ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Лукина Мария Михайловна, Доцент, к.ф.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Лукина Мария Михайловна, Доцент, к.ф.н.
Advertisements

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Лукина Мария Михайловна, Доцент, к.ф.н.
Тезаурус журналиста Основы журналистики профессор Е.Л. Вартанова учебный год.
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Лукина Мария Михайловна, Доцент, к.ф.н.
Тезаурус журналиста Основы журналистики профессор Е.Л. Вартанова учебный год.
Основы журналистики доцент Фролова Татьяна Ивановна.
Средства массовой информации (СМИ) – организационно-технические комплексы быстрой передачи и массового тиражирования информации (словесной, звуковой,
Массовая коммуникация в обществе: понятие, функции, структура Основные теории и концепции массовой коммуникации Виды коммуникации Массовое сознание как.
Четвёртая власть? СМИСМИ (Средство массовой информации)
Функции пресс-службы Доцент кафедры МК Пелленен Лариса Валерьяновна.
ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ МИР: ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ХРАНЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ Основы информационной культуры. Модуль « Информация, ее хранение,
Политическая сфера Средства массовой информации в политической системе: место, роль функции.
Жанр и формат как понятия современной журналистики Видеоконспект доклада.
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Экономика отрасли, организация, планирование и управление производством Автор: доктор PhD, Епанчинцева С.Э. кафедра «Экономика и менеджмент» Лекция 1 Производство:
Педагогическая мастерская отношений и ценностных ориентаций. Классный час в 9 б классе «СМИ и ценности современной молодежи»
Введение в информатику Окладникова О.Л.. Термин «информация» Происходит от латинского слова informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН Алла Николаевна ТЕПЛЯШИНА, зам. нач. отдела учебно-методического обеспечения учебных программ.
Транксрипт:

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Лукина Мария Михайловна, Доцент, к.ф.н.

Тема 2. Тезаурус современного журналиста Терминологические конвенции

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникация Социальная коммуникация Массовая коммуникация Средства массовой информации (СМИ) Информация Медиа и масс-медиа Журналистика Публицистика

КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (СМК) СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) = МАСС МЕДИА ЖУРНАЛИСТИКА

Коммуникация КОММУНИКАЦИЯ, -и; ж. [лат. communicatio - сообщение] 1. Путь сообщения, связь одного места с другим. Водные коммуникации. Перерезать коммуникации противника. Массовая к.(способ сообщения какой-л. информации всем или многим с помощью технических средств). Средства массовой коммуникации (о газетах, радио, телевидении). // Линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. Энергетические коммуникации. Подвести, провести коммуникации. Подземные коммуникации. Большой толковый словарь

Слово communication существует в английском языке с XV в. для обозначения общего процесса передачи чего-либо. В XVII в. возникает его новое употребление, описывающее физические способы сообщения как линии коммуникации сначала дороги, каналы, позже железные дороги, еще позже автомобильные т. е. в значении транспортировки, перемещения людей и товаров.

Социальная коммуникация Лекция, переписка, электронная почта, поисковая система, «Московский комсомолец», Живой журнал, надпись на заборе, пост в Фейсбуке: что общего между этими явлениями? Коммуникация между людьми = социальная коммуникация

Разные виды социальной коммуникации. Массовая коммуникация По характеру и составу участвующих субъектов коммуникация может быть межличностной, внутригрупповой, межгрупповой По территории охвата: глобальной, национальной, локальный По характеру контакта между субъектами: непосредственной, технически опосредованной По структуре общения: от одного ко многим; от многих – к одному, от одного к одному Массовая коммуникация Источник: Интернет-СМИ: теория и практика. М., 2010

Массовая коммуникация Масса (людей) – ее количественные и качественные свойства Состоит из множества индивидов Случайность индивидов в каждый данный момент коммуникации, открытость, ситуативность, непостоянство этой случайности (например, аудитория телеканала) Гетерогенность (неоднородность по составу – полу, возрасту, образованию и т.д.) Анонимность для тех, кто производит информацию\товары\услуги При этом она целостна, у нее совпадают интересы, причины, по которым она выбирает ту или иную коммуникацию, тот или иной канал Источник: Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

Определение массовой коммуникации по Лассуэллу ( ) Кто сообщает? Сообщает что? По какому каналу? Кому сообщает? С каким эффектом? Who (says) What (to) Whom (in) What Channel (with) What Effect Lasswell Harold. Structure and Function of Communication in Society. NY, 1948

Mass Communication Only one of the processes of communication operating at the society wide level, readily identified by its institutional characteristics Источник: Denis McQuail (2010). McQuail`s Mass Communication Theory

Средства массовой коммуникации Средства массовой коммуникации (СМК) – это те каналы, по которым осуществляется процесс массовой коммуникации Печать, телевещание, радиовещание, книгоиздание, кино и пр. Часто приравнивают к средствам массовой информации (СМИ), но это не одно и то же.

Средства массовой информации (СМИ) СМИ – это специализированные организации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации. Работники, занятые в этой сфере, представители разных профессий (в т.ч. журналисты)

Информация ИНФОРМАЦИЯ, -и; ж. [лат. informatio - разъяснение, изложение] = Информирование. Сообщение о состоянии дел где-л., о каких-л. событиях, процессах и т.п. Снабдить нужной информацией. Дать подробную информацию о происшедшем. Сообщить в порядке информации. Средства массовой информации (о газетах, радио, телевидении). 3. Спец. Сведения о положении дел в окружающем мире, его свойствах, протекающих в нём процессах и т.п.Теория информации (раздел кибернетики, изучающий способы измерения и передачи информации). Генетическая информация (заложенные в наследственных структурах сведения о его строении и функциях) Большой толковый словарь

Медиа «Media» (мн.ч.) от лат. Medium посредник как понятие возникает в XVI в., с XVII в. используется в языке философии, с XVIII в. начинает применяться к исторически первому средству массовой коммуникации газетам. В XIX в. понятие «media» начинает употребляться в его современном смысле как распространение сообщений с помощью особых технических средств связи (почта, телеграф) С возникновением и развитием радио (1920-е гг.) и телевидения (1940-е гг.) это понятие переносится и на них, но уже со значением СМИ = mass media Источник: Черных А. Мир современных медиа. М., 2009

Медиа и масс-медиа Медиа – средства связи и передачи информации различных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до наисовременнейших, образующих глобальные информационное супермагистрали Mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо- рус.толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.

Herbert Marshall McLuhan ( ) The medium is the message (средство сообщения есть само сообщение) Global village (глобальная деревня)

Журналистика и СМИ Журналистика Суть : создание и публикация контента/содержания/ текстов информационного или аналитического характера (журналистский текст). Характеризуется одновременно чертами творческого и индустриального производства СМИ Суть : Индустрия, обеспечивающая производство, упаковку и распространение всех типов медиатекстов

Журналистика (Journalism) – это… «Журналистика есть создание и публикация сообщений о современных событиях, лицах или обстоятельствах общественной значимости или интереса, основанной на информации, полученной из надежных источников» Дэнис Мак Куэйл. Журналистика и общество. М., 2013

«Journalism – paid writing (and the audiovisual equivalent) for public media with reference to actual and ongoing events of public relevance». Denis McQuail. McQuail`s Mass Communication Theory, 2010

Журналистика – это Журналистика – особый социальный институт, система различных учреждений Журналистика – система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института Журналистика – совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности (в том числе, специалисты по менеджменту, маркетингу, инженерному обеспечению) Журналистика – система произведений Журналистика – комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации Журналистика – совокупность учебных дисциплин и особая отрасль науки Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2009

Журналистика – профессия очень конкретная, прикладная. Задача журналиста очевидна – найти новость, изложить ее в том виде, в каком это требуется для конкретного органа СМИ, и в принципе на этом она может считаться выполненной. Встроить эту новость в более широкий информационный контекст, передать ее затем аудитории должен уже не журналист, а редакция, медиа организация, фактически канал СМИ. Журналистика применительно к СМИ – это, безусловно, прежде всего содержание, или, как все чаще говорят в исследованиях СМИ, контент. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М., 2009.

ЖУРНАЛИСТ – ЭТО… Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию; Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации Закон о СМИ

Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель гл. редактора журнала «Русский репортер» Вопрос "что такое журналистика" - это вопрос примерно того же порядка, что и вопрос "что такое глаза, уши, нервы". Журналистика - это один из органов чувств. Не человека, а общества. Журналист - это такой аватар, который делегирован обществом чувствовать вместо него и точно описывать все знания и ощущения

Что влияет на журналиста, его поведение и исполнение обязанностей Отношение к реальной или воображаемой аудитории Личное понимание роли Верность профессиональным нормам и кодексам Обстоятельства биографии, собственные ценности и мнения Опыт обучения в ходе работы и самореализации Дэнис Мак Куэйл. Журналистика и общество. М., 2013

Задачи журналистики Отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений Информировать избирателей Тщательно расследовать действия и бездействие правительств, выборных представителей и общественных организаций Исследовать мир бизнеса, обращение с рабочими и покупателями и качество продукции Предоставлять голос тем, кто лишен возможности быть услышанными Держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы Работать на торжество правосудия, демонстрируя его победы и расследуя поражения Содействовать свободному обмену идеями Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000.

Главный продукт журналистики – новости Главный продукт журналистики – новости (основной жанр массовой коммуникации) Вы со мной согласны? В больших новостных медиа есть опытный и обученный штат, следующий установленным и прозрачным правилам работы О новости и новостных ценностях в следующих лекциях

КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (СМК) СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) = МАСС МЕДИА ЖУРНАЛИСТИКА НОВОСТИ

Задание на лекции Примените ключевые понятия, рассмотренные в лекции, для определения всемирной сети Интернет. Дайте развернутый и полный ответ. Коммуникация, социальная коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой информации (СМИ), медиа и масс-медиа, журналистика, новости