Профессиональный стандарт педагога.
Стандартизация Стандартизация это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон г. – введение первых стандартов на Руси – калибры - кружала для измерения пушечных ядер. Стандарты различают по сферам действия : международные, государственные, отраслевые, стандарты предприятий, стандарты научно - технических и инженерных обществ.
ISO В настоящее время вся совокупность стандартов сформулирована и закреплена в рамках многосторонних договоров системы ISO, при присоединении к которой организации наделяются определенными правами и обязанностями. Международная Организация Стандартизации (International Standartisation Organisation) является институтом, отвечающим за разработку ряда мировых стандартов, создана в 1945 г.
Стандартизация в образовании Стандарт представляет собой совокупность правил, руководящих принципов, характеристик деятельности и ее результатов, закрепленных в соответствующих документах Реализуются стандарты общего и высшего образования ( ФГОС ) Введен стандарт профессиональной деятельности « Педагог »
Причины развития стандартов в образовании Закон « Об образовании в РФ », ст. 11 Сохранение единого образовательного пространства в России Обеспечение преемственности основных образовательных программ обеспечение вариативности содержания образовательных программ Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации образовательных программ
Ведущая идея образовательного стандарта : ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
«Стабильное качество преподавания – самый важный фактор, влекущий за собой повышение качества достижений, но оно отсутствует в большинстве систем». М. Барбер и М. Муршед Результаты международного исследования PISA свидетельствуют о том, что ни один другой фактор, ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.
Отношение к профессии педагога в обществе
Самые востребованные профессии в России в 2014 г. По запросам работодателей По оплате труда По направлениям образования 1) IT – специалист 1) Программист 1) Управление персоналом 2) Инженер - проектировщик 2) IT – специалист 2) Торговое дело 3) Педагог 3) Вебмастер 3) Экономическая безопасность 4) Юрист 4) Специалист банковского дела 4) Медицинская биохимия 5) Медик 5) Архитектор - проектировщик 5) Менеджмент 6) Маркетолог 6) Менеджер по логистике 6) Реклама и связи с общественностью 7) Специалист по персоналу 7) Стилист - визажист 7) Государственное и муниципальное управление 8) Профессиональный рабочий 8) Шеф - повар 8) Экономика 9) Специалист индустрии красоты 9) Личный водитель 9) Градостроительство 10) Эколог 10) Врач - стоматолог 10) Международные отношения Источник : портал « Образование : все для поступающих в вузы ». Доступ : trebovannie-Russia.html trebovannie-Russia.html Источник : портал « Деловая жизнь ». Доступ : life.ru/rabota/personal/professii2014.htmlhttp://bs- life.ru/rabota/personal/professii2014. html Источник : презентация Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А. Б. Соболева
Какого учителя ждет школа ?
Какого учителя ждут в школе : по данным объявлений работодателей Музыкальный работник Требования : * высшее музыкально - педагогическое образование * опыт групповой работы с детьми от 1 до 7 лет - не менее 2- х лет Личные и профессиональные качества: * высшее образование * любовь к детям * умение общаться * терпение Данные сайта
Какого учителя ждут в школе : по данным объявлений работодателей Учитель математики Требования - Согласно должностных обязанностей учителя ( стандарт ) - Высшее педагогическое образование - Первая или высшая квалификационная категория приветствуется - Умение работать на ПК - Иметь личную медицинскую книжку и справку из МВД о несудимости Данные сайта
Почему нужен профессиональный стандарт ? Назрела необходимость в более четкой регламентации функций педагога. Существует потребность в объективизации оценки результатов профессиональной деятельности педагога. Имеется существенная ( необоснованно ) разница в требованиях к кандидатам на должности в сфере образования. Есть и другие причины …
Профессиональный стандарт педагогической деятельности : современный этап г. – Распоряжение Правительства РФ (« Дорожная карта » для сферы образования и науки ) – изменения в общем образовании, соотнесенные с введением эффективного контракта. Этапы введения эффективного контракта : 2013 год – разработка и апробация модели эффективного контракта, рекомендаций по его введению гг. – планирование дополнительных расходов местных бюджетов на повышению оплаты труда педагогических работников
Профессиональный стандарт педагогической деятельности : современный этап – приказом Министерства труда и социальной защиты РФ утвержден Макет профессионального стандарта, разработанный для всех сфер экономики. Макет регламентирует : Область профессиональной деятельности Виды трудовой деятельности в соответствии с действующими нормативами – обобщенное описание, требования к профессиональному образованию, требования к опыту работы, места работы, условия труда Виды квалификационных сертификатов
Стандарт профессиональной деятельности « Педагог » Евгений Александрович Ямбург – руководитель группы разработчиков стандарта. Д. пед. н, проф. Академик РАО, директор центра образования 109 ( Москва )
Профессиональный стандарт Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. 544 н Описывает требования к педагогу на ступенях : дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Фиксирует цель профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями ( организациями, осуществляющими обучение )
Описание профессиональной деятельности в стандарте Обобщенная трудовая функция Трудовые функции Трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения
Обобщенные трудовые функции педагога ( в соответствии со стандартом ) Обобщенная трудовая функция Трудовые функции Проектирование и реализация образовательного процесса. Общепедагогическая функция. Обучение. Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность. Проектирование и реализация основных общеобразовательных программ Реализация программ дошкольного образования Реализация программ начального общего образования Реализация программ основного и среднего общего образования Модуль " Предметное обучение. Математика " Модуль " Предметное обучение. Русский язык "
Механизм введения стандарта : предложение разработчиков стандарта Вводится с 1 сентября 2014 года Предполагается, что Опубликованный профессиональный стандарт будет выступать как рамочный и может дополняться как на региональном уровне, так и в каждом образовательном учреждении Оценка соответствия требованиям стандарта будет проводиться посредством внутреннего аудита ( анализ планов и отчетов, посещение уроков, иная форма ) с помощью результативного опроса ( выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных ). Объем и частота проведения аудита в отношении конкретного учителя, будет устанавливаться организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Общая схема наполнения школьной компоненты стандарта 1 этап – изучение и анализ утверждённого рамочного профессионального стандарта педагогического работника. 2 этап - конкретизация трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний педагогического работника с учётом социально - экономического и материально - технического контекста образовательной деятельности в регионе. 3 этап – разработка нормативной базы ( локальных актов ), регулирующей функционирование профессионального стандарта в регионе в рамках : аттестации педагогических работников как объективного измерителя квалификации педагога ; приема на работу в образовательную организацию как ориентир для разработки « экзамена на должность »; заключения контракта ( трудового соглашения ) с педагогическим работником как основа для формирования трудового договора, определяющего функционал работника.
Педагогический аудит Процедуры установления соответствия процесса и результатов профессиональной деятельности требованиям профессионального стандарта. Может быть проведен с применением различных методик оценивания – экспертной оценки, гуманитарная экспертиз, диагностическое оценивание, формирующее оценивание, суммирующее оценивание и т. п. Предполагает участие в этой процедуре субъектов оценивания – экспертов.
План - график обсуждения профессионального стандарта педагога и разработки предложений для регионального стандарта в районе : Разработка анкеты Разработка вопросов для фокус - групп Подготовка презентаций Мозговой штурм - Педагогический Олимп Выборочный опрос в ряде ОУ : 229, 238, 245, ДДТуВМ Фокус - группы учителей - предметников Анализ предложений различных категорий педагогов Представление предложений педагогической общественности РОС
Благодарю за внимание !