Правовые аспекты использования учебников и учебных пособий в образовательном процессе Свечников Сергей Константинович, тел. 45 15 38 e-mail: svechnikov.sk@mon.mari.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативные правовые основания использования электронной формы учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела.
Advertisements

Нормативные правовые основания использования учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела развития образовательных.
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
О порядке обеспечения учебниками в учебном году.
Новый порядок формирования Федерального перечня учебников (утверждён приказом Минобрнауки России от , регистрационный номер в Минюсте России.
С чего начать? Закупка электронных форм учебника.
Механизмы закупки учебников для образовательных организаций Пермского края в 2014 году.
УМК Рассматриваемые вопросы Нововведения Минобрнауки России по вопросу учебного книгообеспечения Особенности ФП Опыт «Фестиваля издательств» Алгоритм выбора.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
О деятельности администрации ОУ по вопросу формирования заказа на учебники на учебный год Информационно-диагностический центр управления образования,
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
1 обеспечения учебниками (учебными пособиями) образовательных организаций Новгородской области, реализующих программы начального общего, основного общего,
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АКТАНЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
Особенности обеспечения учебниками образовательных организаций Пермского края в 2014 году.
Правовой инструментарий экспертизы как механизм качества авторских педагогических разработок Астапенко Е.Л. методист МУ «Информационный методический центр»
Учебный план начального общего образования как составная часть соответствующей основной образовательной программы образовательного учреждения сентябрь.
Обеспечение учебниками в учебном году подготовила методист территориальной группы ЮВАО Городского методического центра ДОгМ Кузнецова Л. В.
Внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс образовательных организаций 1.
Транксрипт:

Правовые аспекты использования учебников и учебных пособий в образовательном процессе Свечников Сергей Константинович, тел

Федеральный перечень учебников (ФПУ) Порядок формирования ФПУ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. 1047) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. 253 «Об утверждении ФПУ, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Можно в течение ПЯТИ лет (с 2014 по 2019 годы) использовать учебники, вошедшие в ФПУ на 2013/14 учебный год, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. 1067

Изменения в порядке экспертизы учебников В ФПУ включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, созданным Минобрнауки России Экспертиза: помимо научной и педагогической – научная историко-культурная для учебников истории России, общественная, этнокультурная и региональная

Этнокультурная и региональная экспертиза Проходят учебники, обеспечивающие учёт региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. 450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» В отношении организаций, допущенных к участию в отборе, и учебники которых не включены в ФПУ, Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Минобрнауки России, принимается решение о проведении выборочной экспертизы учебных пособий. Экспертизе подлежат не более 5 процентов от представленного в Минобрнауки России списка учебных пособий. Если в представленном организацией списке менее 20 учебных пособий, то экспертизе подлежит 1 учебное пособие.

Требования к учебникам Принадлежность к завершенной предметной линии учебников Представлены печатная и электронная формы учебника Имеется методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания

Специализированная интернет-система организационно-методического сопровождения ФПУ

Издатели Всего 1308 учебников в ФПУ 2015/2016

В ФПУ содержатся наименования учебников по предметам с указанием издательств. Год издания учебника не имеет значения, если указанный учебник содержится в ФПУ.

Списание учебников ВЕТХОСТЬ (физический износ документов вследствие естественного старения материалов, непригодность для использования и невозможность (нерациональность) реставрации) УСТАРЕЛОСТЬ ПО СОДЕРЖАНИЮ (потеря актуальности тематики, подтверждаемая отсутствием спроса читателей, невостребованностью в перераспределении и реализации, в т.ч. в случае, если учебника нет в ФПУ)

Бюджетное финансирование постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 декабря 2013 г. 404 «Об утверждении нормативов для предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов» (в редакции постановлений Правительства РМЭ от 10 декабря 2014 г. 653) субвенции местным бюджетам на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в расчете 111 рублей на 1 обучающегося

Текущие расходы Закон Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года 54-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» План на 2015Факт на ,7 тыс. рублей 3 915,6 тыс. рублей, или 52,2% от предусмотренных бюджетных ассигнований

Дефицит учебников Согласно мониторингу обеспеченности школьными учебниками, проведенному в июле - августе 2015 года, образовательные организации на территории Республики Марий Эл нуждаются в учебниках

Причины дефицита недостаточное финансирование увеличение численности обучающихся (на 961 чел.) введение ФГОС в 5 классе замена учебников в связи с исключением из ФПУ изначальный недостаток учебников по физкультуре, музыке, технологии, ОБЖ (45%)

Пути решения проблемы Средства республиканского бюджета Средства образовательных организаций, привлеченных за счет иной приносящей доход деятельности Обменный фонд учебной литературы (в закрытой части образовательного портала Республики Марий Эл ) Традиционная благотворительная акция «Подари учебник школе» Переход на электронную форму учебников

Электронные формы учебников (ЭФУ) Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г наличие ЭФУ стало обязательным условием для включения в ФПУ

Определение ЭФУ – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника

Требования к ЭФУ при педагогической экспертизе ЭФУ в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме; ЭФУ содержит педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); средства контроля и самоконтроля.

Требования к ЭФУ при общественной экспертизе представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса; может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств; должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное); функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»; реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним; поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N НТ-136/08 Использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений. Одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.

Опрос о наиболее предпочтительной форме учебника в образовательных организациях (по данным Управления образования администрации г.Йошкар-Ола)

В целях информационной поддержки деятельности школьных библиотек создан раздел «Школьная библиотека» на образовательном портале Республики Марий Эл