Раньше преподавать «окружающий мир» было легче Учитель и ученики видели одно и то же, купались в одном и том же озере. Об этом они говорили и на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Окружающий мир -развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение.
Advertisements

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Рабочая программа - учебно-методический документ учебного предмета Подобряева Н.Л., методист ГПСП технологии.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Основные результаты итоговой работы по предмету «Окружающий мир», 4 класс МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
1 ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ Морозова Елена Владимировна
Транксрипт:

Раньше преподавать «окружающий мир» было легче Учитель и ученики видели одно и то же, купались в одном и том же озере. Об этом они говорили и на уроках. Учитель и ученики видели одно и то же, купались в одном и том же озере. Об этом они говорили и на уроках. Теперь их опыт непохож, ведь они могут включить разные каналы.

Чем отличаются современные дети? Требуется изменение содержания Информированность Раскованность Слабое здоровье

Со времен Я.А. Каменского вплоть до последнего времени задачи школы мало изменялись знаний хватало на всю жизнь Основной задачей школы было давать прочные знания, да и о связях между ними она не забывала. Этих знаний хватало на всю жизнь.

Место начальной школы в естественнонаучном и историко- обществоведческом образовании Дошкольное образование Начальная школа Основная и старшая школа Основные вопросы: Кто? Что? Какой? Формирование представлений об окружающем мире Основные вопросы: Почему это так? +Зачем…. На качественном уровне, без деталей. Образное формирование конкретных понятий. Основные вопросы: Почему так получилось? Зачем это нужно? На количественном уровне, с деталями. Формирование абстрактных понятий.

Клепинина Зоя Александровна

Виноградова Наталья Федоровна

Вахрушев Александр Александрович

Дмитриева Нинель Яковлевна

Плешаков Андрей Анатольевич

Чем отличаются современные дети? Требуется изменение содержания Требуется изменение методики (проблемно- диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Информированность Раскованность Слабое здоровье

Проектная деятельность в начальной школе.

проект (от лат. рroyetuз – двинутый вперед)

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.

Появление и использование метода проектов возник в США, вторая половина XIX века (Д. Дью, У.Х. Килпатрик); применялся в сельскохозяйственных школах; был перенесен в общеобразовательную школу;

В начале XX веков П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, СТ. Шацкий, и др.

в х гг. В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, П.Р. Атутова, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, М.Б. Павлова и др

Цель проектов вооружение ученика инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в житейских ситуациях

Задачи 1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2.Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: -умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; -способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; -формирование социально адекватных способов поведения. 3.Формирование способности к организации деятельности и управлять ею: -воспитание целеустремленности и настойчивости; -формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; -формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; -формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4.Формирование умения решать творческие задачи. 5.Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Предлагаемый порядок действий: 1.Знакомство класса с темой. 2.Выбор подтем. 3.Сбор информации. 4.Выбор проекта. 5.Работа над проектом. 6.Презентация проекта.

Последовательность работы над проектами этапызадачидеятельность учащихся деятельность учителя

Позиция учителя: Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Внешний результат Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: Внутренний результат: опыт деятельности, соединение знания и умения, компетенции и ценности.

Виды проектов по целевой установке (Г.М. Коджаспирова) творческие; игровые; практические; информационные; исследовательские

Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Тема: Тема: «Где сохраняют питьевую воду?» Объект: Объект: вода Шершнёвского водохранилища Цель: Цель: узнать информацию о водохранилище – источнике сохранения пресной воды и снабжения ею жителей Челябинска

Задачи: 1) найти информацию о Шершневском водохранилище: местоположение, основные характеристики этого искусственного водоёма; 2) провести исследование и выяснить, сколько воды потребляют жители города Челябинска за сутки; 3) провести наблюдение и определить, насколько бережно используется вода в быту (на примере моей семьи). Гипотеза: я предполагаю, что у жителей города Челябинска нет проблем с питьевой водой, потому что Шершнёвское водохранилище содержит, на мой взгляд, очень много воды

Содержание Введение 1.Шершнёвское водохранилище – главный источник воды для Челябинска: 1.1. Путь воды от водохранилища до потребителей 1.2. Общие сведения о Шершневском водохранилище 2. Исследование потребления и потерь воды жителями города Заключение Список литературы

творческие Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм )

игровые Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

информационные Направлен на сбор информации о каком- либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

практико-ориентированные Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Подготовка к защите исследовательской работы

ПРИЗНАКИПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ отличия (по характеру деятельности) объект деятельности реальная практикаобласть научного знания предмет деятельности модель нововведений в практику часть, свойства, отношения, характеризующие объект исследования направленность деятельности проектная технология направленная на всестороннее систематическое исследование проблемы практики исследовательская технология направленная на поиск способа решения проблемы, воспроизводимого и дающего достоверные результаты соотношение исследовательск ой и проектной деятельности исследуя, решаем реальную проблему практики исследуя, решаем исследовательскую проблему, направленную опосредованно на решение проблемы практики функциональны е зависимости исследовательск ой и проектной деятельности исследование выступает средством для достижения целей проекта проектная деятельность выступает средством для решения специальных задач исследования

ПРИЗНАКИПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ отличия (по процессу) на начальном этапе деятельности предполагает ценностное самоопределение к работе по теме проекта предполагает ценностное самоопределение к решению проблемы исследования характеристика готовности к процессу исследовательской и проектной деятельности предполагает технологическую готовность к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, готовность к самообразованию, осуществлять информационный поиск, брать на себя ответственность за полученные роли, действия и мероприятия, умение работать в команде предполагает технологическую готовность к эффективному разрешении проблемы исследования: выдвижению гипотезы, поиску средств проверки гипотезы исследования, интерпретации и обобщению результатов чаще всего бывает коллективной и реже индивидуальной индивидуальна по своей сути, хотя иногда бывает коллективной при работе в команде формирует умения работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования, умения взаимодействовать с любым партнером, умения взаимопомощи в группе при организации делового партнерского общения, умения находить и исправлять ошибки в работе членов команды формирует умения организации делового партнерского общения с учителе на завершающем этапе деятельности предполагает при коллективной деятельности рефлексию совместной работы как одного из условий эффективной работы команды рефлексия может специально не проводится сопровождается анализом полноты, глубины информационного обеспечения, творческого вклада каждого сопровождается анализом планируемого результата решения проблемы и степени ее решения предполагает разработку конкретного варианта (модели образовательного продукта) предполагает разработку неизвестного варианта (модели нововведения как образовательного продукта)

ПРИЗНАКИПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ отличия (по результату) главный итог деятельности получение практического результата достижение истины, получение новых знаний (субъективного или объективного характера), воспроизводимых и достоверных

Работа с Учительской газетой

Примеры направлений работы над проектами Тема: Человек и природа. Осенние (зимние, весенние, летние) работы и праздники в традиции народов моего края. Природные материалы моего края и местные художественные промыслы. Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко – культурных заповедниках.

«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать - и я пойму.» Китайская пословица.

Чем отличаются современные дети? Требуется изменение содержания Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Требуется изменение методики (от интересного не устают) Информированность Раскованность Слабое здоровье

E:\диск программы\гимн-для глаз mpg E:\диск программы\гимн-для глаз mpg

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п. 7). Рекомендации по разработке рабочих учебных программ представлены в Письме Министерства образования и науки Челябинской области от г. 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Для учителей начальных классов может быть рекомендован следующий подход к составлению рабочих программ предметов (модулей):

Пояснительная записка 1.1. Наименование рабочей программы Нормативно правовая база. Рабочая программа составляется на основе следующих нормативных документов: федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторской и примерной программ, ОБУП Основные цели и задачи предмета (модуля). В данном разделе необходимо прописать основные цели предмета (модуля), которые определяются с учетом специфики образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Наряду с этим отмечаются задачи предмета (модуля), характерные для данного года обучения Обоснование тематики содержания национально-регионального компонента

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Утверждаю» Директор МОУСОШ «___» _____________ ________ г. Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Разработчики: г. Челябинск, 2009 год

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Нормативно правовая база. Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации 1089 от «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 379 от «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год» Учебный план образовательного учреждения на 2009/2010 учебный год Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации от «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Программа Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: Письмо МО и ПО РФ от /14-15 Письмо Министерства образования и науки Челябинской области 103/3404 от г. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2009/2010 учебном году: Приложение 1 к письму МОиН Челябинской области 103/3431 от Локальный акт МОУ (Приказ об утверждении структуры рабочей программы)

1.2. Основные цели и задачи предмета Цели и задачи школы МОУ СОШ ___ осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях: достижения обучающимися образовательного уровня, соответствующего государственному образовательному стандарту; формирования общей культуры личности обучающихся; создания благоприятных условий для разностороннего развития личности путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании; адаптации обучающихся к жизни в обществе, к современным социально- экономическим условиям на основе создания гуманных взаимоотношений участников образовательного процесса; воспитания у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирования здорового образа жизни. Опираясь на цели работы школы, прописанные в Уставе, был сделан выбор образовательной системы обучения _________

Цель курса «Мир вокруг нас» - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Цель курса в 1 классе: Научиться задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них. Плешаков А.А.

Цель курса- знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального к нему отношения. Цель курса в 1 классе: упорядочить опыт ребенка и показать всеобщую взаимосвязь ученика со всей окружающей его действительностью. Вахрушев А.А.

Разбивка содержания программы на темы В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета окружающий мир отводится 2 час в неделю. Программа рассчитана на 66 часа, 2 час в неделю. Расхождений между учебным планом и программой нет. разделКол-во часов по теме по программе Кол-во часов в КТП 1 Введение9 2 Что и кто?18 3 Как, откуда и куда?12 4 Где и когда?9 5Почему и зачем ?17 6Заключение1 ИТОГО66 часа Плешаков А.А.

Разбивка содержания программы на темы В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета окружающий мир отводится 2 час в неделю. Программа рассчитана на 66 часа, 2 час в неделю. Расхождений между учебным планом и программой нет. разделКол-во часов по теме по программе Кол-во часов в КТП 1 Я и мир вокруг9 2 Как мы узнаем, что перед нами 4 3 Как ты узнаешь мир4 4 Твоя семья и твои друзья7 5Что нас окружает10 6Живые обитатели планеты 9 7Отчего и почему2 8Времена года10 Итого66 Вахрушев А.А.

1.3. Обоснование тематики содержания национально – регионального компонента В соответствии с письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 03 августа 2009 года 103/3431 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в учебном году», национально-региональный компонент реализуется в соответствии с ОБУП и составляет 3 часа. Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП. Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны. Тема НРК (РК) в классном журнале не фиксируется, остается только пометки НРК (РК), а содержание работы включается учителем в тематическое планирование.

Тема урока Содержание НРКСтраницы учебного пособия

Учебный предметМетодическое и дидактическое обеспечение содержания национально-регионального компонента Русский языкСтрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (1-2 класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», Стрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4 класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», Литературное чтениеГорская А.Б. и др. Хрестоматия по литературе родного края [Текст] / А. Б. Горская, Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Л. Н. Чипышева. - Челябинск: ИЦ «Взгляд», Окружающий мирГригорьева Е.В. Природа Южного Урала [Текст] / Е. В. Григорьева. – Челябинск: ЮУКИ, Тюмасева З. М. и др. Мир вокруг нас в красках, формах и звуках: Учебное пособие (1-4 класс) [Текст] / З. М. Тюмасева. – Челябинск: ЮУКИ, МузыкаДетский музыкальный фольклор и сочинения уральских композиторов для детей. Изобразительное искусствоПроизведения уральских художников для детей. Художественное творчество народов Урала. ТрудТрадиции, обычаи и обряды родного края (ремесла, одежда, обрядовые предметы быта). Изготовление изделий на ткацкой рамке в традициях народов Уральского региона. Изготовление объемных деталей. Макеты жилищ народов Урала. Физическая культураСодержание регионального компонента определяется материальной базой, спортивной специализацией учителя.

Перечисленные источники не являются обязательными, так как учитель имеет право использовать любой материал краеведческого содержания с указанием источника в тематическом планировании.

Рекомендации по оформлению классного журнала Тема НРК (РК) в классном журнале не фиксируется, остается только пометки НРК (РК), а содержание работы включается учителем в тематическое планирование.

ІІ. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Дидактическое обеспечениеМетодическое обеспечение Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1-4 класса «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальной школы. Плешаков А.А. Великан на поляне: Книга для чтения учащихся начальной классов. Атлас: Окружающий мир 1-4 кл. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1-4 кл. Программа и тематическое планирование для начальной школы. Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас» для 1 класса. Поурочные разработки к учебникам для 2-4 класса «Мир вокруг нас». Плешаков А.А.

ІІ. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Дидактическое обеспечениеМетодическое обеспечение Учебник для 1 класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг» в двух частях (Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.) Рабочая тетрадь для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг» (Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.) Тетрадь для самостоятельных и итоговых работ по окружающему миру для 1 –го класса(Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.) Программа курса «Окружающий мир» Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир» вокруг» /Под ред. А.А. Вахрушева Комплект наглядных пособий «окружающий мир», 1 класс Вахрушев А.А.

ІV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ В результате изучения окружающего мира ученик должен (стандарт) знать/понимать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); государственную символику России; государственные праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; ориентирования на местности с помощью компаса; установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями (животными); выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; Плешаков А.А.

ІV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ В результате изучения окружающего мира ученик должен (стандарт) знать/понимать роль руки и слов в общении; роль опыта как источника благосостояния людей; человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг; что такое общение и какова его роль в жизни человека; что такое город; основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий; основные природные богатства и их роль в жизни человека; свойства живых организмов и их отличия от неживых предметов; основные черты сходства и различий растений и животных; основные группы домашних животных и растений; отличительные особенности человека и животных; элементарные сведения о строении человека; правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года. Вахрушев А.А.

Уметь называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; пользоваться словами, указывающими направление и время; наблюдать, делать умозаключения; пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; различать профессии людей; различать природные богатства, живые и неживые; различать растения и животных; приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и диких животных; приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных; оценивать правильность поведения в природе; оценивать правильность поведения в быту. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями (животными); выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. Вахрушев А.А.

V. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Через выполнение заданий в учебных и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах, которые требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Список литературы при составлении контрольно измерительных материалов Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа курса окружающего мира. Образовательная система «2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс Изд. Дом РАО, 2004г. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику « Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1-го класса.- М.: Баласс, 2009.

Формы контроля1 четверть2 четверть3 четверть4 четвертьгод планфактпланфактпланфактпланфактпланфакт Тематический контроль Самостоятельная работа 2237 Текущий контроль Итоговая работа1113 Список литературы при составлении контрольно измерительных материалов Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа курса окружающего мира. Образовательная система «2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс Изд. Дом РАО, 2004г. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику « Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1-го класса.- М.: Баласс, 2009.

Стандарт начального общего образования по окружающему миру Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Важнейшими задачами образования в начальной школе является формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места человек на основе единства осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру (выписка из Приказа Министерства образования России от г. 10/89

pr_fgos_2009_of_1n_03.pdf

Планируемые результаты освоения программ начального образования. Окружающий мир. блокОжидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы Модели инструментарий для оценки достижений В процессе обучения учащиеся научатся Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых самостоятельно и уверенно Чело век и общес тво Осознавать и ценить роль и значение в жизни4 понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать, демонстрируя умение6 – содержательно рассказывать о своем классе (из кого состоит, сколько в нем мальчиков, девочек, есть ли тезки и т.п.); -формулировать правила общения со сверстниками и со взрослыми Учащиеся, работая в группе, могут подготовить визитную карточку «Мой класс». Работая индивидуально или в парах, они могут обсудить основные моменты письма сверстнику из другого региона с рассказом о своей школе, своем классе. Учащиеся могут предложить вариант визитной карточки класса. Они могут принять посильное участие в подготовке текста экскурсии по классу для гостей школы (родителе) и ее проведении. Источники информации: -работы учащихся; -деятельность учащихся; -результаты тестирования. Методы: -наблюдение; -оценивание процесса выполнения; -портфолио; Вопросы для самоанализа. Критерии: -адекватность выполнения задания его теме и характеру4 -содержательность представленной информации о классе и школе; -индивидуальный прогресс в следовании правилам общения в классе.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру (выписка из Приказа Министерства образования России от г. 10/89

Планируемые результаты освоения программ начального образования. Окружающий мир. блокОжидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы Модели инструментарий для оценки достижений В процессе обучения учащиеся научатся Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых самостоятельно и уверенно Человек и общество Показывать на карте границу России, столицу России, свой город (или село, поселок, страну и др.) Учащиеся могут принимать посильное участие в путешествии по карте родной страны Учащиеся могут показывать по карте границы России, местоположение столицы и одного – двух знакомых городов, названных учителем, в том числе родного города, края, области Источники информации: -деятельность учащихся; -результаты тестирования. Методы: -открытый ответ; -выбор ответа. Критерии: -корректность использования приемов работы с картой; -адекватность выполнения задания его теме и характеру

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление). Правила поведения в природе. Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России. Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Варианты тематического планирования Содержание курса 1 вариант (исходный) 2 вариант (естественно – научная направленность) 3 вариант (социально – гуманитарная или историко – обществоведческая) Человек и природа Человек и общество Резерв 5412

Planiruemye rezul'taty 1_128.pdf

Требования к предметным результатам умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования; умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени; умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию; умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Раздел «Человек и природа» Выпускник научится: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Раздел «Человек и природа» Выпускник получит возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество» Выпускник научится: различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Раздел «Человек и общество» Выпускник получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Инструкция по выполнению работы Дорогой друг! Предлагаем тебе проверить свои знания по предмету «Окружающий мир». Каждый вариант состоит из 20 заданий, на выполнение одного варианта отводится 45 минут. Для того чтобы успешно справиться с работой, внимательно прочитай вопрос к каждому заданию и обдумай свой ответ.

В заданиях А4-А8 тебе предстоит выбрать один правильный ответ из предложенных четырех и подчеркнуть его. В заданиях В5-В8 необходимо дать ответ на вопрос самостоятельно (это может быть одно слово или сочетание слов, которое ты напишешь сам) Когда ты будешь работать над кроссвордом, внимательно заполняй каждую клеточку. Если ты все сделаешь правильно, то перед тобой появится ключевое слово. Задания лучше выполнять по порядку. Если ты испытываешь затруднения при ответе на вопрос, то переходи к следующему. После выполнения всей работы ты сможешь вывернуться к пропущенным заданиям и попытаться их выполнить. Обязательно проверь свою работу и исправь ошибки, если ты их обнаружишь.

Часть А состоит из 8 заданий, каждое из которых оценивается одним баллом. Это задания БАЗОВОГО УРОВНЯ, они основаны на знании программного материала(изменения в живой и неживой природе, взаимосвязь природы и человека, природные явления и т.д.) Выполнением этих заданий проверяется уровень теоретических знаний, установленных программно – методическими материалами в образовательной области «Окружающий мир»

Ответы к заданиям А А1А2А3А4А5А6А7А8 1ИволгаАмазонкаЛиственные - яблоня, осина, ива, каштан; Хвойные – пихта, секвойя, ель, лиственница ДубАвстралияДикорастущие – пырей, осот, овсюг, василек; Культурные – ячмень, рожь, пшеница, овес 13212

Часть В также состоит из 8 заданий, каждое из которых оценивается тремя баллами. Это задания ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ, которые не превышают требования программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми. Эти задания требуют логики мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать выделять главное, определять последовательность объектов и явлений природы, соотносить причину и следствие природных процессов.

Ответы к заданиям В А1А2А3А4А5А6А7А8 1Лук. Лук обладает целебным и свойства ми и использу ется для приготов ления пищи. Северный Ледовитый океан – море Лаптевых, Карское, Баренцево; Тихий океан – Японское, Охотское; Атлантический океан – Балтийское, Черное. Лесная зона – рожь, лен, картофель; Степная зона – пшеница, кукуруза, сахарная свекла; Зона пустынь(оазис) – рис, хлопок; Зона тропических лесов – финик, апельсин, банан 1, 4,5,3, 2 Берлин, Вена, Рим, Москва, Токио Природ ная зона энтом ология Белый гриб 2Австрия. Столица этой страны – город Вена. Африка – жираф, гепард, марабу; Австралия – ехидна, вомбат, сумчатый кенгуру; Северная Америка – белый медведь, пума, овцебык; Южная Америка – ягуар, страус – нанду, колибри Истребление божьих коровок – увеличение числа тли; Истребление стрекоз – увеличение числа комаров и мух; истребление лис и сов – увеличение числа грызунов; истребление волков – увеличение числа больных животных 1, 3, 2, 5, 4, 6 Дон, Лена, Иртыш, Обь, Кама Юпи тер Вегета тив ное попол зень

Часть С Содержит 4 задания, каждое из которых оценивается пятью баллами. Это задания ВЫСОКОГО УРОВНЯ сложности, они ориентированы на эрудицию и применение знаний, полученных из собственных наблюдений и дополнительной литературы.

Ответы к заданиям С С1С2С3С4 1ГераньСумрак, мало света, через иголки, а они почти не гниют, очень трудно пробиться травинке ДубСосен, появилась радуга, снегири, карканья воробьев, белка заснула до весны 2янтарьС кровью по организму переносятся кислород, необходимый для дыхания, питательные вещества, витамины, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. чес нок Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Национально – региональный компонент стандарта начального общего образования по окружающему миру Челябинской области

Образовательный минимум содержания образовательной программы (НРК) Наш край на карте. Наш край на карте России. Южный Урал. Челябинская область. Границы Европы и Азии на территории области. Карта Челябинской области. Соседи нашего края: Свердловская, Оренбургская, Курганская Область, Башкортостан, Казахстан. Города Челябинской области (3-4). Челябинск – областной центр. Дата основания Челябинска – 13 сентября 1736 года. От крепости до большого города. Танкоград в годы Великой Отечественной войны. Миллионный город в настоящее время. Сведения из истории Челябинской области. Основные достопримечательности нашего края: музеи, театры, спортивные сооружения, символика Челябинской области. Народы, населяющие Челябинскую область.

Образовательный минимум содержания образовательной программы (НРК) Поверхность нашего края. Многообразие форм поверхности края: Западно – Сибирская низменность, Зауральская холмистая возвышенная равнина, горы Среднего и Южного Урала. Охрана поверхности края. Полезные ископаемые Южного Урала. Классификация полезных ископаемых. Свойства полезных ископаемых: гранита, песка и глины, известняка и мрамора(строительное сырье); торфа, бурого и каменного угля (Топливо); железной, медной руд (руды). Ильменский заповедник «минеральный рай Земли». Драгоценные и поделочные камни. Добыча и переработка полезных ископаемых края. Охрана подземных богатств. Водоемы нашего края. Реки горные (Ай, Сим, Уфа, Юзюзань) и равнинные (Миасс, Урал, Теча, Уй). Водохранилища, их роль в жизни людей. Южный Урал – край озер. Озара – памятники природы Челябинской области: Увильды, Тургояк, Еткуль, Зюраткуль и др. Охрана водоемов.

Образовательный минимум содержания образовательной программы (НРК) Погода в нашем крае. Сезонные изменения природы, фенологические наблюдения. Почвы Челябинской области: черноземные, подзолистые, серые лесные. Взаимосвязь почвы с другими компонентами природы. Охрана почв края. Природные сообщества края. Лес – природное сообщество. Леса Челябинской области. Челябинский и Каштакский бор – памятники природы. Луг – природное сообщество. Охрана лугов. Поле – природное сообщество, созданное человеком. Растениеводство и животноводчество в Челябинской области. Водоем – природное сообщество. Охрана водоемов. Природные зоны нашего края: лесная, лесостепная, степная.

Решающую роль в работе играет не всегда МАТЕРИАЛ, но всегда МАСТЕР Решающую роль в работе играет не всегда МАТЕРИАЛ, но всегда МАСТЕР Максим Горький Максим Горький