LOGO Технология целеполагания в контексте системно- деятельностного подхода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет «Реализация воспитательного потенциала урока»
Advertisements

Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование универсальных учебных действий при изучении ОРКСЭ, дисциплин духовно- нравственной направленности.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Формирование УУД на уроках математики. Это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Универсальные учебные действия в системе общего образования Развитие личности в системе образования идёт через формирование универсальных учебных действий;
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Развитие УУД на проектных уроках математики. учиться». Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие.
Транксрипт:

LOGO Технология целеполагания в контексте системно- деятельностного подхода

LOGO Глоссарий Цели образования - как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Целеполагание - возникновение, выделение, определение и осознавание целей

LOGO Глоссарий Цели образования - как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Целеполагание - возникновение, выделение, определение и осознавание целей erian_squirrel/ss

LOGO Целеполагание Традиционные способы постановки целей Определение целей через изучаемое содержание Определение целей через деятельность учителя Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика Постановка целей через деятельность учащихся

LOGO Типичные способы постановки целей Определение целей через содержание Оценка эффективности способа «Изучить явление…» «Познакомить с теорией …» «Ввести понятие…» Указание на область содержания урока; Не указывает результаты деятельности учащегося

LOGO Типичные способы постановки целей Определение целей через деятельность учителя «Ознакомить…» «Объяснить …» «Показать…» «Рассказать…» «Продемонстрировать…» Оценка эффективности способа Внимание учителя сосредоточено на своих действиях Не определены результаты деятельности учащегося

LOGO

LOGO

LOGO Типичные способы постановки целей Определение целей через виды деятельности учеников «Решение задачи» «Выполнение упражнения» «Работа в парах» Оценка эффективности способа Акцентируется внимание на форме деятельности Не обозначены ее следствия – изменения в развитии ученика

LOGO Типичные способы постановки целей Определение целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального развития «Развивать познавательную самостоятельность» «Развивать память, мышление, творчество, любознательность, усидчивость … » Оценка эффективности способа Обобщенные образовательные цели на ступень образования Не краткосрочные результаты урока Нуждаются в конкретизации

LOGO Целеполагание Назовите тему урока по его целям: Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов Содействовать формированию мировоззренческих идей Развивать у учащихся умение видеть главное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли Развивать познавательный интерес учащихся Тема: Планеты Солнечной системы

LOGO

LOGO Целеполагание Прием конкретизации целей: Использовать в их описании глаголы, указывающие на определенное действие, результат которого можно определить, измерить, оценить

LOGO Глаголы наблюдаемого действия Вы можете видеть или слышать, как ученик «выбирает» «вычисляет» «соотносит» и т.д. Вы не можете видеть, как ученик «помнит» «понимает» «освоил» и т.д.

LOGO Учебные цели на языке «наблюдаемого действия» Неопределенные, расплывчатые фразы Изучить Открывать для себя Понимать Воспринимать Ценить Развивать патриотизм Внешне выраженные «наблюдаемые» действия Назвать Выбрать Описать Соотносить Перечислить Объяснить Написать Дать определение Классифицировать

LOGO Учебные цели на языке «наблюдаемого действия» Неопределенные, расплывчатые фразы Внешне выраженные «наблюдаемые» действия Изучить Открывать для себя Понимать Воспринимать Ценить Развивать патриотизм Назвать Выбрать Описать Соотносить Перечислить Объяснить Написать Дать определение Классифицировать

LOGO Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся. Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения.

LOGO Целеполагание Содержат ли эти цели глаголы-действия? Понимать смысл закона Ома Узнать основные положения эволюционной теории Дарвина Уметь перечислять основные признаки правового государства Развивать способность понимать подтекст в монологе Гамлета Получить систематизированные сведения о дробях Назвать 7 приемов проверки безударных гласных в корне слова

LOGO Крещение Руси, 6 класс Цели урока: показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси; раскрыть социальные корни возникновения религии; способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Отредактируйте цели урока в логике SMART

LOGO Крещение Руси, 6 класс Цели урока: Ученики должны: называть не менее 3-х причин принятия христианства на Руси; объяснять, что изменилось на Руси с принятием христианства в культуре (образовании, зодчестве, живописи, быте), нравах людей, их отношении к княжеской власти; определять роль Владимира в крещении Руси; Знать термины- язычество, единобожие, двоеверие

LOGO

LOGO

LOGO

LOGO

LOGO

LOGO

LOGO

LOGO S (specific) - точная, конкретная M (measurable) – измеримая, диагностируемая A (achievable) – достижимая, понятная R (realistic) – реальная, обоснованная T (time - bounded) – ограниченная во времени SMART – метод определения целей

LOGO План Понятие и трактовки цели 1 Целеполагание в контексте системно- деятельностного подхода 2 Целеполагание и формирование УУД 3

LOGO Проблемы в целеполагании Формальный подход при постановке цели Мнение, достаточно распространенное среди учителей : требование писать цели в поурочных планах является формализмом и не несет никакого смысла : «цель урока и так отражается в названии его темы» Недиагностичность целей «Формировать гармонично развитую личность» Постановка собственной цели учителя «Раскрыть значение эволюционной теории Дарвина» Завышение цели, постановка недостижимых целей «Научить всех учащихся писать грамотно в соответствии с литературными нормами»

LOGO Трактовки понятия цели Цель: 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

LOGO Образовательная цель Цель в образовании – это предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Целеполагание - процесс выдвижения цели, определения стратегии и тактики ее достижения, осуществления рефлексии и коррекции Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах

LOGO Цели Фундаментальные цели – определяют формирующую эффективность учебно- воспитательного процесса в течение всех лет обучения Стратегические цели – направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года Промежуточные цели - обеспечивают целостное изучение учебного материала Тактические цели – реализуются при изучении каждой темы Оперативные цели – реализуются на каждом уроке

LOGO Общая схема педагогического целеполагания Преподавательская деятельность учителя с позиции технологии педагогического целеполагания как целостного процесса Фундаментальные цели Общие цели в течение всех лет обучения Стратегические цели Тактические цели Промежуточные цели Оперативные цели Оперативные развивающие Оперативные развивающие действия Общие цели предметной деятельности за год Тематическая целеполагающая деятельность Оперативные учебные Оперативные воспитывающие Оперативные обучающие задачи Оперативные развивающие задачи Оперативные воспитывающие задачи Оперативные обучающие действия Оперативные воспитывающие действия Тематическая поурочная целеполагающая деятельность Блоковая структура тематической целеполагающей деятельности

LOGO Целеполагание в контексте системно- деятельностного подхода Традиционное целеполагание Деятельностное целеполагание Абстрактные Конкретные Недостижимость конечного результата Достижимые, реальные Формальные Осознанные Основанные лишь на чувстве долга Мотивирующие Не измеряемые Диагностируемые

LOGO Диагностичность целей Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если: а) дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно дифференцировать от любых других качеств личности; б) имеется способ, "инструмент" для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе контроля его сформированности; в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля; г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

LOGO Диагностируемые цели Цель: «Научить учащихся приемам проверки безударных гласных в корне слова». Эту цель можно разбить на простые операции низкого уровня и достичь хорошего и гарантированного результата. Выполнение каждой из 7-ми операций можно проконтролировать и точно оценить, справляется ли с ней ученик или нет, а если есть затруднения, то, в чем именно, в каком звене усвоения. Ученик: 1) указывает в слове ударение; 2) выделяет корень; 3) обозначает сильную и слабую позиции гласных; 4) гласную в слабой позиции в корне проверяет, подбирая однокоренное слово (вода водный); или 5) изменяя форму слова (роса росы); или 6) определяя лексическое значение: спешу (в школу) спишу (текст) 7) делает вывод о правописании; в контексте предложения подобные слова пишет без ошибок.

LOGO Роль целеполагания Проектирование действий учащихся Адекватная педтехнология Методы Средства Результат Коррекция УУД

LOGO УУД этапы Деятельность учащихсяУУД Тема урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Определение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (учитель консультирует) Познавательные, Регулятивные коммуникативные Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

LOGO Проблематизация Диалогизация Обогащение опыта Механизмы Интерпретация Интериоризация Формирование готовности к целеполаганию Готовность к целеполаганию Методы: смыслового видения, показа действий целеполагания, упражнения. Средства: трансформация содержания, задания на доопределение цели, памятка, алгоритмические карты Условия: заинтересованность, смыслоактуализация Методы: логического рассуждения, анализа действий целеполагания Средства: трансформация содержания, задания с «открытой» целью, технологические карты Условия: заинтересованность, смыслоактуализация проблематизация, диалогизация, проектная деятельность Репродуктивный путь Продуктивный путь

LOGO Трансформация заданий Для включения учеников в деятельность целеполагания можно создать ситуации заинтересованности посредством трансформации содержания предметных заданий. Трансформирование осуществляется путем введения в задание «живых» элементов, затрагивающих интересы учеников. Традиционное целеполагание Варианты трансформации содержания заданий Подготовьте сообщение о значении галогенов и их соединений в жизни человека «Мама купила в магазине новое моющее средство, в составе которого отмечено хлорсодержащее соединение. Составьте для мамы рекомендацию по использованию этого средства, положения рекомендации аргументируйте» «Что означает надпись на упаковке продукта «йодсодержащее»? Это хорошо или плохо? Почему?»

LOGO Приемы целеполагания Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Группировка. Аудиальные: Подводящий диалог Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока. Мотивационные: Проблематизация Интерпретация Интериоризация

LOGO Целеполагание когнитивный мотивационно-эмоциональный деятельностно- технологический рефлексивный личностный Структура

LOGO Целеполагание Структура готовности к целеполаганию: мотивационно-эмоциональный, предполагающий наличие мотивов, способствующих осуществлению целеполагания и определяющих личностный смысл цели, а также потребности в осуществлении целеполагания; когнитивный, подразумевающий систему знаний о целеполагании (виды целей, способы их постановки, средства достижения, методы и пути коррекции); деятельностно-технологический - постановка цели, определение промежуточных целей, определение условий достижения цели, программа действий, способных привести к достижению целевого результата рефлексивный, предусматривающий умения оценивать промежуточные и конечные результаты своих действий, выявлять причины отклонения результата от цели, определять возможности преобразования ситуации другими способами; личностный, включающий инициативность, собранность, мобильность, ответственность и обусловливающий систематичность и качество целеполагания.

LOGO Формирование УУД Регулятивные действия Общеучебные Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; структурирование знаний Логические -выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; -синтезировать: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений; доказывать; Познавательные действия: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выделение и осознание того, что уже усвоено; выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению; Личностные действия: Ориентация в социальных ролях. Ориентация в межличностных отношениях. Коммуникативные действия: Уметь слушать и вступать в диалог, Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.