Воспитатель: Воспитатель: Солухова Альфия Искандаровна Новосибирская область г. Каргат 2015 Проект «Развитие мышления через сказки и малые формы фольклора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению сказок. Задачи: Вызвать.
Advertisements

Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт - Петербург Информационно.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Разработала воспитатель Гречкина Наталья Михайловна педагог высшей квалификационной категории.
Проект средней группы «Колокольчик» «Жили – были…»
Вид проекта:, игровой, познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный, с 14 октября по 25 декабря 2013 г. Участники проекта: дети первой младшей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 206» ПРОЕКТ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ.
Проект «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – два разных мира» два разных мира» Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Средняя.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Авторы проекта: Кладова М.А., Ковалева О.Б., МБДОУ Детский сад 88 «Аленушка»
Город Азов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ЗАЙЧИШКИ - ШАЛУНИШКИ» Авторы: Воспитатели:
Краткосрочный детско- тематический проект: «В мире сказок» Продолжительность: с 14 апреля 2014 по 18 апреля 2014.
1. Проект возник в связи с проведением в России Зимних Олимпийских игр 2. Приобщение дошкольников к традициям олимпийского движения может стать частью.
Всероссийский конкурс детских и детско-родительских творческих проектов «Солнечный зайчик-2015» Государственное бюджетное образовательное учреждение дошкольного.
Презентация плана самообразования Выполнила Юхарева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад 8 (комбинированного вида) Вяземского района, Смоленской.
Педагогический проект «В гостях у сказки» Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Колесник В.П.
Проект Тема: Такие разные пирамидки Воспитатель: Яценко Д.А. Барнаул 2018 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Проект «Осенние фантазии» Подготовила воспитатель группы 5 Бакатович Ю.Г.
Транксрипт:

Воспитатель: Воспитатель: Солухова Альфия Искандаровна Новосибирская область г. Каргат 2015 Проект «Развитие мышления через сказки и малые формы фольклора у детей 2-4 лет»

«Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». В.А. Сухомлинский

Сказки и малые формы фольклора Дидактические и развивающие игры В образовательных областях и в режимных моментах Речевое развитие Двигательная деятельность Кружок: «Теремок» Работа с родителями

Оснащение предметно- развивающей среды Работа с родителями Досуги, праздники, развлечения В образовательных областях и в режимных моментах Основные направления реализации Основные этапы реализации проекта: Основные этапы реализации проекта: Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание иллюстраций в различных книгах, сказок Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам(рисование, раскраски, лепка, аппликация) Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Различные виды театра Творческие, режиссёрские игры Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание иллюстраций в различных книгах, сказок Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам(рисование, раскраски, лепка, аппликация) Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Различные виды театра Творческие, режиссёрские игры Совместная детско-родительская деятельность Чтение сказок, заучивание потешек, закличек, стихотворений. Помощь в подборе атрибутики изготовление костюмов. Совместная работа родителей с детьми (рисунки, праздники) Совместная детско-родительская деятельность Чтение сказок, заучивание потешек, закличек, стихотворений. Помощь в подборе атрибутики изготовление костюмов. Совместная работа родителей с детьми (рисунки, праздники) Заключительный этап. Проведение диагностики развития мышления детей. Оформление выставки «Любимая сказка» Праздник Подведение итогов проектной деятельности Заключительный этап. Проведение диагностики развития мышления детей. Оформление выставки «Любимая сказка» Праздник Подведение итогов проектной деятельности Совместная деятельность детей и воспитателей. Использование малых форм фольклора в режимные моменты, Чтение русских народных сказок сказок народов мира, сказок зарубежных писателей, сказок русских писателей. Рассматривание иллюстраций в детских книгах различных изданий. Игры – драматизации Совместная деятельность детей и воспитателей. Использование малых форм фольклора в режимные моменты, Чтение русских народных сказок сказок народов мира, сказок зарубежных писателей, сказок русских писателей. Рассматривание иллюстраций в детских книгах различных изданий. Игры – драматизации Подготовительный Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по данной теме. Подготовительный Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по данной теме.

Методы и приёмы работы с детьми Методы и приёмы Наглядные Игровые Практические Словесные

Принципы воспитательно-образовательной работы Принцип контроля Принцип гуманизма Принцип коммуникативно- деятельного подхода Принцип меры Принцип «Не навреди!»

Фольклор легко воспринимается детьми. С самого раннего возраста следует закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, запоминает стишки, сказки, потешки живет вместе с героями книг, сочувствует одним и осуждает других. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию мышления, воображения, речи детей воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа. Ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта ) в театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого.

Задачи: Образовательные: Познакомить детей со структурой сказки. Активизировать словарный запас детей. Формировать знания о малых жанрах фольклора, традиционных и обрядовых праздников. Развивающие: Развитие основ игровой деятельности. Развитие мыслительных операций(классификация, сравнение, обобщение и сериация). Развитие познавательных интересов. Воспитательные: Воспитание отзывчивости, культуры общения,поведения, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь, сострадания.

Предметно-окружающая среда в детском саду

Игровая; Гуманно-личностная; Технологию проектирования; Технология сотрудничества. Здоровьесберегающие. Классифицировать сказки; Анализировать героев сказки; Инсценировать сказки; Играть в сказки; Сравнивать малые формы фольклора; Появился устойчивый интерес к сказкам и малым формам фольклора. Дети должны овладеть умениями:

Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса. Дети свободно владеют подвижными, словесно - речевым, театрализованным играми. У большинства детей приоритетными качествами являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, коммуникативность. Гуманно-личностная технология в воспитательно- образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностных отношений воспитанников в коллективе. Данная технология концентрирует к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья.

Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, что приводит к улучшению работы по взаимодействию с родителями и положительно сказывается на развитии личности ребёнка. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности: физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; в образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, бодрящая, корригирующая, самомассаж. Все перечисленные технологии формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ И РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ Яркие впечатления детей реализуются в игре, рисунках, прикладном творчестве и музыкальной деятельности.

Дидактические игры по русским народным сказкам Настольно- печатные игры ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК И МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ЧЕРЕЗ ИГРЫ « Разрезные картинки по сказкам», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Расскажи сказку» «Из какой сказки герой» «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам» «Детское домино» Лото «Герои сказок» «Парные картинки»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК И МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Важнейшим направлением в моей работе является развитие речи детей через игру, что обеспечивает своевременное психическое, интеллектуальное развитие ребёнка. Поэтому сделала в группе подбор художественной литературы по детскому фольклору. Эти произведения включаю в работу по развитию речи в режимные моменты. Во время работы, в течении дня рассматриваем с детьми иллюстрации картин, что значительно расширяет знания детей об окружающем мире. Применяю в работе физкультминутки, пальчиковые игры, делаем артикулярную гимнастику, читаю потешки, сказки, стишки, заклички, поём колыбельные песенки, частушки заучиваем их вместе с детьми. Использую в работе больше интеллектуальных, дидактических игр, игр- драматизаций направленных на речевую активность,а так-же подвижные игры русского народа, приобщая детей к русской народной культуре. С интересом провожу нетрадиционные театрализованные занятия, занятия-путешествия, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия. Дети активно включаются в работу, а значит и развивается мышление, активизируется словарь, фантазия, дети становятся сплоченнее, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте.

КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ТЕРЕМОК» Большое значение для развития творческой личности ребёнка имеет театрализованная деятельность, это позволяет ребёнку полностью раскрыть себя.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Помощь в подборе наглядно- дидактических пособий. Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству(сказки, песенки, русские мелодии). Выставка рисунков «Моя любимая сказка». Просвещение: консультации«Роль фольклора в развитии детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки». Беседы «Как выбрать полезную сказку для ребёнка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». папки-передвижки«Сказки в жизни нашей группы», фотографии. Совместная практическая деятельность родителей и детей; Акция «Подари книжку группе»; Помощь в изготовлении русских – народных костюмов.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

В ходе диагностики предложила детям дидактические и развивающие игры и упражнения на развитие мышления,памяти, внимания, воображения: 1. Дидактическая игра «Узнай сказку»; 2. Словесная игра «Закончи сказку»; 3. Рассказывание сказки с использованием предметов символов-заместителей (геометрические фигуры); 4. Драматизация сказок; 5. Сборка паззл по сказкам. 6. Знания классификации потешек Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий. Высокий: ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое задание. Средний: ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются помощь воспитателя. Низкий: ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок. Проведенная диагностика развития мышления у детей показала, что 65% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития, а 35% -средний. Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми целенаправленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Диагностику провожу два раза в год, индивидуально и по подгруппам, это даёт возможность более полно прослушать побуждения, знания, представления, умения и навыки детей, что и позволило выявить уровень достижения каждым воспитанником промежуточных и итоговых показателей, запланировать методы и приемы для достижения оптимального результата. В конце каждого года с помощью диагностики прослеживаю динамику развития мышления у детей.

Проводимая мною работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей, что способствовала повышению уровня развития познавательных процессов и речевого общения. Использование сказок и малых форм фольклора позволило улучшить процесс формирования творческого воображения и мышления у дошкольников. В процессе деятельности у детей сформировалась положительная мотивация к интеллектуальным играм, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль, проводимые игры и мероприятия положительно влияют на развитие ребенка в целом. Результатом моей работы является то, что дети учаться рассуждать, анализировать, классифицировать сказки, чувствовать, сопереживать, различать малые формы фольклора, играть в настольные, дидактические игры, с удовольствием приходят в детский сад. Дети становятся более раскрепощёнными весёлыми, эмоциональными, доброжелательными. В своей дальнейшей деятельности планирую освоить новые нетрадиционные формы работы, такие как ТРИЗ.

Список используемой литературы: Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» г. Издательство «Вако»; М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» 2003 г. Издание творческий центр «Сфера»; М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам для детей 3-4 лет» 2006 г. Издательство «Паритет»; Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством» 2008 г. Издательство «Детство-Пресс»; О.И.Бочкарёва «Художественная литература» разработки занятий, 2008 г. Издательство «Корифей»; А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду» 1974 г. Издательство «Просвещение».