Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии задачной формы организации учебного процесса Говорков Вадим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация рабочей программы по математике. Программа разработана на основе Примерной программы по математике федерального государственного образовательного.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
МЦКО ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ (6 КЛАСС) МАРТ 2014 Г.
«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский ( ) «Новый стандарт это, прежде.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального Общего Образования (ФГОС НОО) Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального.
Интересы общества интересы личности интересы потенциального работодателя РАЗВИТИЕ Реализация ФГОС нового поколения. Формирование способности организации.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Требования к современному уроку в аспекте ФГОС и реализации системно-деятельностного подхода в обучении Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)
Транксрипт:

Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии задачной формы организации учебного процесса Говорков Вадим Юрьевич, учитель физики

НОИ «Наша новая школа»: Переход на современные образовательные стандарты - обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребёнка, -воспитать человека, который может легко адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, -воспитать социально-активную, конкурентоспособную личность, готовую к жизни в высоко- технологичном конкурентном мире Условия возникновения и становления опыта

Личностные результаты; Метапредметные результаты; Предметные результаты. ФГОС второго поколения: Требования к результатам: Мы не учим их,; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт

Тема инновационного проекта «Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии ЗФО» Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для развития метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии задачной формы организации обучения Задачи: определение методологических основ реализации технологии ЗФО; отбор и обновление содержания образования в контексте метапредметного подхода: проектирование и апробация уроков с использованием технологии задачной формы организации обучения; разработка образовательной программы метапредметного курса «Задача»; определение критериев и диагностических методик формирования метапредметных способностей учащихся.

Схема мыследеятельности Мышление Коммуникация Организация действия Понимание Рефлексия

Технология задачной формы организации учебного процесса Техники работы с пониманием Технология схематизации Технология проблематизации Технологии мыследеятельностной педагогики:

Одна из педагогических технологий, разработанных коллективом педагогов, работающих в мыследеятельностной педагогике. Принципиальной особенностью ЗФО является организация для учащегося ситуации, в которой у него не сработают имеющиеся способы действия при решении задачи, и учащийся будет вынужден строить новый способ. Задачная форма организации процесса учения

наличие ситуации успеха; наличие «задания-ловушки». В ходе работы учащиеся обнаруживают, что имеющийся у них способ не работает. наличие текста рефлексии, когда учащиеся начинают отвечать на вопросы: В чем отличие Задания 1 и Задания 2? Почему невозможно применение Способа 1? Каким образом можно преодолеть возникшую трудность? выход на построение нового способа действия. Сценарии метапредметных занятий по физике с использованием ЗФО смотреть Занятие, построенное в задачной форме, предполагает:

Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов I. Ситуация успеха. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: II. Задание-ловушка, формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: III. Рефлексия. (10 мин) Цели: IV. Выход на построение нового способа (15 мин) Цель: V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели:.. Технологическая карта урока с использованием технологии ЗФО

Пример сценария занятия по технологии ЗФО Этап ЗФОЗадания Деятельность учащихся Этап актуализации знаний. Даны два тела. Масса одного известна. Нужно найти массу второго тела. Можно использовать динамометр и весы. Ученик испытывает ситуацию успеха, убеждается, что известные способы срабатывают. Задание-ловушка Найдите массу второго тела, однако динамометр и весы использовать нельзя, есть линейка и рычаг. В ходе работы учащиеся обнаруживают, что имеющийся у них способ не работает. Рефлексия: вопросы для учащихся. 1. Почему невозможно применение Способа 1? 2. Каким образом можно преодолеть возникшую трудность? Делают вывод, что нужно искать новый способ. Выход на построение нового способа действия Если нет весов и динамометра, как можно использовать линейку и рычаг? Дети вовлечены в групповую работу по нахождению нового способа. Конструируют механизм для сравнения сил - рычаг. Устанавливают зависимость между плечами рычага и приложенными силами. Сравнивают соотношение веса грузов и длин плеч рычага. Определяют массу неизвестного груза. Контролирующее задание.Привести примеры использования свойств рычага. Учащиеся предлагают и обсуждают различные варианты использование рычага.

Оценка метапредметных результатов образования в Агинской окружной гимназии-интернате Формы образовательных событий: Турниры способностей; Метапредметные олимпиады; Коммуникативно-герменевтические игры.

Пример задания на диагностику понятийного мышления Два мальчика решали одинаковую задачу на перемещение тела из пункта А в пункт В при известном расстоянии и скорости движения объекта, но получили разный результат. Почему так произошло? Критерии оценивания Варианты ответов на вопрос задачи Баллы Интерпретация баллов «Не знаю»0 Не сформировано понимание существенных характеристик. Ответ сводится к указанию ошибки одного из мальчиков 1 Понимание существенных характеристик сформировано, но ученик не способен менять инструментарий, стоящий за понятиями величины. Школьник указывает на использование различных единиц измерения физических величин 2 Ученик оперирует существенными характеристиками. Школьник указывает на возможное неправильное использование физических формул или математическую ошибку, то есть дает две возможные причины. 3 Ученик рефлексивно подходит к практической ситуации применения способов решения задачи.

Использование технологии задачной формы организации процесса учения способствует: развитию у учеников техник мышления, понимания и деятельности, а также формированию УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем, моделирование, анализ, синтез, установление причинно- следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Ожидаемые результаты проекта «Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии ЗФО»: результаты-эффекты: Развитие метапредметных способностей учащихся; повышение качества образования по физике.

Результаты-продукты: Банк метапредметных заданий по физике; сценарии метапредметных занятий по физике с использованием ЗФО; образовательная программа метапредметного курса «Задача»; контрольно-измерительные материалы к урокам для оценивания предметных и метапредметных результатов; публикации статей по проблематике проекта. Урок физики с элементами технологии метапредмета «Знание» в 7 классе по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» Метапредметный подход в общем образовании: вопросы реализации /под ред.Н.Ц.Шойдоковой.-Улан-Удэ:Нова Принт,

Диагностика способностей учащихся 7 классов у/г Способность 1 этап (ознакомительный) 2 этап (промежуточный) 3 этап (выходной) Понимание 0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень Понятийное мышление 0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень Моделирование 0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень

Результаты обучения предмету физика Успеваемость 100%, качество 92%

Результаты итоговой аттестации по физике ЕГЭ г /средний балл/

Литература Введение в методологию. Громыко Ю.В. – М.: Пушкинский институт, Мыследеятельностная практика образования – Создание новой Российской педагогики (по материалам межрегиональной конференции). – Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". – [Электронный ресурс] URL: Разработка и апробация мониторинга развития способностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода: Сборник. – М.: Половкова М.А. Задачная форма организации образовательного процесса.. – [Электронный ресурс] URL: