Профилактика дисграфии и дислексии в детском саду для родителей подготовительной к школе группе 4, ГБОУ СОШ 519, структурное подразделение (ул. Гурьянова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Advertisements

Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Боровкова Людмила Евгеньевна Учитель-логопед Боровкова Людмила Евгеньевна МБОУ СОШ 29.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
Письмо – вид речевой деятельности, который предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Психофизическая основа.
Дислексия и нарушения устной речи Выполнила студентка 442 гр. …
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ учитель-логопед МОУ СОШ 19 г. Белгорода Нестеренко Анна Юрьевна.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
Транксрипт:

Профилактика дисграфии и дислексии в детском саду для родителей подготовительной к школе группе 4, ГБОУ СОШ 519, структурное подразделение (ул. Гурьянова 45) Учитель-логопед Окорокова А.В.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения письма и чтения. Многие дети уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Многие заркубежные исследователи отмечают, что нарушения чтения и письма /дислексия и дисграфия / обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушениями письма и чтения трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Профессор Б.Г. Ананьев указывал на связь ошибок в чтении и письме, трудностей в овладении математикой, физкультурой у части младших школьников с недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдается отставание в развитии метаязыковых способностей, то есть трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Учитывая важность данной проблемы, профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития и других категорий аномальных детей.

1.Оптическая: ребенок не узнает букву и смешивает с похожей по графическому рисунку. Эти нарушения характерны для детей с ОНР. 2.Акустическая: у ребенка нарушен фонематический слух, происходит смешение звуков, похожих в акустическом плане. (глухие- звонкие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие) 3.Моторная: нарушена функция речедвигательного анализатора - кинестетического. 4.Аграмматическая: нарушено согласование и управление в предложении. 5.Лексико-семантическая: пропуск, перестановка слов, нарушение записи предложения.

1. Ошибки на уровне записи слова: 2. Ошибки на уровне записи предложения: 3. Ошибки на уровне записи текста: -пропуск гласного в слове, пропуск согласного в слове, замена букв (оптическая, акустическая),пропуск слогов, необоснованный разрыв слова или необоснованное слитное написание, уподобление одного слога другим. -несоблюдение правил графической записи предложений, пропуск значимых слов в предложении, нарушение грамматической сочетаемости слов. -смысловые ошибки, речевые ошибки - негибкие связи между предложениями.

1 этап Формирование устной речи: формирование правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, формирование умений и навыков связной речи 2 этап Развитие или уточнение пространственных представлений 3 этап Уточнение временных представлений 4 этап Развитие оптико-пространственных дифференцировок 5 этап Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза 6 этап Формирование операций лексико-семантического анализа 7 этап Формирование слогового анализа и синтеза 8 этап Формирование морфемного анализа 9 этап Формирование контроля за письменной речью, формирование внимания

Составь слово по заданной букве. Изографы. Цель: Учить чтению слов, написанных разными шрифтами. Предупреждать ошибки чтения и письма на уровне слова. Предъявляются изографы. Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем составляют новое слово, например, по 3-й букве. ча Сы, сл Ониха, ла Мпа - СОМ и т.д. Угадай и назови буквы, наложенные друг на друга. Цель: Выяснить устойчивость у детей зрительных образов букв, возможность отключения в процессе их зрительного восприятия от разного рода «помех». Найди «с прятавшиеся» буквы в «совмещенных» буквах. Цель: Зрительное усвоение образов букв. Умение определять особенности начертания букв, находить в них не только сходство, но и отличие. Задание: Назвать какие буквы «спрятались» в каждой из фигур. Выложить эти буквы из счетных палочек. 13 йлист (5 букв): Б, Т, Г, Р, Ф. 12 йлист (8 букв): Ш, Ц, Щ, Н, И, П, Г, Е. «Узнай и назови недописанные буквы». Цель: Выяснить устойчивость у ребенка зрительных образов букв, возможность домысливания отсутствующих элементов. «Зачеркни неправильно написанные буквы».

СЛОГОВАЯ АРИФМЕТИКА / в два действия/. Наглядные пособия: карточки с написанными первыми и вторыми «слагаемыми». Детям раздаются карточки с «первыми слагаемыми», «вторые слагаемые» лежат на столе надписями вниз. Те, чье слово в «сумме» с названным дает новое слово, говорит: «Мое». Получает карточку и так, чтобы все видели, составляет на столе новое слово. зубр + еж + ка = ? кот + елка - ка = ? закон - кон + бор = ? липа - па + за = ? СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ (средняя часть «близнецов» является самостоятельным словом, а также концом первого слова и началом второго) 1)Бал БЕСеда,2)Вам ПИРс,3)Крах МАЛо,4)Вы БОРдо,5)Бар СУКно,6)Ба РАКушки. РАБОТА С МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ. По двум словам отгадать задуманное ключевое слово 3 вереск.Нежность (ЛАСКА). Скамья-Магазин (ЛАВКА). Металл.Кожа (ХРОМ). Рыба. Инструмент (ПИЛА). Рыба.Оружие (МЕЧ) Битва. Ругань (БРАНЬ)

Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, В хороводе все кружились. Так кружились и вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать: АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ- КО-ДИЛ, КО-КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ, НА-МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ, МУР-ГО-ЛА-ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ. РАССЫПАННЫЕ СЛОГИ. Составить слова из разрозненных слогов

ПИШУЩАЯ МАШИНКА Ход игры. У пишущей машинки «сломалась»одна клавиша. Дети хором договаривают слово, которое не может напечатать машинка, анализируют его (Стихи Я.Козловского). Сломалась буква М. -Я была, - кричит СОВА, У знакомого со...а. На ковре густого ВОРСА Он лежит, напившись...орса. А над ним карась ВЕТЛОЙ Машет, будто бы...етлой. Сломалась буква Д. Раз в трамвай залезла ШАВКА, Началась в трамвае...авка. Мех у тёти встал на ШУБЕ, Как под ветром лист на...кубе. Разместилась Шавка с ШИКОМ И была в восторге...иком. Шавке лаять не МЕШАЛИ На ошейнике ме... али.

ДЕВЯТЬ КОТОВ. Звуко-буквенный анализ. Этот кот из фланели сшит. (КО-Т-) Этот кот на луну спешит. (КО Т) Этот кот из подземных мест. (К- ОТ) Этот кот хворостинки ест. ( КО-Т- -) Этот кот в рукаве живет. (- - КОТ-) Этот кот на руках идет. (-К Т) Этот кот вызывает смех.(- - КОТ - -) Этот кот восхищает всех. (К ОТ -) Этот кот проглотил письмо. Сбоку - слова, на плече - клеймо (КО Т). (ОТВЕТЫ: кофта, космонавт, крот, костер, локоть, акробат, щекотка, красота, конверт.) ЕРАЛАШ Наглядные пособия: 1. Плакатики с текстами стихов для проверки. 2. Все предложения каждого стихотворения, написанные на картонных полосках и разрезанные на две части. 3. Наборное полотно.

Ход игры. В начала игры наборное полотно имеет такой вид: Злой кабан сидел на ветке Пароход томился в клетке Соловей точил клыки Дикобраз давал гудки Кошка физику учила Маша хвостик свой ловила Повар сшил себе штаны Портной жарить стал блины Заточите карандаш! Уничтожьте ералаш! Я приказываю вам все расставить по местам! Дети читают первое предложение, находят несоответствие, ищут правильную вторую часть для первого предложения, заменяют ею на наборном полотне неправильную, а ту ставят на освободившееся место. То же - с остальными предложениями. Затем дети читают, что получилось, проверяют. А получилось вот что: Злой кабан точил клыки. Пароход давал гудки. Соловей сидел на ветке. Дикобраз томился в клетке. Кошка хвостик свой ловила. Маша физику учила. Повар жарить стал блины. Портной сшил себе штаны.