Освоение городского пространства Сергей Пономарев, эксперт Фонда «Наше Будущее», Тюмень, 28 сентября 2015 Социальный бизнес: как это работает.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Проект Уполномоченного по правам человека в Пермском крае «Расширение сферы открытости и гражданской активности на местном уровне» Новая роль библиотек.
Advertisements

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Ключевые проекты, нацеленные на развитие ученического самоуправления и детских общественных объединений в
Развитие системы государственно-общественного управления в МБОУ «СОШ 2» г. Скопина.
Лидерство Задачи Формирование и продвижение молодого успешного россиянина. Поддержка и продвижение способной, инициативной и талантливой молодежи. Создание.
Ветров Г.Ю. Фонд «Институт экономики города» Креативная экономика и территориальное развитие: российские примеры.
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД ИРКУТСК- ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД. Главный ресурс города – люди: человеческий ум и творческие способности.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Проект поддержки детских домов и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, «ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО» ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ.
Основные студенческие сообщества/объединения А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения управления развитием воспитательной.
Опыт работы Управляющего совет системы образования района Афоничева Юлия Валерьевна, заведующий кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «ИРО»
Государственно-общественное управление муниципальной системой дошкольного образования как необходимое условие модернизации управления образованием Козлов.
Наша миссия: Наша миссия: Содействие развитию общественных инициатив в г. Джанкой.
Тема: «Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей» Воспитатель 2 средней группы МДОУ ИРМО «Хомутовский.
Комиссия Центрального совета сторонников Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по добровольчеству.
Местное самоуправление. Понятие местного самоуправления Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.
К.э.н. Карпенко Т.В.. Институциональные инструменты выражения интересов социальных субъектов общественные или добровольческие организации, их ассоциации,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 197 имени В. Маркелова » Программа деятельности III образовательного.
Круглый стол для классных руководителей и кураторов ученического самоуправления «Ученическое самоуправление в классе» 24 ноября 2015 г.
2015 ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА РУССКОГО МИРА КОНЦЕПЦИЯ.
Цели программы: Формирование мотивации и заинтересованности молодежи к приобретению дополнительных навыков в области творческой и эколого-практической.
Транксрипт:

Освоение городского пространства Сергей Пономарев, эксперт Фонда «Наше Будущее», Тюмень, 28 сентября 2015 Социальный бизнес: как это работает

Что такое город? 2 Город – это посредник между нашим прошлым и нашим будущим Город – шлюз и ракетоноситель новых практик, смыслов и людей Потому что я люблю свой город Потому что где я – там и столица (Центр силы/центр изменения России) Город как надежда на модернизацию (Россия- 1, Россия-2)

Современный город – это не цель, это СОСТОЯНИЕ. 3 Его больше или меньше в зависимости от количества горожан, создающих современный город здесь и сейчас Горожане создают практики (ведут жизнь)ГОРОДСКИХ ГРАЖДАН единой (большой) России-Европы-мира

SAGA о городе. Трансформация общественных пространств 4

Ключевые компоненты проекта 5 Компонент 1 ориентирован на передачу Северного опыта (Швеция, Дания, Норвегия) и знаний государственным и муниципальным служащими и их активное вовлечение в проект. Компонент 2 направлен на моделирование конкретных открытых общественных пространств на пилотных территориях (Коломна, Петроградская сторона) с учетом нового подхода, Компонент 3 связан с развитием библиотек и превращением их в современные, актуальные и интересные общественные пространства, которые привлекают посетителей и служат опорными точками для развития городских территорий. Компонент 4 ставит своей целью разработать силами участников (многие из которых являются преподавателями различных вузов Санкт-Петербурга) модель кросс- дисциплинарной образовательной программы по проектированию современных городских пространств.

Сбор информации для проекта 6

Северные городские практики 7 Приоритет велосипедистам Современные библиотеки Публичные места Игровые пространства

Современное гражданское городское творчество 8 1. Новые собственники и благоустройство 2. Городские жюри и советы 3. Городская кооперация 4. Городской гражданский контроль 5. Новые городские СМИ, карты и сети 6. Городские родители 7. И т.д.

Современное гражданское городское творчество 9 Новые благотворители Новые добровольцы Гражданские искусство и образование Стрит-практики Третье место Новые пространства общения

Городские гражданские практики 10 ГОРОДСКИЕ КИНОКЛУБЫ. Например, трэш-клуб «Конина», клуб любителей анимэ, студенческий киноклуб «Киновызов», «Киноночи в «Утопии» и т.п. ГОРОДСКАЯ КООПЕРАЦИЯ. Например, Абсолютно бесплатная ярмарка – обмен вещами (книгами, одеждой и т.п.) по принципу «Приноси, что хочешь, уноси, что нужно». Сопровождается бесплатными мастер-классами, дегустациями вегетарианской еды, публичными лекциями, кинопоказами и т.п. ГОРОДСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Защитники городских лесов, парков, скверов, борцы с уплотнительной застройкой, добровольные дружины по патрулированию улиц и т.п. ГОРОДСКИЕ СООБЩЕСТВА. Самоорганизованные группы людей по интересам. Например, клубы любителей интеллектуальных игр, встречи «в реале» ЖЖ-юзеров («развиртуализация») и т.д. ГОРОДСКОЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ. Например, Архнадзор, автомобилисты и контроль состояния дорог, контроль общественного транспорта и т.д. ГОРОДСКИЕ СМИ, КАРТЫ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СЕТИ. Например, газеты для мам и детей, «зелёные карты», где указаны пункты раздельного сбора мусора, стрит-джорнал и т.п. ГОРОДСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Например, арткафе («Арбузный сахар», «Антидиван»), hand-made-ярмарки, ярмарки дачников (цветы, овощи, фрукты), вегетарианские магазины и кафе и т.д. ГОРОДСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО. Например, субботники блоггеров, зоозащитники, которые регулярно организуют субботники в приютах для собак, благоустройство детских площадок во дворах, скамеек, клумб и т.д. ГОРОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ. Например, «Пермский Linux-fest», празднование юбилея микрорайона «Рабочий посёлок», организованное по инициативе жителей и т.д. ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА. Например, городские гражданские жюри, инициатива «Открытый бюджет», альтернативные общественные слушанья по плану застройка квартала и т.п. ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ. Например, инициатива «Свободный университет» (Санкт-Петербург, Тюмень), инициатива уличных концертов «Скверный фонтан», чтение стихов под открытым небом (московские Маяковские чтения у памятника Маяковскому).

Городские гражданские практики 11 ГОРОДСКИЕ РОДИТЕЛИ. Группы, которые вместе с детьми заново осваивают культурные и рекреационные пространства города, обмениваются опытом преодоления барьеров в получении муниципальных сервисов. НОВЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛИ. Люди, которые систематически вкладывают время и ресурсы в организацию адресной помощи детям- сиротам, детям с тяжёлыми заболеваниями, старикам, больницам и пр. Например, затея «Дедморозим» - новогодние подарки пермяков детям из детских домов; благотворительные hand made-ярмарки в пользу приютов для животных. НОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА. Создание новых тематических площадок для обсуждений, дебатов, дискуссий. Например, «Пермские публичные лекции и дебаты»; клуб читателей умных книжек «Эгалитарный клуб «Txt-клуб», уличные дискуссии и движения, «Оккупай (Абай) и др.». НОВЫЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ. Члены добровольных поисково-спасательных отрядов, отрядов добровольных пожарных, участники массовых субботников и т.п. Например, больничная клоунада – волонтёрская инициатива психологической помощи детям, долгое время находящимся в медицинских учреждениях; содружество волонтёров «Поиск пропавших детей». НОВЫЕ СОБСТВЕННИКИ. Инициативные группы собственников жилья, сообщества автовладельцев, жители общежитий и т.д. КРАЕВЕДЫ-ЛЮБИТЕЛИ. Горожане, которые осваивают местную историю и культуру через досуговые практики историко- краеведческого характера и представляют по этому поводу само организованные городские сервисы (экскурсии, интернет- энциклопедии городской истории и т.п.). СТРИТ-ПРАКТИКИ. Создатели новых городских художественных объектов (плачущего Путина или портрета Есенина на долгострое), движение велосипедистов, городская зарядка, уличные мастер-классы по танцам, совместные пробежки, кроссы и т.п. ЗАЩИТНИКИ ЖИВОТНЫХ. Люди, которые организуют содержание брошенных и подвергшихся жестокому обращению домашних животных. ГОРОДСКИЕ СОБРАНИЯ И СОВЕТЫ. Инициативные объединения людей, пытающиеся формировать городскую политику на уровне «корней травы». ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Советы территориального общественного самоуправления, домовые и квартальные комитеты, дворовые собрания и т.д. «ТРЕТЬЕ МЕСТО». Книжный магазин или кафе с дискуссионной и презентационной площадкой, общественные центры и т.п.

Городские вольные кафедры 12 Социальный стрит-арт (граффити в защиту политзаключённых, выступления «а-ля Бэнкси») «Гражданские развлечения»: уличные протестные вечеринки, гражданские фестивали, киноклубы, концерты, выставки и т.д. Создание творческих пространств: волгоградский дебаркадер, Варшавский вокзал в Санкт- Петербурге, творческая усадьба FreeLabs в Москве, эко-клуб «Утопия» в Перми Партизанинг (ремонт, улучшение городской среды, украшения, «ярн бомбинг») Стрит-практики (социальные уличные танцы, городская зарядка, Уличный университет, Маяковские чтения, уличные политические спектакли и т.д.) Городской «самиздат» (печатный и электронный: golosa.info – Тюмень, газета «Воздух» - Пермь и т.п. ) «Новый городской романс - музыка сопротивления» (петербургский «Подпольный фронт», боровшийся против «Газоскрёба», Вася Обломов, «Dead moroz» «Пятый корпус» и т.д.) Гражданские акции творческих людей – «контрольная прогулка» в Москве, Пётр Павленский и его акция молчания с зашитым ртом и т.д Перфомансы, хэппнинги, флеш-мобы и художественные акции гражданских активистов (бутылки из-под шампанского у ОВД Дальний в Казани, «Верните нам город» в Перми, «Большой белый круг» на Садовом кольце и т.п.)

Новые мотивы для активности «новых горожан» 13 Верни себе город Начни с малого конкретного - здесь и сейчас Поиски городской демократии и Минус скука Расширяем границы привычного Преодоление отчуждения – найти сообщество Почувствуй себя живым DIY (Do it yourself) – От манифестов к воплощению

Проблемы, связанные с реализацией новых городских гражданских практик неприятие городским сообществом или органами власти знаковости активистов (закрашивают граффити, срывают уличные лекции, не замечают и не оценивают как общественно пригодные и т.д.) 2.«гражданские развлечения» без видимых результатов (мода на «гражданские прогулки» в регионах, салонность 3. проблема провокативных художественных акций 4. самоорганизация «тёмных» гражданских сил («Оккупайпедофиляй», догхантеры и т.п.), опасность эскалации реваншизма с той и с другой стороны 5. трудно разглядеть активизм там, где он есть (партизанинг, инициативные городские праздники и т.п.) 6. информационная повестка так насыщена акциями «звёзд», что повседневный городской активизм выпадает из её фокуса 7. художественные и гражданские практики не отличимы друг от друга 8. проблема тематической солидарности: вынуждены поддерживать/не поддерживать некоторых акторов, теряя репутацию. 9. число участников творческих акций растёт, но качество падает.

Город как гражданский проект 15 Город - место практического многообразия и многотемья для гражданского участия. Судьба российской модернизации зависит от судьбы российского города. Город - это особенное пространство со- общественной жизни.

Вовлекая горожан в новые практики - стимулируем ценностные изменения 16 Снижение дистанции граждан по отношению к власти Увеличение статуса самовыражения Многообразие форм самореализации Стимулы самостоятельности: личной ответственности за свою судьбу и свой мир

Выбор городского пути 17 Архаика: сохранять традицию, своеобразие, даже если это несовместимо с комплексной модернизацией; Модерн: опора на сложившиеся неформальные институты, эволюционно создавать комфортную среду для продуктивности и новаций; Авангард: революционно обнулять устаревшую картину мира, ломать традицию «через колено» и заново начинать строительство современного города

Городу нужны 18 ПРОФЕССИОНАЛЫ: примеры, герои - хорошо граждански образованного и деятельного профессионала САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: успехи (лучший опыт) решения местных проблем через самоорганизацию и городское гражданское творчество горожан ПРОСВЕЩЕННОСТЬ: возрастание консенсуса вокруг будущего города ПРИЛИЧИЯ: мода на партнерства городской модернизации ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: современная городская разная успешность ОБРАЗ: имидж и репутация городского хозяйства: прочь от архаичности, непродуктивной конфликтности, городской неуспешности

Вернуть горожанам право быть просвещенными участниками изменений! 19 Необходим опыт включения нового городского активизма в подходящие для горожан и лиц, принимающих решения, формы общественного участия, чтобы использовать имеющееся окно возможностей для модернизации городской жизни. Для самих традиционных и новых городских гражданских практик чрезвычайно важно преодолеть ограниченность ситуативной, локальной и неустойчивой практики гражданской самоорганизации; исключить клише «главных начальников, отвечающих за все в городе» Образовательной средой для «строительства» современного города является практика этого строительства. Нельзя реализовывать изменения города средствами, которые разрушают основу города – самостоятельного и творческого горожанина

Почему модернизация городской жизни возможна как образовательный процесс 20 В городе возможны системные, устойчивые проекты модернизации, которые могут обойтись без революционной ломки всей системы общественных отношений и культурного обихода; Имеющиеся городские гражданские практики содержат элементы опережающей модернизации и/или фактического самообучающегося участия граждан в процессах преобразования городской жизни, городского управления и городской экономики. Неформальные «новые городские профессионалы» автономны, независимы от органов МСУ, но могут сотрудничать с ними если будут найдены «локальные оптимумы» интересов и дебюрократизирована сфера городских стратегий. Модернизация городской жизни требует многообразия субъектов, она потерпит поражение, если попытаться ограничиться номенклатурными и только административными решениями Образовательной средой для «строительства» современного города является практика этого строительства. Профессиональные образовательные системы должны включиться в это строительство современного города и найти в своей системе место рефлексирующим практикам. Работники­ образовани­я – не " единственн­ые бойцы» за социально-культурное­ обновление­ в городе, но не могут быть и самым архаичным­ и неинформир­ованным отрядом горожан.

за СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 21