ШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ВИТАМИНОПРОФИЛАКТИКА Профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности обучающихся в школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КИСЕЛЬ – лечебно- профилактический продукт от компании АРТЛАЙФ.
Advertisements

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ Казнина Л.В. Учитель биологии МОУ «Основная общеобразовательная школа 7»
«Чем младше ребенок, тем более здоровый образ жизни он ведет.» д-р Комаровский.
П АСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ « Путь движения витаминов в организме человека.» Руководитель: Панфилов В. П.- учитель биологии. Учебные дисцыплины, близкие.
создание условий, направленных на обеспечение воспитанников рациональным и сбалансированным питанием гарантирование качества и безопасности питания, пищевых.
Здоровое рациональное питание Гирин Сергей Ученик 11а класса МОУ СОШ 7 г. Апатиты.
Рациональное, здоровое питание детей и подростков в школах является необходимым условием сохранения их здоровья. Правильно организованное питание: - обеспечивает.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Здоровое питание школьника-залог его успеха Проект учащихся 8В класса МОУ СОШ 5.
Государственное бюджетное образование учреждение Среднего профессионального образования города Москвы. «Медицинский колледж 5 филиал 1» Департамент здравоохранения.
Сестра медицинская старшая ДУУ 407 Хрустицкая Е.В.
Школьник должен есть четыре раза в день, причём горячее блюдо.
Введение. Питание является жизненной необходимостью человека. Пища даёт энергию, силу, развитие и здоровье. Можно с уверенностью сказать, что здоровье.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 292 Заведующий: Кед Марина Евгеньевна Образование: высшее педагогическое Категория: высшая.
Здоровое питание – здоровый школьник Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого.
Правила и принципы здорового питания 1. Влияние современного образа жизни на питание человека. 2. Режим питания. 3. Пищевая пирамида. 4. Питание школьников.
Витамин А содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает.
АВТОР: ПОПОВА КАРИНА КОНСТАНТИНОВНА, УЧЕНИЦА 3 А КЛАССА МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 279». МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ГАДЖИЕВО, УЛ. ДУШЕНОВА, Д.90-А,
«Наши пищевые ресурсы». Работу выполнила: Капустенко Людмила Евгеньевна. Учитель обслуживающего труда, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 10», г.Петропавловск.
Транксрипт:

ШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ВИТАМИНОПРОФИЛАКТИКА Профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности обучающихся в школе

ВИТАМИНЫ! ЗАМЕНИТЬ НИЧЕМ НЕЛЬЗЯ БОЛЬШЕНСТВО ВИТАМИНОВ НЕ СИНТЕЗИРУЮТСЯ В ОРГАНИЗМЕ ВИТАМИНЫ ДОЛЖНЫ ПОСТУПАТЬ ИЗВНЕ ПРИ НЕДОСТАТКЕ ВИТАМИНОВ НАРУШАЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ В ЦЕЛОМ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ВИТАМИНИЗАЦИИ В ШКОЛЕ Основные принципы организации системы профилактических и оздоровительных мероприятий в общеобразовательных организациях 1. комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, экологических и климатических условий; 2. непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий; 3. максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся; 4. интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс; 5. преимущественное использование медикаментозных средств оздоровления, применение по возможности простых, действенных и доступных технологий; 6. использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача.

Нормативно-правовые документы регламентирующие проведение дополнительной витаминизации рациона питания обучающихся и профилактическую витаминизацию в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования: 1. Сан ПиН (Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования) IX. Требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности 9.2. Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускается проведение дополнительного обогащения рационов питания микронутриентами, включающие в себя витамины и минеральные соли Для дополнительного обогащения рациона микронутриентами могут быть использованы в меню специализированные продукты питания, обогащенные микронутриентами, а также инстантные витаминизированные напитки промышленного выпуска.

«Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях» ( ГУ НЦЗД РАМН НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Инструкция по применению – М., 2004) пп. 7.2, 7.3, 7.4. «Учитывая недостаточность витаминов в питании большинства обучающихся и воспитанников, целесообразна искусственная витаминизация рациона с учетом возрастной потребности детей в витаминах с использованием специальных витаминизированных продуктов или препаратов витаминов в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными органами здравоохранения и Госсанэпиднадзора».

«Витамины проявляют себя не своим присутствием, а своим отсутствием» Современные научные исследования обеспеченности витаминами детского населения России свидетельствуют о широком распространении полигиповитаминозных состояний у детей. Это обусловлено недостаточным потреблением одновременно нескольких витаминов, прежде всего витамина С (аскорбиновой кислоты) и витаминов группы В, в том числе фолиевой кислоты, а из минеральных веществ: йод, железо и кальций. Обследование школьников 4-5 классов, показали нарушения витаминного статуса детей и подростков, сопровождающийся пониженным содержанием аскорбиновой кислоты в крови у 70–90% обследованных, витамина А (ретинола) у 34–64%, В1 (тиамина) у 40– 51%, В2 (рибофлавина) у 21% и В6 (пиридоксина) у 35%. (Научный центр здоровья детей РАМН и ГУ НИИ питания РАМН) Независимо от времени года и места проживания, наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т.е. полигиповитаминоз.

По данным Ангарского НИИ медицины труда и экологии человека в структуре дефицитных состояний у детей Иркутской области преобладают: Йодный дефицит – 90%; Дефицит витамина С – 90%; Дефицит магния – 68%; Дефицит селена – 48%; Дефицит цинка – 42%; Дефицит кальция – 40%; Дефицит витаминов группы В – 40-60%; Дефицит полиненасыщенных жирных кислот- 50%; Дефицит клетчатки – 38%; Дефицит железа – 13%. Одним из ведущих факторов, обуславливающих современную структуру заболеваемости населения Иркутской области, является недостаточность в витаминов, минералов и микронутриентов. ПОМНИТЕ - витаминно-минеральная недостаточность лежит в основе более 80 заболеваний организма, в том числе таких грозных, как диабет, анемия, сердечно-сосудистая патология, зоб, опухоли щитовидной железы.

Обобщение имеющихся данных позволяет характеризовать ситуацию с обеспечением детского населения микронутриентами следующим образом: 1. Выявляемый дефицит затрагивает не один какой-то витамин, а имеет характер сочетанной недостаточности витаминов С, группы В и каротина, т.е. является полигиповитаминозом. 2. Дефицит витаминов обнаруживается не только весной, но и в летне- осенний, наиболее, казалось бы, благоприятный период года и, таким образом, является постоянно действующим неблагоприятным фактором. 3. У значительной части детей поливитаминный дефицит сочетается с недостатком железа, что является причиной широкого распространения скрытых и явных форм витаминно-железодефицитной анемии. 4. В целом ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток и др.) поливитаминный дефицит сочетается с недостаточным поступлением кальция, йода, селена, фтора и ряда других макро- и микроэлементов. 5. Дефицит микронутриентов выявляется не у какой-то ограниченной категории детей, а является уделом практически всех групп детского населения во всех регионах страны. Таким образом, недостаточное потребление микронутриентов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, рост, развитие и жизнеспособность подрастающего поколения.

Обеспеченность витаминами зависит от сбалансированности рациона питания. Необходимо стремиться к максимальному разнообразию и включать в рацион питания все группы продуктов. Так, свежие овощи и фрукты являются важными источниками витаминов С, Р, фолиевой кислоты, β-каротина; мясо и мясные продукты – B12, B1, B2, B6; молоко и молочные продукты – А и B2; злаковые – B1, B2, B6, РР, Е; растительные жиры – витамина Е; животные жиры – А и D. Однако практически невозможно обеспечить ребенка суточной нормой витаминов и минералов только за счет натуральных продуктов питания.

Можно ли получить все необходимые витамины с хорошо сбалансированным рационом питания? Сколько нужно съесть продуктов питания ребенку, чтобы получить суточную норму витаминов: (Данные из книги В.Б. Спиричева (ведущий специалист в области витаминологии в нашей стране доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории НИИ питания РАМН, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАМН). "Что могут и чего не могут витамины", Москва, 2003 г.) Для получения суточной нормы Витамина С - нужно съесть в день Яблок 1-2,5 кг или сладкого красного перца 2-4 шт. или 1-2 стакана свежевыжатого лимонного или грейпфрутового сока Витамина В1 - Мяса 1,5 кг или хлеба из муки грубого помола 1 кг Витамина В2 - Молока 1-2 л или творога (сыра) 0,5 кг Витамина В6 - Мяса 0,5 кг Витамина В12 - Молока 1,5-2 л Ниацина (РР) - Мяса г ли рыбы 1 кг Пантотеновой кислоты - Яиц 3 шт. или гороха 300 г Фолиевой кислоты - Свежего салата 500 г или печени 300 г Витамина D - Рыбы г или рыбьего жира 1 чайную ложку Витамина Е - Растительного масла г или орехов 75 г Витамина А - Масла сливочного 150 г или икры рыб 100 г Каротина - Моркови с маслом 100 г или зелени г Кальция - Сыра твердого 200 г или творога 1 кг Железа - Мяса (говядины) 350 г Йода г йодированной соли или рыбы 1,5-2 кг Конечно, ни один человек, а тем более ребенок, не сможет съесть столько продуктов за день.

НЕВОЗМОЖНО! ЗА СЧЕТ ПРИВЫЧНОГО РАЦИОНА ПИТАНИЯ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ВИТАМИНАХ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВАХ

Основные причины снижения содержания витаминов в продуктах: При термической обработке пищи теряется 25 % 100 % витаминов. В среднем 9 месяцев в году нами употребляются в пищу овощи после длительного хранения или выращенные в теплицах. Такие продукты имеют более низкий уровень содержания витаминов по сравнению с овощами из открытого грунта После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30 % витамина С, при комнатной температуре 50 %. Витамины разрушаются на свету, очень активно - витамин B2. Витамин А подвержен воздействию ультрафиолетовых лучей. Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов, чем неочищенные. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в посуде из метала, пастеризация снижают содержание витаминов в продуктах. Применяемые в настоящее время в сельском хозяйстве методы обработки земли, культивирования овощей и фруктов привели к тому, что количество витаминов А, B1, B2 и С сократилось во многих овощных культурах на 30 %. Кроме этого, к снижению поступления витаминов в организм может приводить употребление высоко рафинированных продуктов (просеянная белая мука, белый рис, сахар и др.), из которых все витамины удалены в процессе обработки. Другую проблему недостаточной обеспеченности рациона питания витаминами, особенно в городах, создает употребление в пищу консервированных продуктов. Другими словами, даже строго сбалансированный рацион питания не может полностью обеспечить потребность организма в витаминах.

Одним из путей ликвидации дефицита витаминов и минеральных веществ может быть регулярный дополнительный прием витаминно-минеральных препаратов. Однако практика показывает, что прием витаминных таблеток мало приемлем для большей части детей и взрослых, считающих себя здоровыми. Массовые опросы свидетельствуют, что таким способом восполняют недостаток микронутриентов не более 5-10% населения нашей страны.

Надежным способом, гарантирующим полноценное обеспечение организма человека витаминами и минеральными веществами, способом, по которому идут все страны мира, является регулярное включение в рацион питания ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ОБОГАЩЕННЫХ ВИТАМИНАМИ.

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА ВИТАМИННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Проведение в школе коллективных оздоровительных мероприятий по профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности. При проведении используются специализированные продукты питания, обогащенные витаминами минеральными веществами, а также инстантные (быстрорастворимые) витаминизированные напитки промышленного выпуска. 2. Оценка дефицита витаминно-минеральной недостаточности с помощью Программно-аппаратного комплекса "Способ вероятносной оценки дефицитов нутриентов" (ОСВОД-Н). Программа позволяет с высокой степенью достоверности выявлять имеющиеся в организме человека недостаток витаминов, микро- и макроэлементов, без проведения дорогостоящих лабораторных исследований.

ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, ОБОГАЩЕННЫЕ ВИТАМИНАМИ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВИТАМИНОПРОФИЛАКТИКИ В ШКОЛЕ. МОЛОКО Молоко питьевое ультрапастеризованное для питания детей дошкольного и школьного возраста, обогащенное комплексом из 8 витаминов и йодом с массовой долей жира 3,2%. Витаминно-минеральный состав: С,В1,В6,В9,В12,РР,А,Е,йод.

«Школьное молоко» не найти в розничной или оптовой продаже – продукт предназначен только для реализации в детских и образовательных учреждениях. Сохранение вкуса и пользы, гигиеничность и безопасность напитка обеспечивает многослойная стерильная упаковка объемом 200 мл с индивидуальной трубочкой. «Школьное» молоко отличается от обычного «коммерческого» и дизайном упаковки. На каждой коробочке имеется интересная и познавательная информация для детей. Порция «Школьного молока» может компенсировать пропущенный завтрак и обеспечить ребенка необходимой энергией и бодростью для продолжительной умственной нагрузки и физических упражнений.

НАПИТКИ Напитки витаминизированные инстантные (быстрорастворимые) Растворяются в воде непосредственно перед употреблением, что позволяет витаминам сохранять свою активность Быстрорастворимый напиток с 12 витаминами и железом- надежный источник всех необходимых организму витаминов. Содержит: витамины А, С, D, Е, В1, В2, В6, В12, РР, фолиевую кислоту, пантотеновую кислоту, биотин, сахар, лактат железа, кальций, магний, лимонную кислоту, бета-каротин. Дополнительно содержит природный пектин, который улучшает работу желудочно-кишечного тракта и способствует выведению вредных веществ из организма. Вкусы: персик, яблоко, вишня, черная смородина, клюква, малина и черная смородина.

Сухой витаминизированный напиток-высокоэффективный, пищевой продукт в составе из 12 витаминов Разработанный для повышения сопротивляемости организма при психо- эмоциональных, физических нагрузках и неблагоприятных факторах окружающей среды за счет полного набора необходимых организму витаминов и минеральных веществ. Повысить общий уровень здоровья, поможет преодолеть стрессы, усталость, умственное и физическое перенапряжение, связанные с учебной нагрузкой, укрепит иммунную защиту, снизит риск простудных заболеваний (грипп, ОРЗ, ОРВИ). Состав: Натуральный экстракт плодов: шиповника, калины, черноплодной рябины; сахар; кислота лимонная; ароматизатор. Витамины: С, А, D3, Е, В1, В2, В5, В6, В12, РР, фолиевая кислота, биотин. Йод, железо.

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ БАТОНЧИК, ГЕМАТОГЕН, ИРИС обогащенные витаминами и минеральными веществами БАТОНЧИК - серия батончиков, каждый из которых содержит комплекс витаминов и минералов, удовлетворяющих потребность до 30% рекомендуемой нормы суточного потребления. Производится из высококачественного сырья, методом холодного смешивания. Состав: витамины С,В1,В2,В6,В9,РР; минеральные вещества: железо, кальций.

ГЕМАТОГЕН - дополнительный источник микроэлемента железа. В комплексе с молочным белком и набором витаминов, способствует лучшей усвояемости железа. Состав: В1,В2,В6,РР,С,Е, железо. Восполняет необходимую дневную норму потребления железа. Железо - микроэлемент, необходимый для нормального кроветворения и тканевого дыхания. ИРИС - обогащенный витаминами и минеральными веществами для школьного питания. Состав: С,В1,В2,В6,В9,РР,С, железо, кальций.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ВИТАМИНИЗАЦИИ 1. Перед началом проведения курсов витаминизации, педагоги и специалисты образовательного учреждения, осуществляющие плановую работу по оздоровительной деятельности, информируют родителей о порядке проведения мероприятия; 2. Каждый родитель получает информационный лист, в котором содержится вся информация о составе продукта и его свойствах, а также указан риск возможных аллергических реакций при употреблении пищевых продуктов обогащенных витаминами и минеральными веществами, связанных с индивидуальной непереносимостью компонентов в составе продукта (шоколад, орехи, фрукты, ягоды и т.д.). 3. Согласно полученной информации каждый родитель определяет возможность прохождения его ребенком курсов витаминизации, о чем свидетельствует запись (согласен/не согласен) и подпись. 4. Раздача витаминизированных продуктов проводится в организованном порядке по группам (классам) в специально отведенном месте. Кондитерские изделия промышленного выпуска раздаются в индивидуальной порционной упаковке. Инстантные витаминные напитки готовятся в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей.

Программно-аппаратный комплекс «СВОД-Н» «Способ вероятностной оценки дефицитов нутриентов» Нейросетевая интеллектуальная система для выявления дефицитов витаминов, микро- и макроэлементов в Нейросетевая интеллектуальная система для выявления дефицитов витаминов, микро- и макроэлементов в организме человека ОТРАСЛЬ: здравоохранение, первичная медицинская профилактика основных неинфекционных заболеваний, образование, охрана и укрепление здоровья школьников, здоровьесберегающая деятельность.

ПАК «СВОД-Н» ПАК «СВОД-Н» Позволяет с достаточной степенью достоверности выявлять имеющиеся в организме человека недостатки витаминов, микро- и макроэлементов, без проведения дорогостоящих клинических лабораторных исследований. ПРИМЕНЕНИЕ: центры медицинской профилактики, центры здоровья, в терапевтическом секторе первичного звена здравоохранения, врачи общей практики, педиатрия.

Организация работы по проведению экспресс-диагностики Центр здоровьесберегающих технологий «Сибфарм»

Контактная информация: ООО Центр здоровьесберегающих технологий «Сибфарм» , г. Иркутск, ул. Мухиной, 2 в , г. Иркутск, ул. Мухиной, 2 в тел. : (3952) тел. : (3952) школьникздоров.рф