Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением.
Advertisements

Социально-психолого- педагогическое сопровождение проблемных семей. Педагог-психолог МОУ СОШ 17 г. Орел Вакшина Т.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Федеральное агентство по образованию Филиал ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе Кафедра педагогики и психологии.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
ГБОУ Школа 1034 ДО-4 Тема:«Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения» Морозова А.М.. Москва.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
«КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)» Выпускная квалификационная работа Тема: «ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.
Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Исполнитель: Вторых Ольга Алексеевна, обучающийся ПО-41 zT группы Научный руководитель: Устинова Наталья.
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 98» муниципального образования г. Братска педагогический.
«Психолого- педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения» Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Изучение факторов детерминирующих социально- психологический климат подросткового коллектива Левченко Елена Геннадьевна.
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Транксрипт:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Дубровина Дарья Александровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА СКВЕРНОСЛОВИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ – педагогическая психология Екатеринбург

Актуальность Сквернословие является актуальной проблемой практической психологии. В теоретическом плане она заключается в определении, изучении психологических детерминант сквернословия у младших подростков, в практическом – в разработке структурно-функциональной модели психолого- педагогической пропедевтики сквернословия у младших подростков в условиях общеобразовательного учреждения.

Цель исследования: теоретически и эмпирически обосновать возможности психолого- педагогической пропедевтики сквернословия у младших подростков в условиях образовательного учреждения. Объект исследования: психологические факторы риска сквернословия у младших подростков. Предмет исследования: психолого- педагогическая пропедевтика факторов риска сквернословия у младших подростков.

Гипотеза исследования включает следующие предположения: Сквернословие у младших подростков представляет совокупность психологических характеристик, проявляющихся в форме вербальной агрессии, высокой эмоциональности, раздражения, негативизма, независимости, делинквентного поведения, социально-психологической дезадаптации, недостаточной самокритичности, низкого социального интеллекта. Сквернословие у младших подростков детерминировано эмоционально-поведенческими, когнитивными и рефлексивными факторами, характеризующими уровень риска его возникновения и развития. Психолого-педагогическая пропедевтика представляет собой комплекс мероприятий по своевременному обнаружению, предупреждению и, при необходимости, снижению уровня факторов риска проявления сквернословия у младших подростков. Программа психолого-педагогической пропедевтики сквернословия у младших подростков опирается на структурно- функциональную модель, включающую целевой, содержательно- деятельностный, оценочно-результативный блоки, позволяет предупредить и снизить уровень факторов риска сквернословия у младших подростков.

Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме пропедевтики сквернословия у младших подростков. 2. Обосновать модель пропедевтики сквернословия у младших подростков. 3. Провести эмпирическое исследование психологических детерминант и уровня риска сквернословия у младших подростков. 4. С учетом данных, полученных в результате теоретического и эмпирического исследования, разработать и апробировать программу пропедевтики сквернословия у младших подростков в условиях общеобразовательного учреждения и проверить ее эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования являются: деятельностный подход к развитию личности (Б.Г. Ананьев; А.Н. Леонтьев; А.Р. Лурия; С.Л. Рубинштейн); системный подход в психологии (П.К. Анохин, А.Д. Глоточкин, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, М.С. Роговин); психологические теории развития (А.А. Реан, И.С. Кон, А.М. Прихожан, Л.А. Регуш и др.); исследования вербальной агрессии (О.В. Глуздова, Л.М. Семенюк, Ю.В. Щербинина, Н.С. Якимова, С.А. Anderson, B.J Bushman, A. Bandura, A.H. Buss, D.F.Conner и др.); сущность процесса профилактики отклоняющегося поведения (Б.Н. Алмазов, B.C. Афанасьев, Г.Ф. Кумарин, И.А. Невский, В.Г. Степанов); положения о ведущих направлениях деятельности психологической службы (Н.Н. Васягина, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, О.А. Шумакова и др.).

Методы и организация исследования: общенаучные: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод моделирования; эмпирические: пилотажное исследование, констатирующий и формирующий эксперименты, включенное наблюдение; опрос (интервьюирование, беседа), метод экспертных оценок; психодиагностические: опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки (Buss-Durkey Inventory), методика «Агрессивное поведение» (авторы Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), «Тест школьной тревожности Филлипса», методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел, подростковый вариант опросника Р.Кеттелла (в адаптации Л.А. Ясюковой), опросник Дж. Гилфорда в адаптации Е.С. Михайловой, диагностика социально-психологической адаптации младших подростков по методике Э.М. Александровской, изучение общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой). математико-статистические: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, факторный анализ (методом главных компонентов), кластерный анализ, нормальное распределение, общая оценка достоверности различий показателей параметрический критерий t- Стьюдента. Вычисления выполнены с использованием пакета программ SPSS Statistics 17.0.

Эмпирическая база исследования. Средние общеобразовательные учреждения МБОУ СОШ 4, МБОУ СОШ 137 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 288 человек, из них в пилотном исследовании участвовали 30 педагогов, 78 родителей, 180 школьников. В констатирующем эксперименте участвовало 180 обучающихся 5-х и 6-х классов. Выборку для формирующего эксперимента составили обучающиеся 5-х классов в количестве 90 человек.

Этапы исследования: Аналитико-методологический этап ( г.) – осуществлен теоретический анализ научной литературы, подбор диагностического инструментария, выбор и определение правомерности статистических критериев оценки результатов эксперимента, проведено пилотажное исследование для определения актуальности, направлений, принципов организации и методов эмпирического исследования. Эмпирический этап ( г.) – проведено исследование психологических детерминант сквернословия у младших подростков. Организован и проведен формирующий эксперимент, разработана и апробирована программа пропедевтики сквернословия у младших подростков. Обобщающий этап ( г.) – проведен анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, проверка гипотезы, сопоставление результатов исследования с поставленными в исследовании целью и задачами, формулировка выводов.

Научная новизна исследования состоит в том, что совокупность представленных объективных результатов содержит решение научной проблемы психолого-педагогической пропедевтики сквернословия у младших подростков, а именно: уточнено психологическое содержание «сквернословия» как психологических характеристик, проявляющихся в форме вербальной агрессии, высокой эмоциональности, раздражения, негативизма, независимости, делинквентного поведения, социально- психологической дезадаптации, недостаточной самокритичности, низкого социального интеллекта, детерминированные эмоционально- поведенческими, когнитивными и рефлексивными факторами, характеризующими уровень факторов риска его возникновения и развития. описаны уровни факторов риска проявления сквернословия у младших подростков; обоснована структурно-функциональная модель пропедевтики сквернословия у младших подростков, состоящая из целевого, содержательно-деятельностного, оценочно-результативного блоков; разработана, обоснована и апробирована программа психолого- педагогической пропедевтики сквернословия у младших подростков, включающая организационно-пропедевтическую, воспитательно- пропедевтическую деятельность и просветительскую работу среди родителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обобщены и систематизированы научные знания по проблеме сквернословия, его психологических детерминант, теоретически доказаны факторы риска сквернословия, выявлены и охарактеризованы уровни факторов риска проявления сквернословия у младших подростков, обоснована возможность психолого-педагогической пропедевтики в условиях общеобразовательного учреждения.

Практическая значимость исследования Предложенная структурно-функциональная модель пропедевтики сквернословия может быть использована психологами и педагогами общеобразовательных учреждений разных видов, для повышения психологической грамотности родителей, а так же при проведении коррекционных и профилактических мероприятий в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних. Автором разработана программа пропедевтики сквернословия у младших подростков «В мире добрых слов», получившая одобрение на Международном интернет-конкурсе для педагогов-психологов «В гармонии с наукой и душой» ( ). Программа психолого-педагогической пропедевтики может использоваться в системе дополнительного образования при работе с подростками, в системе повышения квалификации психолого-педагогических кадров, студентами психологических и педагогических факультетов.

Основные положения, выносимые на защиту: Сквернословие у младших подростков представляет совокупность психологических характеристик, проявляющихся в форме вербальной агрессии, высокой эмоциональности, раздражения, негативизма, независимости, делинквентного поведения, социально- психологической дезадаптации, недостаточной самокритичности, низкого социального интеллекта, детерминированные эмоционально- поведенческими, когнитивными и рефлексивными факторами, характеризующими уровень факторов риска его возникновения и развития. Психолого-педагогическая пропедевтика представляет собой комплекс мероприятий по своевременному обнаружению, предупреждению и, при необходимости, снижению уровня факторов риска проявления сквернословия у младших подростков. Программа психолого-педагогической пропедевтики сквернословия у младших подростков опирается на структурно-функциональную модель, включающую целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный блоки, позволяет предупредить и снизить уровень факторов риска сквернословия у младших подростков.

Проведенный теоретический анализ показал, что сквернословие рассматривается исследователями в следующих аспектах: как форма отклоняющегося поведения (О.В. Глуздова, Н.В. Жигинас, М.М. Козырева, И.С. Кон, О.Б. Крушельницкая, Э.В. Леус, Р.В. Овчарова, Е.Г. Шестакова, Н.С. Якимова; А. Bandura, А.Н. Buss, М. Perry, М.М. Gosse, R.G. Fontaine и др.). как форма дезадаптации (Л.В. Андреева, О.Н. Апанасенко, В.А Балцевич, С.А. Беличева, О.В. Глуздова, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова, Е. Ю. Петрова, А.М. Прихожан, Е. С. Рапацевич, Е.В. Славутская, В.А. Фокин, М.В. Шакурова и др.). как психофизиологическая проблема И.Б. Белявский, Г.М. Бреслав, Н.Д. Голев, П.П. Горяев, Л.А. Китаев-Смык, В.Д. Менделевич, В.С. Миловатский, Е.Н. Першанина, Ю. Хромова, Д.И. Фельдштейн, Г. С. Чеурин, А.П. Чуприков, Р. Стивенс, Д. Аткинс, Э. Кингстон и др.). как форма выражения эмоций (С. Виноградов, В.И. Жельвис, А.А. Залевская, М.М. Козырева, Д.С. Лихачёв, Д. Мамонов, С.В. Невенчанный, Е.А. Попова, И.А. Стернин, О.Ю. Тимонина и др.). как нарушение культурно-нравственных норм (Е.Л. Башманова, Д.Мамонов, С.В. Невенчанный, И.П. Подласый, Н. И. Ралдугина, В. Ю. Троицкий, В.И. Шаховский, Н.С. Шиховская и др.).

Сквернословие - проявление вербальной агрессии, выражающееся в использовании неприличных, непристойных слов, выражений, ругательств, брани в подростковой среде ( по А.Г. Гузаевой, Л.А. Широкорадюк, Ю.В. Щербининой, ) Сквернословию младших подростков присущи следующие качества: высокая аффективность, восприимчивость к бурным эмоциям, незамедлительная реакция на них, склонность действовать без сознательного контроля, импульсивность, краткосрочность, спонтанность, самопроизвольность реакций, недифференцированный характер реакций, высокая готовность к проявлению сквернословия (по М.И. Андросовой, В.И. Беликову, С.В. Виноградову, В.И. Жельвису, Е.Н. Першаниной, С.С. Степанова, И.А. Стернину, Ю.В. Щербининой ). Факторами, влияющими на формирование сквернословия в группе, считаем независимость, взрослость, самоутверждение, защитную реакцию, демонстрацию силы и агрессии, принадлежность группе.

Пропедевтика - первичная профилактика незначительных отклонений в психологическом развитии детей ( И.В. Дубровина ). Структурно-функциональная модель пропедевтики сквернословия у младших подростков состоит из целевого, содержательно- деятельностного, оценочно-результативного блоков. Каждый блок направлен на решение определенных задач. В психолого-педагогической пропедевтике сквернословия у младших подростков применяется совокупность методов и приемов, включающих психодиагностику, информирование, групповую дискуссию, обсуждение, игротерапию, проигрывание проблемных ситуаций, сказкотерапию, музыкотерапию, являющихся интегральным средством психопрофилактики.

Рисунок – 1 Модель психолого- педагогической пропедевтики сквернословия у младших подростков

Этапы психологического эмпирического исследования: пилотный, констатирующий, формирующий. ( ) Пилотный этап включал разработку и проведение авторской анкеты по изучению актуальности проблемы профилактики сквернословия в подростковой среде. Констатирующий этап был направлен на организацию эмпирического исследования, формирование репрезентативной выборки участников эмпирического исследования, разработку и уточнение диагностического аппарата, проведения первичной диагностики личностных характеристик младших подростков, являющиеся фактором риска сквернословия. На формирующем этапе эмпирического исследования разработана и реализована программа пропедевтики сквернословия у младших подростков. Данная программа опирается на разработанную в теоретической части структурно-функциональную модель и учитывает показатели психологических детерминант сквернословия у младших подростков, полученные на констатирующем этапе.

На пилотном этапе результаты анкетирования позволили определить, что с проблемой сквернословия сталкивались все участники эксперимента (педагоги, родители, подростки). Большинство респондентов, независимо от возраста, образования, отрицательно относятся к сквернословию, отмечают, что необходимо искоренять сквернословие, что подтверждает практический аспект актуальности психолого-педагогической пропедевтики данного явления. Для определения психологических характеристик, являющихся фактором риска сквернословия у младших подростков применялся комплекс методик: опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки (Buss-Durkey Inventory) методика «Агрессивное поведение» (авторы Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) «Тест школьной тревожности Филлипса» методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел. подростковый вариант опросника Р.Кеттелла (в адаптации Л.А. Ясюковой) опросник Дж. Гилфорда в адаптации Е.С. Михайловой диагностика социально-психологической адаптации младших подростков по методике Э.М. Александровской изучение общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой)

В ходе эмпирической работы были подтверждены факторы риска сквернословия у младших подростков: эмоционально-поведенческий, рефлексивный, когнитивный Рисунок – 2 Факторная матрица (после вращения)

Эмоционально-поведенческий имеет наибольший вес и несет наибольшую информативность (25,215%). Ядром данного фактора является параметр – агрессия прямая вербальная, так как он имеет большую нагрузку (0,840). Рефлексивный фактор (информативность 12,807%). Ядром данного фактора является параметр самооценка. Когнитивный фактор (информативность 11,467%). Ядром данного фактора является переживание социального стресса (0,725), который связан с когнитивной оценкой проблемы сквернословия.

Для подтверждения уровней факторов риска сквернословия у младших подростков нами проведен кластерный анализ всех показателей. В результате кластеризации определились три кластера. Первый кластер (N=30) образовали высокие показатели прямой вербальной агрессии, косвенной вербальной агрессии, склонности к агрессии и насилию, эмоциональности, раздражения, независимости и делинквентного поведения, низкие показатели адаптации, самокритичности, социального интеллекта. Второй кластер (N=33) образовали показатели среднего уровня прямой вербальной агрессии, косвенной вербальной агрессии, склонности к агрессии и насилию, эмоциональности, раздражения, независимости и делинквентного поведения, средние показатели адаптации, самооценки, самокритичности, социального интеллекта. Третий кластер (N=57) включает низкие показатели прямой вербальной агрессии, косвенной вербальной агрессии, склонности к агрессии и насилию, эмоциональности, раздражения, независимости и делинквентного поведения, высокие показатели адаптации, самокритичности, социального интеллекта. Анализ наполнения кластеров выявил уровневый характер факторов риска сквернословия у младших подростков в исследуемой выборке.

Уровни факторов риска сквернословия у младших подростков Высокий уровень риска сквернословия – младшие подростки проявляют вербальную агрессию, склонны к агрессии и насилию, высоко эмоциональны, испытывают чувство раздражения и негативизма, проявляют независимость и делинквентные формы поведения, дезадаптированы, несамокритичны с низким социальным интеллектом. Средний уровень риска сквернословия – у младших подростков наблюдаются эпизодические случаи прямой и косвенной вербальной агрессии, склонность к агрессии и насилию, эмоциональны, раздражительны, независимы и склонны к делинквентному поведению, слабо адаптированы, имеют адекватную самооценку, самокритичны, средний уровень социального интеллекта. Низкий уровень риска сквернословия – младшие подростки редко проявляют прямую и косвенную вербальную агрессию, не склонны к агрессии, насилию, не испытывают раздражения, контролируют свои эмоции, соблюдают нормы и правила, не наблюдается делинквентного поведения, хорошо адаптированы, самокритичны с высоким социальным интеллектом.

Психолого-педагогическая пропедевтика представляет собой комплекс мероприятий по своевременному обнаружению, предупреждению и, при необходимости, снижению уровня факторов риска проявления сквернословия у младших подростков. Программа психолого-педагогической пропедевтики позволяет предупредить и снизить уровень факторов риска сквернословия у младших подростков. Она опирается на модель, включающую целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный блоки. Направления программы пропедевтики сквернословия организационно-пропедевтическая деятельность, которая направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по первичной профилактике сквернословия у младших подростков, проведение психологических занятий, осуществление систематической, плановой работы с обучающимися; воспитательно-пропедевтическая деятельность, включающая индивидуальную и предупредительно-профилактическую работу. Воспитательно-пропедевтическая деятельность реализуется через систему классных часов, внутришкольных мероприятий, с помощью индивидуальных и групповых бесед; просветительская работа среди родителей, включающая систему тематических бесед на родительских собраниях, общешкольных лекториев, индивидуальных и групповых консультаций с психологом и педагогами.

В группе ЭГ-1 осуществлялась организационно-пропедевтическая деятельность: проведение психологических занятий, систематической, плановой работы с обучающимися. Происходило взаимодействие психолога и младших подростков. В группе ЭГ-2 осуществлялась организационно-пропедевтическая и воспитательно-пропедевтическая деятельность: проведение психологических занятий, систематической, плановой работы с обучающимися, классных часов, посвященных профилактике сквернословия, внутришкольных мероприятий, индивидуальных и групповых бесед. Происходило взаимодействие психолога, педагога и младших подростков. В группе ЭГ-3 осуществлялась организационно-пропедевтическая, воспитательно-пропедевтическая деятельность и просветительская работа с родителями: проведение психологических занятий, систематической, плановой работы, классных часов, посвященных профилактике сквернословия, внутришкольных мероприятий, индивидуальных и групповых бесед с обучающимися, тематических бесед на родительских собраниях, общешкольных лекториях для родителей, проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей. Происходило взаимодействие всех участников образовательных отношений: психолога, педагогов, младших подростков и их родителей. Предусматривалось проведение занятий с родителями по пропедевтике сквернословия в семье. В контрольной группе (КГ) целенаправленной работы по пропедевтике сквернословия у младших подростков не проводилось.

Наибольшие изменения произошли в ЭГ-3, где осуществлялась организационно-пропедевтическая, воспитательно-пропедевтическая деятельность и просветительская работа с родителями, происходило взаимодействие всех участников образовательных отношений: психолога, педагогов, младших подростков и их родителей. Именно в этой группе все психологические детерминанты сквернословия претерпели межуровневые переходы и внутриуровневые качественные преобразования.

В группе ЭГ-1 и ЭГ-2 также наблюдается положительная динамика, снижение высокого уровня факторов риска сквернословия за счет увеличения среднего и низкого уровней. Количество подростков с высоким уровнем факторов риска сквернословия снизилось в ЭГ-1 на 10%, в ЭГ-2 на 14%, ЭГ-3 на 17%, а в КГ количество подростков с высоким уровнем увеличилось на 3%. Количество подростков со средним уровнем факторов риска сквернословия снизилось в ЭГ-1 на 17%, в ЭГ-2 на 10%, в ЭГ-3 на 13%, а в КГ количество подростков со средним уровнем увеличилось на 3%. Количество подростков с низким уровнем факторов риска сквернословия увеличилось в ЭГ-1 на 27%, в ЭГ- 2 на 24%, в ЭГ-3 на 30%, а в КГ количество подростков с низким уровнем снизилось на 6%.

Таким образом, проведенное исследование позволило доказать, что пропедевтика сквернословия у младших подростков в условиях образовательного учреждения возможна на основе программы, опирающейся на модель, включающую целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный блоки.

Спасибо за внимание!