ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение Детский сад 11 г. Кореновск Воспитатель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Advertisements

Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
Методы и приемы ТРИЗ для развития речи и творчества дошкольников Выполнила: Новикова Марина Сергеевна Воспитатель МДОУ д/с 32«Колосок»
Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МБДОУ детский сад «ЧЕБУРАШКА» Учитель – логопед Кокорина Ольга Константиновна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида "Ромашка" города Буинска Буинского.
МБДОУ «Детский сад 3» Музыкальный руководитель: Ивачева Елена Анатольевна «Применение системы методов и приемов технологии ТРИЗ в развитии музыкально –
Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе Выполнил: Козлова М.В., руководитель РМО, воспитатель высшей квалификационной категории.
« Развивающее обучение детей дошкольного возраста ТРИЗ –путь к творчеству»
Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад.
... создание «благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Внедрение ЛЕГО- конструирования в образовательный процесс ДОУ Внедрение ЛЕГО- конструирования в образовательный процесс ДОУ воспитатель 2 младшей группы.
Проблемное обучение и его педагогические возможности подготовила: зам. зав. по ВОР МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Пчёлка» Гришечкина Е.А.
©МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» ©Авторы: Арефьева Елена Павловна -воспитатель Синягина Светлана Викторовна- логопед Рыбинск 2015 муниципальное.
Автор программы: Воспитатель МАДОУ «Д/с 2» Одинцова Ю.В.
Тема проекта: «Дары леса» паспорт проекта: Тип данного проекта практико- ориентированный, групповой, открытый, краткосрочный. Цель проекта: воспитание.
«Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность» Подготовила: Владимова А.С.
Транксрипт:

ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение Детский сад 11 г. Кореновск Воспитатель: Королева И.А.

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!

Что такое - ТРИЗ ? ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач», ее автором является известный ученый Генрих Саулович Альтшуллер

Что нам дает использование технологии ТРИЗ ? - Развитие воображения; - Развитие логического мышления; - Развитие творческого мышления; - Развитие внимания; - Развитие речи.

В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!

Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

1 этап - занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет?

2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»

4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например : придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

5 этап - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.

Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

1. Принцип свободы выбора в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3. Принцип обратной связи воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

«Поиск аналогов» необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег шерсть (холодный теплая), уголь (белый черный), металл (легкий тяжелый), камень (мягкий твердый).

«Хорошо–плохо» берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

«Поиск общих признаков» берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» игроки разгадывают тайну, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить Да или Нет. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

«Складушки – вы читалки ». Белка + осень = запасы Дерево - лист = осеннее дерево Небо + вода = осенний дождь Огород + тепло = урожай Холод + лист = листопад Человек + холод = теплая одежда Шишка + сосна = лес Воздух + холод = ветер

« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.

«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.

- активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико- грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.