Презентацию подготовил учитель русского языка и литературы Трошева В.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Advertisements

Демон Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру… И проклял Демон побеждённый Мечты безумные свои, И вновь остался он,
Тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт - романтик
Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». Вспомните Какие проблемы поднимает Лермонтов в стихотворении «Дума»? Каков «герой лермонтовского времени»? Герои Лермонтова.
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
МОУ «СОШ с.Прималкинского» Прохладненского района КБР Презентация по литературе.
И.В.Гёте «Фауст» Борьба Добра и Зла в трагедии «Фауст». Выполнила Школина Т.Н. Учитель МБОУ Лопатинской ООШ.
Урок литературы в 8 классе «Где люди вольны, как орлы…» (Романтизм в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»). Учитель русского языка и литературы МОУСОШ 1 города.
В.Г.Белинский О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Искусство в жизни современного человека. Что такое искусство? Какие виды искусства существуют? Какие функции они выполняют в жизни человека, общества?
Учреждение образования «Минское государственное профессионально- техническое училище 114 строителей» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «Лирика М.Ю.Лермонтова»
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
В течении почти всей жизни Лермонтов обращался к одной поэме. Она называлась «Демон». Её задумал и начал писать в 1921 году пятнадцатилетний обучающийся.
Портреты эпохи Просвещения Портреты эпохи Просвещения.
Работу выполнил: Тарасов Антон, ученик 9 класса МБОУ Большетумановская ООШ. Руководитель: Боровкова Елена Викторовна г. Районный фестиваль мультимедиа.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Транксрипт:

Презентацию подготовил учитель русского языка и литературы Трошева В.В.

«Демон» это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет ( ). Известно 8 редакций поэмы. Поэма «Демон» сперва была напечатана в Германии и только в 1856 была издана в России тиражом 28 экземпляров для членов царской семьи. Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит ее.

Поэма ходила по рукам в списках и производила на современников «потрясающее впечатление… Вся читающая Россия знала ее наизусть». Демон»это шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия. Основной идейный пафос поэмы «Демон» возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет Белинский, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания… Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения». «Тамара и демон». Маковский К. Е.1889

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. В поэме заключен глубокий психологический, философский, социальный смысл. К образу, олицетворяющему дух отрицанья, обращались многие европейские писатели: Мефистофель в «Фаусте» И.В. Гете, Сатана в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифер в «Каине» Дж. Байрона. В основе сюжета – стремление духа отрицанья и зла к добру и красоте. Это стремление рождается под влиянием любви, а финал поэмы говорит о недостижимости такой мечты по разным причинам: несовершенство мира и невозможность прийти к свету без покаяния и раскаяния. «Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, М. А. Врубель, 1890

Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, ещё одного Мефистофеля. Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает его одиночество и разочарование. Дьявол причиняет боль, а Демон сам страдает. Дьявол воплощает мир обыденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона побеждается красотой. Читатель верит в искренность раскаяния Демона, когда он плачет из-за сочувствия к человеческому роду. «Демон сидящий» М.А. Врубель, 1890 год.

Суть главного героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями..

В поэме Лермонтова существуют два контрастных по своей сущности и по своему образному воплощению мира: мир Демона сфера чистого знания, бесплотной абстракции, холодной беспредельности космических пространств и мир Тамары земной природы, радости, красоты, исполненный живого, чувственного блеска. И трагедия Демона в разобщенности этих двух миров, мира «чистого разума» и живой, реальной действительности. В конечном счете эта разобщенность порождает ту катастрофу, которой завершается поэма. «Свидание Тамары и Демона», М.А. Врубель

Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Эти страницы являются самыми впечатляющими страницами в поэме. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре, для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Как и все романтики, Лермонтов утверждает благородную роль любви в мире, воспевает «вечную женственность». «Демон, смотрящий на танец Тамары», М.А. Врубель

По своему философско-этическому содержанию образ Тамары равновелик образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан безысходным одиночеством (как было в ранних, «байронических» редакциях), но и побежден в самый момент своей мнимой победы – ибо его жертва возвысилась над ним. Этот последний этап эволюции замысла был связан с общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все творчество Лермонтова конца 30 гг. Демон остался существом бунтующим и страдающим. В «Демоне» нашли наиболее ясное воплощение свойственные Лермонтову мотивы богоборчества. Они стали причиной запрещения поэмы к печати. В январе 1842 году поэма «Демон» подверглась цензурному запрету и не была напечатана в журнале «Отечественные записки». «Тамара и Демон», М.А. Врубель

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта. «Демон» – романтическая поэма: все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»: Главный герой – одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу – самому Богу Демон – личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою. Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на Вечность «Демон и ангел с душой Тамары», М.А. Врубель

Врубеля, как и Лермонтова, много лет преследовал этот «могучий образ». Широко открытые, бездонные, полные муки глаза… Воспалённые, запёкшиеся от внутреннего огня губы. Физическая мощь фигуры особенно подчеркивает беспомощность, детскость выражения лица с опущенными углами мягкого, немного безвольного грустного рта и детским выражением печальных глаз, точно он только что плакал. Юноша демон сидит на вершине горы и смотрит вниз, в долину, где живут люди. Вся фигура, взгляд выражают бесконечную тоску одиночества. Врубелевский Демон прекрасен и юн, полон сверхчеловеческой мощи и, как у Лермонтова, одинок, охвачен тоской. «Демон сидящий» (эскиз) «Демон сидящий», 1890 г.

Так же как поэма Лермонтова имеет несколько вариантов, так и Демон Врубеля представлен во множестве набросков и готовых работ, он многолик. После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения наизусть и в зрелые годы декламировал и читал избранные им произведения друзьям и близким. «Демон летящий» «Демон сидящий» «Демон поверженный»

Поэма «Демон» своеобразный итог дум Лермонтова о своем времени, о судьбе своего поколения. И скептицизм Демона могучее, действенное орудие отрицания современности, одно из свидетельств непримиримого отношения самого поэта и его любимых героев к постылой действительности николаевской России. Поэма «история души» главного героя. Но «история души» Демона является способом, формой решения социально-философских и политических проблем. В этом, по мнению Белинского, «детском, незрелом и колоссальном создании» «миры истин, чувств, красот».

Поэма Лермонтова "Демон" и ее влияние на русское искусство XIX века( russkoe-iskusstvo-xix-veka.html) russkoe-iskusstvo-xix-veka.html php lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/pulhritudova-demon.htm Пульхритудова Е. - "Демон" как философская поэма (1964)