Минфин России Новации бюджетного законодательства 2015 – 2016 годов Заместитель Министра Алексей Михайлович Лавров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
М ] ф М ] ф 1 Заместитель Директора Департамента бюджетной политики и методологии Т.В. Саакян Условия предоставления бюджетных кредитов.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, 27 НОЯБРЯ 2013 ГОДА.
О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части государственного (муниципального) финансового контроля.
1 Открытие, ведение лицевых счетов и организация проведения кассовых выплат казенных, бюджетных и автономных учреждений Муртазина Роза Ильевна, заместитель.
Глава 28 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации Общие положения о бюджетных правонарушениях и применения бюджетных мер принуждения.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Основы составления проекта местного бюджета и среднесрочного финансового плана.
«Расчет и отражение показателей и приложений по муниципальному долгу при составлении проекта бюджета муниципального образования» 22 июня 2011г.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
Транксрипт:

Минфин России Новации бюджетного законодательства 2015 – 2016 годов Заместитель Министра Алексей Михайлович Лавров

М ] ф Изменения в Бюджетный кодекс РФ (законопроект , подготовлен к 1-му чтению) ДействующаяС Обоснование Отсутствуют Статья и Главный администратор доходов (источников финансирования дефицита):... утверждает методику прогнозирования поступлений доходов (источников финансирования дефицита) в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике при условии определения таких требований Правительством РФ; Позволит повысить прозрачность и достоверность бюджетного планирования доходов и источников финансирования дефицита бюджетов Отсутствуют Новая статья о возможности принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении). Статья не распространяется на налоги и сборы, страховые взносы, таможенные платежи. Позволит государственным органам списать в учете нереальные к взысканию штрафы и гражданско- правовые платежи, сократить административные расходы на попытки взыскать безнадежные платежи и сконцентрироваться на реальной задолженности. Статья и Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Статья и Приостановить нормы о применении такой меры бюджетного принуждения до В связи с проблемами в правоприменительной практике предлагается приостановить применение бюджетной меры принуждения в виде назначения уполномоченного по бюджету до вступления в действие новой редакции Кодекса. 2

М ] ф Разработаны поправки в законопроект (1) ДействующаяС Обоснование Статья Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов.... Статья Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Мера направлена на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ и проведение взвешенной долговой политики субъектов РФ. Статья 217. Основание внесения изменений в сводную бюджетную роспись – предоставление межбюджетных трансфертов Не только предоставление, но и решение о предоставлении (акт, соглашение) межбюджетных трансфертов Позволит заблаговременно утвердить ЛБО и начать заключение контрактов Статья Муниципальный дорожный фонд создается решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете). Статья Муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете). В целях уточнения правомерности создания муниципального дорожного фонда, т.к. не все муниципалитеты решают вопросы дорожной деятельности. 3

М ] ф Разработаны поправки в законопроект (2) ДействующаяС Обоснование Статья 95 Отсутствует Статья В состав операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета субъекта РФ включаются: … другие операции по управлению остатками средств на едином счете бюджета субъекта РФ, осуществляемые в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Данные поправки позволят поддержать ликвидность счета по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, а также привлечь в бюджет дополнительные доходы, что актуально в рамках реализации антикризисных мер в настоящее время. Статьи 47.1, 160.1, и С вступают нормы о формировании и ведении перечня и реестров источников доходов бюджетов Статьи 47.1, 160.1, и С вступают нормы : о формировании и ведении только реестров источников доходов бюджетов (перечень не формируется); о том, что правила применения реестров определяются Минфином России. Нормы носят переходный характер. Сроки их применения предлагается перенести на 1 год. Статья 69.2 Отсутствует Статья 69.2 Порядок формирования государственного (муниципального) задания и его финансового обеспечения должен определять: правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении; правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания; правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания учредителем - органом госвласти. Введение дополнительных требований к порядку позволит установить административную ответственность отказ от закрепления приведенных правил. 4

М ] ф Изменения в Бюджетный кодекс РФ (1) (законопроект , принят во 2-м чтении) ДействующаяС Обоснование Статьи 7, 8, 40, 41 и 56 Только положение про региональные и местные налоги Статьи 7, 8, 40, 41 и 56 Региональные налоги, местные налоги и сборы В связи с возможностью введения с субъектами РФ - городами федерального значения торгового сбора на своей территории. Отсутствует Статья 192 Новый документ, представляемый одновременно с проектом федерального бюджета: "перечень и оценка объемов расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления, по субъектам РФ и порядком определения указанных объемов;"; Позволит в полной мере оценить степень финансового обеспечения федеральных полномочий. Статья 236 Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов РФ на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ... Статья 236 Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов РФ на банковские депозиты, должны быть не ниже уровня требований, установленных Правительством РФ... Позволит субъектам РФ устанавливать более жесткие требования к кредитным организациям чем те, которые предусмотрены в постановлении Правительства РФ от

М ] ф Изменения в Бюджетный кодекс РФ (2) (законопроект , принят во 2-м чтении) ДействующаяС Обоснование Статья Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) предоставляется в порядке, установленном Правительством РФ,... на срок, не превышающий 30 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года. Статья Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) предоставляется в порядке, установленном Правительством РФ,...на срок, не превышающий 50 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года. В целях повышения привлекательности и эффективности краткосрочных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов. Статья 21. 7) образование: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; Статья 21. 7) образование: дошкольное образование; общее образование; дополнительное образование детей; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее образование; молодежная политика; В целях приведения классификации расходов бюджетов в соответствие с действующим отраслевым законодательством в области образования. 6

М ] ф Разработаны поправки в законопроект (1) ДействующаяС Обоснование Статья Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период,... Статья Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период,... Позволит обеспечить более равномерное распределение погашения долговых обязательств субъектов РФ в свези с увеличением возможного срока предоставления кредита. Статьи 51 и 57 Платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, поступает 100% в федеральный бюджет. Статьи 51 и 57 Если документы представляются через МФЦ, то плата распределяется: 50% в федеральный бюджет; 50% в бюджет субъекта РФ. Сейчас такой подход применяется в части государственной пошлины. Предлагается распределить норматив зачисления платы за предоставление сведений по аналогии с государственной пошлиной. 7

М ] ф Разработаны поправки в законопроект (2) Изменения в Федеральный закон от ФЗ Действующая / С учетом поправки Обоснование 8. Установить, что до 1 января года в случае утверждения законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа МО) о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета) разницы между полученными и погашенными субъектом РФ (МО) бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ (местному бюджету) другими бюджетами бюджетной системы РФ, дефицит бюджета субъекта РФ (местного бюджета) может превысить ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ, в пределах указанной разницы. 9. До 1 января года предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) может превысить ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ, в пределах объема государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года и (или) в случае утверждения законом субъекта РФ (нормативным правовым актом представительного органа МО) о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета) бюджетных кредитов, привлекаемых в текущем финансовом году в бюджет субъекта РФ (местный бюджет) от других бюджетов бюджетной системы РФ, в пределах указанных кредитов. До 1 января года верхний предел государственного внутреннего долга субъекта РФ, а также муниципального долга устанавливается с соблюдением условий, указанных в настоящей части. Указанные изменения предлагаются с целью предоставления регионам возможности проведения в течение гг. мероприятий по снижению объема государственного долга. 8

М ] ф Разработаны поправки в законопроект (3) Изменения в Федеральный закон от ФЗ Действует / Предлагается Обоснование Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (...) следующие изменения: Статья Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается владельцами транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет. Нормативы зачисления доходов должны регулироваться только бюджетным законодательством. Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (...) следующие изменения: "Статья Дорожные фонды Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается... с учетом...прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от:... платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн; вводится с С учетом того, что данная плата является впервые вводимым неналоговым доходом, порядок ее зачисления и распределения целесообразно определить в 2016 году федеральным законом о федеральном бюджете. Новые переходные положения 1. В 2016 году доходы от платы поступают в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100% и зачисляются в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год в отношении акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин В 2016 году при формировании объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ учитываются также прогнозируемые объемы доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанной платы. 9

М ] ф Предоставление в 2016 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ 10 Нормы ФЗ о федеральном бюджете на гг. Проект ФЗ о федеральном бюджете на гг. Комментарии Статья 10. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и бюджету города Байконура … Перечень межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в 2015 году осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, утверждается Правительством РФ. Статья... Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и бюджету города Байконура … Установить, что в 2016 году предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ. Предлагается распространить положения об осуществлении перечисления из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ всех межбюджетных трансфертов в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, за исключением межбюджетных трансфертов, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

М ] ф Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе нормативных затрат 11 ДействующаяС Комментарии Статья Государственное (муниципальное) задание … 4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Статья Государственное (муниципальное) задание … Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Для осуществления расчета объема по новому правилу высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям) необходимо: 1) уточнить действующие порядки финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий в соответствии с положениями статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ с соблюдением Общих требований; 2) определить порядок расчета и утверждения значений базовых нормативных затрат и корректирующих коэффициентов.

М ] ф Нормирование в сфере закупок в 2016 году 12 Нормы Федерального закона 44-ФЗ НПА Правительства РФ в реализацию норм ст. 19 Федерального закона 44- ФЗ Комментарии Статья 19. Нормирование в сфере закупок (вступает в силу с 1 января 2016 года) … 4. Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд … Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения». Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» Предусмотрено установление Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями: 1) требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; 2) правил определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их тер. органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Предусмотрено право на региональном и местном уровнях ввести планирование с 1 января 2016 года (ч. 24 ст. 112 Закона 44-ФЗ). Использование планирования и нормирования закупок, нормирования затрат обеспечит, в том числе, снижение рисков осуществления заказчиками необоснованных закупок товаров, работ, услуг с излишними потребительскими свойствами.

М ] ф Установление запрета на предоставление государственной поддержки компаниям, находящимся в офшорных юрисдикциях 13 Бюджетный кодекс Российской Федерации (действующая редакция) Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» Комментарии Отсутствуют нормы, устанавливающие запрет на предоставление государственной поддержки компаниям, находящимся в офшорных юрисдикциях Предусматривается установление запрета на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях, а также государственных (муниципальных) гарантий в случаях, если принципалом или бенефициаром по таким гарантиям является офшорная компания. Предлагаемые Проектом ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» поправки разработаны в целях исключения возможности предоставления государственной поддержки компаниям, находящихся в юрисдикциях, не отвечающих признакам прозрачности финансово-хозяйственной деятельности действующих в их территориях юридических лиц

М ] ф Изменение структуры Бюджетного кодекса Отказ от деления на части (общие положения, бюджетная система РФ, бюджетный процесс, бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения, заключительные положения) 9 разделов (количество не изменилось), в том числе новые (преобразованные): Общие положения Планирование бюджета Учет и отчетность о государственных (муниципальных) финансах 33 главы, в том числе новые: Эмиссия и обращение государственных (муниципальных) ценных бумаг Сводная бюджетная роспись Казначейское обслуживание Единый казначейский счет Бюджетные платежи и система казначейскихплатежей Отчетность о государственных (муниципальных) финансах Информационное обеспечение в сфере бюджетных правоотношений 315 статей (сейчас - 307, в т.ч. 110 с "прим") 14

М ] ф Корректировки понятийного аппарата Термин "Источник финансирования бюджета" вместо "источник финансирования дефицита бюджета", поскольку источники образуются не только при отрицательном, но и при положительном балансе бюджета Термин "бюджетная система Российской Федерации" будет отражать не только совокупность бюджетов, но и участников бюджетного процесса, и бюджетных правоотношений Понятие "получатель бюджетных средств" заменяется понятием "администратор расходов бюджета", т.к. этот участник бюджетного процесса прежде всего управляет расходами, а не получает денежные средства Новое понятие "Получатель средств из бюджета" – физическое лицо - производитель товаров (работ и услуг), юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, которым предоставляются средства из бюджета 15

М ] ф Принцип сбалансированности и устойчивости бюджета реалистичные показатели прогноза социально- экономического развития планирование в рамках бюджетного прогноза с оценкой долгосрочных финансовых последствий стабильные правила (ограничения) общего объема расходов и (или) дефицита бюджета приоритет исполнения действующих обязательств государственный (муниципальный) долг, исключающий неисполнение обязательств и их реструктуризацию 16

М ] ф Виды доходов бюджетов К доходам бюджетов относятся: 1) обязательные платежи; 2) платежи, взимаемые государственными и муниципальными органами, казенными учреждениями за выполнение работ, оказание услуг; 3) платежи от использования и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, в том числе от вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов; 4) поступления от финансово-хозяйственной деятельности организаций; 5) средства, полученные от конфискации имущества, компенсации ущерба, причиненного государственному и муниципальному имуществу, возмещения вреда, причиненного окружающей среде; 6) безвозмездные поступления, в том числе межбюджетные трансферты; 7) средства самообложения граждан; 8) иные платежи. К обязательным платежам относятся: 1) налоги и сборы; 2) консульские сборы, патентные пошлины и иные платежи за совершение юридически значимых действий; 3) таможенные платежи; 4) страховые взносы; 5) утилизационный сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду; 6) штрафы, неустойки и пени, указанные в статье 35 настоящего Кодекса; 7) иные обязательные платежи 17

М ] ф Новое понятие "Публичное обязательство" Публичные обязательства – обязанность публично-правового образования предоставить средства из бюджета физическому и юридическому лицу, другому бюджету и субъекту международного права по установленным БК РФ основаниям Расходные обязательства – публичные обязательства, подлежащие отражению в расходах бюджета при планировании, исполнении бюджета, осуществлении учета и составлении отчетности об исполнении бюджета Бюджетные обязательства – публичные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году Денежное обязательство – обязанность администратора расходов бюджета уплатить в бюджет, физическому лицу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю за счет средств бюджета определенные денежные средства 18 Возникает из НПА или договора (например, ФЗ "Об образовании в РФ") Публичное обязательство Реестр расходов бюджета ОБАС Расходное обязательство Закон (решение) о бюджете Бюджетное обязательство СБР, ЛБО Денежное обязательство Новое

М ] ф Виды публичных обязательств Нормативно-правовые Публичные нормативные обязательства Нормативно-правовые межбюджетные обязательства Нормативно-правовые международные обязательства Договорные Договорные обязательства в целях оказания госуслуг Контрактные обязательства Трудовые обязательства Договорные межбюджетные обязательства Договорные международные обязательства Долговые обязательства Договорные обязательства в возмещение затрат Иные договорные по основанию возникновения в т.ч. на условиях проектного финансирования Положения, установленные для нормативно-правовых обязательств распространяются на: - обязательства по уплате налогов - при исполнении судебных актов 19

М ] ф Бюджетные ассигнования 1) оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и выполнение функций государственными (муниципальными) органами и казенными учреждениями; 2) осуществление бюджетных инвестиций в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; 3) предоставление субсидий юридическим лицам (кроме указанных в пункте 1); 4) социальное обеспечение населения; 5) предоставление межбюджетных трансфертов; 6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; 7) обслуживание государственного (муниципального) долга и исполнение государственных (муниципальных) гарантий без права регрессного требования гаранта к принципалу или уступки гаранту прав требования бенефициара к принципалу; 8) осуществление обязательств по обязательному социальному страхованию. 20 1) обеспечение выполнения функций государственными (муниципальными) органами и казенными учреждениями, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам; 2) предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям; 3) оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заказом;

М ] ф Понятие "государственное (муниципальное) задание" 21 Сейчас Предлагается государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); 1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания…; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания. 1. Под государственным (муниципальным) заданием понимается документ, устанавливающий: 1) показатели, характеризующие качество и (или) объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), увязанные с целевыми индикаторами государственных (муниципальных) программ; 2) содержание, условия и (или) формы оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); 3) порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания…; 4) требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

М ] ф Разновидности субсидий 22 Лица Цели предостав- ления Направления использован ия Отражение в бюджете (ФАИП) Возникновение имущественных прав Распоряжение имуществом у ППОу юр. лица БУ, АУ 1) Госзадание ф/о выполнения госзадания ВСР право собственно сти право оперативн. упр. на движ. имущество, интеллектуал. права целевое назначение имущества (м.б. изъято в случае не использования) 2) Иные цели Из НПА может возникать право оперативн. упр. на движ. имущество, интеллектуал. права Распоряжается самостоятельно 3) Гранты БУ, АУ, ГУП (МУП) капвложения Строительств о (приоб. недвиж.) ВСР и ФАИП право собственно сти право оперативн. упр. (хоз. ведения) на недвижимость целевое назначение имущества (м.б. изъято в случае не использования) Хоз. общ., ТО, ГУП (МУП), физ. лица, ИП 1) Ф/о (возмещен.) затрат, недополученн ых доходов Из НПА ВСР не возникают любое имущество (в т.ч. недвижимое) Распоряжается самостоятельно при условии достижения целевых показателей (требование о целевом использовании и обременение м.б. предусмотрены в НПА и (или) соглашении) 2) гранты - права собственности ППО или юр. лица (кроме ГУП (МУП); - у ГУП (МУП) может возникать право оперативн. упр. (хоз. ведения) Распоряжается самостоятельно гос.корпо рации (гос.комп ании) 1) Имущ. взнос Из НПА ВСР не возникают любое имущество (в т.ч. недвижимое) Распоряжается самостоятельно при условии достижения целевых показателей (требование о целевом использовании и обременение м.б. предусмотрены в НПА и (или) соглашении) 2) гранты права собственности ППО и или юр. лица Распоряжается самостоятельно

М ] ф Разновидности бюджетных инвестиций 23 Лица Цели предостав- ления Направления использования Отражение в бюджете (ФАИП) Возникновение имущественных прав Распоряжение имуществом у ППОу юр. лица - КУ; - БУ, АУ, ГУП (МУП), принявшие полномочия госзаказчика – органа власти Капвложения строительство (приобретение недвижимости) ВСР и ФАИП право собствен- ности право оперативн. упр. (хоз. ведения) на недвижимость целевое назначение имущества (м.б. изъято в случае не использования или использования не по назначению) Хоз. общества, товарищества 1) "финансовый" взнос не связанные со строительством (приобретением) недвижимости в отдельном приложении к закону (решению) о бюджете (с указанием лица, цели и объема) участие в капитале право собств-ти на движимое имущество и (или) интеллектуал. права Распоряжается самостоятельно 2) "капитальный" взнос строительство (приобретение недвижимости) ВСР и ФАИПправо собств-ти на недвижимость

М ] ф Установить требования к основным направлениям итоги реализации направлений долговой политики; основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики; цели и задачи долговой политики; инструменты реализации долговой политики; анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальным долгом; иные положения долговой политики 24

М ] ф Новый документ - оценка налоговых и неналоговых расходов Представление одновременно с проектом бюджета оценки налоговых и неналоговых расходов ** бюджета за отчетный финансовый год 25 ** Налоговые и неналоговые расходы Объем доходов бюджета без МБТ, учтенных при составлении проекта бюджета =- Объем доходов бюджета без МБТ, рассчитанный без льгот и иных преференций Оценка налоговых и неналоговых расходов проводится при составлении бюджета и подготовке отчета об исполнении бюджета. СПРАВОЧНО: Наиболее крупными налоговыми расходами бюджета в 2013 году, на которые приходится около 53% налоговых расходов и составляющими 1,56% ВВП, являлись в т.ч.: - 0,33% ВВП (216,6 млрд. руб.) – «амортизационная премия» и повышенные коэффициенты амортизации по налогу на прибыль организаций; - 0,28% ВВП (185,8 млрд. руб.) – применение при расчете налога на добычу полезных ископаемых понижающих коэффициентов; - 0,25% ВВП (162,7 млрд. руб.) – льготы по налогу на имущество организаций по инфраструктурным объектам (магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, железнодорожные пути, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов); - 0,18% (118,4 млрд. руб.) – дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, устанавливаемые законами субъектов РФ.

М ] ф Совершенствование межбюджетных отношений введение новой формы дотации: дотации на сбалансированность введение "горизонтальных" межбюджетных субсидий законодательное регулирование формирования единой субвенции Уточнение форм межбюджетных трансфертов распределение межбюджетных трансфертов (кроме конкурсных субсидий) только законами (решениями) о бюджете внесение изменений в проект распределения без корректировки методики распределения не допускается (сейчас для дотаций, предлагается распространить на субвенции и субсидии) установление особенности использования субвенции на обслуживающие расходы (почтовая связь, банковские услуги и обеспечение деятельности ОИВ субъектов РФ) расчет субвенций местным бюджетам исходя из установленных нормативов Новации в сфере межбюджетного регулирования плата за негативное воздействие на окружающей среды штрафы за отдельные административные правонарушения сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (на региональном уровне) платы за аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (на местном уровне) Право субъектов РФ и ОМСУ передать нижестоящим бюджетам поступления от неналоговых доходов 26

М ] ф Система показателей долговой устойчивости – основа оценки рисков по долгу регионов и муниципалитетов Действующие долговые показатели 1. Отношение госдолга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений не более 100% / не более 50% для субъектов с существенной долей межбюджетных трансфертов до не учитывается сумма задолженности по бюджетным кредитам и сумма привлекаемых в текущем финансовом году бюджетных кредитов – показатель не отражает реальную долговую нагрузку 2. Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета не более 15% проблемы в области госдолга возникают до достижения указанных значений Новый набор долговых показателей 1. Отношение госдолга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений не более 100% / не более 50% для субъектов с существенной долей межбюджетных трансфертов 2. Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, не более 10% 3. Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям) не более 20% 27

М ] ф Классификация заемщиков по группам долговой устойчивости Показатель Группа А (высокая долговая устойчивость) Группа В (средняя долговая устойчивость) Группа С (низкая долговая устойчивость) 1. Отношение долга к общему объему доходов бюджета 50%50-90%> 90% 2. Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию долга к доходам бюджета 13%13-18%> 18% 3. Доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета 5%5-8%> 8% 3 показателя из своей группы все, кто не отнесены к А и С не менее 2-х показателей из группы С субъект группы А субъект группы В субъект группы С С в А только через 3 года после выхода из С Введение с 2019 года 28

М ] ф Требования и ограничения Группа А (высокая долговая устойчивость) Группа В (средняя долговая устойчивость) Группа С (низкая долговая устойчивость) Разработка основных направлений долговой политики (ОНДП) +++ Представление проекта ОНДП в Минфин, финорган субъекта -++ Согласование программ заимствований и гарантий с Минфином, финорганом субъекта -++ Предельный объем заимствований ограничен суммой, направляемой на погашение долговых обязательств --+ Требования к заемщикам в зависимости от группы долговой устойчивости 29

М ] ф Требования и ограничения Группа АГруппа ВГруппа С Не имеют права: o устанавливать дополнительные расходные обязательства o превышать нормативы по оплате труда o предоставлять "горизонтальные субсидии" -++ Подписание и выполнение соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению доходных поступлений Организация исполнения бюджета с открытием и ведением лицевых счетов в Федеральном казначействе Заключение финоргана о соответствии проекта бюджета законодательству Ежегодная проверка годового отчета финорганом более высокого уровня власти --+ Реализация плана восстановления платежеспособности --+ Требования к заемщикам в зависимости от группы долговой устойчивости (продолжение) В отношении субъектов РФ и МО с низким уровнем долговой устойчивости и при невыполнении ими плана восстановления платёжеспособности может быть инициирован процесс отрешения от должности высшего должностного лица (главы муниципалитета) 30

М ] ф Оптимизация состава материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете: На бумаге с законопроектом Правительством РФ представляются в Гос Думу пояснительная записка основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики прогноз социально-экономического развития Начиная со дня внесения законопроекта о бюджете в сети Интернет будут доступны материалы, заверенные электронной цифровой подписью: предварительные (ожидаемые) итоги социально-экономического развития прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период (новое); бюджетный прогноз (проект/изменения) оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета прогноз основных характеристик консолидированного бюджета РФ расчеты по статьям классификации доходов бюджетов и источников финансирования бюджетов методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов оценка объемов расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных..., по субъектам Российской Федерации и порядок определения указанных объемов (новое) паспорта (проекты паспортов) государственных программ (изменения в них) проект федеральной адресной инвестиционной программы данные по прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества верхний предел государственного внешнего долга РФ по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам верхний предел и проект структуры государственного внутреннего долга РФ оценка налоговых и неналоговых расходов федерального бюджета (новое) расчеты прогнозируемых объемов дополнительных нефтегазовых доходов, прогнозируемых объемов средств Резервного фонда и ФНБ, а также их использования Предлагается не формировать отдельно: реестр расходных обязательств перечень публичных нормативных обязательств предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, о порядке индексации заработной платы работников казенных учреждений 31

М ] ф Новации в области казначейского обслуживания 32 перейти от понятия "кассовое" к понятию "казначейское" обслуживание включить требования к порядку осуществления операций со средствами неучастников бюджетного процесса, включая автономные и бюджетные учреждения предоставление субсидий из федерального бюджета юридическим лицам под фактическую потребность (принцип "нуждаемости" получателя бюджетных средств в бюджетных средствах) введение казначейского сопровождения контрактов урегулирование вопросов со средствами, поступающими во временное распоряжение и целевыми добровольными перечислениями Правовое регулирование кассового/казначейского обслуживания прогнозирования движения денежных средств, управление операциями со средствами и остатками средств на едином казначейском счете расширение инструментов привлечения денежных средств распределение доходов, полученных от управления Развитие норм про управление средствами на едином счете

М ] ф Уточнение полномочий по государственному (муниципальному) финансовому контролю 33 Казначейское санкционирование операций Только участников бюджетного процесса Всех, кому открыты лицевые счета в ФК Внутренний госфинконтроль Сейчас Предлагается Только за соблюдением законодательства, достоверностью отчетности о реализации госпрограмм, соблюдение условий договоров с ЮЛ о предоставлении средств + достоверность планов ФХД, проверка соблюдения условий госконтрактов, условий использования кредитов, обеспеченных госгарантиями, условий размещения средств бюджета в ценные бумаги юрлиц + достоверность планов ФХД, проверка соблюдения условий госконтрактов, условий использования кредитов, обеспеченных госгарантиями, условий размещения средств бюджета в ценные бумаги юрлиц

М ] ф Уточнение состава бюджетных нарушений и ответственности за них а) отсутствует возможность установления органами госфинконтроля фактов нецелевого использования бюджетных средств в размере более 1,5 млн. рублей – риски необоснованного применения мер принуждения только на основании актов проверок (ревизий) б) неправомерные выплаты (кроме нецелевки) не отнесены к бюджетным нарушениям в) назначение уполномоченного по бюджету не является эффективной мерой принуждения Недостатки: Предлагается Расширить понятие нецелевого использования бюджетных средств, являющегося частным случаем нарушения условий использования бюджетных средств 2. В случае установления нарушения условий использования бюджетных средств применяется особый режим санкционирования операций администратора средств бюджета вместо назначения уполномоченного по бюджету

М ] ф Новая глава про информационное обеспечение 1. Принципы создания и ведения информационных систем в сфере бюджетных правоотношений (ИСБП) 2. Право Правительства РФ определить единые требования к созданию и ведению ИСБП 3. Цели и содержание федеральной государственной ИСБП, а также право Правительства РФ определить порядок ее создание 4. Порядок информационно-технологического взаимодействия ИСБП 5. Требования к организации электронного документооборота 6. Правовой статус и назначение единого портала бюджетной системы Российской Федерации 35

М ] ф Реестры 36 Кто ведет: определяется финорганом источников доходов ЧТО: свод (перечень) сведений об обязательных платежах и других поступлениях, поступающих в доходы бюджета, с указанием правовых оснований их возникновения, порядка расчета (размеры, ставки, льготы) и иных характеристик источников доходов Кто ведет: определяется финорганом расходов ЧТО: свод (перечень) сведений о расходных обязательствах, иных расходах, осуществляемых и планируемых к осуществлению из бюджета, с указанием правовых оснований их возникновения, порядка и показателей расчета объема бюджетных ассигнований, необходимых для их исполнения, и иных характеристик расходов Кто ведет: определяется финорганом источников финансирования ЧТО: свод (перечень) сведений об источниках финансирования бюджетов, с указанием правовых оснований их возникновения, порядка расчета и иные характеристики источников финансирования ОСОБЕННОСТЬ: общие требования Министерства финансов Российской Федерации к порядкам формирования и ведения Обоснование, проект закона о бюджете, формирование СБР, ЛБО, План РО, Кассовый план Ведение СБР, ЛБО, План РО, Кассовый план Отчетная информация, закон об исполнении бюджета ПЛАНИРОВАНИЕИСПОЛНЕНИЕ ОТЧЕТНОСТЬ + Участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса

М ] ф Этапы введения новой редакции Бюджетного кодекса 2016 нормы о планировании проектов бюджетов на годы 2017 нормы об исполнении бюджетов годов 2019 новая система оценки долговой устойчивости регионов и муниципалитетов нормы об отчетности об исполнении бюджетов за 2017 год 37 Законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, должны быть приведены в соответствие с Бюджетным кодексом РФ до 1 января 2017 года. В случае принятия закона в 2015 году

М ] ф График подготовки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации Месяц Мероприятие Апрель - май Согласование с ФОИВ Обсуждение: -на сайте regulation.gov.ru и budcodex.ru -с профильными комитетами в ГД и СФ, Счетной палатой -с регионам 01.06Внесен в Правительство РФ Июль – сентябрь внесение законопроекта в Государственную Думу и подготовка к первому чтению Октябрь Первое чтение Ноябрь- декабрь Поправки ко 2-му чтению Декабрь Второе и третье чтения 38

М ] ф Сайт budcodex.ru 39 Обсуждение Разъяснения Информирование Новости Обзоры Комментарии Справки