ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Селина Т. М., рук. Центра НМС деятельности МОУ НПК 1 им. А. С. Макаренко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развивающая предметно- пространственная среда По ФГОС.
Advertisements

Организация предметно- пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с проектом ФГОС.
Требования к развивающей предметно - пространственной среде.
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии ФГОС.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации развивающей.
ProPowerPoint.ru Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении.
ДС 174 Старший воспитатель. Приказ Минобрнауки России N 1155
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем.
РМО заместителей заведующих и старших воспитателей МБДОУ от года Тема: О новой законодательной базе в сфере образования: ФГОС дошкольного образования:
Предметно-пространственная развивающая среда – основа реализации образовательной программы дошкольного образования.
* муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 96 * комбинированного вида «Алёнушка» Развивающая предметно-пространственная.
Автор : Фролова Светлана Юрьевна ГБОУ ООШ 23 г. Сызрани.
способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
П.Д. Рабинович, к.т.н., доцент Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО): часть образовательной.
МБДОУ 171«Зеленый огонек», г.Архангельск, пр. Советских космонавтов, 193 «Созджание развивающей среды по физическому развитию В соответствии с ФГОС» Асеева.
Преобразование предметно – развивающей среды в условиях стандартизации дошкольного образования.
Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226.
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Соломенникова О.А. заведующий кафедрой дошкольного.
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Селина Т. М., рук. Центра НМС деятельности МОУ НПК 1 им. А. С. Макаренко

Нормативная база Развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной ( ФГОС ДО ). Письмо Минобрнауки России от /19-12 « О психолого – педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях » ( вместе с « Порядком проведения психолого – педагогической экспертизы детских игр и игрушек », « Методическими указаниями к психолого – педагогической экспертизе игр и игрушек », « Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений « О психолого – педагогической ценности игр и игрушек »); Письмо Минобрануки России от – 51 – 46 ин /14 – 03 « О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье ».

Требования безопасности ГОСТ « Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля » ( с изменениями ) ГОСТ Р « Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства »

Методические рекомендации Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, – 96 с.

Проблемы 1. Отсутствие основополагающей идеи построения предметной среды Смещение акцентов на эстетическую сторону вопроса. Среда – « витрина » ( Н. А. Короткова ). Предлагается перечень предметов, основанием для классификации служат ЗУНы ( формирующая педагогика ) Без внимания – активизация инициативы ребенка Требуется функциональная предметная среда.

Н. А. Короткова « Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста » ( М.: Линка - Пресс, – 208 с.). Н. А. Короткова. Предметно - пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста // Из ДОУ в школу, Москва, 2007, с.41

Развивающая предметно - пространственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством ( помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно - пространственная среда Включает пространство групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития ; обеспечивает двигательную активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность для уединения ; соответствует различным образовательным программам с учетом применения инклюзивного образования, а также национально - культурным, климатическим и другим условиям.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

С чего же начать ? Надо определиться с идеей, которая станет фундаментом, на котором будет выстраиваться все остальное. комплекс идей представлены в работах Н. А. Коротковой, посвященных организации предметно - пространственной среды и специфике образовательной деятельности в детском саду в целом. Как мы уже говорили, рассматривать оба процесса отдельно друг от друга нецелесообразно.

Требования к развивающей предметно - пространственной среде 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания ( в том числе техническими ), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем ( в соответствии со спецификой Программы ). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря ( в здании и на участке ) должны обеспечивать : игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой ); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях ; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением ; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Требования к развивающей предметно - пространственной среде 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных ( не обладающих жестко закрепленным способом употребления ) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности ( в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре ).

Требования к развивающей предметно - пространственной среде 4) Вариативность среды предполагает : наличие в Организации или Группе различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей ; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает : доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность ; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности ; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

НОВЫЕ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Дизайн групповых комнат – «гибкая среда»

Выводы Идеального « рецепта » среды не существует. Предметно - пространственная среда должна быть организована воспитателем, и никем другим. Среда постоянно изменяется не только по мере взросления детей, но и каждый день, в зависимости от педагогических задач, которые стоят перед воспитателем, интересов детей, времени года, и ряда других факторов.

Для оценки РППС Необходимо представлять себе основы возрастной психологии, знать, на что ребенок способен в том или ином возрасте. Каждый тип предметов изменяется по мере взросления детей группы и усложнения их игры в следующих направлениях : степени условности ( реалистическая, прототипическая и условная игрушки ); размера ( крупная, средняя, мелкая игрушки ); степени готовности ( готовая к использованию, трансформер, сборная игрушки ).

Компоненты РППС Любая полифункциональная пространственная среда должна быть зонирована. Концептуальная модель предметно - развивающей среды включает в себя три компонента : Предметное содержание ( игры, пособия, оборудование ); Организация предметов и оборудования в пространстве ; Организация во времени ( изменения, вносимые в среду ).

Содержание развивающей предметно - пространственной среды Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям ( возрастным и гендерным ); должны быть все предметы, необходимые для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности ; в РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым ( педагогом ); Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям ; все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Предметное содержание направлено на обеспечение гармоничного развития ребенка, если … Элементы РППС обладают « развивающим потенциалом », если …

Общие принципы отбора игровой продукции для детей - дошкольников 1. Принцип безопасности ( отсутствия рисков ) игровой продукции для ребенка : - физические риски, - психологические риски, - нравственные риски. 2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ( ЗБР ) ребенка. 3. Принцип соответствия - возрастным ( половозрастным ) особенностям ребенка, - индивидуальным особенностям, - специальным особенностям ребенка.

Принципы оценки безопасности игровой продукции 1. Физическая и экологическая безопасность ( отсутствие запаха, острых краев ; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества ). 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту : соразмерность игрушки параметрам ребенка ( руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений. 3. Психологическая безопасность : отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие. 4. Нравственно - духовная безопасность : отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Практическая работа в группах Разделиться на четыре подгруппы. В каждой подгруппе оценить на основе представленных ниже критериев безопасность игровой продукции. 1 гр. – оценка физической и экологической безопасности ; 2 гр. – оценка психофизиологической безопасности ; 3 гр. – оценка психологической безопасности, 4 гр. - оценка нравственно - духовной безопасности. Предмет оценки в группе – игрушка ( реальная или виртуальная ). Результат работы группы : вывод о том, насколько данная игровая продукция является безопасной. Используется семибалльная дихотомическая ( ) шкалы выраженности оцениваемых признаков.

Безопасность игровой продукции Родителям оказывается помощь в выборе игровой и развивающей продукции в соответствии с половозрастными и психолого - возрастными особенностями ребенка для соблюдения единства требований к подбору РППС как в детском саду, так и в условиях семьи.

Примерный перечень зон для организации РППС : – для сюжетно - ролевых и режиссерских игр ( театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); – для познавательной активности ( экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); – для самостоятельной деятельности детей ( конструирование из различных материалов, художественно - продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); – для двигательной активности ( спортивные игры, соревнования и пр.); – для настольно - печатных и развивающих игр ( рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.); – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями ( экспери ментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); – для отдыха ( уединение, общение и пр.).

Практическая работа Разработать модель организации пространства групповой комнаты.

Алгоритм формирования РППС на примере функциональных модулей Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря ( далее – Перечень ) по видам детской деятельности для организации пространства ( группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно - образовательных задач общеобразовательной программы ДОО. Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями ( образовательными областями ).

Организация пространства Для разделения могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач : организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.

Примерный алгоритм проектирования РППС 1. Детальное обследование ДОО, уточнение педагогических требований, формирование эргономических требований ( психолого - педагогический аспект ), требований к безопасности ( психолого - педагогический аспект ).

Примерный алгоритм проектирования РППС При проектировании РППС должны быть учтены : – особенности профиля детского учреждения, общеобразовательная программа ДОО и пр.; – характеристики, касающиеся детского контингента ( возраст, гендерные осо бенности, показатели здоровья и пр.); – особенности инфраструктуры ДОО ( расположение, площадь, расположение и природные особенности участка и пр.).

Примерный алгоритм проектирования РППС Фиксируются возможности затрат ресурсов. Дооснащение ( переоснащение ) Анализ

Спасибо за внимание !