатели уровней коммуникативного развития у детей экспериментальной и контрольной групп. 32

Изменение состояния речевого, познавательного и двигательного развития у детей с церебральным параличом всех трех групп. 33

Результаты катамнестических наблюдений над динамикой становления коммуникативной деятельности ( КД ), познавательного ( ПР ), речевого ( РР ) и двигательного ( ДР ) развития 18 детей Гр.3. 34

Специальные педагогические условия развития коммуникативной деятельности : учёт особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования и развития коммуникативной деятельности ; включение детей в позитивно мотивированную, социально значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность ; развитие активности и самостоятельности детей в коммуникативной деятельности и адекватности использования средств общения ; оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам. 35

ВЫВОДЫ : 1. Диагностика коммуникативного развития детей раннего возраста с двигательными нарушениями церебрального генеза является необходимым компонентом комплексного психолого - педагогического обследования, так как обеспечивает более точный выбор специальных условий обучения и коррекции. 2. Специфическими особенностями коммуникативного развития детей раннего возраста с церебральным параличом являются : снижение темпов становления основных форм общения, отсутствие полноты использования вербальных и невербальных средств коммуникации, недостаточная степень включенности в общение предметно - манипулятивной деятельности, недостаточность волевых и эмоциональных проявлений. 36

3. По результатам оценки исходного состояния определены критерии, позволяющие выделить уровни коммуникативного развития детей раннего возраста с церебральным параличом : низкий, средний, недостаточный ( умеренный ); детей с высоким уровнем коммуникативного развития ( возрастной нормой ) не выявлено. 4. Полученные экспериментальные данные послужили основой для определения необходимых педагогических условий, способствующих эффективному формированию коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с церебральной патологией : построение коррекционно - педагогической работы с учётом особенностей и состояния их речевой, познавательной и двигательной сферы ; включение детей в позитивно мотивированную, социально значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность ; оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам ; развитие активности и самостоятельности детей в коммуникативной деятельности, и адекватности использования средств общения, в том числе и альтернативной коммуникации для детей, имеющих тяжелые речевые нарушения. 37

5. Коммуникативное развитие оказывает влияние на процесс и динамику формирования познавательной деятельности детей с церебральным параличом. Достаточный уровень коммуникативного развития является необходимым условием познавательного и речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом. 6. Коммуникативная деятельность является важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности, способным влиять на характер его вербального и невербального поведения, удовлетворять особую потребность в контакте с другими людьми. 38

7. Применение междисциплинарного комплексного подхода и активное сотрудничество с семьей ребенка обеспечивают эффективность процесса коррекционно - педагогической работы по развитию коммуникации у детей раннего возраста с церебральным параличом. В качестве основных критериев оценки эффективности формирования коммуникативной деятельности выступают : наличие динамики состояния коммуникативной деятельности детей – переход на более высокий уровень коммуникативного развития ; расширение базовых компонентов ( параметров ) коммуникации ; изменение структуры ведущей деятельности ; изменение динамики познавательной деятельности ». 39

Спасибо за внимание! 40