Информационные технологии в менеджменте (Базы данных) Преподаватель: Косова Екатерина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2. Концептуальное проектирование. Лекция 1. Уровни моделей и этапы проектирования.
Advertisements

БАЗА ДАННЫХ – ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЯ ИСПЛЬЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
Разработка баз данных предприятий ЯОК Саровский физико-технический институт.
Информационные системы. Базы данных. Информационная система – любая система обработки информации (шир)
Информационные системы и системология План: 1.Что такое информационная система 2.Этапы разработки информационной системы 3.Основные понятия системологии.
Базы данных Реляционная база данных MS Access. Повторение База данных организованная совокупность данных из какой-либо предметной области, предназначенная.
Учебная дисциплина «Базы данных» для студентов специальности «Информационные системы и технологии» ЛЕКЦИЯ 4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ Вопрос.
Презентация дисциплины по выбору Для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (магистерская программа «Прикладная информатика.
Проектирование базы данных. Схема создания модели.
Теория Систем и Системный анализ Курс ведет Данелян Тэя Яновна.
Астраханский Государственный Технический Университет Институт Информационных Технологий и Коммуникаций Астрахань 2006 Выполнили: студенты группы ИУ-31.
Реляционная модель – это особый метод рассмотрения данных, содержащий данные в виде таблиц, способов работы и манипуляции с ними в виде связей. структура,
Информационные технологии в городском хозяйстве Представление дисциплины.
Проектирование базы данных Автор: Преподаватель МБОУ СОШ 2, г.Томск Мышкина Татьяна Владимирвна.
Лекция 3 Лекция 3 Методологические основы БД. Типология свойств и связей объекта. Многоуровневые модели предметной области. Идентификация объектов и записей.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
1. Краткая характеристика MS Access1. Краткая характеристика MS Access 2. Достоинства и недостатки 3. Типы БД 4. Базы данных и системы управления базами.
НАЧАТЬ ТЕСТ по КИТ2 Разработчики: Оскерко В.С., доцент, к.э.н. Панько Н.Г., студентка ДФФ-1, 2-й курс 2011 г.
Лекция 1 Лекция 1 Введение в Автоматизированные информационные системы (АИС) и Базы данных (БД). Определение БД и банков данных (БнД). Компоненты банка.
Система управления базами данных MS Access. Виды БД Иерархическая БД– отображает взаимосвязь информационных объектов по уровням подчиненности. Иерархическая.
Транксрипт:

Информационные технологии в менеджменте (Базы данных) Преподаватель: Косова Екатерина Александровна

О преподавателе Косова Екатерина Александровна – старший преподаватель кафедры Прикладной информатики в экономике. Электронная почта:

О дисциплине Длительность изучения дисциплины – 3 зачетные единицы (108 часов). Форма контроля – зачет. Список дисциплин, знание которых необходимо при освоении данной дисциплины: o Информатика и программирование; Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса: o Корпоративные информационные системы; o Информационные аналитические системы; o Информационное обеспечение менеджмента; o Информационные технологии управления знаниями.

Цель изучения дисциплины Приобретение студентами знаний в области разработки и использования систем управления базами данных и знаний с целью широкого использования ЭВМ в повседневной экономической деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны свободно ориентироваться во всем многообразии информационных понятий, обладать практическими навыками выполнения операций по анализу, обработке информации, созданию баз данных и работе с ними.

Формируемые компетенции студента: В результате изучения курса студент развивает следующие общекультурные компетенции(ОК): знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1); знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК- 2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5); стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18).

Формируемые компетенции студента: В результате изучения курса студент развивает следующие профессиональные компетенции (ПК): готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21); владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33); владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34); умение моделировать бизнес-процессы и знакомство с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35); умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).

Содержание учебной дисциплины Тема 1. Банки данных – основные понятия. Тема 2. Логическая организация баз данных. Тема 3. Основы теории реляционных баз данных. Тема 4. Инфологическое (концептуальное) моделирование предметной области. Тема 5. Даталогическое моделирование. Тема 6. Целостность баз данных. Тема 7. Организация ввода данных в базу данных. Тема 8. Языки запросов Тема 9. Вывод информации из баз данных.

Задачи курса Изучить теоретический материал по дисциплине; Разработать инфологическую (концептуальную) модель базы данных; Разработать базу данных в MS Access; Сформировать отчет по результатам выполнения практических работ; Ответить на вопросы форума; Пройти промежуточное и итоговое тестирование по дисциплине.

Список литературы и интернет- источники Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование. Учебник. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника. Учебник. М.:ФиС, 2005 г. Диго С.М. Базы данных. Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ Диго С.М. Access: учебно-практическое пособие. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010 г

Текущий контроль успеваемости (зачет от 50 до 70 баллов)

Что такое «База данных» База данных организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей

Уровни моделирования при разработке базы данных Сама предметная область Модель предметной области Логическая модель данных Физическая модель данных Собственно база данных и приложения

Практическая работа по дисциплине 1. Выбрать предметную область для разработки базы данных. Предметная область - это часть реального мира, данные о которой мы хотим отразить в базе данных.

Примеры предметной области Библиотека; Зоопарк; Кинотеатр; Цирк; Магазин; Парикмахерская; Кафе; Футбольный клуб; Жилищное коммунальное хозяйство; и др.

Практическая работа по дисциплине 2. Необходимо определить цель разработки базы данных для выбранной предметной области. 3. Необходимо определить задачи, которые планируется решить с использованием базы данных (около 10 задач).

Примеры решаемых задач Сформировать список студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично»; Сформировать расписание сессии; Узнать контактную информацию о всех старостах Института; Составить список публикаций всех преподавателей за последний год; Сформировать учебную ведомость; Составить список студентов, изучающих английский язык и т.д.

Практическая работа по дисциплине 4. Необходимо построить ER-модель в нотации IDEF1X. ER-модель – модель «сущность-связь» (entity-relationship model) – модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области. IDEF1X - методология моделирования баз данных на основе модели «сущность- связь».

Примеры сущностей Студент; Преподаватель; Группа; Кафедра; Дисциплина; Учебная аудитория; Успеваемость; И др.

Примеры атрибутов сущности Сущность «Группа»: Номер группы (идентификатор – уникальный атрибут); Год создания группы; ФИО куратора; ФИО старосты; Вид группы; Название института.

Примеры атрибутов сущности Сущность «Студент»: Номер зачетной книжки (идентификатор – уникальный атрибут); ФИО; Дата рождения; Адрес; Контактный телефон; Форма обучения; Номер группы (внешний ключ).

Типы отношений «Один к одному» (кафедра – заведующий кафедрой; группа – староста; футбольная команда – тренер); «Один ко многим» (кафедра – преподаватель; группа – студент; фильм – сеанс); «Многие ко многим» (преподаватель – дисциплина; студент – преподаватель; читатель – книга в библиотеке).

Пример ER-модели в нотации IDEF1X

Практическая работа по дисциплине В работе необходимо описать все сущности, атрибуты сущностей, связи. Методология реализована в различных программных продуктах (ERWin, Design\IDEF), студент может использовать как эти программные продукты, так и любые графические редакторы, а также средства MS Word.

Практическая работа по дисциплине 5. Необходимо разработать базу данных в MS Access (пробную версию можно скачать с официального сайта Создать таблицы и связи (5-6 таблиц); Заполнить таблицы достаточным количеством данных; Создать запросы (8-10 запросов); Создать формы; Создать отчеты (4-5 отчетов).

Работа в MS Access

Создание таблиц (конструктор)

Типы данных

Формат поля

Схема данных

Обеспечение целостности данных

Заполнение таблиц

Создание запросов (конструктор)

Конструктор запросов (Найти всех студентов с фамилией от «Б» до «Р»)

Конструктор запросов (Параметрический запрос по ФИО куратора)

Конструктор запросов (подсчет количества групп в институте)

Создание запросов (выполнение)

Создание форм (основная форма)

Создание форм (кнопок на форме)

Создание форм

Создание отчетов

Формирование итогового отчета Предметная область, описание предметной области (2 страницы); Цель разработки БД для данной предметной области; Задачи для решения с использованием БД (10 задач); Пользователи БД; ER-модель БД (в методологии IDEF1Х); Скриншоты всех объектов БД в MS Access; Выводы по выполнению работы.

Размещение работ на проверку На проверку преподавателю должны быть отправлены: Файл БД в MS Access; Отчет в MS Word. Работы должны быть размещены в разделе «Работы на проверку преподавателю» на узле дисциплины, после размещения работ напишите преподавателю на почту об этом.

Требования к выполнению работ Правильность выполнения (отсутствие ошибок в моделировании, в реализации БД в MS Access); Аккуратность оформления работы; Своевременность представления работы на проверку преподавателю (у студента должно остаться время на доработку и исправление замечаний преподавателя); Полнота представляемой информации.

Выполнение тестов Промежуточный тест; Итоговый тест. 2 попытки на выполнение каждого теста.

Форум Консультационный форум (для вопросов по изучению дисциплины); Дискуссионные форумы (для ответов на вопрос преподавателя и дискуссий между студентами и преподавателем по обсуждаемому вопросу).

Вопросы дискуссионного форума Уважаемые студенты! Приведите, пожалуйста, примеры использования баз данных в реальной жизни. Где вам приходилось работать с базами данных? В чем вы видите перспективы развития баз данных?

Требования к работе на форуме Ответ должен быть дан своими словами, по результатам анализа литературы и интернет- источников; Нельзя копировать ответы других студентов, но можно дополнять их или опровергать; Каждый студент имеет право написать несколько сообщений на форуме в рамках дискуссии; В случае необходимости использования цитаты из литературы, нужно дать ссылку на используемую цитату.

Тема 1. Банки данных – основные понятия Понятие информации и данных. Понятие ЭИС Классификация ЭИС. Понятия банка данных. Предметная область. Классификация и основные свойства единиц информации. Экономические показатели. Определение и структура показателя. Понятия банка данных. Преимущества и недостатки. Компоненты банков данных и их краткая характеристика. Языковые средства СУБД. Классификация банков данных. Тенденции развития СУБД. Характеристика современных реляционных СУБД. Пользователи банков данных. Функции администраторов банков данных. Технические средства банков данных. Сравнение OLTP и OLAP систем. Этапы проектирования баз данных. Состав работ, выполняемых на стадии инфологического проектирования Состав работ, выполняемых на стадии даталогического проектирования Состав работ, выполняемых на стадии физического проектирования Требования, предъявляемые к инфологической модели

Тема 2. Логическая организация баз данных Понятие логической модели данных. Сравнение основных разновидностей моделей данных. Сетевые модели БД, особенности, преимущества, недостатки Иерархические модели БД, особенности, преимущества, недостатки Реляционные модели БД, особенности, преимущества, недостатки, Объектно-ориентированные модели БД, особенности, преимущества, недостатки БД, построенные на основе инвертированных файлов. Особенности, преимущества, недостатки XML-базы данных. Особенности, преимущества, недостатки

Тема 3. Основы теории реляционных баз данных. Реляционные модели. Основные понятия: отношение, ключ, вероятный ключ, внешний ключ. Особенности реляционных моделей. Нормальные формы.

Тема 4. Инфологическое (концептуальное) моделирование предметной области Инфологическое моделирование. Базовая ER-модель. Виды сущностей. Базовая ER-модель. Виды связей. Методология построения базовой ER-модели IDEF1X. Виды связей. IDEF1X. Виды сущностей. Особенности построения ER-модели в среде конкретной CASE-системы. (ERWin) Сравнение методик ER-моделирования. Преобразование ER-модели из одной нотации в другую.

Тема 5. Даталогическое моделирование. Содержание этапа «Даталогическое моделирование». Факторы, влияющие на проектирование баз данных. Виды связей между объектами и возможности их отражения в даталогических моделях разных классов. Критерии оценки БД. Алгоритм перехода от ER-модели к структуре реляционной базы данных. Отображение простых объектов и его единичных свойств в реляционной базе данных; в других СУБД. Отображение условных свойств объектов в реляционной базе данных; в других СУБД. Отображение множественных свойств объектов в реляционной базе данных; в других СУБД. Отображение отношения типа 1:1 между объектами в реляционной базе данных. Отображение отношения типа 1:М между объектами в реляционной базе данных; в других СУБД. Отображение отношения типа М:М между объектами в реляционной базе данных; в других СУБД. Отображение составного объекта в реляционной модели; в других СУБД. Отображение обобщенных объектов в реляционной модели. Отображение агрегированных объектов в реляционной модели. Вертикальное и горизонтальное разбиение таблиц реляционной базы данных? CASE-средства проектирования БД. Выполняемые функции. Целевые СУБД. Особенности проектирования БД в среде конкретной CASE-системы.

Тема 6. Целостность баз данных Ограничения целостности. Понятие и классификация. Ограничения на значения атрибутов. Целостность связи. Выбор действий, выполняемых при корректировке (RI Actions). Возможности задания ограничений целостности в современных СУБД. Ограничения целостности связи. Понятие. Возможности реализации в современных СУБД. Задание ограничений целостности в CASE-системах (ERWin)

Тема 7. Организация ввода данных в базу данных. Способы организации ввода данных в базу данных. Классификация экранных форм. Задание ограничений целостности в экранных формах. Характеристика генератора экранных форм конкретной СУБД. Экранные формы для ввода и корректировки данных.

Тема 8. Языки запросов – общая характеристика. Классификация языков запросов Классификация запросов Процедурные и декларативные языки запросов. Сравнение. Реализация в современных СУБД. Языки 4-го поколения и их реализация в современных СУБД. Особенности обработки полей разных типов. Работа с вычисляемыми полями. Использование агрегирующих функций. Совместная обработка таблиц Реализация запросов со сложными условиями в табличных языках. Корректировка данных с помощью табличного языка. Язык SQL. Общая характеристика.

Т ема 9. Вывод информации из баз данных. Разновидности и структура выходных документов Использование экранных форм для вывода данных Возможности генераторов отчетов современных СУБД. Генераторы приложений в современных СУБД.

Контакты с преподавателем По вопросам выполнения практической работы, прохождения тестирования, работы в форуме, можно писать преподавателю: На электронную почту В консультационный форум. Ответ будет дан в течение 1-3 дней.

Удачи в изучении дисциплины!