Санитарова Надежда Дмитриевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья Формирование аддиктивного поведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ Кафедра молодежной политики ГУО «Республиканский институт высшей школы»
Advertisements

Санитарова Надежда Дмитриевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья Социальные и психологические.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
ДЕВИАНТОЛОГИЯ Психология отклоняющегося поведения Презентацию выполнила: педагог-психолог МОУ Греково-Степановская СОШ О.А Киселева.
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
КАК СОХРАНИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Выполнила: Кужель В., Д-4. «ДПК»Азов, 2015 г.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
Внутриличностные конфдикты ТЕМА 5. Внутриличностный конфликт – это… Это внутренние противоречия, борьба, сильные негативные переживания. Это столкновение.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ.
Здоровый образ жизни сложное, интегративное понятие, объединяющее в себе такие взаимосвязанные и взаимозависимые категории как «здоровье» и «образ жизни»
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Методы и приемы формирования у школьников здорового образа жизни Колесникова З.П.
Транксрипт:

Санитарова Надежда Дмитриевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья Формирование аддиктивного поведения

Поведение как психологическая категория и свойство индивида Поведение – процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

1. Мотивированность – ценность поведения. 2. Продуктивность – реализация целей, согласованность с конкретной ситуацией. 3. Адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды. 4. Уровень активности – энергичность и инициативность. 5. Эмоциональная выразительность – сила и характер проявляемых эмоций. 6. Динамичность – выбираемый темп. 7. Стабильность – постоянство проявлений в различное время ив различных ситуациях. 8. Осознанность – понимание своего поведения. 9. Произвольность – понимание своего поведения и способность его объяснить.

1. Антисоциальное поведение, противоречащее правовым нормам. 2. Асоциальное поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. 3. Саморазрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности (агрессивное поведение, аддикции). Группы отклоняющегося поведения

Аддиктивное поведение (англ. Addiction – склонность, пагубная привычка) - злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, до формирования зависимости от них. Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения. Девиантное поведение – это поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в обществе социально- психологические, нравственные или культурные нормы.

Характерные черты аддиктивной личности Стремление обвинять невиноватых. Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других. Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип изменения легко предсказуем, но его трудно изменить. Подчинение влиянию людей с аддиктивной направленностью. Тревожность, связанная с комплексом неполноценности. Сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей.

Аддикции могут быть и нормативными, к примеру, любовная зависимость, трудоголизм. Вариативность аддикций распространяется от адекватных привязанностей, способствующих самосовершенствованию, до расстройств зависимого поведения. Причина невозможности отказаться состоит как раз в дефицитарности волевого компонента поведения зависимой личности. Для подростков термин «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения

Появление зависимости служит симптомом наличия некоторых личностных дефицитов у человека и отражает базовые трудности в сфере саморегуляции, включающие четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, взаимоотношения с людьми и умения заботиться о себе.

Основной мотив поведения аддиктивной личности – активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния. Подросткам не удается обнаружить в реальной действительности сферы деятельности, которые были им эмоционально или интеллектуально интересны, у них значительно снижена активность в обыденной жизни. Естественные адаптационные возможности зависимой личности нарушены на психофизиологическом уровне.

Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта при встрече с трудностями. Такие подростки обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ ухода от реальности закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Саморазрушающее поведение не только причиняет вред психическому, физическому здоровью подростка, оно является препятствием к личностному росту, в которой отмечается тенденция к регрессу, возникновению и фиксации механизмов психологической защиты, нарушению процесса созревания когнитивных и эмоциональных структур у подростка.

Психологический подход рассматривает зависимое поведение в связи с внутриличностном конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Аддиктивным поведением можно считать блокирование личностного роста и деградацию личности. Психиатрический подход рассматривает адъективные формы поведения как до болезненные особенности личности, способствующие формированию психических расстройств и заболеваний.

Зависимость можно считать заболеванием, если: Человек часто обращается к предмету, определяющему зависимое поведение, представляющее вред или опасность для него или окружающих людей. У человека наблюдается почти или совершенно непреодолимое влечение к предмету, определяющего зависимое поведение. Человек не в состоянии самостоятельно отказаться от зависимого поведения.

В зависимом поведении личности наблюдаются симптомы: Самообман или отрицание своей зависимости как защита личности. Повышение толерантности. Абстиненция – страдание при отсутствии предмета зависимости.

По мнению ученых факторами, определяющими своеобразие аддиктивного поведения, являются: Семейная предрасположенность. Психофизиологические особенности человека. Типологические особенности нервной системы. Тип характера. Невротическое развитие личности. Стрессоустойчивость. Бездуховность. Отсутствие смысла жизни. Неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя.

Аддиктивное поведение по сути является ущербно-адаптивным способом приспособления к условиям деятельности и общения. Психофизическая суть зависимого поведения заключается в неумении управлять своим эмоциональным состоянием.

Аддиктивное поведение формируется у людей с личностными дефицитами: Стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий. Проблемы самооценки. Недостаток самоуважения. Снижение мотивации достижений. Низкая способность к рефлексии и заботе о себе. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Агрессивность и нетерпимость. Эмоциональная зависимость. Склонность к регрессивному поведению. Проблемы в межличностном общении. Подчиненность среде. Слабые адаптационные способности.

Здоровая личность относительно близка к самоактуализирующейся личности. У аддиктивной личности процесс самоактуализации заблокирован. Это может означать: фрустрацию базовых потребностей; индивидуальную фиксацию на потребности низших уровней; недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные социальные условия. Если нормальная самоактуализация через творчество и духовность невозможна, она может быть подменена самовыражением через аддиктивное поведение.

Спасибо за внимание