Основные понятия: ценность; высшие моральные ценности; фатализм; волюнтаризм; нравственная свобода; «свобода от…»; «свобода для…»; ситуация нравственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Общие сведения об этической культуре.
Advertisements

ДОЛГ И СОВЕСТЬ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 8 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Что такое мораль Что такое совесть Что такое моральный долг.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Обществознание 9 кл.. Одной из основ духовного мира общества и человека является_____(А). Она является ____(Б) и нормой оценки поведения людей в обществе.
МОУ «Ключевская СОШ им. А.П.Бирюкова». Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре.
Бахтоярова Ольга Ивановна – учитель обществознания и права Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа 7 г. Ивантеевка.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
Основы духовно– нравственной культуры народов России чебник для 4 -го класс а У чебник для 4 -го класс а Светская этика Представление проектов к главе.
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
Урок 2 « Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений » Поль Анри Гольбах « Определение этики.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Page 1 Свобода в деятельности человека 11 класс. Обществознание.
Урок 2 «Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений» Поль Анри Гольбах «Определение этики.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
Исполнитель: А.М. Задорожный. Мораль ( лат. moralis - нравственный ; mores – нравы ) – предмет изучения этики ; форма общественного сознания, представляющая.
ГОУ СОШ 317 ВАО г. МОСКВЫ Учитель – ЛЁДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА.
Воля человека Выполнила:. Раскрыть : Понятие воля Понятие воля Волевые действия и их характеристика Волевые действия и их характеристика Физиологические.
Транксрипт:

Основные понятия: ценность; высшие моральные ценности; фатализм; волюнтаризм; нравственная свобода; «свобода от…»; «свобода для…»; ситуация нравственного выбора; моральный конфликт; мотив; стимул; намерение; решение; деяние; последствия; оценка; самооценка; поступок; имманентная традиция; трансцендентная традиция; гедонизм; утилитаризм; социологизм; религиозные учения; философские учения; счастье. Ценность-понятие, которое выражает значимость, которую нечто имеет для нас. Высшие моральные ценности-смысл жизни, свобода, счастье- представляют идеи, организующие регулятивное воздействие на ее поведение.

Свобода как проблема В философско-этической мысли существует две крайних точки зрения на проблему свободы: Фатализм- человеческие поступки предопределены силами, находящимися вне нашей власти(например: Богом, роком, физическими закономерностями и т.д.) Волюнтаризм –человек абсолютно свободен в моральных решениях и должен поступать исходя из своих убеждений и желаний. Этика стремится разрешить извечную антиномию свободы как диалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поступков. Нравственная свобода-это мотивированное личными ценностями исполнение морально должного. Таким образом, выбор добра ведет к нравственной свободе, а выбор зла – к нравственной несвободе.

Ступени нравственной свободы Первая ступень: «Свобода от…», «негативная» свобода предлагает освобождение от внешней зависимости. Обычно это зависимость от авторитета родителей, мнения группы сверстников, давления общественных моральных стереотипов. Становящаяся личность (обычно в подростковом возрасте) обязательно стремится заявить свою свободную волю «делать то, что мне хочется». Вторая ступень: «Свобода для…», позитивная свобода-предполагает осознание того, зачем тебе моральная свобода, для чего ты будешь ее использовать. Это наличие свободы делать то, чего в сущности хочу. Позитивная свобода означает наличие у личности способности строить жизнь не вопреки, а благодаря нравственным закономерностям.

Ситуация нравственного выбора Основные виды ситуаций нравственного выбора: I. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек всегда совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств личность может «сломаться» и выбрать зло. II. Выбор между разными видами нравственного поведения: o выбор между долгом и склонностями традиционно толковался этикой в пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон». Однако под маской склонности может скрываться некий долг (например долг перед родителями). o выбор между личными убеждениями и общественным мнением более проблематичен. Обычно совесть личности считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. o выбор между различными видами обязанностей личности. Так, может сталкиваться долг благодарности по отношению к человеку, сделавшему нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных критериев.

Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Он возникает в душе личности когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая не менее для нее дорогая. При разрешении морального конфликта рекомендуется следовать принципу «наименьшего зла», т.е. из двух недостаточно нравственных действий выбрать наименее скверное.

Структура нравственного поступка Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: Мотив - намерение - цели и средства – решение - деяние- последствия – оценка(самооценка). Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора о котором шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснованием тому, что произойдет. В отличие от мотива стимул - это внешний фактор, воздействующий на поведение. Мотив плавно перетекает в намерение - желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок- это риск.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, - в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью. Решение - акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. Народная мудрость советует:

Спасибо за Внимание!