10 октября 2015 г. Совершенствование механизмов управления непрофильными активами компаний с государственным участием Разработчики - слушатели программы:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Advertisements

Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
1 Передача МРСК Северо-Запада полномочий Единого Исполнительного Органа РСК.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Докладчик: главный специалист отдела тарифов в локальных монополиях Котрини Т.Р. 20 марта 2009 Содержание заключения на инвестиционные программы коммунального.
« Бухгалтерский учет основных средств» (на примере ООО «Хлебороб» Петровского района)» Выполнила: Данченко Оксана Андреевна студентка 3 курса 10 группы.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Основные принципы организации эффективной системы внутреннего, внешнего контроля и финансовой безопасности компании.
Методика анализа плана оздоровления в части паритетности мер поддержки со стороны собственника, кредиторов и государства.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ ДИАЛОГ ПЛЮС.
2006 Повышение эффективности управления долями регионов в акционерных обществах с участием государства.
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Транксрипт:

10 октября 2015 г. Совершенствование механизмов управления непрофильными активами компаний с государственным участием Разработчики - слушатели программы: ЛАЛЕТИН Антон Константинович МИНЧЕНКО Дмитрий Александрович РУБАН Александр Сергеевич АЙМЕТОВ Рустем Рафаэльевич КУРЬЯНОВ Александр Михайлович

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Характеристика государственных активов Глава 2. Анализ положений документов стратегического планирования и ключевых документов органов государственного управления Российской Федерации в части управления непрофильными активами компаний с государственным участием Глава 3. Характеристика заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в реализации проекта Глава 4. Анализ опыта применения Методических рекомендаций Росимущества в компаниях с госучастием Глава 5. Выработка рекомендаций по комплексному использованию непрофильных активов Заключение 2

Непрофильные активы, как правило, неэффективны и убыточны; ОНДП запланирован выход государства из управления непрофильными активами до 2018 года; Реализация активов в условиях стагнирующего рынка не принесет должного экономического эффекта. Предпосылки и актуальность проекта среднесрочный период (тактические задачи) долгосрочный период (стратегические задачи) Для достижения максимально эффективного эффекта требуется: - структурный анализ, изменения и систематизация системы управления непрофильными активами компаний с госучастием; - альтернативный механизм (набор инструментов) управления непрофильными активами.

Нормативная база по работе с непрофильными активами компаний с госучастием Указ Президента РФ О долгосрочной государственной экономической политике от 07 мая 2012 г. 596 Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года (новая редакция) Поручения Минэкономразвития России от по вопросу отчуждения непрофильных активов акционерных обществ с государственным участием Методические рекомендации Росимущества по отчуждению непрофильных активов в федеральных казанных предприятиях и федеральных государственных учреждениях, а также по определению непрофильности Рекомендации по разработке Стратегии и долгосрочной программы развития, письмо Росимущества от ОД-11/18576 «О разработке ключевых стратегических документов в госкомпаниях. и директивы представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) Обществ по разработке долгосрочных программ развития 4

Цели проекта Разработка рекомендаций по управлению непрофильными активами в целях устранения существующих проблемных вопросов по работе с НПА, универсализации применяемой методологии, инструментов и механизмов на основе анализа и обобщения практического опыта корпоративного управления в госкомпаниях, анализа нормативно- правовых и ведомственных актов. 5 Задачи, решаемые в рамках проекта Систематизация терминологии по проблематике; предложения по классификации активов; формирование перечня методов и инструментов управления ими; разработка алгоритма принятия решений; предложения по системе мотивации менеджмента компаний с государственным участием, направленных на стимулирование эффективного управления государственной собственностью.

Реестр заинтересованных сторон по проекту 6 Правительство РФ МЭР России Росимущество Госкомпании Госкорпорации - повышение эффективности и транспарентности госуправления; - совершенствование институциональной базы (нормативных правовых актов) в сфере имущественных и корпоративных отношений; - повышение эффективности операционной деятельности госкомпаний (рост администрируемых доходов по дивидендам, снижение рисков потери платежеспособности и банкротства); - оптимизация структуры федерального имущества; - рост доходов от приватизации пакетов акций за счет повышения капитализации. - использование универсальной методологии для принятия управленческих решений в сфере управления, распоряжения НПА для реализации инвестпроектов и восстановления платежеспособности; - противодействие менеджмента построению прозрачной системы управления НПА. - источник финансирования инвестиционных программ и программ технического перевооружения. -изменение существующей системы принятия решений; -дополнительная нагрузка.

Отзывы по проектной работе

Комплекс вариантов использования непрофильных активов 8 Сохранение Обособление Аренда Доверительное управление Развитие Реструктуризация актива Залог Выбытие Продажа Мена Безвозмездная передача Ликвидация реструктуризация (ОАО «ИНТЕР РАО «ЕЭС») доверительное управление (ОАО «НПК «Северная заря») продажа актива (ОАО «НПП «Салют») выделение в отдельные предприятия (частные коммерческие компании) Практика работы госкомпаний и частных коммерческих структур

9 ВЫВОДЫ: Продажа непрофильных активов не является единственным и эффективным инструментом работы с непрофильными активами; Требуется персонифицированный подход к каждому конкретному активу. Информация о продаже непрофильных активов в 2014 г. Экономические аспекты Продажа без проведения комплексного анализа возможных вариантов использования: уменьшает стоимость активов и залоговую базу; одноразовое получение дохода; не учитывает инфраструктурные и социальные ограничения; исключает возможность получения дополнительного дохода (денежного потока). Наиболее ликвидные непрофильные активы уже проданы; Множество примеров успешного развития проданных НПА частными покупателями; Госкомпании – являются коммерческими структурами и должны получать прибыль и выплачивать дивиденды, Государство может быть эффективным собственником; Продавать можно, но нужно делать это эффективно, после комплексного анализа возможных вариантов; Успешный бизнес госкомпаний- это рабочие места, налоги и т.д. Общесистемные проблемы В соответствии с отчетом о выполнении прогнозного плана приватизации федерального имущества гг. в 2014 году, опубликованном Росимуществом в феврале 2015 года: включено 294 объекта иного имущества (здания, строения, суда, движимое имущество). предложены к продаже 48 объектов недвижимого имущества, из которых проданы только 11 объектов.

Критерии и выбор варианта использования непрофильного актива 10 Управленческие критерии участие НПА в техпроцессе, возможность осуществления техпроцессов и обеспечения работы Общества без использования НПА, наличие потенциальных покупателей, арендаторов, безвозмездных приобретателей и иных контрагентов по сделкам. Экономические критерии получение дохода от НПА, возможность реализация на базе НПА проекта с положительным экономический эффектом для Общества, затраты на содержание и на действия в отношении НПА. Ограничения инфраструктурные, социальные функции актива; негативные последствия исключающие возможность совершения действий с НПА, законодательные ограничения, экологические; Функциональное назначение. Принципы отбора вариантов Наибольший положительный экономический эффект от операции с активом и\или прирост его стоимости. При наличия ограничений, решение о дальнейшем использовании принимается по согласованию с ОГВ. ! Совершенствование механизмов государственного управления не должно повлиять на главное - реализацию государственной стратегии в отношении конкретной госкомпании.

11 Рекомендации (алгоритм) по управлению непрофильным активом II.Управленческий этап (классификация активов, выбор вариантов решений) I.Подготовительный этап (инвентаризация активов, составление реестра активов) III. Принятие решения (расчет экономического эффекта вариантов решений с учетом возможных ограничений, утверждение варианта использования, утверждение программы работы с НПА, реализация проекта(ов) по управлению НПА. Совет директоров – ключевой элемент системы управления непрофильными активами Государство (Росимущество) Совет директоров Менеджмент Утверждение программы работы с НПА Поручения и КПЭ (отчет об итогах) Представители государства Поручение (директивы) об утверждении метод рекомендаций Реализация программы работы с НПА Отчет о выполнении программы и КПЭ Реестр на продажу и для иного использования

12 Актив выступает обеспечением финансирования предприятия. Решается проблема финансирования текущей деятельности без потери актива. Актив выступает обеспечением финансирования предприятия. Решается проблема финансирования текущей деятельности без потери актива. Актив остается на балансе (под контролем) предприятия. Не снижается капитализация компании. Актив остается на балансе (под контролем) предприятия. Не снижается капитализация компании. Использование актива, приносящего денежный поток предприятию (аренда, передача в доверительное управление и т.д.) I. II. III. Пример алгоритма работы с непрофильным активом Непрофильный актив Задача Выделение в самостоятельный бизнес и частичная продажа долей бизнеса Продажа Сдача в аренду Залог имущества Необходимо финансирование (инвестиции) для проекта по модернизации оборудования Склад Возможные варианты реструктуризации актива I. Анализ актива, выбор вариантов решений I. Анализ актива, выбор вариантов решений II. Расчет экономического эффекта вариантов III. Возможные ограничения II. Расчет экономического эффекта вариантов III. Возможные ограничения IV. Утверждение варианта V. Утверждение программы по НПА, VI. Реализация проекта по НПА IV. Утверждение варианта V. Утверждение программы по НПА, VI. Реализация проекта по НПА Выбран вариант залога имущества с получением разрешения на использование актива в ФХД для получения дополнительного денежного потока и повышения кредитоспособности предприятия. наибольший экономический эффект; отсутствие ограничений Преимущества при альтернативах продаже непрофильного актива Полученный результат

Отдельные аспекты при работе с непрофильными активами Финансирование работ с непрофильными активами Для экономического эффекта от НПА работу необходимо строить на принципах самоокупаемости. Работы финансируются из бюджета компании. Решить проблему может создание специального фонда, предназначенного для финансирования работ с непрофильными активами. Прибыль от реализации этих активов составит основу фонда. Предлагаемый вариант распределения средств: 1/3 прибыли от реализации активов направляется в фонд, 2/3 в бюджет компании. Система мотивации менеджеров общества Менеджмент должен быть мотивирован на изменения. Мотивация должна включать в себя количественные и качественные показатели. Советами директоров утверждается система КПЭ, разрабатываемая в соответствии с Методическими рекомендациями Росимущества. В систему КПЭ должны быть включены кроме показателей основной ФХД Общества и показатели, соответствующие показателям эффективности и качества работы с непрофильными активами. 13

Заключение 14 Исходя из приведенной выше информации и проведенного анализа сложившейся ситуации можно сделать вывод о низкой эффективности, и в первую очередь экономической, применения только одного рекомендованного механизма по продаже непрофильных активов. Необходимо применение широкого спектра инструментов управления непрофильными активами для госкомпания, а не только их продажа. Основными критериями определения «судьбы» непрофильных активов является их убыточность и их технологическая значимость (критичность). Предлагается применить в отношении компаний с государственным участием более широкий спектр инструментов управления непрофильными активами и повышения их эффективности, состоящие, как минимум из двух базовых вариантов, рассмотренных в данной работе. Рекомендации, выработанные в рамках разработки проекта, при их применение в организациях с госучастием и крупных интегрированных структурах позволят существенно повысить эффективность управления непрофильными активами и дадут государству дополнительные доходы. Крайне необходимые в условиях закрытия внешнего финансирования и ограничения бюджетных возможностей. Управление непрофильными активами рассматривается в проекте не как бизнес-процесс, а как важнейшее направление государственного управления, а именно - реализация государственной экономической политики в отношении принадлежащей государству собственности. Эффективное управление государственным имуществом позволит создать дополнительный экономический актив для развития страны в текущих кризисных условиях.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 10