Программа развития универсальных учебных действий в примерной основной образовательной программе среднего общего образования А.К.Белолуцкая, В.А.Львовский,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Advertisements

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Оценка метапредметных результатов обучения через освоенные учащимися универсальные учебные действия Скворцов Павел Михайлович.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Транксрипт:

Программа развития универсальных учебных действий в примерной основной образовательной программе среднего общего образования А.К.Белолуцкая, В.А.Львовский, Е.Г.Ушакова

Цели и задачи старшей школы в контексте формирования УУД Старшая школа, с одной стороны, является завершающей ступенью школьного образования, с другой – переходом в открытое образовательное пространство, в котором человек будет находиться всю оставшуюся жизнь. Таким образом, старшая школа должна обеспечить достаточный уровень сформированности компетенций для перехода к взрослой жизни (трудовой, гражданской, семейной и т.д.) и для продолжения образования в любых – институализированных и свободных – формах.

Цели и задачи старшей школы в контексте формирования УУД Старшая школа – это возраст перехода на принципиально новый уровень рефлексии, который позволяет ставить и решать задачи на доращивание компетенций. Эти задачи может поставить только сам старшеклассник, взрослые при этом могут выполнять только фасилитаторские функции (как тьюторы, консультанты, эксперты). Процесс доращивания компетенций может носить слишком личный характер, чтобы быть открытым для окружающих, прямое руководство этим процессом со стороны взрослых противопоказано. Задача взрослого – организовать ситуации, в которых могут проявиться дефициты, создать условия, способствующие доращиванию компетенций (или смягчить условия, препятствующие этому процессу)

Цели и задачи старшей школы в контексте формирования УУД Старшеклассники уже выходят в пространство профессиональных проб и некоторые даже могут уже осуществлять реальную трудовую деятельность (право вступать в трудовые отношения наступает в 15 лет). Однако ключевой задачей школы, которая должна найти отражение в программе формирования УУД остается учебная деятельность, умение учиться: – умение действовать в новой ситуации: 1) способность оценить ситуацию как новую, к которой не подходят уже известные способы действия, 2) готовность действовать в новой ситуации, в том числе, соотнести свои возможности и условия достижения цели, умение «держать напряжение противоречия», 3) настойчивость в поиске нового способа действия, в том числе, через обращение к информационным источникам, создание необходимых коммуникативных ситуаций, организации исследования. К окончанию основной школы ученик становится субъектом своей учебной деятельности. Старшая школа становится полигоном для самостоятельного и коллективного продуцирования новых сфер деятельности, в которых умение учиться становится условием успешного действия и где оно «автоматизируется», превращается в установку, в хорошую привычку.

Цели и задачи старшей школы в контексте формирования УУД Базовые виды деятельности, в которых такое продуцирование возможно в старшей школе – это проектная и исследовательская (или учебно-проектная и учебно- исследовательская).

УУД в структуре образовательного пространства школы Понятие «УУД» введено в стандарт для более четкого выделения метапредметных результатов в противовес предметным результатам, для того чтобы подчеркнуть системно-деятельностный характер новых стандартов. Фиксируется «формальный эффект» обучения, указывается на то, что не только предметные знания, умения и навыки должны стать результатом работы школы. С другой стороны, это понятие является теоретической конструкцией, которая позволяет лучше разобраться в образовательном процессе и, в первую очередь, более направленно оценивать качество образования. Разделение УУД на регулятивные, коммуникативные, познавательные является в достаточной степени условным – в том смысле, что в целостном акте действия они все могут присутствовать одновременно. Большой ошибкой будет также считать, что формирование УУД представляет собой некоторый отдельный процесс, независимый от предметного обучения. Все УУД проявляются, становятся, формируются именно в процессе освоения человеческой культуры во всех ее проявлениях.

УУД в структуре образовательного пространства школы Формирование УУД можно рассматривать с точки зрения получения сквозных образовательных результатов. Сформированность регулятивных действий в развитой форме к окончанию школы проявляется в становящихся управленческих навыках (осмысленность целеполагания, ресурсность, рефлексивность и т.п.). При сформированных коммуникативных действиях старшеклассники оказываются способными к организации сотрудничества в разных сферах (в учебной, проектной, исследовательской, трудовой и др. видах деятельности). Важным индикатором сформированности познавательных действий становится развернутый образовательный запрос.

УУД в структуре образовательного пространства школы Сквозные (метапредметные) образовательные результаты правильнее было бы назвать эффектами, подчеркивая тот факт, что их невозможно получить непосредственно, в прямом орг управленческом действии. Результат – как то, что ставится в виде непосредственной цели – это, прежде всего, предметный результат обучения. Следует отметить, что на современном языке, предметный результат также следует рассматривать не через традиционные термины знаний-умений-навыков, а на языке учебно-предметных компетенций. Слово «эффект» подчеркивает еще одну важнейшую особенность метапредметности – ее существенно более длительный и более вероятностный характер, нежели предметный результат.

УУД в структуре образовательного пространства школы Особая роль старшей школы состоит в обнаружении дефицитов компетентностного развития, которые могут фиксироваться как на языке метапредметных результатов, так и на языке универсальных учебных действий и постановки задач на доращивание компетенций

УУД в структуре образовательного пространства школы Понимание своих дефицитов в плане компетентностного развития (на мета предметном уровне) – это вопрос сугубо индивидуальный, не поддающийся унификации. Это вопрос само идентификации, профессионального и личностного самоопределения. Чтобы эта дефицитность стала явленной старшекласснику, он должен попасть в проблемную ситуацию (в проблемное поле). При попытке реализовать себя в той или ной профессиональной пробе (или даже деятельности) старшеклассник может столкнуться с определенными неудачами, которые могут быть интерпретированы им двояко: 1) как понимание своих дефицитов и, как следствие, постановки задач на доращивание компетенций; 2) как понимание своих ограничений и отказ от данной сферы деятельности.

УУД в структуре образовательного пространства школы 1)не может существовать никакой специальной программы развития УУД, «дополняющей» образовательный) процесс. Школа не должна допускать ситуаций, при которых на уроках разрушается коммуникативное пространство (нет учебного сотрудничества), накладывается запрет на использование информационных источников, в том числе, интернета (нет информационного обмена, не затребована читательская компетенция), создаются препятствия для собственной поисковой, исследовательской, проектной деятельности (закрытое образование)

УУД в структуре образовательного пространства школы Создание условий для развития УУД – это не некоторое дополнение к существующему учебному процессу, а кардинальное изменение содержания, форм и методов обучения, при которых успешное обучение невозможно без одновременного наращивание компетенций. Иными словами, перед учащимися ставятся такие учебные задачи, решение которых невозможно без учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми (а также, с младшими, если речь идет о разновозрастных задачах), без соответствующих управленческих умений, без определенного уровня владения информационно-коммуникативными технологиями. Например, читательская компетенция наращивается не за счет специальных задач, лежащих вне программы или искусственно добавленных к учебной программе. Читательская компетенция наращивается за счет того, что поставленная учебная задача требует разобраться в специально подобранных (и нередко деформированных) учебных текстах, ход к решению задачи лежит через анализ, понимание, структурирование, трансформацию текста. В таком случае шаг в познании будет сопровождаться шагом в развитии компетенций, универсальных учебных действий. Если правильное предметное обучение не выстроено, доращивать компетенции бессмысленно (во всяком случае, мало эффективно). Если учителя систематически на уроках демонстрируют ненужность или даже вредность компетенций, специально их формировать в развлекательных внеурочных мероприятиях – дело мало полезное.

УУД в структуре образовательного пространства школы Программа развития УУД в старшей школе, таким образом, должна иметь следующие акценты: – Программирование открытого образовательного пространства, включающего профессиональные пробы и провоцирующего обнаружение дефицитов компетентностного развития. – Сопровождение индивидуальных траекторий компетентностного развития. – Рекомендации по организации учебного и внеучебного пространства для создания условий становление специальных (профессиональных) компетенций.

Типовые диагностические и формирующие задачи В стандарте УУД разделяются на три группы (регулятивные, коммуникативные, познавательные), но аналогичное различение на уровне диагностических и формирующих задач не требуется. Для оценки уровня сформированности того или иного действия в процессе или по результатам решения задачи создается специальная шкала наблюдений или измерений.

Типовые диагностические и формирующие задачи Задачи, встроенные в процесс обучения, различаются: а) по предметным основаниям, б) по уровню изучения (базовый или углубленный). Для предметов, которые изучаются на базовом уровне, с точки зрения УУД принципиальное значение имеют три обстоятельства: – установка старшеклассника на системное целостное видение учебного предмета, рефлексия на структуру предмета, выделение культурных средств и способов внутри предмета; – способность решать неизвестные задачи (предметные и межпредметные), привлекая необходимые информационные источники и организуя при необходимости групповое взаимодействие, – готовность построить программу углубленного изучения предмета в условиях нового профессионального целеполагания. Для предметов, которые изучаются углубленно и в той или иной степени связаны с профессиональным самоопределением старшеклассника, на центральное место выходят задачи проектного, исследовательского, творческого характера.

Типовые диагностические и формирующие задачи Как для диагностики, так и для формирования УУД больше подходят предметы, изучаемые на базовом уровне. Именно в непрофильных предметах операционально- техническая сторона отходит на второй план, а на первый план выходит смысловая сторона действия. Если изучение профильного предмета в старшей школе – это лишь начало профессионального обучения, то изучение непрофильного предмета представляет собой завершающий этап и, в силу этого, требует большего уровня рефлексии, большего понимания структурных, концептуальных оснований. При определенном построении учебного процесса можно сделать достаточно явным уровень развития УУД. Например, этому способствует использование технологии, которую иногда называют «перевернутый класс». В этой технологии домашнее задание (задание для самостоятельно проработки) не завершает урок, а предшествует ему. На уроке происходит обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся. Чтобы сделать более явной диагностическую процедуру, мы рекомендуем часть самостоятельной работы переносить в класс. Например, дома старшеклассники подбирают и изучают тексты, собирают информацию, а на уроке получают открытую задачу, в которой эта информация может лечь в основу решения задачи. Решение открытой задачи не регламентируется, при этом учитель не организует обсуждение, а предоставляет возможность учащимся работать самостоятельно и в любом выбранном ими формате. На следующем этапе учитель организует обсуждение выполненной задачи. Диагностика осуществляется за счет специальной схемы наблюдения и фиксации индивидуальных действий

Учебно-исследовательская и проектная деятельность Специфика учебно-исследовательской деятельности в старшей школе: более индивидуальный характер (хотя возможны групповые исследования, но они точно не общеклассные), как правило, более частные задачи (задачи, выводящие не на общие способы действия или научные понятия, а связанные с решением какого-то узкого круга проблем), нередко прикладные задачи, более открытые задачи, зачастую не имеющие однозначного решения. Существенно и то, что исследовательская задача (проблема) ставится и решается старшеклассниками самостоятельно, хотя взрослые могут участвовать, но их функция меняется (они переходят в позицию консультанта, эксперта). Исследовательская проблематика может вырастать из школьной (из урока), но может возникнуть и в других сферах, в частности, в предпрофессиональной или профессиональной

Учебно-исследовательская и проектная деятельность Проектную и исследовательскую деятельность не всегда легко противопоставить. Любая проектная деятельность в той или иной мере требует исследований, любое исследование в той или иной степени предполагает проектирование. Характерной особенностью проектной деятельности является выход на продуктивность, причем, на такую продуктивность, которая допускает реальные испытания. Конечно, это легче себе представить в сфере естественных наук, но и в других областях можно выделить продуктивную составляющую.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность Следует специально обсуждать обязательность - необязательность участия старшеклассников в исследовательской и проектной деятельности. Если в отношении профильных предметов этот вопрос решается в пользу обязательности, то в непрофильных предметах особенно в условиях старшей школы требование обязательности является избыточным

Резюме. Специфика старшей школы: Cтаршая школа – этап, когда все приобретенные ранее компетенции используются в полной мере и приобретают характер универсальных. Компетенции, сформированные в основной школе на предметном содержании, теперь могут быть перенесены на любые жизненные ситуации, не только относящиеся к учебе в школе. Старшая школа – это тоже пространство проб, но проб переноса сформированных компетенций на внешние, внепредметные ситуации. Отсюда основное требование к старшей школе, как к принципиально открытому пространству: должна быть предоставлена возможность сделать пробы вне образовательной организации (попробовать самостоятельно поучиться в дистанционном университете или МООС курсе, закончить его и получить диплом; совершить предпринимательское действие; поучаствовать в волонтерском движении или в социальных проектах, но не тех, что запланировала школа).

Резюме. Специфика старшей школы: 1)Разрозненные компетентности должны «собраться» в более широкие интегрированные деятельностные контексты (поведение; культура как способ отношения к действительности). 2)Самостоятельная постановка задач на «доращивание» необходимых компетеностей (рефлексия дефицитов). 3)Способность сформировать собственный образовательный запрос (изменение отношений учитель-ученик - их трансформация в более партнерские отношения, обращение за консультацией и т.п.). 4)Способность работать с образом будущего. Если в осн.шк. акцент на анализ актуальной ситуации, то в ст. шк. появляются жизненное планирование, разработка жизненных стратегий, прогноз на анализе тенденций. 5)Выработка собственной позиции по отношению к проблемным вопросам, а не только изучение и анализ чужих мнений.

Резюме. Специфика старшей школы: акцент на выбор профессии Доращивание компетенций должно происходить в выстроенном школой, но открытом образовательном пространстве с помощью профессиональных проб (или, точнее, профессиональных действий); в социальных практиках. Требование: акцент на деятельность вне стен образовательной организации, сотрудничество с социальными партнерами школы.

Регулятивные УУД Выпускник научится: Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели. Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы. Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели. Определять несколько путей достижения поставленной цели. Выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали. Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута. Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей

Познавательные УУД Выпускник научится: Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций. Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках. Использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий. Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи. Искать и находить обобщенные способы решения задач. Приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого. Анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации. Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные УУД Выпускник научится: Осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами). При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.). Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы. Координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального). Согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением. Представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией. Подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий. Воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития. Точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Условия: Формирование регулятивных универсальных учебных действий в старшей школе предполагает, в качестве условия, наличие открытой образовательной среды образовательной организации, составляющими которой являются: сетевое взаимодействие образовательной организации с другими организациями общего и дополнительного образования, учреждениями культуры; обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся; обеспечение возможности «конвертации» образовательных достижений учащихся, полученных им в иных образовательных организациях в учебные результаты основного среднего образования; привлечение дистанционных форм получения образования (курсов, МООС, дистанционных университетов), как элемента индивидуальной образовательной траектории учащихся; привлечение в качестве образовательных ресурсы сети Интернет: интерактивные конференции и образовательные события с ровесниками из других городов России и других стран, культурно – исторические и языковые погружения с носителями иностранных языков и представителями иных культур; обеспечение возможности вовлечения учащихся в проектную деятельность, с том числе в деятельность социального проектирования и социального предпринимательства; обеспечение возможности вовлечения учащихся в разнообразную исследовательскую деятельность; обеспечение широкой социализации учащихся как через реализацию социальных проектов, так и через организованную разнообразную социальную практику учащихся: работу в волонтерских и благотворительных организациях, участие в благотворительных акциях, марафонах и проектах; Все перечисленные организационные форматы, привлеченные и используемые в качестве элементов образовательной инфраструктуры, призваны обеспечить возможность самостоятельного действия учащегося, высокую степень свободы выбора элементов образовательной траектории, возможность самостоятельного принятия решения, самостоятельной постановки задачи и достижения поставленной цели.