Консультация логопеда Исправление недостатков звукопроизношения в домашних условиях Выполнила: учитель-логопед МБОУ лицей с. Месягутово Шилова А.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учите малыша произносить звуки! (консультация для родителей)
Advertisements

Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. учитель-дефектолог: Сенникова Светлана Анатольевна.
«Развитие слухового внимания и памяти в процессе индивидуальной работы».
Автоматизация звука С Автор: учетель-логопед В.А. Чередник.
ГККП «Ясли-сад 27 » г.Павлодар Традиционные и инновационные технологии в проведении логопедических занятий на автоматизацию звуков. Логопед: Крахмаль О.Н.
Игры на развитие речи Для родителей детей 2-3 лет.
Анализ развития устной речи: Чистое произношение звуков. Правильное построение фраз. Легкий подбор слов для ответа. Не искажает длинные слова.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ. СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ДМИТРИЕВА М.Е.
Когда малыш должен начать говорить? Почему мало говорит или наоборот: много и непонятно? Почему говорит только часть слова? Почему не понимает, когда.
Иванова Инна Анатольевна Учитель – логопед БГДОУ16 Высшая квалификационная категория Стаж работы 23 года Почетный работник Министерства Общего Образования.
Воспитывать интерес к содержательному и доброжелательному общению со взрослыми и сверстниками; Продолжать совершенствовать диалогическую речь, активно.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
1. Игра Предметы. Участники игры разбиваются на 2 команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие памяти в дошкольном и школьном возрасте Презентацию подготовили студентки 2 курса Зима Юлия and Яруткина Екатерина.
Методика проведения речевых зарядок Алёшина Эльвира Викторовна, учитель – дефектолог слухового кабинета ГОУ Большемурашкинская школа – интернат II вида,
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Транксрипт:

Консультация логопеда Исправление недостатков звукопроизношения в домашних условиях Выполнила: учитель-логопед МБОУ лицей с. Месягутово Шилова А.А.

В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение: свистящих звуков [С], [Сь], [3], [Зь], [Ц] шипящих звуков [Ш], [Ж] аффрикат [Ч], [Щ] сонорных [Р], [Рь], [Л], [Ль] йотированных звуков. Доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: -автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); -автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); -автоматизация звука в предложениях; -автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; -автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; -автоматизация звука в разговорной речи

Автоматизация звука в слогах. Включение звука в слоги. Например, при автоматизации звука «С» в слогах: в прямых слогах: са, сны, со, су затем в обратные: ас, ыс, ос, ус далее: аса, асны, асу, асу, иса со стечением согласных: сто, ста, спа, сма, сны, ско. На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са, са - сá, сá – са - са, са - сá - са, са – са - сá.

Автоматизация звука в словах. В словах с опорой на слоги (са – сад). В начале слова в конце слова в середине слова. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок. Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сныр, сок, суп, сух. Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос. Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост. Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сныро, сухо. Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косны, весны, овс и др.

Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска. Автоматизация звука «с» в трех сложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолет. Автоматизация звука «с» в трех сложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста. Автоматизация звука «с» в четырехсложных словах без стечения согласных: сороковой, сныроватый. Автоматизация звука «с» в четырехсложных словах со стечением согласных: сковорода.

На этом этапе проводится работа: над сложными формами звукового анализа и синтеза; по формированию умения выделять звук в слове; определять его место по отношению к другим звукам.

Автоматизация звука в предложениях. В начале предложения с умеренным включением звука; в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насныщенном данным звуком: В саду жужжат осны. У Сани длинные усны. Саня катается на самокате. У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах. Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос. Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус. Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс. У Сони и Сани в сетях сом с усами. В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

Игры со звуками Загадки Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

Чего не стало? Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Найди ошибку Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц. Например, такие: На бахче растут медузы. Расцвели на клумбе козы. В море плавают арбузы. На лугу пасутся розы. В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Слова вокруг нас Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук « Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом. Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым. Например, такие: Очень грустная горилла. Кенгуру заговорила. Три усатых таракашки. Черепаха суп варила. Разноцветные стекляшки. Пуговицы от рубашки. Или такие: Ромашки на кармашке На картинке у Кирилла У маленькой Наташки. Три зубастых крокодила. А в кармашке у Наташки Разноцветные стекляшки.

Что лишнее? Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова- ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» -потому что неживая, затем «ворону»- потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

Что изменилось? Это один из вариантов игры выше. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

В заключении: Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно два раза в день (утром и вечером в течении 5-10 минут). В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребёнку предлагается пересказывать рассказы (сказки) или составлять их по картинкам, занятия могут продолжаться минут и более.

Спасибо за внимание!