Презентация отчета: «Украина: путь к стабильности и росту» 29 мая 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Advertisements

Совершенствование корпоративного и финансового законодательства в России А.В. Шаронов.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Регулирование и надзор банковской деятельности Подготовил: Жолжанов Н.М.
Инвестиции
Центральный банк России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт.
А.Н. Шохин Президент РСПП 2011 год Предпринимательский климат в 2010 году Общее собрание членов Общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей.
Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Анализ состояния системы здравоохранения РК, ключевые проблемы. Основные предпосылки и принципы внедрения ОСМС Выполнила:Кляцкая Екатерина.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Докладчик: Филиппов А. ФЭУТ IV-2 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА Москва.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Экспертная группа 17 « Реформа бюджетного сектора в экономике » « РИА Новости », г. Основные направления и механизмы повышения эффективности.
Транксрипт:

Презентация отчета: «Украина: путь к стабильности и росту» 29 мая 2014 г

Вызовы Резкое обострение внешне- и внутриполитической ситуации Прямые убытки от аннексии территорий и газовой войны с РФ + Угрозы для инвестиций в экономику страны Внутриполитический конфликт Недоверие к институтам государственной власти + Снижение управляемости экономическими и политическими процессами Экономический спад и риски макроэкономической дестабилизации Страна остается одной из наиболее бедных в Европе (прогноз ВВП на душу населения в $3200, в 4,5 раза меньше чем в Польше) Высокая коррупция и незавершенная дерегуляция Неблагоприятный инвестиционный климат Нереформированный энергетический сектор и низкая энергоэффективность экономики Высокая внешняя энергозависимость и фискальное давление (субсидии в газовом секторе достигли 7% ВВП в 2013 году) Модернизация секторов, отвечающих за развитие человеческого капитала (здравоохранение и образование), идет медленно, подрывая перспективу возвращения к стабильному экономическому росту (смертность трудоспособного населения в Украине – 47,8 на 10 тыс. жителей; Польша – 29,5, Чехия – 22,8)

Главные задачи Политическая стабилизация – преодоление внешних угроз для территориальной целостности страны, легитимация государственной власти, фискальная децентрализация Восстановление макроэкономической стабильности – ослабление последствий текущего экономического кризиса и переход к макроэкономической политике направленной на поддержание устойчивого экономического роста Преодоление коррупции – продолжение дерегуляции, улучшение бизнес климата для инвестиций Модернизация энергетического сектора – отказ от неэффективной системы субсидий, повышение энергоэффективности экономики Реформа здравоохранения для устойчивого роста экономики – повышение эффективности государственных расходов на здравоохранение и доступности лекарств для населения

Окно возможностей должно быть использовано Есть общественный запрос на кардинальную модернизацию страны. Открыто окно возможностей для проведения серьезных (в т. ч. непопулярных) преобразований в политике и экономике Политическая стабилизация Вторая волна экономических реформ, направленных на либерализацию экономики = Возврат к стабильности и росту Тесты на зрелость для новой власти: Способность снизить градус социального и экономического популизма Умение сохранить «историческую память» Способность придерживаться всех необходимых процедур при принятии важных для общества решений Решительность в достижении «критической массы» реформ

1. Внешние и внутренние политические вызовы Достигнуто Подписание политической части Соглашения об Ассоциации и запланированное в июне подписание экономической части должно стать стимулом к проведению демократических реформ Проведенные выборы Президента являются первым шагом к возобновлению доверия к институтам центральной власти Проблемы Доверие к центральным органам власти (Парламент) остается низким Риск стихийной регионализации, ведущей к потере территориальной целостности страны После аннексии РФ Крыма остается угроза потери новых территорий / сохранения очагов нестабильности на Востоке Украины Нарушение торгово-экономических связей со странами СНГ и риски новых барьеров в торговле между Украиной и Таможенным Союзом Низкая боеспособность армии, ее устарелое материально-техническое оснащение и неспособность к ведению войны нового типа. Низкий профессионализм органов государственной безопасности и милиции

Снижение политических рисков Внешняя политика Обеспечить деэскалацию украино-российских отношений за счет проведения очередного раунда четырехсторонних переговоров в формате Украина, ЕС, США и РФ Начать переговоры с Российской Федерацией о сохранении доступа на рынки и обеспечении взаимных гарантий прав собственности путем восстановления межпарламентского диалога и работы экспертных групп Провести глубокую реформу национального сектора безопасности и обороны Внутренняя политика Осуществить демилитаризацию политической жизни в стране Ускорить реформирование Конституции, сбалансировав и четко размежевав полномочия центральной власти и местного самоуправления Обеспечить проведение досрочных парламентских выборов Рассмотреть использование консультативного плебисцита как инструмента разрешения общественных противоречий 1. Внешние и внутренние политические вызовы Рекомендации

2. Восстановление макроэкономической стабильности Достигнуто Начата фискальная консолидациюя в г. – повышение тарифов на газ и тепло для населения, повышение пенсионного возраста и сокращение расходов на госаппарат Разработан совместно с НБУ антикризисный пакет мер по стабилизации макроэкономической ситуации и его одобрение в парламенте В марте 2014 г. подписана политическая часть Соглашения об Ассоциации с ЕС Правительством Яценюка успешно проведены переговоры с МФО о предоставлении пакета помощи и получен первый транш МВФ Проблемы Продолжающаяся стагнация экономики (по итогам І-го квартала падение ВВП на -1,1%, промышленного производства на – 5%, строительства на – 6,4%) Растут фискальные риски - увеличение госдолга до 52,7% ВВП и его обслуживания до 35,5% госбюджета Глубокая неконтролируемая девальвация (более 40%) и высокая инфляция (прогноз МВФ и ВБ на 2014 г. 15,0% и 16,2% соответственно) Бегство депозитов и растущие риски для банковской системы Перенесение фискальной нагрузки антикризисного пакета мер в основном на население, а не на крупный бизнес Отсутствие прогресса в борьбе с уклонением от налогообложения и увеличение налоговой нагрузки на легально работающий бизнес

Фискальная политика – Внедрить среднесрочный план фискальной консолидации для стабилизации госдолга в пределах 55-60% ВВП и поддержки темпов экономического роста не менее 4% – Ликвидировать налоговые ямы, отказаться от авансовых платежей по налогу на прибыль, ликвидировать задолженность по возмещению НДС – Ускорить полноценное применение норм трансфертного ценообразования к крупным ФПГ – Оптимизировать неработающие секторальные налоговые льготы Монетарная и валютная политика – Принять и начать реализовывать среднесрочный план по внедрению прямого инфляционного таргетирования с разделением ответственности между НБУ и правительством и переходом к жесткой цели по инфляции менее 5% с 2016 г. – Обеспечить предсказуемость валютной политики - перейти к управляемому плаванию обменного курса гривны по мере стабилизации ситуации – Усилить политическую и финансовую независимость НБУ, повысить прозрачности его работы Банковский сектор – Провести стресс-тесты и принять решения о докапитализации собственниками либо государством системных банков; подготовить планы урегулирования / восстановления наиболее крупных банков, обеспечить жесткий контроль за рефинансированием – Закрепить законно нормы по усилению защиты прав кредиторов и упрощению списания плохих активов; увеличить капитализацию в банковском секторе за счет повышения норматива адекватности регулятивного капитала 2. Восстановление макроэкономической стабильности Рекомендации

3. Борьба с коррупцией: дерегуляция (1) Достигнуто С 2010 года принято более 50 законнов по дерегуляции и предоставлению административных услуг Разрешительная система. Введен декларативный принцип и принцип молчаливого согласия. На 30% сокращен список видов хозяйственной деятельности подлежащих лицензированию Государственный надзор. Разведены функции определения политики и контроля, введен риск-ориентированный подход к проведению плановых проверок; мораторий на проверки субъектов на упрощенной системе налогообложения; введен судебный порядок приостановления работы предприятия Открытие/ закрытие бизнеса. С 2012 года компанию можно зарегистрировать через Интернет используя модельный устав. Установлен максимальный срок закрытия бизнеса – 6 мес, отменен аудит ликвидационного баланса Проблемы Законодательная работа не завершена (техническое регулирование, дублирование функций контролирующих органов) Принятые законы в разрешительной сфере и сфере госнадзора не реализованы. Частичный возврат контрольных функций к ЦОВ в сферах экологии, АПК. Рост внеплановых проверок ( во 2 м кв года в 4 раза ) Осталось дублирование функций в деятельности контролирующих органов, единые правила принятия решения о приостановке работы предприятия не внедрены.

3. Борьба с коррупцией: дерегуляция (2) Достигнуто Налоговая система. Принят Налоговый кодекс: количество налогов и сборов сокращено с 44 до 22. Время на обслуживание платежей / сборов в год сократилось с 657 до 390 часов Государственные закупки. В 2010 году принят Закон о госзакупках. Перечень исключений составлял лишь 5 позиций. Предоставление админ услуг. Принят базовый закон об административных услугах, введено предоставление услуг через ЦНАПы по принципу «единого окна». Создано 636 из 680 необходимых ЦНАПов Регулирование автоперевозок. Отмена обязательного техосмотра легкового автомобиля сэкономила автомобилистам 0,7 млрд. грн. официальных и 3 млрд. грн. «неофициальных» платежей/ год; отменены обязательные доверенности на управление авто Проблемы Дальнейшее сокращение налогов приостановлено. Система администрирования не улучшается Хотя новым правительством устранены вне тендерные закупки (получившие распространение в последние 2 года) остается риск возвращения к процедурам закупок у одного участника Не утвержден «гарантированный» перечень админ услуг для предоставления в ЦНАПах. Не установлен размер платы за админ услуги. Не завершено формирование сети ЦНАПов по всей территории Украины Хотя Украина и поднялась с 138 на 112 место рейтинге «Ведение бизнеса», она не попала в топ 100, а в Индексе глобальной конкурентоспособности – потеряла 11 позиций и сместилась на 84 место из 148 стран

Имплементировать принятое законнодательство в сфере дерегуляции, используя механизмы общественного контроля, в том числе в сотрудничестве с МФО Обеспечить общественный контроль за реализацией нового закона о госзакупках Сократить на 30% количество документов разрешительного характера (в 1-у очередь в сферах АПК и транспорта) и расширить практику использования декларативного принципа Ввести комплексные плановые проверки бизнеса всеми контролирующими органами, сократить основания для внеплановых проверок, отменить дублирование функций контролирующих органов Продолжить реформирование системы технического регулирования в соответствии с требованиями ЕС; провести адаптацию системы государственного контроля за безопасностью и качеством пищевой продукции к практике ЕС Добиться улучшения позиции Украины в международном рейтинге «Ведение бизнеса» не ниже 100-го места путем упрощения процедур присоединения объектов строительства к коммуникациям и электроснабжению, усиления защиты прав инвесторов 3. Борьба с коррупцией: дерегуляция Рекомендации

4. Модернизация энергетического сектора Достигнуто Вступление в Энергетическое Сообщество и получение статуса кандидата в Инициативе прозрачности добывающих отраслей Принятые в 2011 г. поправки к Закону о СРП позволили в 2012 г. подписать СРП с – Chevron, Royal Dutch Shell и ExxonMobil Принят Закон о реформировании рынка электроэнергии, направленный на модернизацию электроэнергетики и стимулирование конкуренции в отрасли Практически завершена приватизация теплоэлектростанций и энергоснабжающих компаний В апреле 2014 г. принят план повышения тарифов на газ и теплоснабжения для населения Проблемы Даже с учетом коррекции на структуру экономики, энергоемкость экономики почти в 2 раза превышает средний показатель по ЕС Плохой бизнес климат не позволяет привлекать инвестиции в сектор Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса противоречит концепции конкуренции, заложенной в Законе Принятый Кабмином в 2012 г. план по модернизации теплоснабжения внедрен не был Реформы в угольном секторе остались на бумаге, госубсидии выросли вдвое Тарифы для льготных потребителей остаются гораздо ниже себестоимости

Нефтегазовый сектор – Обеспечить реструктуризацию Нефтегаза для появления независимых, финансово состоятельных и прозрачных компаний по добыче, транспортировке и реализации газа и нефти – Придерживаться принятого графика повышения тарифов на газ и теплоснабжение для населения до 2018 г. – Улучшить бизнес климат и привлекательность для инвестиций в нефтегазовом секторе путем выполнения обязательств перед Энергетическим Сообществом Электроэнергетика – Обеспечить возникновение реальной конкуренции в сегментах генерации и поставок электроэнергии – Оценить требуемые шаги и объем финансирования по выполнению Директивы по выбросам больших сжигающих установок. Теплоснабжение – Ускорить внедрение мер по повышению энергоэффективности теплоснабжения, в первую очередь оснащение жилых зданий индивидуальными тепловыми пунктами и домовыми счетчиками тепла – Законодательно урегулировать возможность передачи инфраструктуры в теплоснабжении инвесторам в концессию или лизинг и внедрения энергосервисных контрактов в Украине Угольная отрасль – Ликвидировать ГП «Уголь Украины» к 2015 г. и перейти к торговле углем на бирже по прямым контрактам – Ускорить закрытие бесперспективных нерентабельных шахт. Разработать программы для привлечения средств МФО для минимизации социальных и экологических последствий закрытия шахт – Способствовать внедрению новых технологий в угольной отрасли 4. Модернизация энергетического сектора Рекомендации

5. Реформа здравоохранения для устойчивого роста экономики Достигнуто Приняты 4 базовые законы: об изменениях в БК, о «пилотах», изменения в «Основы», закон об экстренной МП Повышение эффективности госрасходов: Частично внедрена 3 х уровневая модель финансирования (государство, область, район) Повысилась приоритетность ПМП, ее юридическое отделение от ВМП, введена система стимулов для медиков ПМП Использование ПЦМ и контрактов для финансирования здравоохранения Повышение доступности лекарств: Апробированы референтное ценообразование и реимбурсация на примере лекарств от гипертонии Проблемы Не принят закон об учреждениях здравоохранения Повышение эффективности госрасходов: Попытка возврата к 4 х уровневой модели финансирования (государство, область, район, община), осталось финансирование по принципу содержания койко-места Доплаты медикам так и остались лишь на «первичке» в пилотных регионах Принцип бесплатности медуслуг остается декларативным Повышение доступности лекарств: Чрезмерное регулирования в сфере регистрации (перерегистрации) и лицензирования лекарств Ограничена практика применения референтных цен и реимбурсации Практически отсутствует инвестирование в производство новых лекарств

Повысить эффективность государственных расходов – Принять закон об учреждениях здравоохранения, предусматривающий внедрение систем финансирования медучреждений за оказанные населению медуслуги, равные условия доступа к бюджетному финансированию для государственных и частных медучреждений, экономическую автономность государственных медучреждений – Внедрить программно-целевой метод для финансирования здравоохранения по видам медицинской помощи – Перейти в среднесрочной перспективе на финансирование медучреждений по договорам о медобслуживании, заключаемыми между медучреждениями и распорядителями бюджетных средств, обязывающими выполнять зафиксированные показатели качества медобслуживания – Разработать и внедрить систему надбавок медикам всех уровней и во всех регионах страны – Отказаться от декларирования бесплатности, сформировать гарантированный перечень бесплатных медуслуг для населения, который финансируется за счет бюджетных средств Повысить доступность лекарств для населения – Упростить и привести к стандартам ЕС требования к регистрации и перерегистрации лекарств – Внедрить референтное ценообразование для бюджетных закупок лекарств и для социально-значимых групп лекарств используемых при амбулаторном лечении – Осуществить переход от бесплатного обеспечения врачом пациентов-льготников отдельными лекарствами к предоставлению этих лекарств через аптечную сеть с возможностью пациенту выбрать более дорогой препарат с доплатой 5. Реформа здравоохранения для устойчивого роста экономики Рекомендации

Окно возможностей для модернизации политики и экономики открыто. Его необходимо использовать !