Дегтярева И.В., Гусева Г.Ю. Проблемы соответствия профессиональных и образовательных стандартов применительно к финансовой сфере деятельности ФГБОУ ВПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Advertisements

Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Об актуализации ФГОС высшего образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами Соболев Александр Борисович, Директор Департамента.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
1 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО». Профессиональная деятельность специалиста Профессиональная деятельность специалиста банковского дела осуществляется.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Круглый стол Разработка банковских кадровых стандартов в соответствии с современными реалиями.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ.
Техникум отраслевых технологий и финансов «Методика проведения практик по профессиональным модулям» Областное методическое заседание преподавателей экономических.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
1 Национальная академия природоохранного и курортного строительства Факультет экономики и менеджмента Специальность «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» Квалификация «Специалист.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Финансово-кредитный факультет С 2007 года в соответствии с новыми образовательными стандартами финансово-кредитный факультет ведет подготовку БАКАЛАВРОВ.
Транксрипт:

Дегтярева И.В., Гусева Г.Ю. Проблемы соответствия профессиональных и образовательных стандартов применительно к финансовой сфере деятельности ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

Образовательный стандарт (ФГОС) нужен, чтобы регулировать содержание и структуру основных образовательных программ, т.е. он предписывает, как должна быть с точки зрения государства устроена образовательная программа, описывает ее структуру, состав элементов и набор компетенций, с помощью которых она должна быть сформирована. Профессиональный стандарт – это стандарт, определяющий требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты Образовательные стандарты Что регулируется требования к квалификациям, компетенциям определяют структуру и устройство образовательного процесса Кто разрабатывает сообщество профессионалов (в своей отрасли) Министерство Образования и Науки и Учебно-методические объединения Что фиксируют зафиксированы работы, функции, технологии, а также знания, компетенции и умения, какими должен обладать профессионал указываются компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника, доля вариативной и свободной части, а также какими образовательными средствами должна быть сформулирована та или иная компетенция Отличие профессиональных стандартов от образовательных стандартов

Профессиональный стандарт состоит из следующих необходимых структурных элементов: наименование профессии; код по классификатору; квалификационный уровень работника; наименование должностей и должностных обязанностей работников; требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии; требования к сертификации и состоянию здоровья; перечень умений и навыков, которыми должен обладать работник.

На сегодняшний день приняты следующие профессиональные стандарты в финансовой сфере деятельности: «Специалист казначейства банка» «Специалист по ипотечному кредитованию» «Специалист по корпоративному кредитованию» «Специалист по работе с залогами» «Специалист по кредитному брокериджу» «Специалист по микро финансовым операциям» «Специалист по платежным системам» «Специалист рынка ценных бумаг».

Федеральный закон от Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 (п. 5) определяет квалификацию как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного рода профессиональной деятельности». Таким образом, квалификация, это: во-первых, владение комплексом компетентностей, связанных с деятельностью работника по реализации полученного обучения по профилю; во-вторых, описание соответствующей профессиональной деятельности, включая объективные характеристики труда и устойчивые индивидуальные личностные качества, которые являются для данной деятельности профессионально важными, обеспечивающими ее успешность. Понятие «квалификация» обозначает степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности. Понятие «компетентный» обозначает «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области».

В проекте федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Экономика» определены виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: учетная; расчетно-финансовая; банковская; страховая.

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен быть готов решать следующие профессиональные задачи в сфере банковской деятельности: - ведение расчетных операций; - осуществление кредитных операций; - выполнение операций с ценными бумагами; - осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций; - выполнение внутрибанковских операций.

Для этого он должен обладать определенными профессионально-прикладными компетенциями (ППК): - способен осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ППК- 11); - способен оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ППК-12); - способен осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ППК-13); - способен готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ППК-14); - способен вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ППК-15).

Авторами было проанализировано соответствие компетенций ФГОС ВО и обобщенных трудовых функций, содержащихся в профессиональных стандартах на примере стандарта «Специалист по корпоративному кредитованию» и стандарта «Специалист казначейства банка». Указанные стандарты были выбраны потому, что для реализации трудовых функций данных специалистов установлен уровень образования – бакалавр.

Таблица 1 - Соответствие компетенций (ОПК и ПК) обобщенным трудовым функциям (ОТФ), трудовым функциям (ТФ), содержащихся в профессиональных стандартах (ПС) Наимено- вание ПС ОТФУровень квалификации ТФ ОПК и ПК из ФГОС ВО Вид профессиональной деятельности (ПД) из ФГОС ВО Специа- лист по корпоративному кредитованию Обеспечение проведен ия сделок кредитования корпоративных заемщик ов 6 (бака- лавр) Подготовка сделок кредитования корпоративных заемщиков - способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (в т.ч. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях) (ОПК- 1); - способен оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ППК 12) банковская деятельность Оценка платежеспособности и кредитоспособности потенциального заемщика - способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (в т.ч. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях) (ОПК-1); - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК- 2); - способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК – 3); - способен оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ППК 12)

Наимено- вание ПС ОТФУровень квалификации ТФ ОПК и ПК из ФГОС ВО Вид профессиональной деятельности (ПД) из ФГОС ВО - способен оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ППК 12) Подготовка и заключение кредитного договора - способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (в т.ч. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях) (ОПК- 1); - способен оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ППК 12) Контроль исполнения условий кредитного договора - способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (в т.ч. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях) (ОПК- 1); - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); - способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК – 3);

Наимено- вание ПС ОТФУровень квалификации ТФ ОПК и ПК из ФГОС ВО Вид профессиональной деятельности (ПД) из ФГОС ВО - способен оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ППК 12) Работа с заемщиками на этапе возникновения просроченной задолженности - способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (в т.ч. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях) (ОПК-1); - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); - способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК – 3); - способен оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ППК 12)

На основе анализа можно сделать некоторые выводы. 1. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» по направлению «Экономика» вполне способен осуществлять функции «специалиста по корпоративному кредитованию». Для осуществления трудовых функций «специалиста казначейства банка», 6 уровня квалификации (уровень образования – бакалавр) подготовить специалистов в рамках общего направления «Экономика» затруднительно. К сожалению отдельного направления подготовки бакалавров для работы в финансовой сфере не предусмотрено. 2. В профессиональных стандартах в качестве ответственной организации-разработчика указано Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей", а организацией-разработчиком является ФГБОУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации". И оценить степень участия представителей институтов финансового рынка и банковского сообщества в разработке стандартов достаточно сложно. 3. Причина существенных несоответствий образовательных и профессиональных стандартов состоит видимо и в том, что разработка профессиональных стандартов началась в тот период времени, когда в ВУЗах велась подготовка специалистов по специальности «Финансы и кредит» и ориентация была на ГОС ВПО, а сейчас осуществляется двухуровневая подготовка бакалавр- магистр согласно ФГОС ВО. Поэтому необходима корректировка и приведение в соответствие декларируемых в стандартах требований.