Специальная оценка условий труда как инструмент совершенствования системы управления охраной труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специальная оценка условий труда Нормативная база и основные процедуры Специалист по охране труда и технике безопасности Макиевская Т.Л. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Специальная оценка условий труда (Общероссийский Профсоюз образования) 1.
Государственная инспекция труда в г.Санкт-Петербурге "Создание благоприятных условий труда на рабочем месте" (Изменения в законодательстве об охране труда.
Требования к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда заместитель директора Департамента условий и охраны труда Сергеев Петр.
Специальная оценка условий труда 1. ТРЕБУЕТСЯ УНИФИКАЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ: 2 аттестация рабочих мест специальная оценка условий труда ДО
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ 1 Федеральные законы 426-ФЗ от ФЗ от «О специальной оценке.
Специальная оценка условий труда. 2 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ФЗ 426 от г. «О СПЕЦИАЛЬНОЙ.
Новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Экономика безопасности труда Доцент, к.т.н Киселева Л.М.
Отличительные особенности специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда Инженер 1 категории Пенкин Сергей Николаевич.
ФЗ 426 от г.. 1. Плановая СОУТ проводится 1 раз в 5 лет 2. Внеплановая СОУТ проводится: - организация новых рабочих мест; -по предписанию государственного.
Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
ПРАВОВЫЕ НОВЕЛЛЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Министерства.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
О новом Порядке проведения государственной экспертизы условий труда Ионов Юрий Анатольевич, начальник отдела охраны труда и государственной экспертизы.
Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. 426-ФЗ «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» (ВСТУПИЛ В СИЛУ С ЯНВАРЯ 2014 ГОДА) В РЕЗУЛЬТАТЕ.
Общие подходы в формировании и функционировании служб охраны труда в Республике Беларусь и Российской Федерации Генеральный директор Республиканского унитарного.
Транксрипт:

Специальная оценка условий труда как инструмент совершенствования системы управления охраной труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Вельмяйкин Сергей Федорович

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ 2012 г г г. 29 % 30,5 % 31,8 % ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА – 33,4 % НА ТРАНСПОРТЕ – 35,1 % ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ – 46,2 % В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ – 48,7 МЛН. РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ ЗАНЯТО 71,7 МЛН. РАБОТНИКОВ 2009 г г. 27,5 % 26,2 %

3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ Выявлено два и более профессиональных заболевания в 2012 году Профессиональное заболевание установлено впервые в 2012 году Ежегодное количество впервые «профессионально заболевших» работников Признаны профессионально заболевшими > работников + 6 – 8 тысяч человек > 1000 работников человек

4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В 2012 ГОДУ, СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА 956 млрд. рублей 2,1 % от ВВП Потери работодателей (включая потери вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели) 1,94 трлн. рублей 4,3 % от ВВП Суммарные экономические потери (включая выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты)

5 ВВЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. 10. статья 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ С 2013 ГОДА ВВЕДЕНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Списки производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и далее Список 14 %6 %9 % Список 2 и «малые списки»2 %4 %6 % От уплаты страховых взносов может быть освобождено рабочее место, условия труда на котором по итогам специальной оценки условий труда признаны оптимальными или допустимыми

ТРЕБУЕТСЯ УНИФИКАЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ: 6 аттестация рабочих мест специальная оценка условий труда ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ТРИ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОВТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕГО МЕСТА РАБОТНИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КАК В ЦЕЛЯХ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПФР, ТАК И В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНЫХ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТНИКОМ ЕГО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ государственная экспертиза условий труда

7 ЭТАПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Идентификация (выявление) потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Проведение измерений уровней указанных факторов Распределение условий труда на рабочих местах по классам (4 класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные)

8 Выявлены Не выявлены Исследования и измерения идентифицированных факторов Идентификация вредных и опасных факторов Рабочие места, сотрудников, чьи профессии предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Вредные и опасные условия труда Декларирование соответствия условий труда Рабочие места сотрудников, чьи профессии не предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Определение класса условий труда Оптимальные и допустимые условия труда Дополнительные тарифы страховых взносов в ПРФ Иные гарантии и компенсации ПРОЦЕДУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

9 ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Работодатель (председатель комиссии), его представители, включая специалиста по охране труда Представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии) Эксперты и иные сотрудники организации, проводящей специальную оценку условий труда Представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по договору гражданско- правового характера для осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда (для субъектов малого предпринимательства) Комиссия по проведению специальной оценки условий труда

10 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов – сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда Учитывает все возможные факторы производственной среды и трудового процесса с учетом характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений и исследований факторов производственной среды и трудового процесса Осуществляется комиссией

11 ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА Оформляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда Декларация соответствия условий труда Ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Реестр деклараций соответствия условий труда Срок действия декларации 5 лет Срок действия считается продленным на следующие 5 лет в случае отсутствия за период действия декларации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых принята указанная декларация

12 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА Перечень идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией Исследования и измерения фактических значений идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда Использование аттестованных в установленном порядке методик измерений и соответствующих им поверенных средств измерений, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений Возможность использования в качестве результатов исследований и измерений идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов результаты исследований и измерений, полученные в ходе организованного на рабочем месте производственного контроля в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе испытательной лабораторией (центром) работодателя

13 КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА Оптимальные условия труда (1 класс) условия труда, при которых воздействие на организм работника идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо уровни их воздействия минимальны в сравнении со значениями, установленными нормативами, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности Допустимые условия труда (2 класс) условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены Вредные условия труда (3 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни которых превышают значения, установленные нормативами, включая подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Опасные условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности Опасные условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности

14 СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ При применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ, утверждается Минтрудом России по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения РТК

15 Использование результатов специальной оценки условий труда Установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации Чем безопасней труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации Установление объема гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени) Сохранение работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций, при условии их занятости во вредных условиях труда Существенное усиление роли профессиональных союзов в сфере охраны труда

16 ДОПУСК НА РЫНОК УСЛУГ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРТЫ Аккредитация Сертификация Федеральная служба по аккредитации РЕЕСТР ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

ДОПУСК НА РЫНОК В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 17

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ 18 высшее образование дополнительное образование в области специальной оценки условий труда опыт работы в области оценки условий труда сертификат эксперта медицинское образование (для не менее чем одного эксперта)

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ (ЦЕНТРАМ) 19 Физические факторы Химические факторы Биологические факторы Исследование факторов производственной среды

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ (ЦЕНТРАМ) 20 Тяжесть труда Напряженность труда Исследование факторов трудового процесса

21 СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ страховой тариф определяется страховщиками объект страхования – имущественные интересы страховой случай – судебное решение или признанный факт причинения ущерба срок страхования – не менее 1 года Обязательная страховка Обязательная страховка

22 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЕРТОВ Обязательная страховка Обязательная страховка НЕДОПУЩЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ОГРАНИЧЕНИЕ КРУГА ЛИЦ, ПРОВОДЯЩИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ

23 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ Федеральная государственная информационная система учета результатов специальной оценки условий труда Минтруд России Пенсионный фонд Российской Федерации Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования Федеральная служба по труду и занятости Фонд социального страхования Российской Федерации Организации, проводящие специальную оценку условий труда Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Вводится в действие с 1 января 2016 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

24 КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТОДАТЕЛЬ ПРОФСОЮЗ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РОСТРУД Нет нарушений Нарушения имеются Штраф, дисквалификация эксперта и (или) приостановление деятельности аккредитованной организации Информация в Росаккредитацию и Минтруд России ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

25 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА по запросам работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений за счет средств заявителя по представлению Роструда или его территориальных органов в связи с проводимыми мероприятиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона за счет средств федерального бюджета Экспертиза качества специальной оценки условий труда заменит существующую процедуру государственной экспертизы условий труда

26 РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА Участие в специальной оценке условий труда Опротестование (обжалование) результатов специальной оценки условий труда в Роструде Инициация проведения внеплановой специальной оценки условий труда Корректировка уровня предоставляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда в ходе коллективных переговоров В ряде случаев выявление вредных факторов может осуществляться профсоюзным инспектором труда (если это отражено в коллективном договоре)