Информационно- коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий и деятельностный подход в предметах начальной школы Алексей Львович Семенов член Совета Минобрнауки России по Федеральным государственным образовательным стандартам, ректор МИОО
Что нового в стандарте? Изменится ли предметное содержание, если стандарт его не регламентирует?Изменится ли предметное содержание, если стандарт его не регламентирует? «Так что же, вы хотите что-то менять?»«Так что же, вы хотите что-то менять?» Убавить нельзя: как же без этого?Убавить нельзя: как же без этого? Добавить нельзя: куда же это?Добавить нельзя: куда же это?
Метапредметная составляющая: Открытие Года Учителя.Открытие Года Учителя. «Ничего страшного. Мы и так всё это уже делаем»«Ничего страшного. Мы и так всё это уже делаем»
Информационные и коммуникационные технологии ИКТ делает изменения постепенными и существеннымиИКТ делает изменения постепенными и существенными Наиболее ясно эти изменения видны в метапредметном компоненте результатов.Наиболее ясно эти изменения видны в метапредметном компоненте результатов. ИКТ необходимый элемент формирования универсальных учебных действийИКТ необходимый элемент формирования универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия ИКТ – важнейший инструмент,ИКТ – важнейший инструмент, В ФГОС - принципиально меняющий образовательный процессВ ФГОС - принципиально меняющий образовательный процесс Деятельностный характер стандартаДеятельностный характер стандарта Формирование универсальных учебных действийФормирование универсальных учебных действий
ПРИМЕР Деятельность: создание сочиненияДеятельность: создание сочинения ПланПлан ЧерновикЧерновик ЧистовикЧистовик ОценкаОценка «Анализ», «Обсуждение», «Работа над ошибками»«Анализ», «Обсуждение», «Работа над ошибками» Переписывание?Переписывание?
ПРИМЕР Деятельность: создание сочиненияДеятельность: создание сочинения ПланПлан Черновик – не последовательное письмо. Естественное перемещение приоритета на коммуникацию, смыслЧерновик – не последовательное письмо. Естественное перемещение приоритета на коммуникацию, смысл Чистовик – то, что выносится на обсуждениеЧистовик – то, что выносится на обсуждение Анализ, Обсуждение, Оценка, Работа над ошибками – важнейшие компонентыАнализ, Обсуждение, Оценка, Работа над ошибками – важнейшие компоненты Формирование способности к самостоятельному анализу своей работыФормирование способности к самостоятельному анализу своей работы Переписывание ! Система работы. Новый чистовик…Переписывание ! Система работы. Новый чистовик…
ПРИМЕР Деятельность: создание сочиненияДеятельность: создание сочинения Материал:Материал: Исходный материал: видео-фильм, снятый учащимся на экскурсии, записанные воспоминания бабушкиИсходный материал: видео-фильм, снятый учащимся на экскурсии, записанные воспоминания бабушки Цитирование – открытое контролируемое информационное пространствоЦитирование – открытое контролируемое информационное пространство Результат – гипер-медиаРезультат – гипер-медиа Письменно-устное сочинение («презентация»)Письменно-устное сочинение («презентация»)
ПРИМЕР Коллективная деятельностьКоллективная деятельность Коллективное обсуждениеКоллективное обсуждение
Формирование ИКТ- компетентности Компонент Программы формирования универсальных учебных действийКомпонент Программы формирования универсальных учебных действий
Условия ПомещенияПомещения Оснащение (вытекает из деятельностной характеризации условий в стандарте)Оснащение (вытекает из деятельностной характеризации условий в стандарте) Финансирование (внеурочная деятельность)Финансирование (внеурочная деятельность)
Кабинет начальной школы Многофункциональные пространства
«СанПиНы» Чередование видов деятельностиЧередование видов деятельности Многофункциональная средаМногофункциональная среда
Информационная образовательная среда ПланированиеПланирование Материалы и задания учителяМатериалы и задания учителя Работы учащихся, портфолиоРаботы учащихся, портфолио Фрагменты занятийФрагменты занятий Оперативное взаимодействие с учителемОперативное взаимодействие с учителем Доступ к внешнему педагогическому процессуДоступ к внешнему педагогическому процессу Связь с родителямиСвязь с родителями