Итоговое сочинение как форма промежуточной аттестации в 2015 году Елена Александровна Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУДПО «Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Advertisements

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Экзамен по русскому языку и литературе.. Задачи введения итогового сочинения в 11 классе Выявить: уровень речевой культуры учащихся; его начитанность;
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Транксрипт:

Итоговое сочинение как форма промежуточной аттестации в 2015 году Елена Александровна Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУДПО «Институт развития образования Омской области», к.п.н.

Документы и материалы Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» 923 от г. (зарегистрирован Минюстом России г., регистрационный 33604); Информационное письмо Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от г. НТ-904/08; Организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения); Инструктивные материалы по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях; Методические рекомендации.

Цель, ожидаемые результаты Итоговое сочинение позволит: – проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. – выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. – проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

Инструкция для выпускников Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Актуальные аспекты методической работы при подготовке к сочинению анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы; осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме; отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;

Актуальные аспекты методической работы при подготовке к сочинению при подготовке к сочинению формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации); продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы; речевое оформление текста; оптимальные формы работы с черновиком.

Основные этапы создания текста сочинения 1) Подготовительный этап Выбор задания (формулировки темы). Понимание (осмысление) темы сочинения. Отбор литературного материала для раскрытия темы. Составление плана сочинения. 2) Этап создание текста, исполнительский этап Демонстрация в сочинении знания художественного текста. Использование теоретико-литературных понятий. Обеспечение связности текста, последовательности и логичности изложения. 3) Этап контроля 4) Этап редактирования

Рассуждение-доказательство Рассуждение-размышление Вступление – подведение к проблемному вопросу. Изложение проблемного (-ых) вопросов и ответ (-ы) на них. Почему? Тезис – Потому что, так как – Обоснование, аргументы – Что из этого следует? – Выводы – Поэтому, таким образом. Заключение.

Варианты структуры тезисно-доказательной части сочинения Тезис – аргумент – другой аргумент – вывод Тезис – аргумент – контраргумент – вывод Тезис – аргумент – другой тезис – аргумент – вывод Тезис – аргумент – другой тезис – контраргумент – вывод

Формулировка темы При составлении тем не использовать узко заданные формулировки. Формулировка темы должна давать ракурс ее раскрытия (возможность перевести ее в задачу). Принципы формулировки темы: - ясность, точность постановки проблемы - посильность - возможность выбора литературного материала, на который необходимо опираться

План анализа темы сочинения 1. Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы. 2. Определение содержательного типа темы. 3. Обнаружение метафор в формулировке темы. 4. Определение ключевых слов темы и отношений между ними. 5. Определение объёма и содержания темы.

Определить наличие или отсутствие «ограничителей» темы: национальных, временных, жанровых, авторских и т.п.

Формулировка темы: «Причины одиночества Печорина» содержит ограничители: по произведению (роман «Герой нашего времени»); автору (Лермонтов М.Ю.); герою (последний заключён в фамилии Печорин). Первые два ограничителя не названы прямо, они подразумеваются и осознаются в том случае, если пишущий знает, героем какого произведения является Печорин.

Формулировка темы: «Кто служит делу, а не лицам…» (По комедии А.Грибоедова «Горе от ума») Ограничители: по автору; по произведению; по жанру (комедия)

Тема «Без действия нет жизни» (По произведениям русской литературы ХХ века») Ограничители: по времени (ХХ век) национальности (русская литература)

Понимание (осмысление) темы сочинения Тема-суждение Печорин – «страдающий эгоист». Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Книги учат нас видеть и понимать прошлое. Без хорошего читателя не бывает хорошей книги. Идея уже выражена, надо обосновать ее, подобрать аргументы, подумать об их расположении, подтверждении текстом

Понимание (осмысление) темы сочинения Тема-вопрос Почему важно уметь сострадать другому? Трусость и предательство: как связаны эти понятия? Можно ли обойтись без книг? Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о насыщенной гордости? Ученик сам определяет суждение, идею, ему надо подобрать аргументы, подумать об их расположении, подтверждении текстом

Понимание (осмысление) темы сочинения Тема-понятие Драматизм судьбы человека в сложную эпоху. Образ современника М.Ю. Лермонтова в творческом наследии поэта. Своеобразие философской / любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Ученик сам определяет проблему в теме, идею, ему надо подобрать аргументы, подумать об их расположении, подтверждении текстом

Понимание (осмысление) темы сочинения Тема-цитата Все, что прекрасно, - нравственно. Г. Флобер Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина Все недоброе в сердце человека должно исчезнуть в прикосновении с природой. Л.Толстой Ученик должен понять высказывание, адекватно раскрыть его смысл, «перевести на свой язык» и сформулировать свою позицию (тезис), подумать о подтверждении его текстом

Понимание (осмысление) темы сочинения Тема-приглашение к рассуждению Согласны ли вы с утверждением героя И.С. Тургенева «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Согласны ли вы с утверждением А.Н. Толстого «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»? Тема требует личностного подхода к материалу, переосмысления его, доказательности суждений и аргументированных выводов.

Понимание (осмысление) темы сочинения Тема-выбор Спорить с судьбой или принимать ее? (По страницам литературы XIX-XXI вв.) Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её? Какая из мыслей Лермонтова вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) Тема предполагает раскрытие разных точек зрения либо одной из них.

В формулировке темы есть метафора Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль. Пример: Мы звено в цепи, и не наше право его разрушать (По произведениям отечественной или мировой литературы)

Виды заданий 1. Определите содержательный тип следующих тем. 2. Установите, какие ограничители (конкретизаторы) содержат следующие формулировки тем. 3. Сформулируйте основную мысль сочинения, раскрыв метафору. 4. Предложите возможные пути – варианты раскрытия следующих тем. 5. Какой тезис вы будете доказывать в сочинении по каждой из обозначенных тем?

Ключевые слова в формулировке темы Анализируя формулировку темы, необходимо найти ключевые слова (КС) и выяснить содержание ключевых понятий. КС можно найти По вопросу: «О чём говорится в теме?» (В теме «Величайшие истины – самые простые» нужно говорить об истинах). Ключевые слова могут представлять ряд синонимов, тематических слов или антонимическую пару. Пример: в сочинении на тему «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению – милосердие, поддержка, помощь.

Объём и содержание темы Объём темы - тот круг фактов, явлений, предметов, которые охватываются её формулировкой. Содержание темы - совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений, характеров) для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объём темы. Разработка конкретного содержания темы зависит от способа её формулировки (понятие, вопрос, суждение). Между объёмом и содержанием темы обратно пропорциональная зависимость: чем больше объём, тем уже содержание; чем меньше объём, тем глубже содержание.

Объём и содержание темы Чтобы определить объём темы сочинения – тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению в сочинении – нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения. Это могут быть понятийные, детализирующие и связующие вопросы. Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы: «О чём я буду писать в своём сочинении?)

Возможные вопросы Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое..», «Что обозначает..» и т.п.) Эти вопросы в качестве ответа предполагают общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина. Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п.) Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями («Почему автор называет..», «Каково значение..», «Как раскрывается в произведении..» и т.п.)

Вопросы к формулировке темы Пример Тема «Давным-давно окончен бой…» (По произведениям о Великой Отечественной войне). Что обозначает многоточие в конце цитаты? О какое бое идёт речь? Что понимается под этим? Как связаны давность событий и память о них? и т.п.

Основная мысль сочинения Порядок работы над основной мыслью сочинения: Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е.дать им чёткое толкование, Поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, Особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы. По вопросам определить отношения между основными понятиями. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении?»

Основная мысль сочинения Основная мысль сочинения (тезис) – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объём темы и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своём сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения (СТЕРЖЕНЬ). Основная мысль сочинения (тезис) – это логическое суждение, утверждение, которое будет развиваться в зависимости от вида темы (тема-предмет, тема-понятие, тема- суждение).

Основная мысль сочинения (тезис) Конфликт поколений не такой уж вечный, не в каждой семье он обостряется. Там, где чтят предков, с уважением относятся к родителям, проблема непонимания не стоит. Жизнь таких детей гармонична и счастлива.

Оригинальность сочинения - нестандартный, творческий подход к раскрытию темы, - неожиданные, но убедительные аргументы, - интересные мысли, аналогии, ассоциации, свежие наблюдения, - яркий, индивидуальный стиль речи. Одаренный двойным зрением он всегда своеобразно смотрел на вещи (С.А. Андреевский) (По произведениям М.Ю. Лермонтова).

Напишите сочинение на тему « Роль любовных треугольников в раскрытии женских характеров» Задание : Прочитайте отрывок из произведения, разберитесь, перед каким выбором оказалась героиня. Постарайтесь понять, что, на ваш взгляд, повлияло на ее решение. Как раскрывается характер героини в предложенном эпизоде. Дайте оценку ее нравственным качествам. Сформулируйте тезис. На каком литературном материале лучше выстроить доказательство тезиса. Опишите сжато любую ситуацию, представленную в произведении, ориентируясь на тему и тезис.

Напишите сочинение на тему « Роль любовных треугольников в раскрытии женских характеров» Обломов Ольга Штольц Наташа Анатоль Андрей Татьяна Онегин Генерал Софья Чацкий Молчалин Катерина Борис Тихон Маша Миронова Гринев Швабрин

Составить план сочинения План поможет написать стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основной мыслью. План поможет избежать ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов. В каждом пункте плана можно записать примеры и цитаты, необходимые для раскрытия темы. План обеспечит связность текста, последовательность и логичность изложения. Каждое новое положение, развивающее основную мысль, должно быть следствием предыдущего, выводы и обобщения являться следствием рассуждений. Следить за правильным выделением абзацев – в соответствии со смысловыми частями текста сочинения. Сделать его лучше в черновике и не переносить в бланк.

Формулировка тезиса Задание. Определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество» (Н.М.Карамзин). Патриотизм – свойство настоящего человека. Изучать историю необходимо, чтобы стать образованным человеком. История своего народа очень интересна и поучительна, для молодого человека в особенности. Истинный патриот не может не проявлять интереса к истории своей родины.

Формулировка тезиса Задание. Определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг» (Ш.Руставели). Друзья всегда помогают, поэтому нужно иметь много друзей, чтобы не быть беззащитным и неуверенным в завтрашнем дне. Найти настоящего друга непросто, некоторые люди посвящают этому всю жизнь. Невозможно прожить без друзей. Ведь человек проявляет себя только в общении с другими людьми, и не иметь друзей – это значит не реализовать себя в жизни. Многие люди не знают, как правильно прожить свою жизнь, поэтому они становятся как бы врагами самим себе.

Логические переходы В рассказе К.Г. Паустовского Скрипучие половицы говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского. Раздумья известного русского писателя В. Распутина об ответственности человека перед природой отражены в таких его произведениях, как «Прощание с Матерой» и «Пожар». Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю М.И. Пришвина.

Логичность и связность текста Учить пользоваться так называемыми «логическими мостиками», позволяющими связывать композиционные части сочинения: вступление и основную часть, основную часть и заключение, вступление и заключение. Конструкции типа: «Постараюсь объяснить на примере из литературного произведения…», «Остановимся на…», «Далее отметим…», «Теперь перейдем…», «Можно еще отметить…», «Приведу еще один пример…» и др.

Логичность и связность текста Это могут быть, например, и такие сочетания слов: Для решения этой проблемы обратимся..., Чтобы ответить на вопрос темы, рассмотрим (я рассмотрю), обратимся..., Подводя итог, вспомним слова...и т.д.

Выразительность речи Использование эмоционально- экспрессивных прилагательных, например: «удручающее впечатление», «отрадное явление», «поразительное свойство», «яркий образ», «удивительная способность писателя» и др. Риторические вопросы Вопросно-ответный ход

Работа обязательно должна строиться на материале конкретных литературных произведений Продуманно и логично постройте свое рассуждение! Не забудьте о том, что у любого сочинения должны быть: - вступление (где вы формулируете проблему, обосновываете выбор произведений для анализа, обозначаете то, на что вы собираетесь обратить особое внимание), - основная часть (где вы подробно и аргументировано развиваете ваши тезисы, приводите доводы «за» и «против», обосновываете вашу точку зрения и подходите к выводу) - заключение (где вы подводите итог всему сказанному, выделяете главное, делаете вывод из вашего рассуждения).

Основные задачи вступления Показать, какие варианты вопросов возможны к данной теме. «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова». 1) Как представляет себе М.Ю. Лермонтов роль поэта и поэзии в жизни людей? 2) Какие этапы проходит развитие темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова? 3) Как соотносится представление о роли поэта и поэзии в жизни людей с позицией других русских поэтов по этому вопросу? 4) Как повлияли представления М.Ю. Лермонтова о роли поэта и поэзии на взгляды по этому вопросу поэтов второй половины XIX – ХХ веков?

Основные задачи вступления Объяснить сужение темы (почему вы выбрали тот или иной вопрос к теме). «Человек и природа в русской литературе» Постепенное угасание классицизма и возникновение и развитие романтизма обусловили новый подход к решению проблем, занимающих русских писателей. Происходит смена канонов, изменяются характеры произведений и идеал героя. Многие второстепенные темы выходят на первый план и приобретают новое значение, как это произошло с темой природы. На примере творчества А.С. Пушкина можно проследить многогранность этой проблемы и многообразие путей её решения.

Основные задачи вступления Пояснить, почему необходимо / актуально отвечать на вопрос, заданный в формулировке темы. «Нужно ли воспитывать подрастающее поколение?» Воспитанием подрастающего поколения занимаются все живые существа и человечество на протяжении всего своего существования. Однако в человеческом обществе в последнее время произошли значительные перемены: молодые люди чаще получают готовые выводы вместо того, чтобы напрягать свой интеллект. Родители спешат решить за своё чадо все вопросы, а что не знают родители, то знает Википедия. В результате дети, не приученные к самостоятельному поиску, страдают от того, что приучены к пассивности и потребительству.

Основные задачи вступления Пояснить значения тех слов в формулировке темы, которые, с вашей точки зрения, в таком пояснении нуждаются. «Кого можно считать истинным патриотом?» Мы часто слышим и произносим высокие слова о любви к родине, порой не задумываясь о том, в чём выражается эта любовь. Вот человек сделал научное открытие, добился высот в труде, создал гениальное произведение искусства. А может быть, истинная любовь выражается в том, что в трудные для своей родины времена человек встал на её защиту, остался преданным ей во вражеском плену? Примером проявления истинной любви к отечеству, на мой взгляд, является жизнь и подвиг Героя Советского Союза М.П. Девятаева, написавшего о своей судьбе книгу Побег из ада.

Основные задачи вступления Пояснить значения тех слов в формулировке темы, которые в таком пояснении нуждаются. «Герой нашего времени – русский психологический роман» «Психологический роман разновидность романа, в котором автор ставит в качестве цели изображение и исследование внутреннего мира человека и тончайших движений её души».

Заключение как структурный элемент сочинения-рассуждения Заключение - это не просто выводы (главный вывод даётся в последних фразах главной части), это как бы выход из достаточно узкой системы конкретных доказательств в широкий мир жизни, философии, литературы и т.д. Заключение должно отвечать следующим требованиям: содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении; оно должно соответствовать теме сочинения. Виды заключения - суммирующее - типологизирующее - апеллирующее

Тип заключения - суммирующее Подведение итога и формулирование выводов - вернуться к важнейшим пунктам основной части и построить заключение как напоминание о них. «В романе Война и мир Л. Толстой создал живую картину российской действительности первой половины XIX века. Сам автор сравнивал его с Илиадой Гомера. Действительно, это одно из самых значительных произведений не только русской, но и мировой литературы. Один голландский писатель говорил: Если бы Господь захотел написать роман, он не смог бы этого сделать, не взяв за образец Войну и мир. Я думаю, с этой мыслью нельзя не согласиться».

Тип заключения - типологизирующее Ставит сообщение в перспективу или вводящее фон для лучшего его понимания. Самая простая схема - схема "вчера - сегодня - завтра": показать, чем был объект вчера, что представляет собой объект сегодня, чем будет объект завтра. 1. «Во все времена поэты обращались к теме Родины: одни восславляли её победы над врагами, другие родную природу. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтает увидеть страну цветущей и свободной, народ сильным». 2. «Тема поэта и поэзии, назначения поэта после М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов».

Тип заключения - апеллирующее Прямое воззвание к чувствам читателя. «Человек и природа изначально едины. Мы дети Великой Матери Природы, но часто забываем об этом. А должны помнить!»

Тип заключения - апеллирующее Цивилизация наступает не только на природу, но и на души людей, отчуждая их от общения с ней, увлекая комфортом, удовольствиями и развлечениями. Нот лишь общение с живой природой, заботливое к ней отношение может стать источником радости и понимания ценности бытия.

Проверка сочинения При проверке сочинения учитывается: - несоблюдение требуемого объема, - несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы, - отсутствие опоры на литературный материал. Списывание Плагиат Использование заготовок Заученные сочинения Выдуманные произведения

Критерий 1 Неадекватное прочтение формулировок заданий Несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы Полнота раскрытия темы не проявляется Коммуникативный замысел сочинения не выражен Поверхностное рассуждение

Критерий 2. Отсылка к тексту, без обращения к нему, текст не становится опорой для рассуждения; Обзорное или неглубокое обращение к худ. произведениям; Недостаточное знание (а в ряде случаев и незнание) текста художественных произведений: - превратное толковании смысла образов, - искажение содержания произведения, авторской позиции, - привлечение лит. материала, который не соответствует теме

Ошибки аргументации Отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; Отсутствие тезиса, рассуждение не пронизано основной идеей; Аргументация шаткая, т.к. превращается в назидательную риторику, в плоские нравоучения; Аргументация неубедительна (нет логики м/у тезисом и аргументами); Закон тождества / непротиворечия / достаточного основания нарушен. Недостаточность оснований в док-ве; Отсутствие тезисно-доказательной части

Критерий 3 Отсутствие вступления, заключения, их объем Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного

Логические ошибки Ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: -сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, -использование взаимоисключающих понятий, -подмена одного суждения другим, -необоснованное противопоставление, -установление неверных причинно-следственных связей, -несоответствие аргументации заявленному тезису; -неправильное формирование контраргументов; -неиспользование или неправильное использование средств логической связи, -неправильное деление текста на абзацы;

Фактические ошибки Ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко- литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий, например: -в названии произведения, в указании его автора, -в именах персонажей, - в топонимах, -в изложении сюжетной линии, -в ТЛП и средствах выразительности

Итоговое сочинение po-napravleniyu-spor-pokoleniy- vmeste-i-vroz.htmlhttp://sochinenie11.ru/spor/108-temy- po-napravleniyu-spor-pokoleniy- vmeste-i-vroz.html edu. crowdexpert.ru

Хороших тем 2 декабря! Спасибо за внимание! УДАЧИ! Елена Александровна Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУДПО «Институт развития образования Омской области», к.п.н.