Методология научного исследования 1. Понятие методологии. 2. Основные методы научного исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Advertisements

Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры ТООП ТЭИ Сибирского федерального университета Первышина Галина Григорьевна.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Методы, применяемые в естествознании
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Сущность понятия «научное исследование» РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЛЮБЕРЦЫ 2017.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Транксрипт:

Методология научного исследования 1. Понятие методологии. 2. Основные методы научного исследования.

Афоризмы, позволяющие аспиранту понять значимость методологии «Мудрость науки в ее методологии. Информационный взрыв нынешней науки это взрыв знания, а не расцвет мудрости, методологии. Между тем только методология способна обуздать информационный взрыв, давая ориентиры в океане знаний, кристаллизуя рыхлые массы частных наблюдений в стройные теории.» (Мейен С. В. Кто первым бросит камень?..)

Афоризмы, позволяющие аспиранту понять значимость методологии «Учитель не тот, кто вас учит, учить нечему; Учитель тот, в чьем присутствии вы можете учиться» (Раджниш Б. Ш. Дао: путь без пути).

Теоретические аспекты методологии Между теорией и практикой сложились непростые отношения, опосредованные методологией и методикой, которые можно выразить такой схемой: Теория Методология Методика Практика Практика нуждается в теории, чтобы правильно определять перспективы своей деятельности. В свою очередь, теория нуждается в практике, чтобы реалистично выстраивать свои прогнозы.

О ценности методологии В чем ценность теоретической методологии по сравнению с эмпирической? На этот вопрос М. Полани дал такой ответ: «...если теорию рассматривать как экран, помещенный между нашими чувствами и теми вещами, о которых наши чувства в ином случае могли составить более непосредственное впечатление, то мы должны стремиться больше полагаться на теоретический способ интерпретации своего опыта и тем самым усматривать в «сырых» впечатлениях сомнительные и сбивающие с толку призраки».

О ценности методологии «Теория это нечто, что отличается от меня самого. Ее можно изложить на бумаге, придав ей вид системы правил; и чем более последовательно это будет сделано, тем с большим основанием мы сможем называть это теорией. В этом плане математическая теория представляет собой воплощение совершенства. Но даже географическая карта вбирает в себя набор определенных правил, позволяющих найти путь на местности, по которой иначе пришлось бы идти вслепую. В сущности, всякую теорию можно представить как своеобразную карту, протяженную в пространстве и во времени».

Цель научного исследования 1) анализировать, классифицировать и систематизировать (синтезировать) факты; 2) истолковать и понимать конкретные факты реального мира; 3) предсказывать новые результаты и прогнозировать развитие событий.

Методология Методология учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: во-первых, это учение об исходных основах (принципах) познания и, во-вторых, это учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания.

Методология Методология система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология науки изучает научное знание и научную деятельность.

О развитии методологии Развитие методологии одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе которой вырабатывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и самосознания науки.

Функции методологии Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с т. зрения практики, общества, культуры, человека. Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, опираясь на разрабатываемые философией мировоззренческие и общеметодологические принципы.

Освоение знаний Основной категорией, которая помогает понять процесс научного творчества, является освоение. Следует отличать «освоение» от «присвоения». Процесс освоения имеет духовно- психологический характер. Если мы что-либо осваиваем, то мы уносим в голове осмысленную информацию о том новом, что мы освоили.

Процесс освоения знаний Потребность Мотивация Интерес Поиск, вопрос Ценностный смысл

Процесс освоения знаний Потребностью называют состояние организма, испытывающего нехватку чего-либо, что необходимо нам для нормальной жизнедеятельности. Она формирует мотивацию, которой называют побуждение к действию. Эти два явления отражают состояние организма на уровне физиологии. В сферу сознания они входят в виде интереса.

Процесс освоения знаний Интерес воплощается в поиск и вопрос: «Что мне необходимо сделать по достижению поставленной цели?» В ответ на мой вопрос я получаю «ценностный смысл».

Понятие смысла «Смысл это то, что отвечает на какой-либо вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, значит, оно лишено смысла» (М.М. Бахтин). А какие вопросы мы задаем? Познавательное отношение к миру и получаемое знание можно сгруппировать соответственно рефлексии о смыслах этого отношения в процессе постановки вопросов:

Вопросы формирующие смысл 1) что? знание предметное; 2) где? знание топографическое, или географическое; 3) когда? знание хронографическое, или историческое; 4) почему? знание причинное; 5) как? знание технологическое; 6) зачем? для какой цели? знание телеологическое.

Смысл вопросов Самые известные вопросы «что? где? когда?» В ответ на вопрос «что?» мы получаем предметное знание, или знание о предмете. На вопрос «когда?» мы получаем историческое знание. На вопрос «где?» мы получаем географическое знание. Эти вопросы нередко называют эмпирическими вопросами, и знание, получаемое в ответ эмпирическое знание, оно доступно любому внимательному и наблюдательному человеку.

Смысл вопросов Четвертый вопрос «почему?», в ответ на него мы получаем причинное знание. Это уже теоретическое знание. Чтобы его получить, следует обладать памятью, умением правильно логически мыслить, чтобы сделать правильные выводы из имеющихся фактов. Пятый вопрос «как, каким образом?», в ответ на него мы получаем технологическое знание.

Метод научного исследования Термин «метод» понимается как конкретный способ и путь исследования построения и обоснования системы знаний о предмете, включающий в себя различные приемы исследования. Френсис Бэкон сравнивал метод с фонарем, и говорил, что хромой с фонарем быстрее доберется до цели, чем тот, кто бежит ночью, не разбирая дороги.

Метод научного исследования В основе метода лежит гипотеза или теория, но метод также обусловлен предметом или орудием труда: «Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеет большой силы, Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Уже изученные явления, процессы, закономерности служат образцами, моделями для последующего изучения других явлений и процессов.

Метод научного исследования В научных исследованиях важен не только вывод, но и путь к нему, способ познания, цепочка умозаключений, приводящих к выводу. Здесь можно увидеть ошибку и, если получен неверный результат, то можно проверить обоснованность вывода. Одновременно здесь фиксируется методологическое, или технологическое знание, которое может быть использовано как аналог в последующих исследованиях.

Основные понятия методологической базы научного исследования Методика рекомендации по практическому использованию. Методологией называют систему организующих принципов, способов и приемов научного исследования. Методологический подход группа методов, имеющих общее основание. Методологический принцип нормативная координата методологической парадигмы, или ценностный ориентир, позволяющий не «заблудиться» в паутине смысловых пространств и видеть стратегические цели;

Основные понятия методологической базы научного исследования Методологическая парадигма («концептуальный каркас» по термину К. Поппера) это совокупность принципов и основных методологических подходов, позволяющих непротиворечиво описать явления культу культуры на основе целостной теории (концепции), сформулированной в заданных рамках; как правило, парадигма имеет свои границы, взлом которых описан А. Куном в книге «Структура научных революций»; основных методологических парадигм можно выделить две: рационалистическую и иррационалистическую.

Виды методов Методы классифицируют по: степени общности (общенаучные и специфические); уровню абстракции (эмпирические и теоретические); этапу НИР (наблюдение, абстрагирование, обобщение, доказательство).

Эмпирические методы наблюдение изучение конкретных объектов и их свойств путем восприятия зрительными и слуховыми каналами рецепции или с помощью приборов согласно плану, программе исследования; измерение изучение объектов путем выявления их точных количественных характеристик, в соответствии с определенными эталонными мерами;

Эмпирические методы описание фиксирование в тексте результатов наблюдения и измерения объектов; эксперимент искусственное создание различных условий, в которых объект проявляет свои свойства, с целью их фиксации и изучения, различают полевой и лабораторный виды эксперимента; статистический получение количественных сведений об объекте на основе предварительно установленных одинаковых параметров для разных объектов.

Назначение эмпирических методов С помощью эмпирических методов идет сбор фактов, под которыми понимаются явления и события окружающего мира, воспринимаемые органами чувств. Факт это информация (сведения) о реальном событии, чья достоверность не подлежит сомнению, подтверждена убедительными доказательствами. Примером называется яркий факт, хорошо иллюстрирующий какое-либо теоретическое положение.

Теоретические методы (аналитические) абстрагирование заключается в отвлечении каких-либо отдельных свойств от реальных, конкретных объектов; идеализация обнаружение сущностных характеристик, отвлечение от случайных конкретных особенностей; выделение концентрация внимания на одной из сторон объекта; различение выявление характерных особенностей, свойственных различным объектам, находящимся вместе;

Теоретические методы (аналитические) обобщение поиск общих свойств, присущих различным явлениям; аналогия сопоставление изучаемого явления с другими, подобными; экстраполяция распространение обнаруженных в одной сфере тенденций и закономерностей на другую сферу; сравнение сопоставление различающихся объектов с целью уточнения сходства и различия;

Теоретические методы (аналитические) структурный изучение состава входящих в объект элементов, подчиняющихся принципам субординации и координации; логический выявление связей между объектами, подчиняющихся правилам формальной логики; идентификация отождествление изучаемого объекта с каким-либо образцом, моделью, архетипом;

Теоретические методы ( синтезирующие ) индукция восхождение от частного к общему, от единичных фактов к обобщающему логическому заключению; дедукция вывод следствий из обобщения, или из аксиоматических теоретических оснований выводятся следствия, касающиеся частных случаев; например, если имеется класс предметов, обладающих определенными свойствами, то каждый отдельный предмет будет обладать этими свойствами; интуицией полагают решение какой- либо проблемы на основе иррациональной догадки, опирающейся на неосознаваемые основания.

Пример интуиции Грузинский психолог Д. Н. Узнадзе полагал, что интуиция опирается на предшествующий опыт и формирующуюся установку ожидания. Пример интуиции можно взять из рассказа Карела Чапека «Поэт». Герой рассказа был свидетелем того, как машина сбила женщину и уехала. Он не запомнил номера машины, но был так потрясен виденным, что свои эмоции выразил стихами:

Пример интуиции Дома в строю темнели сквозь ажур, Рассвет уже играл на мандолине. Краснела дева. В дальний Сингапур Вы уносились в гоночной машине. Повержен в пыль надломленный тюльпан. Умолкла страсть. Безволие... Забвенье. О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки трагедии знаменье!

Пример интуиции Когда поэта расспросили, что означают его образы, то оказалось, что это образные аналоги номера машины: 2 «шея лебедя»; 3 «грудь»; 0 – «барабан»; V «палочки». (230V)

Теоретические методы ( синтезирующие ) систематизация обнаружение связей и взаимоотношений составных элементов целого; классификация и типология поскольку объем внимания человека не беспределен (психологи определяют его пределы числом 7), исследователь непроизвольно группирует объекты, если их количество превышает этот объем. Классификация может быть построена по любым, даже случайным основаниям, а типология должна строиться по сущностным основаниям и давать исчерпывающее описание всех типов;

Теоретические методы ( синтезирующие ) интеграция соединение различных элементов в единое целое; гипотеза теоретическое предположение, которое создает предварительное истолкование сложного объекта; аксиологический (ценностный) метод исследования общества или культуры заключается в выявлении и изучении ценностной картины мира, ценностных потенциалов и отношений субъектов культуры, процессов и характера оценивания;

Теоретические методы ( синтезирующие ) диалектический метод заключается в исследовании единства противоположностей (coincidentia oppositorum – лат.). К.Поппер писал: «Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова полярность. Пример такой структуры - существование положительного и отрицательного электричества.

Теоретические методы ( синтезирующие ) каузальный (причинный) заключается в выявлении причинно- следственной связи, когда одно явление выступает в качестве причины, другое (следствие) напрямую порождается им. В числе первых причинность исследовал Аристотель, затем Лаплас; изучать научно что-либо, значит «вести поиск причинной связи между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями» (В.Ф. Кузин) ;

Теоретические методы ( синтезирующие ) функциональный разработанный первоначально в социологии Гербертом Спенсером, использовался успешно в культурной и социальной антропологии, философии, социальной психологии. Заключается в выявлении наиболее эффективных способов решения регулярно возникающих задач (функций) по удовлетворению потребностей человека и/или общества;

Теоретические методы ( синтезирующие ) исторический это установление, во-первых, времени, в котором происходило или происходит событие (соотнесение времени события с континуальным временем, с общепринятой хронологией), во вторых, продолжительности события (дискретное время события), в- третьих, темпа, ритма и динамики события, в-четвертых, основных этапов и характера изменений, происходящих на каждом этапе;

Теоретические методы ( синтезирующие ) герменевтический направлен на интерпретирование текста, который является главным объектом и предметов гуманитарных наук. Отцом этого метода считают Ф. Шлейермахера, немецкого философа-романтика, протестантского теолога и переводчика античных философских текстов, положившего в основу своего метода несколько правил понимания;

Теоретические методы ( синтезирующие ) диахронический сопоставляет различные этапы процесса, происходившие в разное время; синхронический заключается в изучении и сопоставлении одновременных событий; телеологический помогает выявить смысл и цели деятельности, стратегию и тактику;

Теоретические методы ( синтезирующие ) ассоциация (по сходству, смежности, контрасту) обнаруживает важные свойства объекта на основе аналогии или противоположности с другими объектами; прогностический подчинен потребности описать будущие события на основе экстраполяции, распространения закономерностей прошлого в будущее.