Автор проекта: Гребенцова В. С. Воспитатель 2 группы «Улыбка» Тип проекта исследовательский
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». Василий Александрович Сухомлинский.
Актуальность Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно- нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Гипотеза Если использовать проектные технологии в процессе духовно – нравственного воспитания, они будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей и их социализации.
Цель Разработать и апробировать модель духовно- нравственного воспитания дошкольников через проектные технологии, которая будет способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи - Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельности детей. - Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края. - Содействовать улучшению отношений детей с близкими людьми в процессе использования в духовно- нравственном воспитании малых фольклорных произведений. - Обогащать словарный запас детей - Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи.
Объект исследования Духовно- нравственное воспитание дошкольников
Предмет исследования Процесс использования проектных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и в повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края.
Этапы НаименованиеСроки 1 этап Организационно - подготовительный(Сентябрь-октябрь 2013) 2 этап Внедренческий(ноябрь 2013-апрель 2014) 3 этап Обобщающий.(апрель-май 2014)
1 этап- организационно- подготовительный 1. Изучение интереса детей для определения целей проекта; 2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей; 3. Анкетирование родителей.
2 этап- Внедренческий 1. Проведение цикла познавательных занятий; 2. Оформление альбома на тему: «Достопримечательности моего города»; 3. Словотворчество с родителями : «Сочини частушку о городе»; совместные проведенные праздники, развлечения, КВН-ы, викторины и д.р. 4. Оформление дидактических игр: «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Я- фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной». 5. Тематические выставки; 6. Экскурсии по городу, музеям, достопримечательностям города. 7. Создание мини- музея «Мой край родной»; 8. Разучивание стихов, песен о родном крае.
3 этап- Обобщающий 1. Открытые занятия; 2. Выставка продуктов детской деятельности; 3. Оценка этапов реализации проекта ; 4. Подведение итогов.
Анкета для родителей 1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? а) да, это традиция нашей семьи б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи в) мы не празднуем эти праздников г) другой ответ ____________________________________________________ 2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте? а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей б) мы все больше в этом убеждаемся в) с этим утверждением мы не согласны г) другой ответ 3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа б) да, мы с этим согласны в) нет г) другой ответ 4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду? а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие в) мы категорически с этим не согласны г) другой ответ ________________________________________________ 5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду? а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике б) это воспитатели нашей группы в) мы справимся без помощи детского сада г) другой ответ ________________________________________________ 6. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали ? а) да, в целом учреждении б) да, в пределах нашей группы в) да, в виде кружка по православному воспитанию г) не желаем, так как
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей? А)Да Б) Нет В) Не знаю Считаете ли Вы возможным проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ? А)Да Б) Нет В) Не знаю Готовы ли Вы сотрудничать с ДОУ в решении данного вопроса? А)Да Б) Нет В) Не знаю Какие качества, Вы считаете, особенно необходимы педагогу для осуществления духовно – нравственного развития детей? А) доброта отзывчивость любовь, понимание Б) доброта, трудолюбие, душевная чуткость По вашему мнению, показателем духовно – нравственного развития человека является? А) Доброта, отзывчивость, любовь, понимание, стремление прийти на помощь Б) Любовь, отзывчивость, понимание Обучаете ли Вы детей правильному поведению в общественном транспорте, обществе и т. д. ? А)Да Б) Нет Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ._________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________
Оценка уровня сформированности духовно- нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста (автор Голик М.М.) Параметры ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ НАЧАЛО ГОДАКОНЕЦ ГОДАНАЧАЛО ГОДАКОНЕЦ ГОДАНАЧАЛО ГОДАКОНЕЦ ГОДА Знание истории родного края Знание р.н.сказок и героев Умение играть в р.н. игры Знание потешек, песен, прибауток,пословиц и поговорок Знание истории р.н. костюма Знание русских традиций и праздников Отношение к предметам быта, произведениям нар. творчества
Динамика духовно- нравственного развития у дошкольников
Конечный продукт: Создание мини- музея «Мой край родной» Разработка конспектов занятий по теме. Разработка КВН-ов, викторин по теме. Консультации для родителей. Сценарии утренников. Оборудование: 1. Интернет ресурсы 2. Библиотечные и справочные материалы. 3. Методическая литература.
Выводы 1. Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; 2. У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. 3. Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. Сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр. 4. Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.
Мини- музей «Мой край родной»
«Масленица»
Библиография 1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно- методический журнал. – С Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, Ильчук Н. Ребенок в детском саду, 4, 5, Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – С Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, с. 8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, – 128 с. 9. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, 5, 200,9 стр Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, – 80 с. 11. Терехова Г.В. От проекта к культуре проектирования// html 12. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я с Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" 4, 2004 г.