СРЕДСТВА физического воспитания 1. Понятие о средствах. Физические упражнения основное и специфическое средство ФВ. 2 Классификация физических упражнений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физические упражнения – средство физического воспитания дошкольников.
Advertisements

Физические упражнения –средство физического воспитания детей.
Kefir, 9A Физические качества спортсмена Татьяна Голованова, 9 А.
Презентация урока по методике физического воспитания Преподаватель методики физического воспитания Хусяинова Наталия Шавкятьевна.
Характеристика физических упражнений Содержание Определение Определение Характеристика ФУ Характеристика ФУ Структура ФУ Структура ФУ ФУ – основное средство.
Выполнила: Студентка 27 ф группы Кишмерешкина Л.ЛВыполнила: Студентка 27 ф группы Кишмерешкина Л.Л.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 14 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ДМИТРИЯ ШЕКТАЕВА ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Работу.
Тестирование по физической культуре.. 1.Под физической культурой понимается: A) часть культуры и общества; A) часть культуры и общества; Б) процесс развития.
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
Выполнила студентка группы НК-21 Белокур Полина Проверил преподаватель физической культуры Постникова Е.Н.
Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Актуальность темы заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов к использованию физических упражнений в развитии физических качеств.
Использование метода круговой тренировки для развития физических качеств на учебных занятиях по физическому воспитанию Козлова Э.М. Преподаватель физкультуры.
Консультация на тему: «Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через подвижную игру, упражнения, соревнования» Подготовила.
Единство обучения воспитания и развития ребенка в процессе образовательной деятельности физическими упражнениями.
Теория и методика физического воспитания и спорта Доцент Степанова Т.А.
Проектирование урока физической культуры. образовательно-инструктивные задачи 1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования.
СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК ОФП. Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических.
Физическое качество - Ловкость Выполнила: студентка группы ППО-11 Вахитова Гульназ Флюровна.
Современные системы физических упражнений прикладной направленности Современные системы физических упражнений прикладной направленности.
Транксрипт:

СРЕДСТВА физического воспитания 1. Понятие о средствах. Физические упражнения основное и специфическое средство ФВ. 2 Классификация физических упражнений 3 Содержание, форма и техника физических упражнений 4. Характеристики техники физических упражнений 5. Естественные силы природы и гигиенические факторы

1. Понятие о средствах. Физические упражнения основное и специфическое средство ФВ

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - это основное и специфическое сред­ство физического совершенствования, особый вид двигательной деятель­ности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи фи­ зического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения за­нятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения за­нятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовер­шенствовать движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.): При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовер­шенствовать движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.):

Выполнение физических упражнений, как говорилось выше, активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий «следовые» двигательные эффекты по от­ крытому Ж. Б. Ламарком закону упражнений «работа строит орган в меру его употребления» накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально- психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей. Выполнение физических упражнений, как говорилось выше, активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий «следовые» двигательные эффекты по от­ крытому Ж. Б. Ламарком закону упражнений «работа строит орган в меру его употребления» накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально- психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей.

В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам организм посредством упражнений строит свои движения. Эту вторую сторону закона упражнения «организация определяет и строит функцию по мере ее выполнения» впервые сформулировал Д. Дидро. Научно ее обосновал Н.А. Бернштейн (1947), который показал, что с каждым новым уровнем нейрофизиологической организации, возникшей в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализа­ции не существовавших ранее форм двигательных действий. В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам организм посредством упражнений строит свои движения. Эту вторую сторону закона упражнения «организация определяет и строит функцию по мере ее выполнения» впервые сформулировал Д. Дидро. Научно ее обосновал Н.А. Бернштейн (1947), который показал, что с каждым новым уровнем нейрофизиологической организации, возникшей в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализа­ции не существовавших ранее форм двигательных действий.

При этом организм строит свои движения не только по закону Ж.Б. Ла- марка, не в порядке простого повторения и накопления эффекта упражне­ния, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее рациональ­ных способов решения возникших двигательных задач (Г.Г. Наталов, 1976). При этом организм строит свои движения не только по закону Ж.Б. Ла- марка, не в порядке простого повторения и накопления эффекта упражне­ния, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее рациональ­ных способов решения возникших двигательных задач (Г.Г. Наталов, 1976).

Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений: в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оз­доровительный, воспитательный, функционально- развивающий, рекреа­ционный, реабилитационный эффекты; в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оз­доровительный, воспитательный, функционально- развивающий, рекреа­ционный, реабилитационный эффекты; в зависимости от характера применяемых упражнений эффект мо­жет быть специфическим и неспецифическим (общим); в зависимости от характера применяемых упражнений эффект мо­жет быть специфическим и неспецифическим (общим);

в зависимости от преимущественной направленности на развитие и совершенствование какой-либо способности (функции) существует: силовой, скоростной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов; в зависимости от преимущественной направленности на развитие и совершенствование какой-либо способности (функции) существует: силовой, скоростной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов; в зависимости от достигнутых результатов эффект может носить положительный, отрицательный или нейтральный характер; в зависимости от достигнутых результатов эффект может носить положительный, отрицательный или нейтральный характер; в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), кото­рый проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий. в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), кото­рый проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических уп­ ражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие. Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических уп­ ражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс, совершающийся между че­ ловеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосаб­ливает ее к своим потребностям. Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс, совершающийся между че­ ловеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосаб­ливает ее к своим потребностям.

Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздействие физического труда на человека в процессе производства представ­ляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям раз­вития производства. Говоря о физическом труде, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мышечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, психические, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производственных движений. Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздействие физического труда на человека в процессе производства представ­ляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям раз­вития производства. Говоря о физическом труде, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мышечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, психические, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производственных движений.

Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей.

В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Но исполь­зуемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспита­ния, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности. В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Но исполь­зуемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспита­ния, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.

Факторы, определяющие воздействие физических упражнении Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздей­ствие физических упражнений, является педагогически правильное руко­водство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы. Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздей­ствие физических упражнений, является педагогически правильное руко­водство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы.

Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, со­ стояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравствен­ной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, уче­бы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и т.п.) в зависимости от индивидуальных особенностей произво­дит различный эффект. Так, физическая подготовка (общая и специаль­ная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому на­ грузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсменов более низких разрядов.

Особенности самих физических упражнений, т.е. их сложность, новиз­ на, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выпол­ненные сознательно и активно.

Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обя­зан знать основные научные положения о работоспособности человека (вра- батываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражне­ний, дает педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.

2 Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. Классификация физических упражнений это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (Г.Г. Наталов). В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (Г.Г. Наталов). Надо иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Надо иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации. Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации. 1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на обшеразвивающие, профессионально- прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и обще подготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выпол­ няются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязатель­ным признаком этих упражнений является существенное сходство с сорев­ новательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами обшей подготовки спортсмена. Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выпол­ няются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязатель­ным признаком этих упражнений является существенное сходство с сорев­ новательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами обшей подготовки спортсмена.

Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому при­знаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скорост-носиловых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно- перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому при­знаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скорост-носиловых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно- перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

Классификация упражнений по преимущественному проявлению оп­ ределенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акро­батические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метатель­ные и другие упражнения. Классификация упражнений по преимущественному проявлению оп­ ределенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акро­батические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метатель­ные и другие упражнения.

Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешан­ ные. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешан­ ные. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов.

К ациклическим упражнениям отно­сятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным уп­ражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д. К ациклическим упражнениям отно­сятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным уп­ражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.

Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.

Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кис­лорода; анаэробные, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кис­лорода; анаэробные, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера.

Классификация упражнений по интенсивности работы. Существу­ ют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физи­ ческой культуры могут происходить по-разному. Как правило, они под­ разделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные классифика­ции упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, ту­ ризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером). Помимо указанных классификаций существуют и иные классифика­ции упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, ту­ ризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).

3 Содержание, форма и техника физических упражнений

В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся. В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся. ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение. ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе. К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе. Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой. Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств. Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляют ре­ шаемая практическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, согласованность двигательных навыков и уме­ний, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы результат решения поставленной задачи («освоение», «неосвоение» и др.). Педагогическое содержание физических упражнений составляют ре­ шаемая практическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, согласованность двигательных навыков и уме­ний, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы результат решения поставленной задачи («освоение», «неосвоение» и др.).

«Представителем» содержания являются физические качества, формы техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физичес­ких упражнении сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздей­ствие на упражняющихся. «Представителем» содержания являются физические качества, формы техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физичес­ких упражнении сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздей­ствие на упражняющихся.

Понятие о технике физических упражнений

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений. Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

ОСНОВА ТЕХНИКИ это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. ОСНОВА ТЕХНИКИ это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление. Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ - это наиболее важ­ная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигатель­ной задачи. ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ - это наиболее важ­ная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигатель­ной задачи. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий. ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники). ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и за­висят от их индивидуальных особенностей. Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и за­висят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям.

Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физическою воспитания и спорта. Это обусловлено следующим: Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физическою воспитания и спорта. Это обусловлено следующим: возрастающими требованиями к уровню физической подготовлен­ности; возрастающими требованиями к уровню физической подготовлен­ности; поиском более совершенных способов выполнения движений; поиском более совершенных способов выполнения движений; повышением роли науки в физическом воспитании и спорте; повышением роли науки в физическом воспитании и спорте; совершенствованием методики обучения; совершенствованием методики обучения; появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (напри­мер, синтетических покрытий беговых дорожек, фибергласовый шест в прыжках с шестом) и другими факторами. появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (напри­мер, синтетических покрытий беговых дорожек, фибергласовый шест в прыжках с шестом) и другими факторами.

4. Характеристики техники физических упражнений

Пространственные характеристика Включают, положение тела, траекторию (путь) движения. Положение тела. Какое бы двигательное действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Сохранение неподвижного положения тела и отдельных его частей осуществляется благодаря статическому напряжению мышц. Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.

Исходные положения принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в ок­ружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений, соответствующего воздействия на определенные органы и сис­темы организма. Так, низкий старт в беге на короткие дистанции дает возможность легкоатлету быстрее развить максимальную скорость; выжидательная лоза волейболиста или вратаря в хоккее обеспечивает эффективную подготовку к выполнению действий, соответствующих предстоящей игровой ситуации; стойка боксера гарантирует удобное наблюдение за противником и быстроту передвижения в любом направлении, а также защиту наиболее уязвимых участков тела от ударов противника и возмож­ность быстро нанести ответные улары. Исходные положения принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в ок­ружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений, соответствующего воздействия на определенные органы и сис­темы организма. Так, низкий старт в беге на короткие дистанции дает возможность легкоатлету быстрее развить максимальную скорость; выжидательная лоза волейболиста или вратаря в хоккее обеспечивает эффективную подготовку к выполнению действий, соответствующих предстоящей игровой ситуации; стойка боксера гарантирует удобное наблюдение за противником и быстроту передвижения в любом направлении, а также защиту наиболее уязвимых участков тела от ударов противника и возмож­ность быстро нанести ответные улары.

Промежуточные положения. Эффективность многих физических упраж­нений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Напри­мер, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне явля­ется одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непос­редственно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горнолыжника, горизонтальное положение пловца уменьшают сопротив­ ление внешней среды и тем самым влекут за собой повышение скорости передвижения.

Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение тела в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после пере­дачи мяча в футболе. Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение тела в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после пере­дачи мяча в футболе.

В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой ре­зультатов соревнований на точность и выразительность движений при за­данной программе, к общей позе и положениям отдельных частей тела в первую очередь предъявляются требования эстетического характера (спортив­ная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.). Это связано с тем, что техника в них приобретает самостоятельную роль, ста­новясь предметом оценки спортивных достижений. В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой ре­зультатов соревнований на точность и выразительность движений при за­данной программе, к общей позе и положениям отдельных частей тела в первую очередь предъявляются требования эстетического характера (спортив­ная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.). Это связано с тем, что техника в них приобретает самостоятельную роль, ста­новясь предметом оценки спортивных достижений.

Траектория движения это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется фор­мой, направлением и амплитудой. Траектория движения это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется фор­мой, направлением и амплитудой. Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Направление движения это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различа­ют направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.). Направление движения это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различа­ют направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Амплитуда движения это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Ам­плитуда движений измеряется в угловых градусах либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или от­носительно каких-либо внешних ориентиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозна­чения (например, полное приседание, полуприседание). Амплитуда движения это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Ам­плитуда движений измеряется в угловых градусах либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или от­носительно каких-либо внешних ориентиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозна­чения (например, полное приседание, полуприседание).

Временные характеристики Включают: длительность движения и темп движения. Включают: длительность движения и темп движения. Длительность движения это время, затраченное на выполнение движения. Длительность движения это время, затраченное на выполнение движения. Темп движения это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, есте­ ственно, не наблюдается. Темп движения это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, есте­ ственно, не наблюдается.

Пространственно-временные характеристики Основная из них скорость движения. Основная из них скорость движения. Скорость движения это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени. Скорость движения это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени. Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется, неравномерным. Изменение скоро­сти в единицу времени называют ускорением. Оно может быть положитель­ным, имеющим одинаковое направление со скоростью (скорость возрастает) и отрицательным, имеющим направление противоположное направлению скорости (скорость убывает). Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется, неравномерным. Изменение скоро­сти в единицу времени называют ускорением. Оно может быть положитель­ным, имеющим одинаковое направление со скоростью (скорость возрастает) и отрицательным, имеющим направление противоположное направлению скорости (скорость убывает).

Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения». Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге от длины и частоты шагов, сопротивления воздуха и т.п. Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге от длины и частоты шагов, сопротивления воздуха и т.п.

Есть упражнения, в которых для достижения наибольшего результата важна не максимальная, а оптимальная скорость. К примеру, при мета­нии копья необязательно стремиться к максимальной скорости стартово­го разгона. Необходимо определить для каждого занимающегося такую скорость, которая обеспечивала бы наилучшее выполнение финального усилия. Есть упражнения, в которых для достижения наибольшего результата важна не максимальная, а оптимальная скорость. К примеру, при мета­нии копья необязательно стремиться к максимальной скорости стартово­го разгона. Необходимо определить для каждого занимающегося такую скорость, которая обеспечивала бы наилучшее выполнение финального усилия. В некоторых действиях от скорости движений зависит своевременное решение тех или иных двигательных задач. Например, занятие выгодной позиции в спортивной игре, предупреждение нападения противника и т.д. При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) В некоторых действиях от скорости движений зависит своевременное решение тех или иных двигательных задач. Например, занятие выгодной позиции в спортивной игре, предупреждение нападения противника и т.д. При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.)

Силовые характеристики В практике для силовой характеристики движений пользуются поня­тием «сила движения». В практике для силовой характеристики движений пользуются поня­тием «сила движения». Сила движения это мера физического воздействия движущейся час­ти тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднима­ нии, метании и т.п.) и т.д. Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь в виду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д. Сила движения это мера физического воздействия движущейся час­ти тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднима­ нии, метании и т.п.) и т.д. Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь в виду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.

Сила движения человека представляет собой результат совокупного вза­ имодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на чело­века, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов. Сила движения человека представляет собой результат совокупного вза­ имодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на чело­века, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов. Внутренними силами являются: Внутренними силами являются: активные силы опорно-двигательного аппарата силы тяги мышц; активные силы опорно-двигательного аппарата силы тяги мышц; пассивные силы опорно-двигательного аппарата эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.; пассивные силы опорно-двигательного аппарата эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.; реактивные силы отраженные силы, возникающие при взаимо­действии звеньев тела в процессе движения. реактивные силы отраженные силы, возникающие при взаимо­действии звеньев тела в процессе движения.

Внешние силы складываются из: Внешние силы складываются из: силы тяжести собственного тела; силы тяжести собственного тела; силы реакции опоры; силы реакции опоры; силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел. силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор); тормозящей при перемещении тела вверх. Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор); тормозящей при перемещении тела вверх. Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.д. Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.д.

Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положительно, а в других отрицательно сказывается на решении двига­тельных задач. Например, конькобежцы показывают более высокие ре­ зультаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. В то же время результаты в метании диска и копья с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плот­ности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одно­временно и уменьшает подъемную силу. Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положительно, а в других отрицательно сказывается на решении двига­тельных задач. Например, конькобежцы показывают более высокие ре­ зультаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. В то же время результаты в метании диска и копья с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плот­ности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одно­временно и уменьшает подъемную силу.

Силы трения при выполнении физических упражнений также прояв­ ляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит скольжение лыжника вперед. В этом случае сила трения направлена назад. При отталкивании же лыж от снега сила трения удер­ живает лыжу на снегу, не дает ей проскользнуть назад. В этом случае сила трения направлена вперед. Силы трения при выполнении физических упражнений также прояв­ ляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит скольжение лыжника вперед. В этом случае сила трения направлена назад. При отталкивании же лыж от снега сила трения удер­ живает лыжу на снегу, не дает ей проскользнуть назад. В этом случае сила трения направлена вперед.

Сила инерции или сила отдачи это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела. В одних случаях инерционные силы выгодны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела. В других они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнас­ты при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы полезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся правильно использовать возникающие инерционные силы зависит эффек­тивность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использо­вание инерционных сил в качестве «добавок» к активным силам один из важнейших показателей технического мастерства. Сила инерции или сила отдачи это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела. В одних случаях инерционные силы выгодны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела. В других они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнас­ты при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы полезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся правильно использовать возникающие инерционные силы зависит эффек­тивность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использо­вание инерционных сил в качестве «добавок» к активным силам один из важнейших показателей технического мастерства.

Ритмическая характеристика Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентирован­ных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряже­ниями, и слабых, относительно пассивных движений. Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентирован­ных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряже­ниями, и слабых, относительно пассивных движений. Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определен­ное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, эле­ментами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве. Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определен­ное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, эле­ментами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений может быть рациональным, т.е. правильным, способствующим высокому результату, и нерациональным, т.е. снижаю­ щим результаты. Так, рывок и подъем штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональном) и однотактном (нерациональном) ритмах. В первом случае движение начинается со старта энергично, затем, на уровне коленей, усилие резко снижается и в подрыве вновь увеличивается; во втором без акцентирования в фазе подъема штанги со старта и под­рыва. Ритм движений может быть рациональным, т.е. правильным, способствующим высокому результату, и нерациональным, т.е. снижаю­ щим результаты. Так, рывок и подъем штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональном) и однотактном (нерациональном) ритмах. В первом случае движение начинается со старта энергично, затем, на уровне коленей, усилие резко снижается и в подрыве вновь увеличивается; во втором без акцентирования в фазе подъема штанги со старта и под­рыва.

В циклических упражнениях (в беге, плавании, передвижении на лы­жах и т.д.) правильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает проявление необходимой скорости и достаточно дли­тельное сохранение соответствующей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, метаниях и др.) рациональный ритм содействует наилучшей концентрации усилий и максимальному использо­ванию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражне­ний ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета или вы­стукивания. В циклических упражнениях (в беге, плавании, передвижении на лы­жах и т.д.) правильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает проявление необходимой скорости и достаточно дли­тельное сохранение соответствующей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, метаниях и др.) рациональный ритм содействует наилучшей концентрации усилий и максимальному использо­ванию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражне­ний ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета или вы­стукивания.

Обобщенные (качественные) характеристики Совокупность черт, обусловливающих такое своеобразие внешних форм движений, определяет их характер: плавность, волнообразность, пружинность или, наоборот, угловатость, жесткость, напряженность; мягкость и легкость или же резкость, тяжеловесность; энергичность или вялость; экономичность или неэкономичность, эластичность или неэластичность и т.д. Совокупность черт, обусловливающих такое своеобразие внешних форм движений, определяет их характер: плавность, волнообразность, пружинность или, наоборот, угловатость, жесткость, напряженность; мягкость и легкость или же резкость, тяжеловесность; энергичность или вялость; экономичность или неэкономичность, эластичность или неэластичность и т.д.

5. Естественные силы природы и гигиенические факторы

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являют­ ся важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использова­ния в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повсед­ невной жизни. Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являют­ ся важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использова­ния в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повсед­ невной жизни.

В процессе физического воспитания естественные силы природы при­меняются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнения­ми на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: В процессе физического воспитания естественные силы природы при­меняются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнения­ми на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимаю­щихся. во-вторых, для закаливания организма занимаю­щихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагруз­ку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся поло­ жительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Необходимо отметить, что в высокогорных районах, т.е. в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм. Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагруз­ку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся поло­ жительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Необходимо отметить, что в высокогорных районах, т.е. в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм.

Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различных специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условиях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные возможности их организма. При переходе к обычным, равнинным условиям спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большую по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спортив­ных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают специфическое «тренирующее» значение. Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различных специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условиях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные возможности их организма. При переходе к обычным, равнинным условиям спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большую по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спортив­ных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают специфическое «тренирующее» значение.

Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание, т.е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колеба­ниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого раннего возраста. Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание, т.е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колеба­ниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого раннего возраста.

Что же касается гигиенических факторов, к ним относятся мероприя­тия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражне­ний, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность зани­мающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязатель­ ным, так как это повышает эффект воздействия упражнений. Что же касается гигиенических факторов, к ним относятся мероприя­тия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражне­ний, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность зани­мающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязатель­ ным, так как это повышает эффект воздействия упражнений. Большое значение в создании необходимых гигиенических условий име­ет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических заня­тий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим. Большое значение в создании необходимых гигиенических условий име­ет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических заня­тий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.