СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ 19 мая 2015 года г. Уфа МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Насыров Айрат Маратович МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОВЕСТКА ДНЯ 1. О плане мероприятий по разработке прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды (Насыров Айрат Маратович – заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан). 2. О сценарных условиях функционирования экономики Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды (Давлетшин Тимур Фаритович – начальник отдела прогнозирования Министерства экономического развития Республики Башкортостан). 3. О схеме формирования прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия через региональный сегмент ГАС «Управление» (Давлетшин Тимур Фаритович – начальник отдела прогнозирования Министерства экономического развития Республики Башкортостан).
О плане мероприятий по разработке прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Насыров Айрат Маратович МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Прогнозный процесс формируется с учетом обновленной нормативной правовой базой Российской Федерации и Республики Башкортостан Р А С Ч Е Т Ы прогнозной динамики показателей по курируемым сферам деятельности республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов должны будут подкреплены прогнозными данными организаций, формирующих 80% оборота в соответствующем виде экономической деятельности Р А С Ч Е Т Ы прогнозной динамики показателей по курируемым сферам деятельности республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов должны будут подкреплены прогнозными данными организаций, формирующих 80% оборота в соответствующем виде экономической деятельности новое! распоряжение Правительства РБ от 26 января 2015 года 68-р распоряжение Правительства РБ от 26 января 2015 года 68-р П О Л О Ж Е Н И Е О разработке прогноза СЭР РБ на очередной финансовый год и плановый период, проекта бюджета РБ на очередной финансовый год и плановый период, проекта бюджета ТФОМС РБ на очередной финансовый год и плановый период П О Л О Ж Е Н И Е О разработке прогноза СЭР РБ на очередной финансовый год и плановый период, проекта бюджета РБ на очередной финансовый год и плановый период, проекта бюджета ТФОМС РБ на очередной финансовый год и плановый период новое! постановление Правительства РБ от 22 апреля 2009 г. 152 постановление Правительства РБ от 22 апреля 2009 г. 152 З А К О Н О стратегическом планировании в Республике Башкортостан З А К О Н О стратегическом планировании в Республике Башкортостан новое! от 27 февраля 2015 г. 194-з П О Р Я Д О К разработки прогноза СЭР РБ на долгосрочный период П О Р Я Д О К разработки прогноза СЭР РБ на долгосрочный период новое! проект постановления Правительства РБ 5
УКРУПНЕННАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Прогнозы в Минэкономразвития РФ и Госсобрание – Курултай РБ отличаются по части детализации Поставщики информации Математический прогноз, сравнение его с экспертным прогнозом Сводный прогноз Потребители информации Отделы МЭР РБ, сотрудники ОИВ РБ Руководство РБ, сотрудники ОИВ РБ Руководство РБ, сотрудники ОИВ РБ Министерство экономического развития РФ Сводный отчет по форме 2П Сводный отчет, утверждаемый ГС-К РБ с графическим отображением Защита на ГС- К РБ Защита на ГС- К РБ Отделы МЭР РБ, сотрудники ОИВ РБ Руководство РБ, сотрудники ОИВ РБ Руководство РБ, сотрудники ОИВ РБ Сводный прогноз Ретроспектива, прогнозные экспертные значения Сценарные и управляющие воздействия Разработка прогнозов Башкортостанстат ОГВ РБ Отделы МЭР РБ Башкортостанстат МЭР РФ ОГВ РБ Отделы МЭР РБ Минэкономразвития РФ (форма 2П) Госсобрание – Курултай РБ (ГС-К РБ) 6
ДОРОЖНАЯ КАРТА СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НПА по вопросам перспективной государственной экономической и финансовой политики РФ Организационно-методологическое обеспечение единства разработки прогнозов Организационно-методологическое обеспечение единства разработки прогнозов Прогнозирование является отправной точкой работы по управлению региональным развитием Сценарные условия функционирования экономики РФ, утвержденные Правительством РФ Сценарные условия функционирования экономики РФ, утвержденные Правительством РФ ГАС «Управление», прогнозы по ВЭД социальной сферы МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РБ НПА РБ Сценарные условия функционирования экономики РБ Субъекты бюджетного планирования и хозяйствующие субъекты Коллегиальное обсуждение и экспертная оценка параметров прогноза Заседания рабочей группы по формированию прогнозных проектировок СЭР РБ Заседания МВПК Экспертное заключение науки Заседание Правительства РБ Утверждение прогноза СЭР РБ постановлением ГСК-РБ Администрация Главы РБ процедура согласования Администрация Главы РБ процедура согласования ГС-К РБ защита прогноза на комитетах ГС-К РБ защита прогноза на комитетах Балансировка макроэкономических и секторальных прогнозов в ГАС «Управление» с применением методов математического моделирования ПРОГНОЗ СЭР РБ 7
Минэкономразвития РБ: Разработаны и утверждены прогнозные формы запросов в организации Республики Башкортостан. Сформирован перечень организаций, необходимых для расчета прогнозной динамики показателей по видам экономической деятельности. Актуализированы формы по разработке прогноза администраций муниципальных районов и городских округов. Предварительно определено количество вариантов прогноза СЭР РБ на среднесрочный и долгосрочный периоды. Совместно с Минфином РБ сформированы республиканские сценарные условия функционирования экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды, которые размещены в общий доступ для РОИВ и ОМСУ в региональном сегменте ГАС «Управление». Рассчитаны показатели инфляции и индексов дефляторов до 2030 года, применяемых для расчета объемных параметров прогнозных показателей. Определена схема формирования прогноза СЭР РБ на среднесрочный и долгосрочный периоды, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия через региональный сегмент ГАС «Управление». В адрес руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств РБ, глав администраций муниципальных районов и городских округов РБ, а также руководителей организаций РБ разослано организационное письмо по процессу прогнозирования, которое содержит основные этапы разработки прогнозных параметров и сроки их представления от г. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ПРОЦЕССА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НУЛЕВОЙ ЭТАП) 8
I ЭТАП ПРОЦЕССА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Субъекты бюджетного планирования Министерство экономического развития РБ до 25 мая Организации республики представляют прогноз показателей по планируемой деятельности на соответствующие периоды в трех вариантах до 30 мая Министерства, государственные комитеты, ведомства представляют прогноз показателей социально-экономического развития по соответствующим видам экономической деятельности и социальной сферы на соответствующие периоды в трех вариантах, включая оценку текущего года, с обоснованиями и пояснительными записками до 3 июня Администрации муниципальных районов и городских округов представляют прогнозы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на соответствующие периоды, а также первоисточники материалов с прогнозами деятельности организаций, находящихся на территории муниципального района и городского округа. до 25 июня Проведение заседания Межведомственной правительственной комиссии по бюджетным проектировкам: коллегиальное обсуждение прогнозных параметров на уровне Правительства Республики Башкортостан 9
II ЭТАП ПРОЦЕССА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН до 8 августа Проведение заседания Межведомственной правительственной комиссии по бюджетным проектировкам: коллегиальное обсуждение прогнозных параметров на уровне Правительства Республики Башкортостан до 27 июля Министерства, государственные комитеты, ведомства, администрации муниципальных районов и городских округов РБ представляют уточненные параметры прогноза, включая оценку текущего года и прогнозную динамику на среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также предложения по основным социально-экономическим задачам, на решение которых должна быть направлена деятельность Правительства Республики Башкортостан до 20 августа Проведение заседания Правительства Республики Башкортостан Субъекты бюджетного планирования Министерство экономического развития РБ совместно с Министерством финансов РБ 10
ЗАВЕРШАЮЩИЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН III этап до сентября III этап до сентября Представление прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан в Правительство Республики Башкортостан и его направление на согласование в Администрацию Главы Республики Башкортостан IV этап до 1 октября IV этап до 1 октября Передача согласованного Администрацией Главы Республики Башкортостан прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан V этап октябрь- ноябрь V этап октябрь- ноябрь Защита прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан в Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан Министерство экономического развития РБ 11
О сценарных условиях функционирования экономики Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Давлетшин Тимур Фаритович МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ВАРИАНТЫ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РБ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ Вариантность Совпадает с вариантом 1 прогнозных сценарных условий социально- экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, предполагая сохранение инерции, консервативную инвестиционную политику I вариант пессимистический I вариант пессимистический Соответствует варианту 2 прогнозных сценарных условий социально- экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Данный вариант на федеральном уровне предусматривает определенные стимулирующие меры, которые позволят переломить негативные тенденции, и поддержать частные инвестиции Отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, предполагающий полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года II вариант базовый II вариант базовый III вариант оптимистичный (целевой) III вариант оптимистичный (целевой)
ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ адаптация к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды усиление зависимости экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек
ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ ограничения роста бюджетных расходов, не обеспеченных стабильными доходными источниками создания стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов проведение при принятии новых расходных обязательств сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленных целей проведение взвешенной политики по управлению государственным долгом республики, позволяющей сохранить его объем на безопасном (низкорисковом) уровне концентрации бюджетных ресурсов на важнейших направлениях деятельности путем изменения структуры бюджетных расходов и четкой их маргрутизации в пользу наиболее эффективных при безусловной реализации принятых решений (действующих обязательств)
О схеме формирования прогноза социально- экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия через региональный сегмент ГАС «Управление» НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Давлетшин Тимур Фаритович МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Реестр документов / Разработка прогноза / Наименование органа исполнительной власти / 2015 год РАЗМЕЩЕНИЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ГАСУ
ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОГНОЗНЫХ ПАРАМЕТРОВ В ГАСУ
ФОРМАТ И СТРУКТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ структура пояснительной записки должна соответствовать структуре прилагаемой формы. При том пояснительная записка не должна ограничиваться дублированием содержания таблицы (то есть указанием фактически достигнутых значений показателей, содержащихся в таблице без соответствующих аналитических пояснений) в пояснительную записку должна включаться информация, разъясняющая причины всех существенных колебаний прогнозируемых показателей. Указанные пояснения должны вытекать из факторов, использованных при прогнозировании и обусловивших ожидаемую динамику информация об отчетном периоде (2014 год) должна быть приведена в каждом из разделов пояснительной записки и по своему объему не должна превышать информацию о тенденциях на перспективу основной акцент в пояснительной записке должен быть сделан на ключевые параметры сферы деятельности с предметным пояснением наблюдаемой динамики по курируемому кругу направлений (вплоть до запуска конкретных инвестиционных проектов, деятельности отдельных предприятий и организаций, выпуска конкретного вида продукции и т.д.). В каждом разделе предлагается также указать основные сдерживающие факторы развития и основные существующие проблемы.
ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОЦЕССУ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ 19 мая 2015 года г. Уфа МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН