Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Начальник Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению А.Н. Шаронов Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на тему: «Совершенствование государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» 29 сентября 2015 года
Статья 87 «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности» Федеральный закон от ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах (трехуровневый контроль) Государственный контроль Ведомственный контроль Внутренний контроль Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Приказ Минздрава России от н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности Отсутствие единого НПА Осуществляется в порядке, установленном руководителем медицинской организации 2 ем Росздравнадзор, Роструд, ОИВ Государственные, муниципальные и частные учреждения здравоохранения ФОИВ, ОИВ субъекта РФ в сфере здравоохранения
3 Выявленные нарушения при проведении проверок по контролю за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья в 1-м полугодии 2014 и 2015 годов
4 Принятые меры при выявлении нарушений прав граждан в сфере охраны здоровья в 1-м полугодии 2014 и 2015 годов Принятые меры Динамика Выдано предписаний ,7% Составлено протоколов ,7 раза Информация направлена в: органы прокуратуры ,2% правоохранительные органы ,1 раза ОИВ субъекта ,3 раза
5 Сведения о проведенных Росздравнадзором проверках в организациях различной формы собственности годах
6 Нарушения порядков оказания медицинской помощи в 2015 году Чаще других нарушения выявлялись в субъектах: Республики Алтай, Башкортостан, Бурятия, Калмыкия и Хакасия, Алтайский и Забайкальский края, Амурская, Астраханская, Белгородская, Иркутская, Курганская, Курская, Ульяновская области, город Санкт-Петербург и др. субъекты
7 Структура выявленных нарушений медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи в годах
8 Наиболее частые нарушения порядков оказания медицинской помощи (по профилям)
9 Структура выявленных нарушений в медицинских организациях в I полугодии годов
10 Принятые меры при выявлении нарушений порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в 1-м полугодии 2014 и 2015 годов Принятые меры Динамика Выдано предписаний ,4% Составлено протоколов ,5 раза Информация направлена в: органы прокуратуры ,7 раза правоохранительные органы ,0 раза ОИВ субъекта ,1 раза
11 Нарушения организации и осуществления медицинскими организациями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 1-м полугодии 2015 года Проведено 2033 проверки. В 687 проверках выявлено 985 нарушений. Выдано 687 предписаний. Составлен 71 протокол.
12 Структура обращений граждан с жалобами на нарушение их прав в сфере охраны здоровья в 1-м полугодии 2014 и 2015 годов Т е м а т и к а Поступило обращений Динамика Отказ в оказании медицинской помощи ,6% Непредоставление гарантированного объема медицинской помощи ,9% Низкая доступность и качество медицинской помощи ,7% Нарушение права на оказание медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде ограничения свободы б/изм Нарушение права выбора врача и медицинской организации б/изм Отказ в предоставлении информации о состоянии здоровья ,5% Непредоставление информации о факторах, влияющих на здоровье 209-2,0 раза Нарушение права на приоритетную охрану здоровья детей 136-2,1 раза Медицинское вмешательство без получения добровольного информированного согласия гражданина ,6 раза Несоблюдение врачебной тайны ,0% В с е г о ,4%
13 Административные регламенты Росздравнадзора по вопросам контроля качества оказания медицинской помощи Функцияприказ Минздрава России Проведение проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи от н Проведение проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности от н Проведение проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности от н Проведение проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья от н Проведение проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований от н Предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») от н Осуществление лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») от н
14 Проведен анализ соотнесения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, с действующими порядками оказания медицинской помощи. По результатам подготовлены предложения по: группировке и исключению отдельных работ (услуг); необходимости разработки отсутствующих порядков оказания медицинской помощи; внесению изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от «О лицензировании медицинской деятельности…; внесению изменений и дополнений в Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико- санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи…, утвержденные приказом Минздрава России от н.
15 Правоприменительная практика Росздравнадзора в 2014 и 2015 годах Статья КоАП20146 мес количество протоколов сумма штрафов количество протоколов сумма штрафов Статья 6.30 невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи тысяч рублей тысяч рублей Статья 6.32 нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности, в том числе о получении информированного добровольного согласия тысяч рублей тысяч рублей
16 В развитие части 2 статьи 64 Федерального закона от ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приказом Минздрава России от ан утверждены критерии оценки качества медицинской помощи. Росздравнадзором издан приказ 1620 «Об аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю…» и начата аттестация экспертов, которая позволит сформировать реестр экспертов по различным клиническим специальностям и государственным функциям, возложенным на службу, и привлекать их к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Работа проводится в тесном взаимодействии с территориальными фондами ОМС с проведением аттестации экспертов, включенных фондами в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи.
17 Совершенствование механизмов государственного контроля 1. Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий внесение изменений в Федеральные законы от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части установления особенностей осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, исключив необходимость согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. В связи с необходимостью установления единого подхода к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, данным проектом предусмотрено, что указанный контроль осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
18 Совершенствование механизмов государственного контроля 2. Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», содержащий нормы, обеспечивающие эффективные меры воздействия для устранения имеющихся нарушений в сфере здравоохранения путем установления новых видов административной ответственности за нарушения в сфере здравоохранения, связанные с угрозами причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе ответственность за нарушения: порядка, объема и условий оказания медицинской помощи в соответствии с ПГГ и ТПГГ, включая несоблюдение сроков ожидания медицинской помощи; порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов; порядков оказания медицинской помощи в части несоблюдения установленных ими обязательных требований, влияющих на качество медицинской помощи; прав граждан в сфере охраны здоровья. Принятие дополнений создаст отсутствующий в настоящее время правовой механизм принуждения юридических и должностных лиц к исполнению вышеперечисленных требований законодательства в сфере охраны здоровья. В настоящее время стадия публичного обсуждения законопроекта завершена.
19 Совершенствование механизмов государственного контроля 3. Применение с риск-ориентированного подхода к планированию и проведению мероприятий по контролю и надзору с учетом классов (категорий) опасности будет способствовать совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в том числе в сфере здравоохранения. 4. Разработаны и проходят публичное обсуждение проекты нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в постановление Правительства РФ от «О лицензировании медицинской деятельности…, в части оптимизации требований к организации и выполнению указанных работ (услуг). 5. Совершенствуются формы статистической отчетности, представляемой медицинскими организациями. 6. Разрабатываются двадцать пять порядков и правил оказания медицинской помощи по отдельным профилям, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и освидетельствований.
20 Совершенствование работы территориальных органов Росздравнадзора Проблема: недостаточное привлечение к проверкам экспертов: проверки порядков оказания медицинской помощи - 15,8% проверок; проверки порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований - 3,9% проверок. Освоение денежных средств, выделенных территориальным органам для оплаты услуг экспертов (по состоянию на ): менее 10 процентов - 44 территориальных органа (55%); более 50 процентов - 15 территориальных органов (19%).
21 Совершенствование работы территориальных органов Росздравнадзора 1. В кратчайший срок осуществить аттестацию экспертов по различным клиническим специальностям и государственным функциям, возложенным на Росздравнадзор, в том числе с участием ТФОМС; 2. Привлекать экспертов, к проведению контрольно-надзорных мероприятий, в том числе по экспертизе качества медицинской помощи с обязательным участием аккредитованных экспертов в контрольных мероприятиях при проверках случаев детской смертности, материнской смертности, наступления вследствие действия (бездействия) медицинских работников неблагоприятного исхода, в том числе в случаях отказов в оказании медицинской помощи, оказания медицинской помощи, получивших общественный резонанс. 3. Использовать экстерриториальный принцип привлечения экспертов в случаях возможного возникновения конфликтов интересов в целях обеспечения независимости экспертных выводов.
22 Совершенствование работы территориальных органов Росздравнадзора Проблема: недостаточная подготовка сотрудников по вопросам своевременного и правильного оформления документов по административным нарушениям, принятие решений по которым относится к компетенции службы. Путь решения: разработка памятки о процессуальном порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях; проведение обучающих семинаров.
23 Совершенствование работы территориальных органов Росздравнадзора Проблема: недостаточная оперативность на поступающую информацию (в том числе жалобы) об отказах в оказании медицинской помощи, некачественное оказание медицинской помощи, особенно социально незащищенным группам граждан. Путь решения: решение неотложных вопросов в течение 24 часов с задействованием «горячих линий» органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций.
24 Совершенствование работы территориальных органов Росздравнадзора Проблема: низкий уровень информированности о состоянии и проблемных вопросах в организации оказания медицинской помощи жителям субъекта Российской Федерации. Путь решения: регулярное взаимодействие с общественными и пациентскими организациями, комитетами ветеранов войн, региональными отделениями Общероссийского Народного Фронта и др. заинтересованными организациями по обсуждению проблемных вопросов организации оказания медицинской помощи и её качества в субъектах Российской Федерации.
Спасибо за внимание! А.Н. Шаронов Начальник Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению