ПРОГРАММА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ По теме: «ДЕКОРАКТИВНАЯ РОСПИСЬ» из серии «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Педагог дополнительного образования:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ» (младший школьный возраст)
Advertisements

Технологический процессросписи разделочной доски. По мотивам Городецкой росписи.
Урок ИЗО в 7 классе Тема: «Городецкая роспись. Эскиз росписи кухонной разделочной доски» Вид занятия: декоративное рисование.
Программа дополнительного образования детей «Вязание крючком» педагога дополнительного образования Абдуллаева Зарема Агамовна.
МБДОУ ДС комбинированного вида 37 Воспитатель: Маслова В.В.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 комбинированного вида Василеостровского района Санкт -Петербурга «Электронная.
Программа дополнительного образования детей «Веселые петельки» педагога дополнительного образования Акошкиной Ирины Германовны.
« Декоративно – прикладная работа и работа с природным материалом».
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» Программа элективного курса для учащихся 9 класса Курс составлен на основе «Программы по обучению учащихся изготовлению.
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ : В рамках творческого проекта на тему : «Современная городецкая роспись»
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение СОШ с.Курумоч структурное подразделение детский сад «Белочка» Муниципального района Волжский Самарской.
Составление узора для декоративной посуды по мотивам росписей народных мастеров. Выполнил учитель ИЗО Пономарева О.В год.
Оценка творческих результатов обучения в объединении «ДЕКУПАЖ» Автор: педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 223 Кировского района СПб Егорова Елена.
Кружок «Наши руки не знают скуки» Отчёт работы за 1 полугодие Подготовила руководитель кружка Елистратова Светлана Ивановна Белгород г.
Развивающие: · Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение. · Развивать мелкую моторику рук и глазомер. · Развивать.
Проект «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина» (В. А.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Автор : Пономарева Оксана Владимировна учитель рисования.
Тема урока : « Веселые матрешки » Урок декоративного рисования. 2 класс. Эскиз матрешки.
КРУЖОК « РУССКИЙ СУВЕНИР » Педагог ГОУ ЦО «Школа здоровья» 97 ЗАО г. Москвы Гизикова З. А.
Транксрипт:

ПРОГРАММА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ По теме: «ДЕКОРАКТИВНАЯ РОСПИСЬ» из серии «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Педагог дополнительного образования: Рудь Ирина Витальевна. Москва – 2015 учебный год.

Декоративная роспись Д екоративная роспись- это вид декоративно-прикладного искусства, который тесно связан с духовной культурой. Это искусство участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь ребенка, сопровождает важные моменты его жизни. Обращение к народному искусству завоевало прочное место в дополнительном образовании. В последние годы декоративно-прикладное творчество стало очень популярным, поэтому возникла необходимость совершенствования эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения Данный вид деятельности связан с задачами: гражданско - патриотического, трудового воспитания и профессиональной ориентации детей. Занятия росписью открывают для детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир через наиболее масштабные представления, отражают модель мира, в которой сохраняются и развиваются определенные композиционные и структурные построения мотивов, сюжетов, форм. Пояснительная записка Программа «Декоративная роспись» направлена на организацию деятельности обучающихся по созданию изделий народного творчества и развитию художественного вкуса. Раннее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами не означает, что все воспитанники будут работать в системе художественных промыслов. Изучая декоративно- прикладное искусство в объединении, обучающиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают красивые полезные изделия.

Цели и задачи Обучающая цель: Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством народов России, помочь обучающимся овладеть навыками декоративной росписи. Задачи: формирование знаний о народных промыслах и современном декоративном искусстве России; закрепление и углубление знаний по цветоведению и композиции; освоение навыков кистевого письма. Воспитывающая цель: Создать творческую атмосферу, способствующую адаптации обучающихся в новых условиях, адекватных жизненным требованиям. Задачи: приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям культуры, отраженным в традициях и ремеслах разных народов; воспитание морально-этических качеств; воспитание чувства коллективизма и патриотизма. Развивающая цель: Способствовать развитию у детей эстетического восприятия мира, художественного вкуса и творческого воображения. Задачи: создание условий для проявления и формирования художественных способностей на основе личностно- ориентированного подхода; развитие памяти, композиционного мышления, способности анализировать, сравнивать; развитие моторных навыков кистевого письма.

Данная программа предполагает трехлетнее обучение детей 8-15 лет, усидчивых, имеющих склонность к изобразительной деятельности, разработана по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Учебный материал расположен от простого к сложному: от простых геометрических, растительных форм, элементов, постепенный переход к более сложным компонентам. Основное время обучения отводится изучению основных элементов той или иной росписи, связок из них и основам композиции. Определяясь прежде всего, спецификой искусства, постепенный переход от простого к сложному представляет собой систему, для которой важен процесс приобщения обучающегося к данному виду искусства, что позволяет вырабатывать техническое мастерство, художественный вкус, изобразительные умения и навыки. Занятия декоративно- прикладным творчеством способствуют художественному развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности, развивают фантазию и воображение, изобразительные и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Кроме того, декоративные работы развивают композиционное мышление, способствуют овладению материалом, активному использованию цвета, фактурных средств.

На занятиях декоративно- прикладным творчеством формируется высокая степень подготовленности к жизненному самоопределению, выбору профессии. У детей развивается сенсорная сфера- глазомер, ориентация в пространстве, тонкость и точность различения цвета, света-тени; развивается моторика мелких мышц рук. Занятия в объединении формируют нравственные качества: гуманность, доброту, товарищество, дисциплинированность, вежливость, скромность, деликатность по отношению друг к другу, аккуратность, добросовестность, ответственность. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану по два академических часа с 10 минутным перерывом. Сдвоенные часы занятий позволяют сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Во время занятий проводятся динамические паузы, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения глаз. При реализации программы используются различные методы: словесные - лекции, беседы, рассказ, объяснение, пример; наглядные - просмотр иллюстраций, образцов изделий народного творчества, наблюдения в природе; практические - изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

Формы организации познавательной деятельности различны в зависимости от поставленных задач, которые решаются через задания индивидуального и группового выполнения. Групповая форма работы строится на сотрудничестве и взаимопомощи, когда работа каждого учащегося приобретает общую значимость в достижении поставленной цели. При закреплении знаний, умений и навыков используются: карточки-задания, кроссворды, ребусы, дидактические игры. Полученные знания, умения и навыки отслеживаются при разработках творческих проектов, при выполнении тестовых заданий, творческих контрольных работ. Учебно-тематический план позволяет преподавателю использовать в работе комплексно-целевую программу «Здоровье - путь к успеху!», в которой предусмотрено валеологическое сопровождение, включающее в себя минутки здоровья, спортивные праздники, Дни здоровья; связи с предметами эстетического цикла. Связь с родителями поддерживается в течение всего года в форме индивидуальных бесед, коллективных посещений музеев, приглашений на учебные занятия, на тематические и отчетные выставки. По окончании курса обучения, защиты творческого проекта, обучающимся выдаются свидетельства. Условия реализации программы Для реализации программы необходимо иметь следующее дидактическое обеспечение: наглядные пособия, печатные и изготовленные детьми; образцы изделий мастеров-умельцев; образцы изделий декоративно-прикладного искусства и народных ремесел: Хохлома, Городец и Жостово, Гжель и т. д.; дидактические, предметные, сюжетные игры; технологические таблицы поэтапного выполнения росписи.

Название разделов Всеготеорпра кт. 1. Вводное занятие Основы цветоведения и композиции. 2.1 Цветовой спектр. 2.2 Композиция. 2.3 Орнамент. 2.4 Промежуточный контрольный срез Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Глиняная игрушка. 3.1 Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. 3.2 Знакомство с глиняной игрушкой. 3.3 Каргопольская игрушка. 3.4 Филимоновская игрушка. 3.5 Дымковская игрушка 3.6 Актюбинская игрушка. 3.7 Контрольный срез Городец - центр народного творчества. 4.1 История возникновения городецкой росписи 4.2 Техника росписи по дереву мастеров Городца. 4.3 Особенности цветового и композиционного решения городецкой росписи. 4.4 Роспись разделочной доски по мотивам городца Знакомство с народными промыслами. 5.1 «Золотая» хохлома. 5.2 Сказочная гжель. 5.3 Лаковые миниатюры Итоговое занятие Мероприятия воспитательно –познавательного характера. 4-4 Итого: Учебно-тематический план 1 год обучения

Содержание деятельности 1 год обучения Содержание разделов и тем Базовые компоненты 1. Вводное занятие. Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места. Материалы и инструменты Основы цветоведения и композиции. Цветовой спектр. Две основные группы цветов. Теплые и холодные цвета, основные, дополнительные, родственные цвета. Композиция. Основные законы построения композиции: стилевое единство, ритм, центр, законы симметрии. Зарисовка основных схем композиционного построения. Построение композиции по заданной схеме. Орнамент. Виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный (гротескный, геральдический в порядке знакомства). Построение орнамента по заданному элементу (раппорту). Построение линейно-замкнутого орнамента.Анализ орнаментальных композиций. Промежуточный контрольный срез. Цветовой спектр, контраст, растяжка, тон, палитра. Композиция, стилевое единство, центр, ритм, эскиз. Орнамент, раппорт, зооморфный, гротеск, геральдика.

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Глиняная игрушка. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Знакомство с глиняной игрушкой. История зарождения промысла глиняной игрушки. Технология изготовления игрушки из глины. Каргопольская игрушка. История промысла. Особенности игрушки. Основные элементы росписи. Цветовое решение. Выполнение эскиза росписи на силуэте игрушки. Ремесло. Базовая форма. Стилизация узоров Филимоновская игрушка. История промысла. Особенности игрушки. Основные элементы росписи. Цветовое решение. Выполнение эскиза росписи на силуэте игрушки. Дымковская игрушка. История промысла. Особенности игрушки. Основные элементы росписи. Цветовое решение. Актюбинская игрушка. История промысла. Особенности игрушки. Цветовое решение. Зарисовка основных элементов росписи. Разработка эскиза актюбинской игрушки.. Сравнительный анализ работ, выделение главных отличительных особенностей глиняной игрушки различных промыслов России и Татарстана. Контрольный срез. Символика. Геометричес кий орнамент. Контраст.

Городец- центр народного творчества. История возникновения городецкой росписи. Зарождение и развитие промысла. Техника росписи по дереву мастеров Городца. Знакомство с орнаментальной цветочной композицией в современной городецкой росписи. Знакомство с этапами обработки и подготовки изделия к росписи: подмалевок, оживка. Особенности цветового и композиционного решения городецкой росписи. Знакомство с характерными для городецкой росписи цветами. Использование белил в росписи. Упражнения в технике кистевой росписи без предварительного контура, используя линии разной толщины и направлений, мазок кистью, точка. Основные элементы: листочек, розан, купавка, конь, петух. Поэтапное выполнение росписи: выполнение силуэта, определение центра элемента росписи, выполнение прописки элементов, линейная разделка пятна. Варианты композиционного размещения узора (замкнутый, линейный). Упражнения по составлению композиции с использованием шаблонов. Донце. Мазок, подмалевок, оживка, штрих, точка, силуэт, пятно, линия, ритм. Белила, цвет, оживка, локальный цвет. Точка, линия, мазок. Розан, купавка, листок, петух, конь. Симметрия, асимметрия, ритм, равновесие, эскиз. 4.4Роспись разделочной доски по мотивам Городца. Разработка эскиза росписи для плоских предметов в цвете. Подготовка древесной основы под роспись. Перенос эскиза на доску. Выполнение росписи на доске по эскизу. Покрытие лаком. Шлифовка, грунтовка.

Название разделов Всего Теор.Практ. 1. Вводное занятие Цветоведение. Композиция. Орнамент. 2.1 Цветовой спектр. 2.2 Основные законы композиции 2.3 Виды орнамента. 2.4 Промежуточный контрольный срез Игрушка- матрешка 3.1 Знакомство с расписной матрешкой Загорска, Полхов-Майдана, Семенова. 3.2 Этапы изготовления росписи матрешки. 3.3 Изучение элементов росписи матрешки из Загорска, Полхов-Майдана, Семенова. 3.4 Составление эскиза росписи матрешки. 3.5 Изготовление матрешки в технике папье- маше. 3.6 Роспись объемной матрешки 3.7 Промежуточный контрольный срез Глиняные сувениры 4.1 Изготовление глиняных сувениров 4.2 Птица счастья 4.3 Новогодняя елка 4.4 Такие разные рыбки 4.5 Чайник для кухни 4.6 Сова и ворон 4.7 Снеговик 4.8 Придумай свой сувенир 4.9 Придумай свой сувенир Учебно-тематический план II год обучения

5. Царство «Золотой» хохломы. 5.1Центр народного промысла «Хохлома». Истоки мастерства. 5.2Цветовое решение в работах хохломских мастеров. 5.3 Характерные приемы росписи в работах хохломских мастеров ( «верховая», «под фон») 5.4 Изучение основных элементов росписи. Упражнение в технике кистевой росписи. 5.5Составление композиций с применением хохломских мотивов. 5.6 Использование хохломской росписи на объемных предметах. Роспись изделия. 5.7Использование хохломской росписи на объемных предметах 5.8 Покрытие готовых изделий лаком Контрольный срез Итоговое занятие Мероприятия воспитательно- познавательного характера. 88- Итого 144

Содержание разделов и тем Базовые компоненты 1. Вводное занятие. Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. 2. Цветоведение. Композиция. Орнамент Цветовой спектр. Эскиз, стилевое единство, центр, ритм Основные законы композиции: стилевое единство, ритм, центр, законы симметрии Виды орнамента: гротескный, геральдический; анализ орнаментальных работ. Гротеск, геральдика 2.4. Промежуточный контрольный срез. 3«Игрушка – матрешка» Знакомство с расписными матрешками из Загорска, Полхов-Майдана, Семенова. Знакомство с историей рождения матрешки. Знакомство с расписными матрешками из Загорска, Полхов-Майдана, Семенова. Отличительные особенности матрешек разных регионов России. Игра «Угадай матрешку». Фукуруму Загорская, Полхов- Майданская, Семеновская Этапы изготовления и росписи матрешки. Технология изготовления матрешки. Способы обработки древесины. Поэтапное выполнение росписи матрешки. Изучение приемов росписи куклы-матрешки. Упражнение кистевого письма. «Белье», пестрешка, контурка, оживка 3.3. Изучение элементов росписи матрешки из Загорска, Полхов-Майдана, Семенова. Основные элементы росписи загорской, полхов- майданской, семеновской матрешки. Основные элементы росписи татарской матрешки. Отличительные особенности русской и татарской матрешки. Зарисовка основных элементов. Эскиз, лаконичный цвет. Содержание деятельности II год обучения

3.4. Цветовое и композиционное решение. Цветовое единство матрешек разных регионов России и Республики Татарстан. Композиционные особенности матрешек разных регионов. Композиция декоративного букета., украшающего матрешку. Самостоятельное составление творческого эскиза росписи матрешки с учетом традиционных приемов росписи матрешек разных регионов. Колорит, единство цвета и формы Изготовление матрешки в технике папье- маше. Знакомство с техникой папье-маше. Поэтапность выполнения формы из папье- маше. Технологический процесс обработки изделия: зачистка изделия, грунтовка, шлифовка. Папье-маше, бутафория, грунтовка Роспись объемной матрешки. Поэтапное выполнение росписи матрешки по разработанному эскизу. Покрытие готового изделия лаком Промежуточные контрольный срез 4. Знакомство с глиняными сувенирами 4.1. Изготовление сувениров из глины Керамика. Стилизация узоров, символика 5. Царство «Золотой» хохломы Центр народного промысла «Хохлома» - г.Семенов. Истоки мастерства. Знакомство с центром Хохломского промысла, историей возникновения и развития. «Пламенная» хохлома. Технологический процесс подготовки изделий к росписи. «Пламенная» хохлома, белье, вапа, лужение Цветовое решение в работах хохломских мастеров. Колорит хохломы, основные цвета, используемые в росписи, цветовые сочетания. Колорит, киноварь.

5.3. Характерные приемы росписи в работах хохломских мастеров («верховая», «под фон»). Знакомство с разновидностями орнамента: роспись «под фон» и «верховая». Технология подготовки и выполнения росписи, этапы выполнения росписи. Кудрина, травка, «под листок», приписка, криуль, тушевка, лачение Изучение основных элементов в росписи. Упражнение в технике кистевой росписи. Знакомство с элементами: «травка», «ягодка», «кудрина», «пряник», «листок», «пряник с кудриной», «поморские» листья, «цветы», «Сказочная жар – птица», «ромашки». Упражнения по выполнению элемента «травка». Постановка руки, кисти. Выполнение отдельных элементов, упражнения на круглой заготовке. «Травка», «кудрина», «пряник», тычок Составление композиций с применением хохломских мотивов. Художественная выразительность изделий, расписанных под хохлому. Особенности композиционного построения росписи плоского и объемного предмета. Варианты композиционного размещения узора на разделочных досках. Статика, динамика Использование хохломской росписи на плоских предметах. Роспись изделия. Разработка творческого эскиза для росписи разделочной доски. Подготовка деревянной основы под роспись. Перенос эскиза на доску. Роспись разделочной доски. Лакировка Наждачная бумага. Лакировка Использование хохломской росписи на объемных работах. Разработка творческого эскиза для росписи объемного изделия (карандашница). Изготовление карандашницы в технике папье– маше. Подготовка изделия под роспись. Перенос эскиза на основу. Роспись изделия. Покрытие готового изделия лаком Контрольный промежуточный срез. Викторина.

Название разделов Всего 122 Теор.Практ. 1. Вводное занятие Основы цветоведения и композиции Восприятие цвета Композиция Орнамент Промежуточный контрольный срез Северные росписи Изучение основ северных росписей Пермогорская роспись Борецкая роспись Мензенская роспись Контрольный срез Сказочная Гжель Гжель – центр народной керамики Цветовое и композиционное решение росписи «Гжель» Изучение основных элементов росписи Составление эскизов росписи для плоских и объемных предметов Изготовление объемных предметов из папье-маше Выполнение росписи под гжель на объемном предмете Промежуточный контрольный срез Знакомство с народными промыслами Урало-сибирская роспись Жостово Петряковская роспись Выполнение творческого проекта Итоговое занятие. Итого: Учебно-тематический план III год обучения

Содержание разделов и тем Базовые компоненты 1. Вводное занятие. Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места. Материалы и инструменты Основы цветоведения и композиции. Воспиятие цвета. Беседа о природе цвета, о восприятии его человеком. Как влияет цвет на жизнь людей. Повторение цветового спектра. Упражнение «Рисуем настроение» на повторение теплого и холодного колорита. Композиция. Повторение основных законов построения композиции: стилевое единство, ритм, центр, законы симмерии. Повторение композиции по заданной схеме. Орнамент. Виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, гротескный, геральдический. Построение орнамента по заданному элементу (раппорту). Построение орнамента в Цветовой спектр, контраст, тон, растяжка, палитра, колорит. Стилевое единство, центр,ритм, эскиз, динамика, статистика. Орнамент, раппорт, зоомофный, гротеск, геральдика Круге, квадрате, сетчатого орнамента. Анализ орнаментальных композиций. Промежуточный контрольный срез. Содержание деятельности III год обучения

Северные росписи. Изучение основ северных росписей. История промысла. Виды северных росписей. отличительные особенности северных росписей. Пермогорская роспись. Особенности цветового решения. Легенда «Сирин и Алконос». Основные элементы росписи. Поэтапное освоение мотива «птица» Борецкая роспись. Цветовое и композиционное решение росписи. Основные элементы росписи: « райское дерево», «вазон», «трехлопастной листок», «душка с горошинами», «розан». Составление эскиза панно ( коллективная работа). Мензенская роспись. Цветовое и композиционное решение росписи. Основные элементы росписи: «уточка», «лебедь», «птица», «конь», «олень». Геометрический орнамент фпризовой композиции. Составление эскиза росписи прялки. Росписи: Пужужская, Пермогорская, Борецкая. Мензенская, Ракульская, Шенкурская, Уфтюжская. Сирин, Алконос. «Дерево жизни», сюжет. Прялка,фризовая композиция 3.5. Контрольный срез.

Сказочная Гжель. Гжель- центр народной керамики. Знакомство с историей и развитием русской керамики. Анализ росписи на гжельском кувшине, особенности композиции росписи кувшина. Цветовое и композиционное решение росписи Гжель. Знакомство с композиционным оформлением кувшина в гжельской росписи, с художественной системой орнаментальной росписи гжельских изделий. Знакомство с вариантами трехчастного построения круговой росписи на кувшине. Единство эстетического и функционального. Цветовое сочетание и единство колорита гжели. Изучение основных элементов росписи. Бордюры. Знакомство с цветочными и растительными элементами росписи. Птица - основной герой росписи. Поэтапное выполнение элементов росписи «гжельская роза», « сказочная птица». Упражнения в технике кистевой росписи. Майолика, тулово, трехчленная роспись. Тулово, поддон, шея, носик. Ритм, пластичность, цвет, кобальт, надглазурная роспись, отттенки. Подмалевок, мазок с оттенком. 5. Итоговое занятие